Вложений: 30
Радиомузей. Витрина № 8 (часть 1/3)
Витрина №8 получилась настолько разноплановой, что самым правильным кажется рассказывать про ее экспонаты полка за полкой, начиная с самой верхней:
Вложение 352270
Общий вид верхней половины Витрины №8 (с разметкой для музейного сайта) представлен ниже:
Вложение 352271
Начнем с трех последних «офицерских чемоданчиков» из нашей коллекции:
Nora K 41
Германия
Годы выпуска – 1941-1943
Вложение 352272
4-ламповый супергетеродин
Диапазоны – ДВ и СВ
Питание – от сухих батарей
Blaupunkt 6 BW 69
Германия
Годы выпуска – 1939-1943
Вложение 352273
4-ламповый супергетеродин
Диапазоны – ДВ, СВ и КВ
Питание – от сухих батарей или от сети
Braun BSK 239 F
Германия
Годы выпуска – 1939-1941
Вложение 352274
4-ламповый супергетеродин
Диапазоны – ДВ, СВ и КВ
Питание – от сухих батарей
На этой же полке выставлен необычный вещательный радиоприемник, собранный в Швейцарии из узлов, полученных от американской фирмы Hallicrafters:
Ecophone EC-1 A/B
Швейцария
Годы выпуска – 1945-1946
Вложение 352275
6-ламповый супергетеродин
Диапазоны – СВ и КВ (до 30 МГц)
Питание – от сети
Переходим на одну полку ниже. В самой левой ячейке там показаны две внешне одинаковые радиостанции – BC-611-F и BC-721-B:
Вложение 352276
BC-611-F – носимая КВ радиостанция из комплекта SCR-536:
Вложение 352277
Один канал, задаваемый кварцевым резонатором в диапазоне от 3,5 МГц до 6 МГц Раздвижная телескопическая антенна. Вид работы – телефон (А3). Выходная мощность – 0,35 Вт. Питание от сухих батарей напряжением 1,5 В и 103,5 В, которые размещались внутри корпуса радиостанции.
BC-611 были первыми в мире носимыми радиостанциями, управлять которыми можно было при помощи одной руки:
Вложение 352278
Разработаны компанией Galvin Manufacturing (ныне – MOTOROLA) в 1940-м году на новейших по тем временам миниатюрных (пальчиковых) радиолампах, также представленных в нашей экспозиции:
Вложение 352279
В Витрине №2 показана еще одна модель радиостанции, BC-611-B, которая производилась, начиная с 1942-го года:
Вложение 352280
В комплект поставки всех радиостанций ВС-611 входила упаковка, содержавшая кварцевые резонаторы для 12-ти различных каналов. При переходе на другой канал следовало подстроить радиостанцию с использованием прибора I-135:
Вложение 352281
Модель ВС-611-А начала поставляться в войска с 1941-го года. Показанная в данной ячейке модель BC-611-F производилась, начиная с 1944-го года, а после войны производство BC-611-F продолжилось во Франции.
BC-721-B – КВ радиостанция из комплекта SCR-585, предназначенная для использования на десантных планерах:
Вложение 352282
По конструкции и составу радиоламп BC-721 аналогична радиостанции ВС-611, но имеет дополнительный антенный разъем, предназначенный для соединения радиостанции с внешней выпускной антенной десантного планера.
Вложение 352283
Было предусмотрено дистанционное управление тангентой «прием-передача». Для этого ВС-721 крепилась к специальной подставке:
Вложение 352284
Питалась BC-721 от сухих батарей, таких же, как и в радиостанциях ВС-611.
До появления в 1941-м году носимых КВ радиостанций BC-611 основными переносными радиостанциями армии США, предназначенными для радиосвязи на расстояниях до 8 км были УКВ радиостанции BC-222, работавшие в диапазоне частот от 27,7 МГц до 52,2 МГц:
Вложение 352285
Эти радиостанции появились в 1938-м году и были выполнены на самых передовых по тем временам радиолампах:
Вложение 352286
Радиостанция ВС-222 переносилась в чехле на спине радиста, при этом передняя панель смотрела в сторону его левого плеча:
Вложение 352287
Радиостанция ВС-222 имела суперрегенеративный приемник, который своим излучением создавал такой уровень помех, что в пределах прямой видимости одновременно могла работать друг с другом только одна пара таких радиостанций.
В этой же ячейке Витрины №8 показан передатчик из состава аварийно-спасательного комплекта AN/CRT-3, применявшегося в военно-воздушных силах США и Англии. Это
T-74 / CRT-3 ( «Гибсон Гёрл»):
Вложение 352288
Передатчик работал поочередно на двух радиочастотах, выделенных для передачи сигналов бедствия – 500 килогерц и 8280 килогерц. Вид работы – тональный телеграф (А2), выходная мощность – 5 ватт, начало выпуска – 1944-й год.
Прототипом для T-74 / CRT-3 был аварийно-спасательный передатчик ВС-778:
Вложение 352289
Этот передатчик выпускался с мая 1942-го года и работал только на частоте 500 килогерц. В свою очередь, прототипом для ВС-778 послужил немецкий аварийный передатчик NSG 2, который Люфтваффе использовали с 1941-го года:
Вложение 352290
Передатчик ВС-778 пилоты прозвали «Гибсон гёрл» (Gibson Girl) за его эргономичные формы, напоминавшие изящных девушек-моделей с картин художника конца XIX века Чарльза Гибсона:
Вложение 352291
Это же шутливое прозвище унаследовал и передатчик T-74 / CRT-3. Внутри корпуса передатчика находились антенный канатик длиной около 100 метров и противовес, который перед началом работы следовало погрузить в забортную воду.
В состав аварийно-спасательного комплекта AN/CRT-3 входили приспособления для подъема антенны – коробчатый воздушный змей, который запускался из спасательной лодки при помощи ракетницы, и надувной резиновый шар с газовыми баллонами для подъема антенны в случае отсутствия ветра.
Питание аварийного передатчика осуществлялось от встроенного ручного генератора. Необходимые напряжения питания обеспечивались при скорости вращения рукоятки 80 оборотов в минуту:
Вложение 352292
С самолета, летящего на высоте 600 м, аварийные передатчики ВС-778 и T-74/CRT-3 были слышны на расстоянии до 300 км.
Передатчик ВС-778 послужил прототипом послевоенного советского аварийно-спасательного передатчика из комплекта АВРА-45:
Вложение 352293
Немцы тоже не стояли на месте, и в 1942-м году приняли на вооружение компактный аварийно-спасательный передатчик NS 4c:
Вложение 352320
NS 4c это УКВ передатчик, работавший на частоте 42,2 МГц. Вид работы – тональный телеграф (А2), выходная мощность – 0,3 Вт. Питание от встроенной аккумуляторной батареи.
В транспортном положении передатчик был весьма компактным, так как антенна была намотана на его корпус. В рабочем положении, при выпущенной антенне, сигналы NS 4c были слышны с поискового самолета, летящего на высоте 1000 м, на расстоянии до 60 км. Если же поисковый самолет летел на высоте 4000 м, то сигналы NS 4c были слышны на расстоянии до 150 км.
УКВ частота 42,2 МГц попадала в диапазон частот авиационных бортовых радиостанций разведывательных самолетов и истребителей Люфтваффе, которые могли использоваться в качестве поисковых самолетов.
В крайней правой ячейке Витрины №8, рядом с «Гибсон Гёрл», показаны два американских гражданских радиовещательных приемника. Это переносный приемник Motorola 41 S:
Вложение 352294
Он был выпущен в 1939-м году с использованием октальных радиоламп:
Вложение 352295
Слово Motorola в 1939-м было всего лишь торговой маркой для гражданской продукции компании Galvin Manufacturing, но вскоре оно станет названием всей компании.
Справа в той же ячейке показан еще один гражданский радиоприемник, на этот раз от компании RCA (Radio Corporation of America). Марка приемника BP 10 Personal:
Вложение 352296
Его выпускали с 1940-го года, и в нем использовались четыре только что появившиеся пальчиковые радиолампы:
Вложение 352297
Небольшие габариты приемника позволили называть его в рекламе «Camera Size Receiver», то есть «Радиоприемник размером с фотокамеру».
Напомним, что компания Galvin Manufacturing, которая вскоре станет использовать название MOTOROLA, тоже не дремала, и уже в 1941-м году начала поставки в войска носимых КВ радиостанций ВС-611, выполненных на пальчиковых радиолампах. Предметом их особой гордости было то, что радиостанциями ВС-611 можно было «управлять при помощи всего одной руки», что для нынешних обладателей мобильных телефонов кажется вполне естественным.
В следующей теме (части 2/3 и 3/3) мы расскажем об экспонатах, расположенных на двух нижних полках Витрины № 8:
Вложение 352298
Дополнение к части 1/2 --- УКВ-передатчик NS 4c
Уже разместил часть 1/2 данной темы на форуме, как вспомнил, что забыл сказать про немецкий аварийный УКВ передатчик NS 4c. Он у нас размещен на стене справа от Витрины №8. Можете посмотреть на него после картинки советского АВРА-45.