Предварительные итоги обсуждения
ВОЕННАЯ СУДЬБА БЫТОВОГО РАДИОПРИЕМНИКА
Предварительные итоги обсуждения
Прошло две недели с тех пор, как я разместил на нескольких форумах тему "Военная судьба бытового радиоприемника". Как я и предполагал, дискуссия была достаточно вялой, однако кое-какую новую информацию все же удалось собрать.
Больше всего меня, пожалуй, интересовал вопрос, разбирали ли реально на детали для военной аппаратуры те самые вещательные приемники 6Н-1, которые советские граждане обязаны были в 5-дневный срок сдать на хранение в местные узлы связи (Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 25 июня 1941 г. № 1750).
Похоже, есть достаточно доказательств, что иногда всё же разбирали.
Но по большей части, как мне кажется, на наших радиозаводах в 1941-1942 годах использовались те детали и узлы, которые советская промышленность освоила в течение 1939-1940 гг., взяв за образцы американские компоненты, предназначавшиеся для производства в Воронеже бытовых приемников 9Н-4 и 6Н-1.
Про какие детали "от 6Н-1" идет речь
Как сказано в книге "Россия и США: экономические отношения 1933-1941"

еще в 1935 году наша внешнеторговая организация Главэкспром заключила с американской фирмой RCA Договор на техпомощь, который предусматривал использование всех достижений RCA и получение полной технической помощи до 31 декабря 1940 г.
По видимому, на основании именно этого Договора было развернуто производство приемников СВД-1 на Александровском радиозаводе № 3, а также вещательных радиоприемников на Воронежском заводе "Электросигнал".
Только не надо думать, что с Договором всё было гладко --- сказывались и наша безалаберность, и неумение вести дела, и отсутствие заинтересованности у американцев. Тем не менее, в 1937 году в Воронеже сумели начать выпуск приемников 9Н-4, а в 1938 году – приемников 6Н-1. Вот как они выглядели:

Поначалу речь шла о сборке приемников в основном из американских деталей, получаемых от фирмы RCA. Об этом прямо говорится в "Отчете Наркомата авиационной промышленности СССР о результатах поездки в г. Воронеж для обследования состояния и использования американского оборудования на заводе "Электросигнал".
Этот отчет был составлен в начале 1938 года, когда радиозаводы подчинялись именно Наркомату авиапромышленности.
Однако советские радиозаводы получали из США не только готовые радиодетали, но и станки, и другое оборудование, так что не стоит удивляться тому, что большая часть узлов и деталей для таких приемников, как 9Н-4 и 6Н-1, к 1939 году могла выпускаться непосредственно в СССР.
Видимо, среди таких деталей были не только резисторы типа ТО (тонкопленочные опрессованные) и слюдяные конденсаторы КСО, но и блоки конденсаторов переменной емкости, и алюминиевые экраны фильтров ПЧ. Вот эти экраны на снимке В. Миргородского (Киев):

Именно такие штампованные экраны прямоугольного сечения с нахлобученными сверху штампованными алюминиевыми "шляпками" встречаются в нескольких моделях советской военной аппаратуры, разработанной в 1942 году, в том числе и в очень редкой модели радиостанции РБ-М образца 1942 года:

Можно ли поверить, что те семь экранов, которые присутствовали в каждой радиостанции РБ-М, были добыты из приемников 6Н-1, в каждом из которых всего по два таких экрана? Это сколько же надо было приемников разобрать, чтобы изготовить хотя бы 500 радиостанций?!
Нет, конечно же, к началу войны мы должны были сами делать и такие фильтры ПЧ в алюминиевых экранах, и ручки управления "как у 6Н-1", и рельефные маски для обрамления шкалы. Иначе откуда бы в 1939-1940 гг. такие ручки и маски появились и на батарейных приемниках 4НБС-6, и на радиопередвижках 6ПБ-11, поставлявшихся в Красную Армию.
Тем не менее, есть объективные свидетельства того, что кое-где бытовые приемники 6Н-1 реально разбирались на детали, необходимые для производства военной радиоаппаратуры.
Предварительные итоги обсуждения (продолжение)
ВОЕННАЯ СУДЬБА БЫТОВОГО РАДИОПРИЕМНИКА
Предварительные итоги обсуждения (продолжение)
Об использовании приемников 6Н-1
Сравнение перечня деталей бытового приемника 6Н-1 и военной радиоаппаратуры образца 1942 года (13-Р, Уз-8, КС-2) показало, что ближе всего к 6Н-1 стоит вовсе не радиостанция 13-Р, а армейский приемник КС-2.
КС-2 был разработан в городе Горьком в качестве замены приемников УС, когда последних стало не хватать для комплектации мощных радиостанций РАФ-КВ. Это очень редкая модель, но в Радиомузее РКК этот приемник имеется.
По схеме это 7-ламповый супергетеродин, да еще и с внешним блоком питания. Приемник КС-2, как и 6Н-1, выполнен на радиолампах 6-вольтовой серии, и в нем используется штатный блок КПЕ от 6Н-1 емкостью 11-490 пф.
По мнению Андрея Мигачева (Сургут), в КС-2 даже шасси взято от приемника 6Н-1, но отрезано по линии силового трансформатора:

Если уважаемая публика согласна с мнением Андрея насчет обрезанного шасси, то вот вам прямое доказательство, что в 1942 году ради изготовления военной аппаратуры бытовые приемники 6Н-1 приносили в жертву не фигурально, а "в натуре"...
Что касается других свидетельств того, что сданные населением приемники 6Н-1 взаправду разбирали для военных нужд, то я сослался бы не на книжку "Север" выходит на связь", про которую говорил RU3AX, а на куда более солидный источник --- на вышедшую в 2000 году книгу "Научно-исследовательский институт "Вектор" – старейшее радиотехническое предприятие России (1908-1998)".
НИИ "Вектор" – это очень реально и очень серьезно. Он ведет свою историю от легендарного РОБТиТ (отсюда и цифра "1908") и Центральной радиолаборатории (ЦРЛ). Именно там трудились лучшие советские разработчики военной радиоаппаратуры, такие как А.А. Савельев и Н.А. Гуревич. Об их разработках много написано в книге В.И. Шапкина "Красные уши". Чего стоит хотя бы "Кит" (Р-250)...
Так вот, в этой книге рассказывается о создании для нужд Ленинградского фронта пехотной радиостанции РЛ-6, которую делали на Опытном заводе № 327 с применением деталей от приемников 6Н-1. Вот некоторые выдержки со стр. 97-98 этой книги:
"В конце августа 1941 года, когда кольцо блокады отрезало Ленинград от других районов страны, Н.А. Гуревичем было внесено предложение об использовании сданных населением на хранение вещательных приёмников типа 6Н-1 для создания переносных приёмо-передающих устройств. Предложение было весьма кратко сформулировано, но в приложении были подробно описаны параметры будущего устройства и прилагалась принципиальная схема...
...Совершенно неожиданно появилось решение о немедленном развертывании работ по созданию образцов и выпуску серийных изделий. Времени на разработку образцов было отведено трое суток. Руководителем работ был назначен Н.А. Гуревич, а заместителем по конструкторской части – Н.И. Дергаченко.
Решение состоялось поздно ночью, а утром нам уже доставили первые сотни приёмников 6Н-1 и немедленно начался их демонтаж и последующая перепроверка деталей и узлов. К обеду 10–75 комплектов устройств были уже доставлены на ул. Грота.
...К вечеру второго дня были изготовлены образцы (без монтажа), что позволило к следующему утру полностью смонтировать первую опытную партию. К концу 3-го дня образцы были переданы... для их испытания в реальных условиях. Испытания показали, что радиостанции обеспечивают нормальный прием в телефонном режиме при дальности связи, превышающей 15 км, а ручной телеграфии - до 25 км. По нашей документации выпуск столь необходимой тогда аппаратуры был налажен затем в Москве и Красноярске.
Выпуск радиостанций и приёмников для нужд Красной Армии на базе деталей от вещательных приёмников продолжался до конца 1943 г."
А вот еще одна выдержка, на этот раз со стр. 102:
"...Все это вместе взятое позволило заводу в конце марта 1942 года вновь приступить к выпуску PЛ-6.
...Радиоприёмники 6Н-1 со складов Ленинграда завод выбрал все, и в 1943 году по решению СНК СССР стал забирать их в других городах. За каждый радиоприёмник завод переводил наркомату связи 600 руб., а Наркомат связи выплачивал их стоимость владельцам радиоприёмников. Завозом радиоприёмников из других городов занимался..."
Лично я очень серьезно отношусь к такой информации и верю, что в осажденном Ленинграде действительно разбирали бытовые радиоприемники 6Н-1, чтобы раздобыть детали для военных радиостанций.
До сих пор мне не доводилось слышать ни о радиостанции РЛ-6, ни о ее модифицированном варианте РЛ-7. Не видел я и фотографий РЛ-6, кроме плохонького фото из той же самой книги:

По такой фотографии я бы ни за что не сказал, что в радиостанции РЛ-6 использовались детали от 6Н-1. А вот в приемнике 5С-2, который выпускал ленинградский ИРПА, следы 6Н-1 прослеживаются совершенно явно:

Здесь уместно будет вспомнить, что и Опытный завод № 327, где выпускали РЛ-6, и Институт радиовещательного приема и акустики (ИРПА) оба они вышли из недр ЦРЛ, так что идея использовать бытовые приемники 6Н-1 для нужд армейской радиосвязи наверняка была подхвачена и в ИРПА, где был свой сильный коллектив разработчиков.
Радиостанции "Север", на мой взгляд, к истории с использованием "деталей от 6Н-1" отношения не имеют, хотя тоже выпускались в осажденном Ленинграде. Как-то непонятно, какие именно детали от 6Н-1 могли там использоваться:

Думаю, приведенных примеров вполне достаточно, чтобы поверить в то, что в 1941-1942 годах бытовые приемники 6Н-1 кое-где реально разбирались на детали ради изготовления военной радиоаппаратуры.
Интересно узнать, насколько убедительными показались мои примеры участникам форума.
Шасси армейского приемника КС-2
ВОЕННАЯ СУДЬБА БЫТОВОГО РАДИОПРИЕМНИКА
Шасси армейского приемника КС-2
Замечание А. Мигачева из Сургута о том, что шасси армейского приемника КС-2 образца 1942 года очень похоже на шасси 6Н-1, обрезанное по линии силового трансформатора, на сайте CQHAM.RU прокомментировал Антон Горский (он же "Бенни Хилл"):
Цитата:
Сообщение от
"Бенни Хилл"
Шасси в КС-2 действительно похоже на шасси от 6Н-1 в его левой высокочастотной части, только в дырках на шасси вместо ламп стоят контура и наоборот, или другие радиолампы.
Поэтому возникает вопрос - использованы ли под шасси КС-2 обрезанные ножовкой шасси бытовых 6Н-1 (тогда должны сохраниться следы ручного распиливания и изгиба), или это был впопыхах переделан штамп - и им штамповались новые шасси для КС-2?
Антон, хоть я сейчас и далеко от Москвы, но попрошу тех, кто занимается экспонатами Радиомузея РКК, вынуть приемник КС-2 из витрины и повнимательнее изучить его шасси. А пока приведу еще раз фотографии приемников 6Н-1 и КС-2 (вид сзади на верхнюю часть шасси):


Цитата:
Сообщение от
"Бенни Хилл"
Хотя там справа на шасси видна какая-то накладка... Вот если бы её приподнять или хотя бы заглянуть под неё снизу - нет ли там следов креплений под трансформатор ЭЛС-2 от 6Н-1... Если так, то гипотеза А.О. Мигачёва верная, и данный радиоприёмник действительно имеет перепиленное шасси от 6Н-1.
Я попрошу наших товарищей повнимательнее рассмотреть и сфотографировать эту накладку. А если получится без ущерба для экспоната, то и заглянуть под нее.
Вот фотографии подвалов шасси 6Н-1 и КС-2. На фото 6Н-1 левая часть сделана черно-белой. Предположительно именно она убиралась (отпиливалась), когда шасси приспосабливалось для приемника КС-2:


Надеюсь вскоре опубликовать дополнительные фото касательно шасси КС-2.
Кстати, из всей военной аппаратуры образца 1942 года, спецификации которой я анализировал, только в приемнике КС-2 кроме слюдяных конденсаторов применялись также тикондовые (керамические) конденсаторы. Один из них хорошо виден на последнем фото --- на нем написан номер "29".
Шасси приемника КС-2 (продолжение)
ВОЕННАЯ СУДЬБА БЫТОВОГО РАДИОПРИЕМНИКА
Шасси приемника КС-2 (продолжение)
Нет, недооценил я сотрудников ООО "Фирма РКК". Они успели-таки отснять приемник КС-2 и прислали мне фотографии. Я их немного обработал и готов предложить вниманию участников форума.
Начну с повторения комментария Антона Горского (он же "Бенни Хилл"), которое тот разместил на сайте CQHAM.RU:
Цитата:
Сообщение от Бенни Хилл
Шасси в КС-2 действительно похоже на шасси от 6Н-1 в его левой высокочастотной части, только в дырках на шасси вместо ламп стоят контура и наоборот, или другие радиолампы. Поэтому возникает вопрос - использованы ли под шасси КС-2 обрезанные ножовкой шасси бытовых 6Н-1 (тогда должны сохраниться следы ручного распиливания и изгиба), или это был впопыхах переделан штамп - и им штамповались новые шасси для КС-2?
Хотя там... на шасси видна какая-то накладка... Вот если бы её приподнять или хотя бы заглянуть под неё снизу - нет ли там следов креплений под трансформатор ЭЛС-2 от 6Н-1... Если так, то гипотеза А.О. Мигачёва верная, и данный радиоприёмник действительно имеет перепиленное шасси от 6Н-1.
Вот фотография левой стороны приемника КС-2СМ, имеющегося в Радиомузее РКК. Наши товарищи уверены, что данный экземпляр приемника выполнен на шасси от 6Н-1, довольно грубо отпиленном слева:


Интересно, что это за овальное отверстие в боковой стенке шасси? Непонятно, какую функцию оно выполняет. Может, это отверстие было зачем-то нужно в приемнике 6Н-1, а когда его шасси обрезали и загнули, то отверстие случайно оказалось на боковой стенке шасси КС-2(??)
Остальные фотографии я снабдил краткими подписями, поэтому хочу показать их без дополнительных комментариев:


А вот более подробные фотографии подвала шасси нашего КС-2СМ. Может быть, кому-то будет интересно проанализировать, как именно шасси бытового приемника 6Н-1 использовалось "в военных целях", и какие радиодетали применялись в КС-2:





Ну, так было или не было, что бытовые вещательные приемники 6Н-1 фактически уничтожались, а их бренные останки использовались для производства военной радиоаппаратуры?!
Причем заметьте, это происходило не только в 1942 году, когда были разработаны радиостанции 13-Р и Уз-8, а также наш приемник КС-2. Это происходило и в 1943-м, о чем свидетельствует шильдик нашего приемника:

Первая группа цифр на шильдике --- 19743 --- означает горьковский завод № 197 и год выпуска (1943-й). Вторая группа --- 5259 --- это вроде бы серийный номер приемника. Но серийные номера, чтобы запутать противника, могли в те годы назначаться произвольно.
Так что я бы не стал утверждать, что приемников КС-2 было реально выпущено более 5 тысяч...
Заключительная информация
ВОЕННАЯ СУДЬБА БЫТОВОГО РАДИОПРИЁМНИКА
Заключительная информация (часть 1 из 3)
Судя по всему, тема "Военная судьба бытового радиоприемника" исчерпала себя. За последние дни на тех семи форумах, где я ее разместил, было получено всего два ответа.
Тем не менее, кое-какая информация, представляющая интерес, у меня еще осталась, и сегодня я решил спеть свою заключительную арию "варяжского гостя". Акцент хочу сделать на военной аппаратуре Красной Армии, в которой использовались вот такие алюминиевые экраны с "шапочкой" сверху, выполненные по американскому образцу:

Именно такие экраны применялись в фильтрах ПЧ (460 кГц) бытовых приемников 6Н-1, выпускавшихся воронежским заводом "Электросигнал" с 1938 года и до начала ВОВ.
Судя по всему, производство таких экранов и самих фильтров ПЧ, конструкция которых была разработана американской фирмой RCA еще в 1936 году, было освоено в Воронеже уже к концу 1938 года.
В 1939-1940 гг. в Воронеже было освоено производство батарейных вещательных приемников 4НБС-6:

и радиопередвижек 6ПБ-11 с батарейным питанием:

Понятно, что детали и узлы для 4НБС-6 и 6ПБ-11 не выламывались из готовых приемников 6Н-1. Тогда ведь еще войны не было, и все радиозаводы работали на привычных местах, а не в эвакуации. Поэтому детали "как для 6Н-1" должны были производиться советской радиопромышленностью в количествах, достаточных для комплектации и приемников 4НБС-6, и передвижек 6ПБ-11.
Повторю, что в отличие от сетевого 6Н-1, который имел американские лампы 6-вольтовой серии, оба только что упомянутых аппарата были батарейными, построенными на "малгабах" (малогабаритных радиолампах) советского производства.
Дело явно шло к тому, чтобы научиться выпускать полевые радиостанции для Красной Армии с использованием компонентов от 6Н-1, уже опробованных в батарейной аппаратуре. И эти конструкторские наработки наверняка пригодились при создании радиостанций 13-Р и Уз-8 в тяжелом для нас 1942 году.
Ну, а фильтры ПЧ в алюминиевых экранах американского покроя, как оказалось, в 1941-1943 гг. были применены в нескольких военных приемниках и радиостанциях, о которых в нашей литературе почти нет информации.
О четырех таких изделиях советского радиопрома я и хочу сказать в этом заключительном материале:
(1) Приемник 5СГ-2 образца 1941 г. из комплекта радиостанции 12-РП.
(2) Еще о радиостанции РБ-М образца 1942 года.
(3) Радиоприемник "Урал" -- прямой потомок радиостанции 13-Р.
(4) Умощненный приемник УБ-5-1 образца 1943 г. на базе 6Н-1.
Должен отметить вклад Виктора Мальцева (RU3AL, Москва), который сообщил об экземпляре 5СГ-2 из его коллекции, а также Андрея Мигачева (Сургут), обратившего мое внимание на радиоприемники "Урал" и УБ-5-1.
Приемник 5СГ-2 образца 1941 г.
На форуме "История радиосвязи" сайта QRZ.RU Виктор Мальцев (RU3AL) поставил вот такую фотографию приемника 5СГ-2 из его коллекции (фото доработано мной):

Наличие в приемнике 5СГ-2 фильтров ПЧ "как в 6Н-1" было для меня сюрпризом. В Радиомузее РКК есть два таких приемника --- один сам по себе, другой в составе радиостанции 12-РП --- и оба имеют фильтры ПЧ несколько иной конструкции:

А вот что написал В. Мальцев в дополнение к своему фото:
Цитата:
Сообщение от RU3AL
По маркировке конденсаторов - выпуск 40-41 года, однако не позже весны 1942 г. Еще отличие более раннего 5СГ лампа детектора и 2 гетеродина для приема CW, у ранних стояла СО-243 (двойной триод), потом ставили что то другое, по моему СО-242.
Именно это сообщение RU3AL заставило меня вновь заглянуть в "Справочник по войсковым и танковым радиостанциям" от 1943 года. В тексте статьи, посвященной радиостанции 12-РП,

никаких упоминаний о фильтрах ПЧ "как у 6Н-1", естественно, не было:

Однако в спецификации к схеме приемника 5СГ-2 (рис. 11) нашлось кое-что интересное:

Замечательная формулировка --- "Катушка контуров ПЧ... завода "Электросигнал". Сразу стало понятно, кто в СССР делал в массовых количествах эти самые контура ПЧ. Ну, конечно же воронежский завод "Электросигнал", а кто же еще?!
Так что в Справочнике 1943 года описана как раз ранняя версия приемника 5СГ-2, которая имеется в коллекции RU3AL, и схема там дана именно для этой ранней версии. Вон, и двойной триод СО-243 там фигурирует:

Как видим, алюминиевые экраны "как в 6Н-1" использовались уже в военной аппаратуре образца 1941 года. Ну, а в моделях 1942 года использование таких экранов приобрело просто-таки массовый характер. И примером тому радиостанция РБ-М образца 1942 года.
(Продолжение следует....)