Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 15 из 18
  1. #1
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515

    FuG 16: бортовая УКВ радиостанция

    Поскольку тема "Почему Германия вырвалась вперед к концу 1930-х?" стала слишком длинной и трудно обозримой, и в то же время появились новые иллюстрации, которыми хотелось бы поделиться с участниками форума, я решил открыть эту новую тему.

    Попытаюсь свести словесные объяснения к минимуму и показать около 20 изображений, на которых уже имеются мои комментарии. Для начала речь пойдет о том же приемнике Е16 из комплекта бортовой радиостанции FuG16, который уже был представлен в теме "Почему Германия...". Однако из ранее показанных фото в этой теме будут использованы всего два, да и то с небольшими модификациями. Остальные изображения на этом форуме публикуются впервые.

    Кроме комплектной радиостанции FuG16, у нас есть дубликат ее приемника (три съемных блока из четырех), и мы постарались залезть внутрь этих блоков, поставив перед собой три вопроса:

    (1) что находится внутри толстой передней панели и как работает механизм задания фиксированных частот;

    (2) как выглядит изнутри блок конденсаторов переменной емкости (КПЕ) приемника Е16;

    (3) как выглядят изнутри фильтры промежуточной частоты (ПЧ), которая была довольно высокой - 3100 кГц

    Ниже будет приведен фотоотчет по этим трем направлениям, причем я хочу дать его не в одном длинном сообщении, а разделить на три части. Кроме фотографий реального "железа", я использую картинки и схемы из оригинального немецкого справочника по радиостанции FuG16:



    Этот справочник отсканирован нами вместе с еще несколькими оригинальными документами германского Вермахта, которые мы на время получили из Чехии. Там, на наше счастье, есть люди, сохранившие порядка 200 оригиналов, касающихся средств связи, из немецкого архива времен войны.

    Пока что мы получили 20 документов, хотя просили передать нам более девяноста. Но и эти двадцать оригиналов уже весили порядка 10 кг, так что придется возить то, что нам интересно, по частям. Потому что плата за перегруз в авиакомпаниях сегодня очень высока...

    * * *

    Кстати, вчера мы приняли решение дополнить раздел "Архивные и справочные материалы" на сайте Радиомузея РКК двумя новыми рубриками --- "Документация на английском языке" и "Документация на немецком языке" с подзаголовками в каждом из них "Справочные материалы", "Технические описания" и "Прочее".

    У нас есть масса документов на английском и немецком, записанных на CD и DVD. С этих дисков мы когда-то распечатали для своей библиотеки несколько тысяч страниц. Так что материал для двух новых рубрик у нас имеется. Придется, правда, провести кое с кем переговоры на тему авторских прав, но это вопрос решаемый.

    Сегодня в новой структуре показаны документы не на иностранных языках, а на русском, но прошу не судить строго, потому что пока это только испытания. Но уже завтра там появится кое-что интересное...

    * * *

    Возвращаюсь к теме "FuG 16 - бортовая УКВ радиостанция". Для начала покажу в сборе и "в разборе" ту радиостанцию, о которой мы будем говорить:





    А вот блок приемника Е16 с моими комментариями (я добавил снизу контуры блока 4) и в том виде, как он показан в немецком справочнике по FuG16:





    Вот шкала, которая видна в окошке приемника:



    Ну, а далее я приведу без комментариев четыре фото деталей механизма задания фиксированных частот в этом приемнике:









    Когда дошло до разборки механизма, наш сотрудник, занимающийся музеем, включая фотосъемки экспонатов, неожиданно бодро стал разбирать наш Е16. Когда я спросил, откуда ему знакома эта механика, он сказал, что почти точно такая же была в радиостанции Р-123, на которой он работал в армии.

    Интересно, применялась ли такая же система установки фиксированных частот еще на каких-то советских радиостанциях?

    У немцев определенно применялась, например, на каждом из блоков FuG10, которая работала на коротких и длинных волнах:



    Радиостанция FuG10, как и FuG16, и FuG17, это всё разработки фирмы "Лоренц". Так что, по всей вероятности, этот механизм задания четырех фиксированных частот придумали именно там, на "Лоренце".

    В следующем сообщении я покажу фотографии замечательного блока КПЕ с фарфоровой осью, который применялся в приемнике Е16.
    Последний раз редактировалось RA3CC; 27.10.2011 в 16:56.
    73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей В.Громова rkk-museum.ru или радиомузей.рф


  2. #2
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Вот результаты наших мини-исследований на тему о том, как был устроен блок КПЕ приемника Е16. Напомню, что радиостанция FuG16, в состав которой входил этот приемник, работала в плавном диапазоне от 38,5 МГц до 42,3 МГц, а промежуточная частота приемника была 3,1 МГц. Таким образом, гетеродин приемника перекрывал диапазон частот 35,4...39,2 МГц.

    Приемник Е16 имел каскад УВЧ с двумя настраиваемыми контурами на входе и одним настраиваемым контуром в аноде, так что четыре секции блока КПЕ были задействованы так, как показано на упрощенной схеме, скопированной из справочника по FuG16 (я немного разукрасил ее):



    Сначала покажем те катушки индуктивности, которые настраиваются секциями блока КПЕ. Первый из двух входных контуров в Е16 расположен в отсеке, примыкающем к задней стенке приемника (в собранном виде этот отсек закрыт алюминиевой накладкой):



    Остальные три контура находятся в подвале блока 2. Обратите внимание, насколько хорошо экранированы все они друг от друга. Экраны контуров выполнены не из алюминия на винтах, а отлиты из сплава "Электрон" при изготовлении блока:



    А вот и сам блок КПЕ. Его крышка крепится на восьми винтах, и при беглом осмотре можно подумать, что она сделана из штампованного алюминия:



    Как бы не так, крышка тоже литая, причем внутри видно слово "MAHLE". Это название фирмы "Мале", той самой фирмы из немецкого автопрома, которую "Лоренц" привлек к изготовлению литых корпусов радиостанций, и которая всю войну была основным поставщиком Вермахта по части изделий порошковой металлургии:



    Вот как выглядит блок КПЕ с полностью введенными пластинами. Обратите внимание, насколько прочны пластины ротора. А статор это вообще нечто, фрезерованное в монолитном массиве корпуса:



    Вот как распределяются секции блока КПЕ по каскадам приемника (самая правая секция КПЕ, ответственная за настройку 1-го входного контура УВЧ, на этом снимке не видна):



    Интересно, почему пластины левой секции, которая настраивает контур гетеродина, не имеют фрезерованных канавок в торцах, как у других трех секций блока КПЕ?

    Может быть, тем самым обеспечивается еще лучшая механическая и температурная стабильность радиостанции? Или это как-то связано с тем, что гетеродин работает на 3100 кГц ниже, чем рабочий диапазон радиостанции (38,5...42,3 МГц)??

    В последней, третьей части моего сообщения будет рассказано о том, как устроен фильтр ПЧ под названием Bf2 (Bf = Bandfilter). На приведенной выше упрощенной принципиальной схеме приемника фильтр Bf2 выделен желтым фоном.
    Последний раз редактировалось RA3CC; 28.10.2011 в 12:38.
    73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей В.Громова rkk-museum.ru или радиомузей.рф

  3. #3
    Standart Power Аватар для RN9ARX
    Регистрация
    05.01.2008
    Адрес
    КАСЛИ
    Сообщений
    241
    Поблагодарили
    143
    Поблагодарил
    53
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    Интересно, почему пластины левой секции, которая настраивает контур гетеродина, не имеют фрезерованных канавок в торцах, как у других трех секций блока КПЕ?
    - канавки нужны для настройки точного сопряжения резонанса контуров УВЧ под сигнал гетеродина.

  4. #4
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Сейчас я покажу, как были устроены фильтры промежуточной частоты (ПЧ = 3100 кГц) в приемнике Е16. Речь пойдет об использовании ферритовых горшков из карбонильного железа и керамических трубчатых конденсаторов с нормированным ТКЕ.

    В верхней части приемника (блок 3) размещены три идентичных фильтра ПЧ. Мы решили отпаять фильтр Bf2:



    Вот как выглядит этот фильтр, вынутый из приемника:



    А вот схема этого фильтра:



    Обратите внимание, что С9 и С11 изображены каждый в виде двух параллельно соединенных конденсаторов. Думаю, здесь речь идет о термокомпенсации, когда в параллель включаются керамические конденсаторы с положительным и отрицательным ТКЕ.

    К сожалению, в моей коллекции нет ни одного кадра, где были бы ясно видны ОБА параллельно включенных конденсатора. Видны лишь два трубчатых конденсатора зеленого цвета и угадывается что-то такое в красных тонах. Обратите внимание и на керамический подстроечник до боли знакомых нам форм и очертаний...

    Следующие три фото в дополнительных комментариях не нуждаются:







    На двух последних фото можно рассмотреть механизм настройки контуров. В них каждая катушка намотана поверх неподвижного ферритового стержня, а настройка осуществляется за счет приближения или удаления от катушки круглой ферритовой "шляпки", которая перемещается внутри ферритового горшка.

    * * *

    Про приемник Е16, кажется, рассказано всё. Если кому-то будет интересно, можно поговорить про передатчик S16, выполенный на двух достаточно мощных пентодах RL12P35 (35 Вт рассеиваемой мощности). В радиостанции FuG16 один из этих пентодов служил задающим генератором и удвоителем частоты, а второй - это мощный каскад с сеточной модуляцией.

    Радиостанция самолета-истребителя FuG16 была рассчитана только на телефонный режим (А3), тогда как очень на нее внешне похожая FuG17 могла работать и тональным телеграфом (А2). Но у FuG17 задачи были другие --- не связь между самолетами, а обеспечение канала "воздух-земля" для связи с командирскими танками в диапазоне 42,1...47,9 МГц.

    У нас практически до конца войны основной радиостанцией самолета-истребителя была РСИ-4, и лишь в конце 1943 начались поставки более совершенной радиостанции РСИ-6. Правда, обе эти радиостанции работали в КВ диапазоне 3,75...5 МГц, где и эфирных помех было куда больше, чем на 40 МГц, и искровые помехи от самолетного двигателя ощущались не в пример сильнее...
    Последний раз редактировалось RA3CC; 27.10.2011 в 20:41.
    73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей В.Громова rkk-museum.ru или радиомузей.рф

  5. #5
    Silent Key
    Регистрация
    25.07.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    83
    Сообщений
    7,387
    Поблагодарили
    3473
    Поблагодарил
    209
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    Интересно, применялась ли такая же система установки фиксированных частот еще на каких-то советских радиостанциях?

    У немцев определенно применялась, например, на каждом из блоков FuG10, которая работала на коротких и длинных волнах:



    Радиостанция FuG10, как и FuG16, и FuG17, это всё разработки фирмы "Лоренц". Так что, по всей вероятности, этот механизм задания четырех фиксированных частот придумали именно там, на "Лоренце".

    Может быть и так. Но механизм механической "памяти" тоже четырёх частот был, насколько я помню, и у E52a. Был у нас такой приёмник в середине 50-х на UA3KAE. Помню Витя Захаров (UA3FU) поразил меня (тогда ещё школьника) демонстрацией работы этой механической памяти. Приемник настраивался в режиме CW "по нулям" на несущую вещательной ВВС на 13 метрах. частота фиксировалась, мы уходили на другой диапазон. По нашей команде приёмник оживал, меняя диапазоны и настраиваясь на частоту из "памяти". И всегда практически "в ноль".

    Может в разных станциях были и разные решения, но механика у них работала исключительно. Кстати, E52a выпускался, кажется, для Люфтваффе...

  6. #6
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Цитата Сообщение от RU3AX Посмотреть сообщение
    ...механизм механической "памяти" тоже четырёх частот был, насколько я помню, и у E52a...
    На "моторизованных" моделях приемника "Кёльн" (Е52а, Е52а-1, Е52-2 и Е52с) действительно была механическая память на 4 частоты, но ее устройство ничего общего не имело с той механикой, которую я продемонстрировал в этой теме применительно к авиационной УКВ радиостанции FuG16.

    Общим было разве что максимальное количество запоминаемых частот (четыре) и, соответственно, значки на передней панели --- одна вертикальная черточка (как римская единица), две вертикальные черточки (||), три черточки, организованные как треугольник, и четыре черточки, организованные как квадрат.

    Очень удобно, доходчиво и друг с другом не спутаешь. Не то, что три вертикальные черточки (|||) или, не дай бог, четыре вертикальные черточки (||||). Вот их-то уж точно с ума сойдешь считать, особенно в боевой обстановке...

    Приемник "Кёльн" Е52а есть в нашей экспозиции, причем, как я уже где-то говорил, именно на этом экземпляре Е52а я начинал свой путь в короткие волны 50 с лишним лет назад на коллективке Ивановского областного радиоклуба UA3KQB. Так что механическую память в Е52а имел возможность покрутить, и как она работает, помню.

    Причина, по которой механическая память у Е52а не такая, как у FuG16 или у FuG10, наверняка в том, что эти аппараты делали разные фирмы, фактически конкурировавшие друг с другом. Радиостанции FuG10 и FuG16 выпускал "Лоренц", а приемники "Кёльн" Е52 - это "Телефункен".

    "Телефункен" выполнял для Люфтваффе программу создания целой линейки приемников на едином конструктиве и внешне очень похожих друг на друга. Это были "Лейпциг" Е51 (ДВ и СВ, с двойным преобразованием частоты, так и не принятый на вооружение), КВ приемники "Кёльн" Е52 (10 разных моделей), УКВ приемники "Ульм" E53 (диапазон 23,7...70 МГц) и так и не законченный "Кульм" Е54 с диапазоном до 120 МГц.

    В основной экспозиции радиомузея РКК есть три модели "Кёльнов" (E52a, E52a-1 и E52b-3), а также "Ульм" E53b.

    Кроме того, в нашей витрине, которая находится в Музее радио- и радиолюбительства имени Кренкеля, у Е.В. Суховерхова (UA3AJT), выставлен еще один "Кёльн" из числа "немоторных", т.е. какой-то из E52b.

    Точной марки его мы не знаем, т.к. этикетка на нем отсутствовала, а сам приемник был сильно переделан его бывшим хозяином, Владимиром Семеновым (UA9DN) из Свердловска. Владимир Иванович дополнил свой "Кёльн" самодельными платами, переделав его в трансивер для любительских диапазонов, и мы не стали ничего в нем трогать...
    Последний раз редактировалось RA3CC; 27.10.2011 в 23:45.
    73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей В.Громова rkk-museum.ru или радиомузей.рф

  7. #7
    High Power
    Регистрация
    10.12.2006
    Сообщений
    650
    Поблагодарили
    213
    Поблагодарил
    168
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    На "моторизованных" моделях приемника "Кёльн" (Е52а, Е52а-1, Е52-2 и Е52с) действительно была механическая память на 4 частоты, но ее устройство ничего общего не имело с той механикой, которую я продемонстрировал в этой теме применительно к авиационной УКВ радиостанции FuG16.
    Валерий Борисович, объясните пожалуйста – механизм смены частот в Е16 моторизован или нет? Если да, то очевидно должен быть некий пульт, позволяющий дистанционно менять заранее установленные частоты. Если дистанционного управления нет, то не очень понятно, зачем эта «память» нужна. Для иллюстрации привожу картинку расположения станции в аэроплане (Bf109f – правда здесь показана предшественница FuG16), но это не так важно… в воздухе к станции доступа нет и смена частот невозможна.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	fug7.jpg 
Просмотров:	1343 
Размер:	125.8 Кб 
ID:	58534  

  8. #8
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Цитата Сообщение от RU3AL Посмотреть сообщение
    Валерий Борисович, объясните, пожалуйста – механизм смены частот в Е16 моторизован или нет? Если да, то очевидно должен быть некий пульт, позволяющий дистанционно менять заранее установленные частоты. Если дистанционного управления нет, то не очень понятно, зачем эта «память» нужна. Для иллюстрации привожу картинку расположения станции в аэроплане (Bf109f – правда здесь показана предшественница FuG16), но это не так важно… в воздухе к станции доступа нет и смена частот невозможна.
    Виктор Викторович, Вы задали хороший вопрос, который позволяет мне сказать то, что как-то к слову не пришлось в основном сообщении данной темы.

    Поверите ли, что имея в своей коллекции ту же FuG16 уже более пяти лет, я до сих пор не задумывался, а как же в ней уживаются и плавный диапазон от 38,5 до 42,3 МГц, и четыре фиксированные частоты. Теперь понимаю, и в этом заслуга обсуждений на форуме, которые заставляют шевелить мозгами...

    Вижу, что Вы, как и я до последнего времени, не совсем правильно понимаете, для чего нужна была в полете бортовая радиостанция. Мы, коротковолновики, привыкли иметь и на приемнике, и на передатчике (а в последние годы --- на своих трансиверах) ручку плавной настройки, желательно большого размера и чтобы плавно вращалась. Да еще нужна ручка подстройки приемника (RIT = Receiver Incremental Tuning) для компенсации ошибок отвечающих корреспондентов, неточно вставших на частоту.

    Но это - любительская радиосвязь, а в служебной, тем более в военной в условиях боя, нужно, чтобы связь была громкой, чистой и бесподстроечной (!!). Некогда в бою искать корреспондента, вращая большую ручку плавной настройки на приемнике!

    Вот в этом и смысл четырех фиксированных частот, которые в FuG16 задаются еще НА ЗЕМЛЕ путем механической установки четырех (а может, трех, а может, всего двух или одной) рабочих частот, которые затем могут быть использованы пилотом истребителя в воздухе.

    Эти частоты выбираются не путем втыкания кварцев, а путем ПЛАВНОЙ НАСТРОЙКИ по шкале приемника, где нанесены деления от 38,4 до 42,4. Кстати, судя по шкале, рабочий диапазон приемника был на 100 кГц шире с каждого конца, чем диапазон радиостанции, указанный в официальной документации.

    В воздухе пилоты наверняка использовали всего одну рабочую частоту, точнее, один фиксированный канал. Знать частоты было необязательно --- их знали техники на земле, да еще какие-нибудь штабные работники. А пилотам достаточно было знать, например, что перед взлетом следует убедиться, что приемник и передатчик стоят на канале "1" (одна вертикальная палочка), а в случае помех на этой частоте перейти на канал "3" (треугольник), или что-то в этом роде.

    Вот как устанавливались фиксированные частоты на приемнике Е16 радиостанции FuG16 (для передатчика S16 процедуры были точно такими же):



    Вращая ручку переключения каналов "А", нужно было переключиться на 1-й канал, т.е. добиться, чтобы головка стопорного винта со значком "I" оказалась под окном шкалы настройки.

    При помощи широкой отвертки головка стопорного винта "I" вращалась на пол-оборота против часовой стрелки. После этого диск "В" можно было использовать в качестве ручки настройки для установки по шкале нужной рабочей частоты. После этого стопорный винт "I" фиксировался той же отверткой.

    Для остальных каналов со значками "II", "треугольник" и "квадрат", если они были нужны, выполнялась аналогичная процедура. Кто захочет почитать об этом по-немецки, уже в понедельник сможет найти на сайте Радиомузея РКК в разделе "Архивные и справочные материалы" документ под номером 62-43-01 --- Руководство по радиостанции FuG16.

    Теперь о том, как использовалось переключение каналов. Чтобы перейти с одного канала на другой, ручку "А" нужно провернуть на полный оборот. Так что риск ошибиться при переключении минимальный. Мы проверили и убедились, что ручка "А" может вращаться на четыре с половиной оборота, а дальше стопорится. Вот вам и возможность переключения четырех каналов.

    Как именно немцы добивались механического перехода от одного канала к другому, я не разбирался, но интересующиеся могут вернуться к началу темы и еще раз посмотреть на фотографии дисков, шестеренок и кулачкового валика, который, собственно, и вращает ручка "А" (ручка переключения каналов).

    Теперь отвечу на вопрос RU3AL "Если дистанционного управления нет, то не очень понятно, зачем эта «память» нужна..."

    Во-первых, радиостанция FuG16 была достаточно компактной, чтобы ее можно было разместить в кабине истребителя (того же Ме-109) в пределах досягаемости для пилота. Это же не та громоздкая КВ радиостанция FuG VII, которую показана на картинке, приведенной Виктором.

    Повторю, что переключать каналы в боевой обстановке наверняка нужно было лишь в самых крайних случаях, т.е. очень редко. Так что дистанционное переключение каналов поначалу было ненужной роскошью, хотя ниже я покажу фотографии более поздней радиостанции FuG 16ZY, где устройства дистанционного переключения каналов уже предусмотрены.

    Во-вторых, одна возможность дистанционного управления была предусмотрена и в ранней FuG16. Это возможность дистанционной ПОДСТРОЙКИ ПРИЕМНИКА с помощью блока FA16, который крепился по центру передней панели радиостанции, и небольшого пульта дистанционного управления FBG16:





    Возможность подстройки приемника (до 30 кГц вокруг рабочей частоты) была очень полезной, потому что частоту одного и того же рабочего канала в разных истребителях могли задавать на земле разные технари, и кто-то легко мог ошибиться на килогерц-другой.

    У нас уже давно валяется без дела блок FA16, купленный на eBay, и после того, как я понял, для чего именно он был нужен, мы его почистим и укрепим на нашей FuG16. Скоро сможете увидеть, что из этого получилось...

    Ближе к концу войны немцы ввели в радиостанции FuG16 и возможности дистанционного переключения рабочих каналов как в приемнике, так и в передатчике. Выпускались радиостанции моделей FuG 16Z, FuG 16ZE, FuG 16ZS и FuG 16ZY. В чем их различия, сейчас не скажу, но в библиотеке Радиомузея РКК есть документация на эту тему, так что уже в понедельник "подкуюсь". А если окажется что-то интересное, то и на сайт поставлю, в тот же раздел "Архивные и справочные материалы".

    Из имевшихся в моем архиве снимков радиостанции FuG 16ZY, продававшейся когда-то на eBay, я подготовил коллаж, на котором, надеюсь, можно рассмотреть те блоки дистанционного управления, о которых шла речь выше:



    Таким образом, установка и вызов рабочих каналов в авиационной бортовой радиостанции FuG16 была чисто механической. Точно на том же принципе работали и блоки радиостанции бомбардировщика FuG10 --- EL и SL (длинные волны) и EK и SK (короткие волны):



    Повторю, что обе эти радиостанции разработала фирма "Лоренц", так что нет ничего удивительного в том, что принципы установки и вызов рабочих каналов у FuG16 и FuG10 были одинаковы.

    Оставив пока в стороне приемники "Кёльн" Е52 с их встроенными сервомоторами, обращу внимание участников форума на другую продукцию фирмы "Телефункен" --- танковые радиостанции. Там повсеместно используется предварительное механическое задание ДВУХ фиксированных частот (двух рабочих каналов), но внешне это выглядит совсем непохоже на то, что предложил "Лоренц" для авиационных радиостанций.

    Разберем технику "Телефункена" на примере приемника Ukw.E.e из комплекта радиостанции Fu5 с передатчиком 10 W.S.c, хотя те же самые принципы используются и в более старом приемнике Ukw.E.c1, и в радиостанции Fu7 (приемник Ukw.E.d1 и передатчик 20 W.S.d).

    Вот фото Ukw.E.e, где цифрами от 1 до 5 помечены существенные для нашего изложения элементы механической памяти частот:



    Для механического "программирования" (вручную) одного или двух рабочих каналов, которое, конечно же, выполнялось не в бою, а заранее, на стоянке, нужно было сделать следующее.

    Для задания 1-й частоты нужно было отпустить стопорный винт (2), повернув его против часовой стрелки, затем установить ручкой настройки (1) нужную частоту в пределах от 27,2 до 33,3 МГц, затем закрепить винт (2). В круглом окошечке (3) при этом видна одна вертикальная черточка "I".

    Для задания 2-й частоты те же операции нужно проделать со стопорным винтом (4) и ручкой настройки (1). В круглом окошечке (5) будут видны две вертикальные черточки "II".

    Если по окончании "программирования" обоих рабочих каналов быстро вращать ручку настройки вправо или влево, она будет с щелчком останавливаться на том или другом канале. Скажу еще раз, что в боевой обстановке немецким танкистам больше двух рабочих частот практически не было нужно, а настройка на каналы в описанном варианте была безошибочной.

    Для компенсации небольших ошибок при механической установке рабочих частот в разных танках приемник Ukw.E.e имел ручку плавной подстройки (на фото она левее и ниже цифры "3").

    На этом я хочу закончить свой рассказ о способах механического задания рабочих частот немецких самолетов ("Лоренц") и танков ("Телефункен"). Напомню, что рабочие частоты у немцев всегда выбирались из плавного диапазона, а не по принципу "кварц-канал".

    Ну, а какими средствами обеспечивалась высочайшая стабильность немецких генераторов с плавной перестройкой в диапазонах УКВ, было рассказано и в этой, и в двух других темах, размещенных мною на данном форуме.

  9. #9
    Silent Key
    Регистрация
    25.07.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    83
    Сообщений
    7,387
    Поблагодарили
    3473
    Поблагодарил
    209
    Честно говоря, меня удивил вопрос RU3AL. Это же очевидно! В боевых условиях возможность практически мгновенно безподстроечно сменить рабочую частоту при наличии помехи на используемой (вообще или умышленной, от системы РЭБ) - это вопрос жизни или смерти. Сколько надо было таких частот - это отдельный вопрос.

    Надо заметить, что самые современные системы КВ связи используют в общем-то этот же принцип, только в них управление идёт от компьютера, который синхронно изменяет рабочие частоты в определенных пределах (по псевдослучайному закону), если число перезапросов на используемой частоте превышает предустановленое значение...

    Техника и возможности другие, а суть одна.

  10. #10
    High Power
    Регистрация
    10.12.2006
    Сообщений
    650
    Поблагодарили
    213
    Поблагодарил
    168
    Немного в продолжении темы.
    Предшественницей FuG16 была бортовая радиостанция FuG7(a). Ориентировочно смена для истребителей произошла в течении 1942 года, однако на некоторых типах самолетов эксплуатировалась и позднее. Радиостанция КВ диапазона, имела один заранее настраиваемый канал в диапазоне 2-3.75 мгц. Некоторые фото приемника Е5а прилагаю. Приемник сильно пострадавший (горелый)+ куроченый в то время.
    PS. Ищу фото или монтажную схему подвала шасси этого приемника. К сожалению в доступных мне описаниях и в сети такой информации нет.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	DSC01887.JPG 
Просмотров:	2423 
Размер:	140.2 Кб 
ID:	59105   Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	DSC01889.JPG 
Просмотров:	326 
Размер:	154.1 Кб 
ID:	59107   Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	DSC01891.JPG 
Просмотров:	1017 
Размер:	145.7 Кб 
ID:	59109   Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	DSC01895.JPG 
Просмотров:	249 
Размер:	147.6 Кб 
ID:	59110  

  11. #11
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Цитата Сообщение от RU3AL Посмотреть сообщение
    ...Ищу фото или монтажную схему подвала шасси этого приемника. К сожалению в доступных мне описаниях и в сети такой информации нет.
    Виктор, я Вам обязательно помогу насчет FuG VIIa, но это будет в начале января. Думал, помогу сразу, но не тут-то было...

    Дело в том, что сейчас мы сканируем (а кое-что просто ксерим) оригиналы немецких документов из архива Вермахта, оставленного после войны в Праге. Один из чешских коллекционеров, специализирущийся на аппаратуре Вермахта, имеет около 200 таких оригиналов.

    Там есть и перечни, где перечислены все без исключения документы по связи, выпущенные для сухопутных войск и немецкой авиации по состоянию на начало 1941 года. Есть и методические документы, и масса всяких технических описаний.

    В сентябре я отобрал примерно 95 документов, которые был бы не прочь откопировать, но доставили мне только 18 из них, потому что везли самолетом, а за перегруз нынче дерут три шкуры...

    Среди этих книг --- толстых, тонких, больших и маленьких --- был документ D.(Luft) T.4003 "Fl-Bordfunkgerät. Beschreibung, Wirkungsweise und Instandsetzung", т.е. описания и инструкции по применению для авиационных бортовых радиостанций, разработанных, начиная с 1934 года.

    Толстенный, очень подробный документ, где описаны немецкие радиостанции от FuG I до FuG VIII, каждая с какими-то модификациями типа FuG II, FuG IIa и ее умформерный вариант FuG IIaU. Но в этом ряду были пропущены FuG III и интересующие Вас FuG VII и FuG VIIa...

    Причем пропущены сознательно, потому что там есть номера "тетрадок" (Heft 1, Heft 2 и т.д.), и все эти номера идут подряд, вплоть до описания FuG VIII.

    Описания и FuG III (IIIa, IIIaU), и FuG VII (VIIa) существуют, но в виде отдельных документов, которые мне в составе первой партии не привезли. Я их заказываю сейчас, и хочу лично их доставить в конце декабря. Так что надеюсь, что сразу после Нового года смогу Вам помочь.

  12. #12
    High Power
    Регистрация
    10.12.2006
    Сообщений
    650
    Поблагодарили
    213
    Поблагодарил
    168
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    Причем пропущены сознательно, потому что там есть номера "тетрадок" (Heft 1, Heft 2 и т.д.), и все эти номера идут подряд, вплоть до описания FuG VIII.
    Валерий Борисович, благодарю за отклик. Наверное речь идет о такой "тетрадке", как на фото?
    Действительно там очень подробно описана станция, но фото (графика)лишь общего плана сверху и сбоку. Подвала там увы нет. В имеющихся у меня описаниях радиооборудования самоленов Bf-109 и Ju-87 такой картинки тоже нет.
    В сети по этой станции практически ничего нет, кроме общей информации. Возможно есть какие то "импортные" форумы собирателей немецкой военки, но я туда не вхож.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7а.jpg 
Просмотров:	432 
Размер:	143.5 Кб 
ID:	59196  

  13. #13
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Цитата Сообщение от RU3AL Посмотреть сообщение
    ...Наверное речь идет о такой "тетрадке", как на фото?.. Подвала там увы нет...
    Да, именно этот документ Т.4004/3 я и собираюсь получить. У Вас, судя по яркой обложке, скорее всего копия, полученная от кого-то из немцев. А в Чехии оригиналы, у которых обложки блеклые, зато внутри картинки очень четкие.

    Ну, что же, надо будет поспрашивать у тех же немцев, нет ли у кого экземпляра приемника Е5а из радиостанции FuG VIIa.

    В справочнике с картинками "Bild-Katalog", из трех авторов которого в живых остался только австро-швейцарец Гюнтер Хюттер, радиостанции FuG VII не числится, что скорее всего означает, что у Хюттера ее нет. А он в Европе один из лучших коллекционеров аппаратуры Вермахта.

    Как говорил герой Юрия Никулина в фильме "Бриллиатовая рука", будем искать...

  14. #14
    Very High Power Аватар для OH5ZZ
    Регистрация
    07.12.2005
    Адрес
    Pulsa, SUOMI
    Возраст
    84
    Сообщений
    3,837
    Поблагодарили
    4191
    Поблагодарил
    1196
    В послевоенные годы в Ленинграде кроме легендарной ЛСКВ (Ленинградской секции коротких волн) была очень активна и секция УКВ городского радиоклуба ДОСААФ на Фонтанке 7.

    Однажды, когда у ультракоротковолновиков вновь отобрали их диапазон 85-87 MHz (перед этим нас лишили диапазона
    70-72 MHz) и предложили осваивать частоты 38-40 MHz, нам удалось добыть несколько десятков новеньких радиостанций "FUG-16".

    Сначала мы их использовали в первозданном виде (с модуляцией на управляющую сетку), но вскоре пошли вариации на вольную тему: подключали мощные УНЧ для анодно-экранной модуляции и повышали таким образом эффективность передатчика, а выход ПЧ приёмника (3100 кГц) подключали к входу приёмника КВ, настроенного на эту же частоту для двойного преобразования и повышения избирательности "FUG-16", так как в эти годы диапазон был забит сигналами радиолюбителей всех районов СССР. Для второго преобразования чаще всего использовался другой немецкий приёмник, название которого, к сожалению, я не помню. Думаю, что это был какой-то "ЕК...". Я по бедности использовал для этой цели отечественный приёмник КВМ.

    Ленинградцы первыми стали использовать в диапазоне 38-40 MHz узкополосную ЧМ. Для этого собственный модулятор "FUG-16" связывали слабой связью через доаолнительную цепочку с контуром задающего генератора этой станции. Кстати, такие сигналы неплохо принимались нашими корреспондентами и в режиме АМ, но приходилось слушать реплики по поводу мощной несущей и мелкой модуляции.

    С тех пор прошло очень много лет, возможно, что-то забылось, но приятно вспомнить эту первую радиостанцию заводского изготовления, которая появилась на моей станции (позывной 076553) после многочисленных самоделок.
    Последний раз редактировалось OH5ZZ; 10.11.2011 в 21:16.
    73, Борис

    UA1DJ / OH5ZZ / YL3IN

    Санкт-Петербург, РОССИЯ
    Lappeenranta, SUOMI
    Liepaja, LATVIA.

    "Были когда-то и мы рысаками"...
    Увы, рысаки, когда-то и вы станете нами...

  15. #15
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Цитата Сообщение от OH5ZZ Посмотреть сообщение
    В послевоенные годы в Ленинграде кроме легендарной ЛСКВ (Ленинградской секции коротких волн) была очень активна и секция УКВ городского радиоклуба ДОСААФ... Однажды... нам удалось добыть несколько десятков новеньких радиостанций "FUG-16"...
    В 2005 году член ЛСКВ Вячеслав Шелков (UA1BJ) подарил мне для Радиомузея РКК пару ящиков радиотехнического хлама, среди которого я нашел полуразобранный длинноволновый передатчик SL (S10L) из комплекта немецкой радиостанции FuG 10. Это было мое первое прикосновение к этой знаменитой радиостанции.

    Через пару месяцев на аукционах eBay удалось приобрести коротковолновый передатчик SK (S10K) из комплекта той же FuG 10, и я разместил оба этих передатчика в витрине 03 на 2-м этаже нашего здания, потому что на 3-м этаже тогда никаких музейных витрин вообще не было:



    На переднем плане там стоит приемник EBL 3H для слепой посадки, который мне подарил другой питерский коротковолновик, Василий Витошкин (RV1AN). Этот приемник побывал в руках ленинградских пионеров, так что пришлось ремонтировать его переднюю панель, а о восстановлении внутренностей и говорить не приходилось...

    Сегодня FuG 10 у нас представлена обеими парами "приемник-передатчик" (ДВ и КВ). Правда, ради экономии места мы разместили их куда компактнее, чем они размещались в немецких бомбардировщиках или транспортниках вроде Ju-52:



    Теперь эта экспозиция размещается в витрине 04L на 3-м этаже. Передатчик SL там теперь другой, целый и снаружи, и внутри, а вместо пострадавшего от "очумелых ручек" приемника EBL 3H с ручной настройкой ("H" там означает Handantrieb) мы показываем такой же приемник с дистанционной настройкой EBL 3F (от слова Fernantrieb).

    Кстати, совсем недавно мне попалась статья Фрица Тренкле, автора ряда книг по радиоаппаратуре германского Вермахта. Статья была на тему радионавигации Люфтваффе, и из нее я узнал, что наш EBL 3F это вам не хухры-мухры, а основной блок комплекта FuG.125, у которого даже было свое название --- "Хермине":



    Этот замечательный факт уже отображен на сайте Радиомузея РКК в пояснениях к экспонату "EBL 3F".

    А что касается питерских (бывш. ленинградских) коротковолновиков, то хочу еще раз выразить всем им благодарность за доброе участие в судьбе Радиомузея РКК на этапе его становления.

    Радиостанции FuG 16 мне из Питера не досталось, она у нас с аукционов eBay, но первый импульс в направлении коллекционирования немецкой авиационной аппаратуры задали именно ленинградские коротковолновики, и я об этом не забываю...

Похожие темы

  1. Радиостанция 'ЁРШ'
    от RX0AT в разделе КВ: Военная аппаратура
    Ответов: 5
    Последнее сообщение: 17.07.2012, 21:50
  2. Радиостанция РБМ-1
    от RA6HM в разделе КВ: Военная аппаратура
    Ответов: 17
    Последнее сообщение: 17.01.2012, 02:56
  3. КВ радиостанция 'РБ-М'
    от RN9RQ в разделе Радиомузеи и коллекции
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 15.02.2009, 23:37
  4. Радиостанция РС-46м ,РС-23. РВ-1М
    от Alex54 в разделе Радиолюбительские технологии
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 14.01.2006, 23:21
  5. Радиостанция на 2м
    от RZ6AHY в разделе УКВ аппаратура
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 15.09.2005, 17:10

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Форум QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений!
как отключить
×
Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker


Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Форум QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений!
как отключить
×