С него начался мой путь в эфир на коллективке. Ностальгия....
Вид для печати
Вы, товарищи, тут всё про документы разные, а мы третьего дня привезли к себе в Радиомузей РКК кое-какое железо, которым раньше пользовался Э.Т. Кренкель:
Нам позвонил Кренкель Теодор Эрнстович и предложил забрать то, что он не так давно нашел на даче, откуда RAEM работал в эфире. На приведенном выше снимке слева - блок настройки от передатчика ВС-610, который Т.Э. Кренкель передал Радиомузею РКК пару лет назад, и который сейчас выставлен в Музее радио и радиолюбительства у Евгения Суховерхова.
Вот и этот блок ВС-969 после приведения в божеский вид мы также хотим передать Суховерхову. Пусть стоит поверх нашего ВС-610 рядом с приемником AR-88-F...
Мне кажется интересным и детекторный приемник "Волна", который выпускался на заводе, которым Э.Т. Кренкель руководил после войны:
Радиомузею РКК послевоенные детекторные приемники совершенно "не в тему", так что и этот приемник мы хотим передать в музей Суховерхова. Все же этот предмет имеет прямое отношение к жизненному пути Эрнста Теодоровича.
Интересно, знает ли кто-нибудь, какой это был завод? Теодор Эрнстович припомнил, что это был то ли завод № 51, то ли завод № 57, и что он находился то ли в районе 1-го Подшипникового завода, то ли прямо на его территории.
А может, кто-то сможет определить завод по его эмблеме, которая видна на верхней панели детекторного приемника "Волна"? Вот еще пара фото этого приемника:
Вообще-то эта эмблема напоминает эмблему Воронежского "Электросигнала". Напоминает - не более того.
Он так теперь и называется "Волна" (НПО). В Москве, на Варшавском шоссе.
"1947 г.Выпуск первой сотни детекторных радиоприемников «Волна» для колхозной деревни в ознаменование 800-летия Москвы, новых автоматов - таксофонов"
Уточнил - ОАО НПП (а не НПО). volna-m.sozvezdie.org/
С уважением к участникам!
Стоит в "Политехе" г. Москва, станция "Дрейф", помнится что за №1 (могу ошибаться), и на табличке к ней ни слова о Кренкеле - так за нее обидно - ей бы в музее Кренкеля стоять.
Фото этой экспозиции имеются - могу выслать - адрес в личку.
СК.
BC-969 это приёмник диапазона 0.015-0.15Мс и в комлект ВС-610 не входил.Это антенный тьюнер ВС-939 из комлекта ВС-610.А вооще до 1941г. это был радиолюбительский передатчик HL-4 2-18Мс 400вт CW 300вт АМ. потребляемая мощность около 1000вт. работавший не трех предварительно настроенных каналах.Для перестройки частоты с диапазона на диапазон требовалось заменить анодный контур в УМ все настроить и потратить минут 8-10.
Извините, опечатка вышла --- действительно, антенный блок для передатчика ВС-610 (он же Hallicrafters HT-4) называется BC-939.
Во время войны эти передатчики и антенные блоки входили в состав мобильных комплектов SCR-399 и SCR-499, поставлявшихся в СССР по Ленд-Лизу. После войны примерно та же комплектация, включая ВС-610 и ВС-939, входила в комплект радиостанций AN/GRC-26 (500 Вт в режиме RTTY).
Это стандартная QSL в память о Кренкеле. В память о нём эти станции работали в декабре 1973 года - январе 1974 года (Тикси, Усть-Оленёк, Таймылыр и остров Котельный). Я был QSL менеджером (логи ещё храню).
Вот выдержка из книги Николая Николаевича Стромилова (UA3BN) "Впервые над полюсом". Для тех, кто мало знает историю освоения Арктике (в радийной её части, Стромилов - это такая же легенда, как и Кренкель). Как на "Челюскине", так и во время операции "Северный полюс" он работал бок о бок с Кренкелем, и поэтому его оценка личности Кренкеля по-видимому самая точная.
В 1930г. Э.Кренкель летал на дирижабле "Граф Цеппелин" по маршруту Боденское озеро-Берлин-Ленинград-Петрозаводск-Новая Земля-м.Челюскин и обратно в Берлин.Во время перелёта участвовал в научной работе и работал в эфире с бортовой радиостанции.Получается,что он был одним из первых радиолюбителей работавших с борта воздушного судна.
Мне кажется, что не надо путать радиолюбительскую работу и профессиональную работу радиста. Я не уверен, что Кренкель работал с борта дирижабля с радиолюбителями во время этого полета. Во всяком случае не помню, чтобы я об этом где-то читал, хотя читал про Кренкеля я много.
Возможно это и так.но на YOU TUBE есть фильм "The Graf Zeppelin" 10.16 с видео о полярной экспедиции 1931г. похоже в радиорубке - Э.Кренкель.В комментарии к фильму говорится о работе на КВ и установлении радиосвязи с Южным Алжиром.что профессиональной связью быть не может.Вопрос только в том кто из радистов работал в эфире. в Радиофронте и Радio за 1931-1932 данных нет.Может есть где-то в немецких журналах.