Вложений: 28
VU5RV - DXpedition на Лаккадивы в 1971-м
Выше по теме был размещен скан статьи Венката, VU2KV, об экспедиции VU5RV на Лаккадивы, опубликованной в августовском номере журнала "73 Magazine" за 1971-й год. Дмитрий, RW4C, перевел эту статью на русский. Фотографии, сканы и иллюстрации для данной публикации взяты из архивов журнала 73, K8CX, Radiomuseum, JR1BAS, и других открытых источников. Благодарю The Amateur Radio Society of India (ARSI) за оперативно предоставленные для этой публикации фотоматериалы. Обещали разыскать больше, но у них там все в бумажной форме, и ребята они не быстрые, так что сейчас публикуем материал как есть, ну, а когда что-то еще пришлют - дадим в эфир вдогонку.
Вложение 277285
DXpedition на Лаккадивы
автор: Венкат, VU2KV
перевод на русский: Дмитрий, RW4C
Статья опубликована в августе 1971-го
Всякий раз, бывая в Лондоне, я стараюсь увидеть G3BXI, чтобы поговорить со своим хорошим другом Дасти W8CQ, который руководит журналом RTTY Magazine. В прошлом феврале я приехал туда как раз тогда, когда Джим заканчивал связь с Дасти. Я никогда раньше не мечтал о Лаккадивах, и Расс W8DAW, который тоже был в DX-нете, спросил, почему я не пытаюсь съездить туда? Ральф W8PHZ подошёл и сказал то же самое.
Вложение 277289
После истории с Доном Миллером мне не хотелось ничего говорить, кроме того, что я бы попробовал и сделал бы всё, что в моих силах.
Вернувшись в Индию, я начал осторожно наводить справки о Лаккадивских островах, тамошних климатических условиях и проблемах получения разрешения на работу любительской радиостанции. Поскольку моя работа связана с правительством, я знаю, как действовать, чтобы добиться успешного результата; поэтому я не подал заявление и не получил жирное "нет" - это был бы конец истории. В каждой стране есть места, которые ограничены для людей в течение того или иного сезона; и Лаккадивы оказываются в категории, для которой правительство вынуждено ограничивать въезд.
Вложение 277286
Пока я пытался разобраться с этой проблемой, появился Ларри K2IXP и сказал, что едет на Лаккадивы. Мы все знали, что в это время даже индийцы не смогли бы приехать без уважительной причины, не говоря уже о Ларри. Ларри пытался «достать» каждого на любом уровне и пытался использовать свое влияние на высшем уровне, что только усложняло другим получение разрешения. Чиновникам, похоже, надоело, что их преследуют.
Вложение 277287
Прошло немало времени, после отъезда Ларри, прежде чем ситуация созрела для подачи официальной заявки на работу с Лаккадивов. Я попросил Рао VU2RM и Хегде VU2DI поехать со мной.
Вложение 277288
Рао, VU2RM
Оба были до этого на Андаманских островах.
Вложение 277290
Они оба согласились оплатить дорогу, а я взял на себя всё остальное. Мы подумали, что если бы люди прислали нам некоторое количество IRC, мы могли бы надеяться в какой-то мере возместить некоторые расходы.
Состав команды утрясли, встал вопрос о том, чтобы получить достаточно надёжное оборудование. Работая в группе MULTI-MULTI со станции VU2IRA во время CQ-контеста, я решил, что мы должны действовать таким образом и дальше, чтобы воспользоваться преимуществами этой группы, а также установить как можно больше контактов. Для этого нам понадобилось много оборудования.
Вложение 277291
У меня был передатчик Heathkit HX20, усилитель FL1000, приёмник Collins 51J4 и антенна TA33JR.
Вложение 277292
Heathkit HX20
Вложение 277293
Heathkit HX20
Вложение 277294
YAESU FL-1000
Вложение 277295
Приёмник Collins 51J4
Вложение 277296
TA33JR
Я раздобыл у VU2DGM трансивер Swan-500 и быстро построил отдельный VFO для работы сплитом.
Вложение 277297
Swan-500
Также я позаимствовал у VU2REG трансивер FTDX-100.
Вложение 277298
FTDX-100
Он не хотел пропадать из эфира, так что мы должны были достать ему с VU2IRA трансивер FLDX400.
Вложение 277299
FLDX-400
Джинни, VU2IRA, хотела проводить свои ежедневные встречи в эфире с K6OE, поэтому мы починили для неё запасную рацию HW32 от VU2BEC.
Вложение 277300
SSB трансивер HW32
Также я взял взаймы у Бео, VU2REG, антенну 14AVQ.
У VU2OMR был диполь на два диапазона, который вместе с передатчиком Heathkit DX40 и приёмником SX96 образовывал четвертую станцию.
Вложение 277301
Heathkit DX40
Вложение 277302
Hallicrafters SX96
Пока мы всё это делали, никто не знал об этой DX-экспедиции. Я был постоянно в эфире, и все спрашивали меня о другой экспедиции, которая должна была отправиться туда.
Из-за предварительной проведённой работы разрешение пришло быстро. Возникла заминка с бюрократической волокитой, связанной с получением разрешений на въезд, но, к счастью, администратор на островах, который посещал Нью-Дели, всё уладил. Мы были довольны отсутствием огласки, которой не было до сих пор, так как не хотели быть причиной праздных слухов.
Нам удалось попасть в печать в DX-бюллетене Джеффа Уоттса прежде чем почтовая забастовка приостановила его и газету «DX-news» Гаса Браунинга и прежде чем мы добрались до острова. Мне также повезло в течение недели перед нашим отъездом провести связи с редакторами нескольких DX-клубов и это также помогло распространить новости. Специальное разрешение на использование префикса VU5 пришло очень поздно, поэтому многие люди были в неведении относительно позывного, который мы будем использовать, до того момента пока не услышали нас в эфире.
Вложение 277239
Как только всё стало ясно, мне надо было организовать надлежащую упаковку всего снаряжения. Я должен был спланировать упаковку так, чтобы убедиться, что каждый ящик содержит полный комплект станции, чтобы потеря или повреждение одного из них не сорвало возможность быть в эфире.
Упаковка также означала выяснение потребностей в пище и вероятных медикаментах на 20 дней и далее. Мы знали, что на острове нет ничего, кроме рыбы и кокосовых орехов. Мне также пришлось взять несколько стальных шестов для мачт, потому что на острове не было ничего подходящего. Радха, моя жена, тоже решила поехать с нами - просто ради удовольствия и для того, чтобы убедиться, что, пытаясь работать DX, мы не забудем питаться. Она приехала подготовленная с большим количеством принадлежностей для рисования - занимать себя местными пейзажами.
Лаккадивские острова действительно имеют особое расположение для нас в Нью-Дели. Они находятся примерно в 2000 милях к югу в Аравийском море у западного побережья Индии. В группе "Лаккадивы, Аминдиви и Миникой" насчитывается 20 островов, из которых обитаемы только 10. Там живут примитивные рыбаки, которые зависят от рыбы и кокосовых орехов для своего пропитания. Остров, на который мы отправились - Каваратти - является административным центром.
Вложение 277276
Остров Каваратти
Мы должны были действовать осторожно, дабы убедиться, что не будет никакого промаха в последнюю минуту. Весь багаж весил более полутонны, поэтому нам пришлось ехать по железной дороге. Из-за большого расстояния мы разрешили себе свободный день в каждой точке.
Мы отправились из Нью-Дели в 1300-мильную железнодорожную поездку до Мадраса (42 часа). В Мадрасе Рао, VU2RM, присоединился к нам.
Вложение 277303
На следующий день, после того как нас приняли местные радиолюбители, мы отправились в порт Кочин, в 500 милях к юго-западу от Мадраса. Через два дня мы прибыли в Кочин, и нас заверили, что корабль отплывёт на следующий день после полудня. Нам сказали, чтобы наш тяжелый багаж был забронирован заранее, чтобы избежать задержки. Оказалось, что отец VU2TH работал в судоходной компании, и это обеспечило VIP-обслуживание багажа. Дополнительное время, проведённое в Кочине, позволило нам набрать свежих овощей, которые мы не получили бы на острове.
Служба доставки должно быть крайне неэкономична для компании, чтобы работать в разумной тарифной структуре. Чтобы минимизировать потери, они избегают всех ненужных расходов, таких как посадка на пристани, и вместо этого суда находятся в середине канала. Пассажирам и грузу приходится добираться на небольших лодках до середины канала и уже там садиться на корабли.
13-летний сын капитана, пришедший проводить отца, сидел за рычагами управления лебедкой, и на мгновение мы подумали, что пакет с антеннами останется на дне судоходного канала в Кочине для какого-нибудь подводного любителя DX-ов. Но удача была с нами и мальчик смог доставить пакет.
Из-за неполадок с радаром мы вышли из Кочина поздно вечером и достигли острова Каваратти в полдень, а не на рассвете, как было запланировано.
Вложение 277278
Остров Каваратти
Операция высадки была самым сложным манёвром и лучше всего может быть описана с помощью эскиза острова и лагуны. Остров имеет коралловый риф, образующий лагуну с западной стороны, а вход в лагуну находится на северной оконечности. Корабль не может подойти к восточной стороне острова из-за крутого шельфа с большими скальными выступами. Единственное место, где море не слишком глубоко для якоря, находится вблизи южной оконечности, где глубина составляет 200 саженей (365 метров). Иначе глубина моря составит около 1000 саженей. Поскольку нужно было выгрузить много груза, капитан решил подвести судно как можно ближе к входу в лагуну, насколько это было возможно в данных условиях. Корабль шел с подветренной стороны острова, так как дул умеренный бриз с 330 градусов.
Вложение 277279
Мы сели в маленькую моторную лодку с подветренной стороны нашего судна. Хотя волны не казались большими с палубы корабля, это было сложно и нужно было всё делать быстро, так как и корабль, и лодку постоянно подбрасывало. Только что лодка была совсем близко от корабля, а в следующее мгновение уже в нескольких футах от него. После того, как нам удалось прыгнуть в маленькую лодку, всё стало сложнее, так как лодку действительно сильно швыряло о борт корабля, а трап был раздавлен.
Став небезопасным, трап был убран, и остальным пассажирам пришлось спускаться по верёвочной лестнице, спущенной с борта корабля. Нам повезло, что нам не пришлось этого делать. Нам не особенно хотелось спускаться по верёвочной лестнице имея под собой море глубиной в 1000 саженей. Также нам повезло, что море было не очень бурным, как бывает в сезон муссонов, когда пассажиров, как груз, опускают в лодку на канатных стропах с корабельной лебедки!
Путешествие ко входу в лагуну, который был напротив ветра, шло медленно, так как лодка в лучшем случае не могла сделать больше четырёх узлов. Это не было приятным путешествием, и мы не могли фотографировать, так как каждая волна накрывала нашу лодку, и мы все были полностью вымокшими. Самой трудной частью был подход ко входу в лагуну. Волны здесь складывались в сложную картину, и маленькую лодку швыряло во все стороны.
Зеленый цвет лагуны резко контрастировал с глубокой ультрамариновой синевой глубокого моря за ней, и это создавало прекрасную картину. Плавание по лагуне было медленным, так как она очень мелкая, и можно было пробираться через некоторые её части. Примерно через два часа плавания в маленькой лодке мы твёрдо стояли на горячем песке.
Вложение 277280
Остров Каваратти
Остров был весь в песке, и кокосовые пальмы давали единственную пищу для вегетарианцев. В тени было очень прохладно, но песок превратился в раскаленную печь. Сам остров имеет 3 мили в длину, 3/4 мили в ширину в самом широком месте и всего около 50 футов в самом узком месте.
Мы пришли в себя лишь после того, как напились кокосового молока. Затем мы отправились на общественном транспорте острова, который состоит из трактора с прицепом для пассажиров и их багажа. Единственное другое транспортное средство – «джип» администратора.
После обеда мы осмотрелись на предмет возможного расположения антенн. Место, которое нам выделили, слишком густо заросло кокосовыми пальмами и имело местную телеграфную беспроводную станцию по соседству, работающую на 7 МГц; поэтому мы решили пойти на открытое место возле полицейского участка, где они уже расчистили несколько деревьев для своих антенн.
Багаж выгрузили не сразу, и он прибыл только к вечеру. Темнело, и нам пришлось действовать быстро, чтобы выйти в эфир в тот же день. FTDX-100 был извлечен первым, а антенна 14AVQ была закреплена на коротком куске трубы в песке.
Вложение 277304
14AVQ
С небольшим шумом на диапазоне было большое количество станций. Мы провели первое QSO с VU2BEO в 18:52, с отставанием от графика в 1 час и 22 минуты. Затем мы перешли на 14.195 кГц, и вся полоса выше 14.250 вызывала нас в течение десяти минут.
Вложение 277281
Мы оставили Рао, VU2RM, знакомиться с управлением станции, пока мы распаковывали снаряжение и всё устанавливали. Из-за хорошей упаковки ничего даже не было поцарапано, и мы смогли подключить усилитель примерно к 8 часам вечера. Было удивительно, как много DX нам удалось сработать с 50-ю Ваттами на 14AVQ. В ту ночь мы могли работать только на одном комплекте аппаратуры, так как была доступна только одна антенна, но мы использовали это время, чтобы настроить и проверить все комплекты. Хегде, VU2DI, к сожалению, слёг с болью в животе, и его отправили в постель, где доктор дал ему лекарство.
Только после того, как на следующее утро группа начала собираться, мы смогли ненадолго отключиться и привести в порядок антенны. 14AVQ был перемещен на вершину 20-футовой башни, и также установили TA33. Вертикал Mosley был привязан к флагштоку.
Нам пришлось ждать, пока мы не смогли найти местного жителя, который пришёл и повесил диполь на два диапазона одновременно, потому в течение дня мы были только а 15 и 10 метрах. По мере того, как десятка закрывалась, мы уходили на двадцатку. У нас было две станции в эфире практически всё время, и три, когда Хегде, VU2DI, чувствовал себя лучше. Чтобы поддерживать станцию в рабочем состоянии, еду приходилось готовить в шахматном порядке.
QRM были жёсткими постоянно, но и пайлапы были беспрецедентными. Начиная с первого дня, вся полоса от 14.250 до 14.300 была просто одной широкой полосой шума. Позже мы были вынуждены распределять зовущих по всему диапазону, начиная от 14.200 и выше. Большую часть времени мы никогда никого не обрабатывали на последней отработанной частоте, и это помогало управлять пайлапом.
Зовущие, похоже, узнали, как мы меняем частоту прослушивания, и после первых двух дней всё еще собирались в некоторых больше, чем на других частотах. Поэтому мы изменили тактику и заставили ребят гадать, где мы их слушаем. Я думаю, что это дало шанс хорошим операторам, которые не обязательно имели мощные станции, но знали, что такое хорошая операторская практика. Мы сами удивляемся, как нам удавалось работать по три-четыре станции в минуту на пике прохождения, когда QRM тоже был на пике.
После отличного прохождения в течение пяти дней следующие два дня выдались очень плохими. Во многих случаях, хотя мы хорошо проходили на западном побережье Штатов, зовущих станций не было, и нам приходилось вытаскивать из постелей коллег, чтобы дать нам связи!
Работа с острова имела свои специфические проблемы. На башенной станции был дизельный генератор мощностью 36 кВт. На песке нет улиц, но на дорожках есть фонари, и эта нагрузка составляет около 40 кВт. Напряжение на линии было плохим, а регулирование безнадёжным. Мы были готовы к этой непредвиденной ситуации и взяли регулятор линейного напряжения 15 кВА. Даже с ним, напряжение ночью было 210 Вольт, которое снизилось бы до 185 по свистку. Мы подумывали о том, чтобы поднять напряжение в сети до 110, чтобы использовать автотрансформатор, чтобы вернуть его к 220, но это означало отключение сети, чтобы переключиться со дня на ночь, поэтому мы решили не делать этого.
Ночью мы работали в режиме QRP или в шахматном порядке, чтобы напряжение не падало слишком низко.
Нам сказали, что корабль отплывет на материк 27 января, заходя на остров Амини. У нас не было выбора, кроме как уйти, так как дата следующего рейса была неопределенной. Нас заставили погрузить тяжёлый багаж на корабль днём 26-го, так как прилив был неблагоприятным. На следующее утро отлив не позволил тяжёлой лодке покинуть лагуну, и капитан не хотел, чтобы мы задерживали судно, загружая наш хрупкий груз.
Вложение 277283
Мы прекрасно провели время на острове. Нас не слишком радовала перспектива вывоза аппаратуры за день вперёд, поэтому мы переупаковали все вещи и сохранили FTDX-100 и 14AVQ, которые мы могли взять с собой в чемодане, а одежду отправили на корабль. Имея только один комплект аппаратуры, доступный 26-го числа, у нас было свободное время, и мы поговорили с местной средней школой по нашему радио. Это доставило нам много QRM тем вечером.
Итак, мы наконец распрощались с островом Каваратти, проведя там 185 часов с 19 по 27 января 1971-го года, и проведя 6327 связей. Море было очень спокойным, и посадка на корабль была легкой. Мы доплыли до острова Амини в 35 милях к северо-западу от Каваратти, и корабль простоял там весь день на якоре. Мы собирались сойти на берег, взять FTDX-100 и 14AVQ и выйти в эфир, но в последний момент передумали. Несмотря на то, что Амини широко известен как Лаккадивы, он является частью группы Аминдиви, и мы не хотели завершать успешную экспедицию, вещая оттуда, чем могли бы поставить под сомнение всю экспедицию. Только Рао, VU2RM, отважился отправиться на остров и вернулся довольным, отведав местных кокосов.
Обратное путешествие из Кочина домой прошло без происшествий, так как мы стали очень опытными в путешествиях с нашими тоннами багажа. Всё было еще более гладко с помощью VU2MO, который помогал с бронированием поездов и страхованием VIP-обслуживания багажа.
Настоящая часть экспедиции началась, когда я вернулся. Мне и в голову не приходило, что, хотя можно сделать три или четыре связи в минуту, то, конечно, невозможно заполнять QSL-карточки с такой скоростью! Когда мы зашли в офис, мне пришлось взять большой мешок, чтобы отвезти почту домой. Я был в отпуске ещё неделю, и это дало мне время убедиться, что у нас будут карточки и мы будем в состоянии заняться их отправкой в ближайшее время.
У меня есть желание закончить дела с QSL в ближайшее время, и если это возможно - в течение одного месяца после экспедиции. Поэтому я каждый день сидел за обеденным столом до двух часов ночи и отвечал на все пришедшие QSL. Мне пришлось заниматься и другими делами, но всё же я смог отвечать на все карточки в течение намеченного дня. Совершив это, я могу сидеть сложа руки и спокойно отвечать на 25-30 карточек, которые все ещё поступают ежедневно. Я только сверяю карточки с журналами и заполняю их, а потом об этом заботятся жена и две девочки 8 и 12 лет. Они знают, что такое почтовые тарифы, где находятся адреса, и все различные памятные марки, которые доступны и знают как их получить. Я уверен, что они будут хорошими QSL -менеджерами.
Вложение 277284
Сидит VU2KV, стоят - в белой рубашке VU2DI, справа от него - VU2RM
Всё прошло хорошо и мы были очень рады, что что-то не пошло не так. Мерфи вообще не проявился, и это нас очень удивило. Мы поняли, что были неправы, когда пленка вернулась из мастерской в виде чистого куска, на котором ничего не было. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что затвор камеры заклинило и все пленки не были отсняты вообще. Единственная сохранившаяся запись об острове содержится в фотографиях, сделанных Хегде, VU2DI, и на 8-миллиметровой цветной плёнке, и это объяснит причину появления здесь новых снимков. У нас нет возможности воспроизвести прекрасный пейзаж с картин жены.
По крайней мере, один урок был усвоен: проверка аппаратуры не является достаточной - ВСЁ должно быть проверено перед DX-экспедицией!
https://youtu.be/2xnIyLiYokM
---
N.B.: Для не имевших возможности прочесть ранее:
Цели и задачи темы "Забытые экспедиции" описаны, во всех подробностях, в постах №1, №7, и №204.