Насколько я помню КУБ-4 И КУБ-4М малёхо разные аппараты.
А описания и того и другого в старых минсвязевских справочниках были.
Вид для печати
Из книги "Техника коротких волн" 1938г.
Странное какое-то схемотехническое решение. Третья лампа не выполняет никаких усилительных функций - кроме как электронного регулятора напряжения на аноде второй лампы, (путём изменения напряжения накала ! Л3), что никак не способствует снижению энергопотребления. Или переменный резистор и ёмкость в катушке связи вместо регулируемого "электронного сопротивления" лампы тогда были в дефиците?
P.S. Совсем не хочу замахнуться на "священную корову", просто интересно понять смысл технического решения.
Спасибо за сканы. Более подробную схему КУБа нашел в Малинине благодаря подсказке на другом форуме http://forum.antradio.ru/viewtopic.php?f=193&t=2414
Проблема была в надежном высокоомном переменнике. В реале с таким решением подход к порогу регенератора действительно получился очень плавный. Но сама схема склонна к возбуду и порог регенератора заметно меняется при смене частоты в пределах одного диапазона (экспериментировал с катушками 4 диапазона 69-112м).
Да КУБ пока это для меня мечта... Но надеюсь , а вдруг где найдется таки....
Тему про КУБ-4М начал UR3IRS более пяти лет назад, и с тех пор в ней было кое-что интересное. Например, RU3AL опубликовал схему этого военно-морского приемника, которую он снял с реального образца. Больше я нигде этой схемы не встречал.
В июне я был в питерском Центральном музее связи имени Попова (ЦМС), где есть и КУБ-4М, и просто КУБ-4. Последний почему-то находится среди аппаратуры тамошней любительской КВ радиостанции:
Этот аппарат, выпущенный в 1935 году, окрашен шаровой краской, как и положено служебному приемнику, и даже имеет полный комплект сменных контуров:
До сих пор я держал в руках только КУБ-4, подаренный в свое время Э.Т. Кренкелю (RAEM). Этот приемник жгуче-зеленого цвета, выпущенный в 1933 году, хранится в Музее радио и радиолюбительства имени Кренкеля, которым руководит Евгений Суховерхов (UA3AJT).
Однако меня больше интересовал КУБ-4М, который есть и у нас в Радиомузее РКК:
А вот как выглядит КУБ-4М в витрине ЦМС:
Меня интересовал шильдик этого КУБ-4М, но приемник стоял за стеклом, открыть витрину в тот день никто не смог, так что пришлось довольствоваться плохо читаемым кадром:
И поверить пристендовой этикетке, где дата выпуска была определена как "1938 год".
Хотя для начала и это было неплохо. Дело в том, что я до сих пор точно не знаю, когда начали производить эти самые КУБ-4М. Экземпляр Радиомузея РКК тут не в помощь. Он был выпущен в марте 1941 года и скорее показывает, когда производство этих приемников было прекращено:
Весьма вероятно, что КУБ-4М начали выпускать уже в 1937 году как один из приемников второй системы радиовооружения Красного Флота "Блокада-2".
До этого в состав системы "Блокада-1" входил приемник КУБ-4 (без буквы "М"). Известно, что КУБ-4 начали производить в 1931 году, а система "Блокада-1" разрабатывалась с 1927 по 1934 гг. Так что хронологически здесь всё вроде бы сходится.
Но если кто-то сможет подсказать примерную дату начала выпуска КУБ-4М, буду благодарен. Только подсказки должны быть доказательными, а не голословными...
КУБ-4М: Технологический уровень
Только не подумайте, что я в восторге от приемника КУБ-4М. Ничего подобного...
Посетителям Радиомузея РКК я обычно демонстрирую наш КУБ-4М, выпущенный в марте 1941 года, как пример технологического конфуза в сравнении с приемником УС, выпущенным на четыре года раньше, в 1937 году. Вот как выглядит КУБ-4М изнутри:
Желтыми стрелками отмечены две катушки, которые нужно было менять вручную при переключении диапазонов. Ощущение такое, что если не повезет, то и током ударить может...
Да еще и лампа СБ-147, лежащая горизонтально и проходящая через отверстие в стальном экране --- не удивлюсь, если окажется, что такие лампы при вибрации разбивались об этот экран...
А вот вид изнутри приемника УС, который в 1937 году начали выпускать на московском заводе No.203 имени Орджоникидзе:
Здесь торжествует американская технология уровня 1936 года. Ведь УС это прямой наследник автомобильного приемника, который советские инженеры разработали, находясь на заводе RCA в штате Нью-Джерси. Там в 1936-37 гг. одновременно разрабатывались и два настольных бытовых приемника --- будущие 6Н-1 и 9Н-4.
И вот при том, что в Москве и Воронеже уже с 1937 года делали такие приличные вещи, как 8-ламповые супергетеродины УС, на ленинградском заводе No.210 имени Козицкого до самой его эвакуации в Омск продолжали выпускать 5-ламповые приемники прямого усиления КУБ-4М на устаревших радиолампах СБ-147, УБ-107 и УБ-110.
Правда, КУБ-4М имел несколько иной диапазон, чем УС (1,5...25 МГц против 0,175...12 МГц), но как-то не верится, что КУБ-4М прилично работал в верхней части своего диапазона...
Ну, а наш будущий противник, немцы, в те же годы уже освоили диапазон УКВ, вплоть до 50 МГц. Причем имели там не кварцованные, а параметрические задающие генераторы с плавной перестройкой. Нам тогда такое и не снилось...
Вот как выглядел, например, приемник E17 из авиационной бортовой радиостанции FuG 17:
При габаритах 138 х 167 х 208 мм этот кубик вмещал 8-ламповый супергетеродин диапазона 42,1...47,9 МГц. Заметьте, в нем лампы RV12P2000 также лежат горизонтально (3 штуки) и даже стоят вверх ногами (еще 5 штук), но тут речи о выпадании за счет вибрации не идет. Зато идет речь о 3-мерной топологии монтажа, которую во время войны применяли только немцы.
А вот как выглядела сама радиостанция FuG 17 (FuG XVII), предназначенная для связи самолетов с командирскими танками:
Приемники и передатчики у немцев уже с 1936 года строились по модульному принципу с использованием силуминового литья. 8-ламповый приемник Е17 в радиостанции расположен слева (он выделен на фото). Под приемником находится стабилизатор напряжения на еще одном пентоде RV12P2000, а посредине -- блок управления на четырех RV12P2000. Правая часть радиостанции это передатчик на двух 30-ваттных пентодах RL12P35.
Вот какая аппаратура выпускалась для Люфтваффе уже с 1938 года, когда у нас только-только начали делать КУБ-4М...
Вот, решил показать и своё "чудо техники", рождённое заводом им. Казицкого в 1939 году. Шильдик на верхней крышке приёмника сильно поржавел от морского климата, но "выбитые" год выпуска и номер прочесть можно. При наличии "родных" сменных контуров и р/ламп, даже удалось принимать телеграфные сигналы.
Сегодня утром тот же UN8GF, но под ником Anthem1, ответил на мое сообщение про КУБ-4М на форумах ОДЛР, где я ночью разместил те же тексты и картинки, что показаны выше.
Я ответил товарищу из Алма-Аты на форумах ОДЛР, но думаю, что эта информация будет интересна и посетителям форумов QRZ.RU. Итак, вот его сообщение и мой ответ:
ПР-4П это развитие модели УС-П, которая сама по себе появилась уже после войны. Ваш ПР-4П, судя по цифрам на шильдике, был выпущен в 1971 году.
Вплоть до конца 1945 года в СССР делали приемники УС (не УС-П), о чем свидетельствует наш экспонат, выпущенный горьковским заводом No.197 имени Ленина:
Нижний УС московского завода No.203, выпущенный в 1940 году (и, кстати, выигранный на eBay), я бы с удовольствием поменял на какой-нибудь УС, выпущенный до войны на воронежском заводе "Электросигнал".
Однако такие мне пока не попадались, и я даже не знаю, как выглядели воронежские шильдики, которые крепились на военной аппаратуре. Там ведь после 1938 года выпускали не только бытовые приемники 6Н-1 и 9Н-4, но и знаменитые "Малютки", т.е. авиационные приемники РСИ-4.
Наш РСИ-4А, например, имеет этикетку новосибирского "Электросигнала", какие у них были в 1942-1943 гг.:
Кстати, может, кто-то из посетителей данного форума знает, какими были довоенные этикетки для военной аппаратуры воронежского завода "Электросигнал"?
Дополняя историю приемника "КУБ-4":
Выдержка из книги Георгия Члиянц (UY5XE) и Бориса Степанова
(RU3AX) "Листая старые "Call Book" и не только... (1925-1941)" [Львов-Москва, "СПОЛОМ"; 2008, 304 с., ил.]:
21 мая 1937 г. с первой дрейфующей станции "Северный
полюс" начала работать радиостанция с позывным сигналом UPOL и
уже 24 июня она появилась и на любительских диапазонах.
Первое QSO, 24 июня, с ним провел LA1M из Aalesund, а к ночи на 30 июня Э. Т. Кренкель провел очень для себя долгожданные QSOs c советскими коротковолновиками. Первыми из них "прорвались" ленинградцы - В. Салтыков (U1AD) [за что ему, после окончания экспедиции, летом 1938 г. был вручен персональный приз Э. Кренкеля – приемник "КУБ-4"] и А. Камалягин (U1AP).