Вложений: 7
Клавишные коммутаторы Первой мировой
8 мая на почту Радиомузея РКК пришло письмо от незнакомого нам Михаила Плотникова (mihhon@icloud.com) с просьбой подсказать, что за предмет изображен на двух приложенных к письму снимках:
Вложение 164523
Вложение 164524
Сходу я определить этот предмет не смог, и ввиду праздников и предстоявшего отъезда в Австрию решил на время отложить поиски ответа. Вернулся к вопросу Михаила только сегодня, но ответа так и не нашел. Поэтому решил вынести вопрос на суд участников форума, а со своей стороны добавить кое-какую информацию, которая, на мой взгляд, может навести на правильные мысли.
На фотографиях ясно читается производитель (Н.К. Гейслеръ и Ко, С.П.Б.), причем сокращение "С.П.Б." (Санкт-Петербург) означает, что рассматриваемый аппарат был выпущен еще до начала Первой мировой войны, т.е. до августа 1914 года. Потому что после начала войны Санкт-Петербург был переименован в Петроград.
Из всей литературы периода 1911-1917 гг., скопированной мною два года назад в Российской государственной библиотеке (бывш. Ленинка), мне показалось наиболее близким к теме "Описание узловых телефонных станций Гейслера клавишного типа", изданное в 1915 году:
Вложение 164525
К сожалению, я почему-то заказал копирование этой книжки не полностью, а только копии страниц 3-16 (глава I) и 28-32 (глава II). Выдержки из скопированных страниц и относящиеся к ним рисунки приведены ниже:
Вложение 164526
Вложение 164527
Вложение 164528
Вложение 164522
Как видите, эти клавишные коммутаторы совсем не похожи на аппарат, о котором спрашивал Михаил. Они намного серьезнее и сложнее. Кстати, этот мой поиск помог определить, что за "безымянный зверь" стоял в витрине Центрального музея связи, что в Санкт-Петербурге. "Зверь" оказался сухопутно-крепостной станцией клавишного типа образца 1912 года.
Не думаю, впрочем, что не откопированные мною страницы 17-27 могли бы помочь в поиске ответа для Михаила. Там наверняка было описание каких-то принципов работы коммутатора, а я такие сюжеты старался не копировать ради экономии времени.
Лично у меня фотографии Михаила вызывают ассоциации с фильмом "Турецкий гамбит" и бестолковым шифровальщиком Митенькой, нажимавшим на какие-то клавиши. Хотя что можно зашифровать, имея под рукой всего пять клавиш, я не представляю...