Руководителям молодежных коллективок
Уважаемые коллеги!
В настоящее время на обсуждение выложен текст проекта Регламента любительской службы Российской Федерации. На мой взгляд, в этом документе много спорных вопросов в части, затрагивающей интересы молодежного радиолюбительства. С одной стороны Регламент содержит много позитивных моментов, но с другой - представляет реальную угрозу сложившейся системе подготовки радиолюбителей в молодежных радиоклубах. Если Регламент будет принят без изменений, то легально работать с ребятами станет практически невозможно. В итоге мы останемся и без молодежных радиоклубов и без юных радиолюбителей.
Все это очень серьезно. Поэтому предлагаю всем, кого затрагивает эта тема, спокойно, без эмоций, высказаться на форуме СРР по всем вопросам организации работы с ребятами как в радиоклубах, так и в семьях коротковолновиков.
Начнем с того, чем хорош проект Регламента.
Все станции радиолюбителей, имеющих первую и вторую категорию, становятся «потенциально коллективными». С них снимается существующий в настоящее время запрет на работу гостевого оператора. Радиолюбитель в далеком селе, часто единственный на всю округу, может допустить для работы в эфире своим личным позывным на своей радиостанции парня, только сегодня заинтересовавшегося любительским радио.
Радиолюбителю, пришедшему в школу или другое детское учреждение, не нужно тратить время и силы на оформление документов на открытие коллективной радиостанции. Он может организовать работу в эфире с первого дня, предоставляя возможность ребятам использовать свой позывной.
По той же причине родителям для своих детей не нужно будет открывать домашнюю коллективную радиостанцию.
Молодежный радиоклуб, зарегистрированный как юридическое лицо (школа, например), может иметь на постоянной основе короткий четырехзначный позывной.
А теперь о том, что не устраивает в этом документе.
Основная проблема: работа начинающих под контролем управляющего оператора только в рамках третьей категории.
Предлагается ст.2.6 изложить в следующей редакции:
Во время практической подготовки лицам, не имеющим квалификации оператора любительской радиостанции, а также имеющие квалификацию оператора любительской радиостанции четвертой или третьей категории, допускается осуществлять передачи с любительских радиостанций при непосредственном руководстве и контроле со стороны управляющего оператора, имеющего квалификацию оператора любительской радиостанции первой или второй категории. Такие передачи разрешены только в полосах частот, мощностью и видами излучения, разрешенными для радиостанций второй категории. Идентификация таких передач осуществляется в соответствии с порядком, определяемым ст.3.9 настоящего Регламента.
Фрагмент Ст. 3.9 предлагается изложить в следующей редакции:
........
- при передаче под контролем управляющего оператора лица, проходящего обучение и не имеющего квалификации радиолюбителя, либо имеющего квалификацию радиолюбителя четвертой или третьей категории, добавляется буква «N» (такие передачи допускаются только в полосах частот, мощностями, классами и шириной полосы излучения разрешенными для радиостанций ВТОРОЙ категории). Передача буквы "N" при участии в соревнованиях обязательной не является.
А теперь о том, зачем это все нужно.
Почему так нужна не третья, а именно вторая категория? Дело в том, что сейчас начинать готовить коротковолновиков необходимо в возрасте 10-12 лет. При этом нужно не столько давать знания, сколько участвовать в становлении личности ребят и формировании их постоянных интересов, среди которых одним из основных станет любительское радио. Общество сегодня вообще не формирует интерес к любительской радиосвязи и смежным с ней дисциплинам. Приходится формировать эти интересы "вручную".
При правильной постановке дела парень, отучившийся в радиоклубе или в семье у родителей в течение двух лет, имеет, как правило, операторские навыки работы телефоном на русском и английском языке выше среднего уровня. Замечу, что возраст такого парня - 12-14 лет. А вот знания радиотехники, даже по упрощенной программе третьей категории (про вторую вообще говорить бессмысленно- это уровень техникума) ему еще недоступны, – возраст не позволяет.
Что делать парню дальше. Нужно учиться работать с DX, начинать активно участвовать в соревнованиях. Он в силу своих возрастных особенностей все это может, но Регламент хватает его за руки и говорит: НЕЛЬЗЯ. Увы, но парень уйдет из радиоклуба. И не он один, а вместе с преподавателем.
Необходимо дать ребятам возможность работать под контролем руководителя радиоклуба по программе второй категории. При этом руководитель просто в силу своих должностных обязанностей подстрахует учащегося при работе в эфире, а также обеспечит исправность аппаратуры и безопасность работы с ней. Передача /N будет служить ребятам стимулом для углубленных занятий радиотехникой и получения в возрасте 16 лет своего собственного позывного и квалификации.
При этом необходимо обеспечить возможность участия ребят, не владеющих радиотехникой, но уже умеющих уверенно проводить радиосвязи в различных соревнованиях. Для этого в ходе соревнований должна быть возможность не передавать /N.
В годы минимума солнечной активности ситуация становится просто катастрофической. Попробуйте построить учебный процесс на проведении повседневных радиосвязей днем на диапазоне 7 МГц с мощностью 10 Вт с проволочной антенной типа диполь. Это не работа, а мучение. За Уралом такая работа просто невозможна. Мой опыт подсказывает, что в такой ситуации ребята быстро потеряют интерес к радио, а мы потеряем их.
Главный недостаток проекта Регламента - автоматическое копирование правил, принятых в странах СЕРТ, без учета особенностей России. В дальнем зарубежье никогда не было системы дополнительного образования и ДОСААФ. Там государство никогда не вкладывало средства в подготовку радиолюбителей. Радиолюбители дальнего зарубежья до сих пор с завистью смотрят, как у нас в условиях молодежных радиоклубов за пять - семь лет готовятся радиолюбители второй и первой категории, имеющие серьезные успехи в спорте. Именно благодаря работе молодежных радиоклубов сегодня российский контестинг находится на подъеме. А вот в странах СЕПТ была принята и до сих пор действует до предела упрощенная схема: добровольцы читают 12- часовой курс, принимают экзамены на низшую категорию и все. Конечно, сегодня молодежных радиоклубов в стране немного, но именно они до сих пор несут основную нагрузку по подготовке квалифицированных радиолюбителей и спортсменов.
Термин "обучение", упоминающийся в нескольких статьях Регламента в моем понимании намного шире, чем у авторов. В проекте предполагается обучение только "с нуля" до третьей категории. А мы ставим перед собой другую задачу: подготовить в молодежном радиоклубе радиолюбителей второй и даже первой категории. Сдать теоретический экзамен по радиотехнике по программе HAREC в 17 лет (11 класс школы) при очень большом желании все же реально.
Прошу высказываться по предлагаемым изменениям в проект Регламента.При этом хотелось бы знать ваше имя, личный позывной, позывной молодежного радиоклуба, количество занимающихся детей и их средний возраст. Я готов все систематизировать и выложить на форуме СРР. Надеюсь на взаимопонимание.
С уважением, Василий Толстоухов (руководитель молодежного радиоклуба RK3DXW, п. Белоозерский)