Прежде всего разрешите, Борис Григорьевич, поблагодарить Вас за теплые слова. Хочу прокомментировать свое интервью на телеканале "Подмосковье", рассказав о том, что осталось за кадром.
Предложение выступить на этом телеканале было для меня полной неожиданностью. Я про канал "Подмосковье" услышал впервые, сам его никогда не смотрел, хотя у нас на фирме кое-кто про "Подмосковье" знал. Это ведь в основном кабельный канал.
Тема военной связи, на мой взгляд, очень специфична, особенно когда речь идет о выступлении перед широкой аудиторией. Никакого "подстрочника" перед интервью мне не дали, так что приходилось ориентироваться по ходу дела. Единственное, о чем меня спросил ведущий, Андрей Заев, в телефонном разговоре за пару дней до записи, было проблема "радиобоязни", так что об этом я смог подумать заранее.
Вообще-то ребята с "Подмосковья", кто делал программу, посвященную 70-летию битвы под Москвой, молодцы, просто герои. Они ведь выходили в эфир на 50 минут каждый будний вечер в течение полутора месяцев, а это тяжкий, изматывающий труд.
При всей общественно-политической значимости этой программы студию для записи им давали только по выходным, так что в ту субботу, когда пригласили меня, там было еще три сеанса записи на другие темы, не имеющие отношения к военной связи.
К сожалению, тот "курс молодого бойца", который провел со мной Заев, включал только предложение пить чай, когда захочется, и следить за его руками. Если он начнет крутить в руках портсигар, это будет сигналом, что меня "понесло", и пора закруглять очередной ответ.
На видеоклипе портсигар Заева иногда возникает, но не так часто. Видимо, ему самому мои ответы были интересны. Но вот о чем он меня не предупредил, так это о расположении видеокамер. Сам я четко видел камеру, стоявшую слева от меня, и туда я развернул взятые с собой радиостанции 4-РА и "Север".
Но оказалось, что основная запись шла с другой камеры, стоявшей в полумраке за спиной Заева. Однако это я понял, только посмотрев видеоклип...
Конечно, по ходу записи я наговорил чуть больше, чем показано в видеоклипе. Например, рассказал про английский радар GL Mk.II, от передатчика которого у нас есть большой белый пластмассовый шильдик (он порой мелькает в кадре). Но этот эпизод в передачу не вошел.
Ребята с "Подмосковья" пошли нам навстречу и смонтировали для нас специальную версию этой передачи. В эфире она ведь шла не 37, а почти 50 минут, и где-то в середине там была длинная вставка про полевую почту (как ни крути, а почта тоже была средством фронтовой связи, да еще каким!), а также комментарии двух историков. Эти комментарии, на мой вкус, были скучноваты, поэтому я попросил их также удалить.
Вот так и получились те 37 минут, что сейчас размещены на YouTube...








