Практические аспекты работы CW открытым текстом
Добрый день, друзья!
К открытию подобной темы меня сподвигнуло частое обращение интересующихся этим направлением в CW, обращаются как на BOX, так и в "личку" на этом, и не только, форуме.
Информации, касающейся данного вопроса не так много, к тому же, она вся разрознена по разным веткам и форумам, ну и заодно, чтобы не повторяться по эл. почте.
Буду излагать видение данного вопроса сугубо от себя, как я его понимаю. Постараюсь подробно описать некоторые аспекты обучения: с чего и как начинать, на что обращать особое внимание.
Друзья, не претендую на принятие данного текста за истину в последней инстанции!
Сперва речь пойдет о прохождении специального курса, изучив который можно будет приступить к чтению книг телеграфом как на прием, так и на передачу.
Первое, на что хочу обратить ваше внимание, так это на то, что, если в ближайшие первые полгода у вас не будет достаточно времени для прохождения данного курса обучения (возможны командировки или какой-либо перерыв), то лучше отложить начало занятий до появления достаточного времени!
Это очень важно, на этом этапе совсем нежелательно допускать большие перерывы!
Далее предлагаю пройти курс обучения по методике от Валерия Алексеевича Пахомова(UA3AO). Этот курс обязателен, в противном случае, дальнейшее обучение может пойти по очень долгой и кривой дорожке.
Я обучался, пользуясь этой информацией. Хочу особо отметить, данный курс является превосходным фундаментом для начинающих изучать работу открытым текстом!
Ссылка на краткий курс; DO YOU SPEAK CW? » Радиотелеграфный клуб RCWC
Так же, в интернете можно скачать САМОУЧИТЕЛЬ от Валерия Алексеевича по этой ссылке: http://www.rkk-museum.ru/collections...ges/150421.pdf
Немного общих пояснений и рекомендаций: сам процесс обучения, приобретения навыка, волнообразен, некоторое время будет идти рост, но в какой-то момент наступит торможение, топтание на месте или даже небольшой откат назад, какое-то время все будет путаться, в голове будет каша, ничего не получаться. Появляется разочарование, настроение изменчиво, все, предел, подумаете вы, захочется все бросить и забыть. Не пугайтесь, это нормально, это всего лишь реакция нашего организма на неожиданную атаку на мозг. Все это временно, пройдет день, другой и у вас опять пойдет рост. В такие моменты не стоит останавливаться, лучше сбавить немного нагрузку, но ни в коем случае не бросайте тренировку. Многим такое торможение может показаться их пределом, на мой взгляд, в большинстве случаев, это ошибочно.
Всегда помните, не та тренировка хороша, которая прошла гладко и без ошибок, а та, которая далась большим трудом.
То есть, особо ценен тот участок времени вашей тренировки, когда наступила усталость мозга, мышечная усталость кисти при работе на манипуляторе, но вы не остановились, а "добили" запланированный текст до конца. Пусть со множеством перебоев, пусть даже коряво, но при этом, снова и снова пытаясь добиться правильного исполнения слов с выдерживанием правильных пауз и закончили занятие с плохим настроением, не довольным этой тренировкой. Но, знайте, именно эта часть времени вашего занятия наиболее эффективна и плодотворна с последующим высоким ростом навыка!
На первом же занятии многие могут столкнуться с "проблемой" преодоления избавления от напевов, по которым изучалась азбука Морзе. Помните? Лу-нааа-ти-ки, бааа-ки-те-кут, зааа-кааа-ти-ки...
Я тоже изучал азбуку исключительно по напевам; скажу честно, если б не прочитал об этом на форумах, я бы не знал, что это проблема.
Ну а если это действительно сильно мешает, то, в том начальном кратком курсе, в его первом тексте, где двухбуквенные слова (слоги), постарайтесь внести побольше имен существительных и местоимений (яд, вы, еж, да, мы, он, ты...), главное, чтобы был смысл, на этом этапе это должно помочь.
Важно отвлечь мозг, обмануть его, увести от этих самых "филимончиков", "лунатиков"..., отвлечь смыслом прозвучавшего сигнала. Не забывайте проговаривать услышанное, желательно в голос, допустим, прозвучало "ЯР", в паузах вы произносите именно ЯР, а не Я и ЭР...
Но, повторю, в моем случае с этим проблем не было, от слова "совсем"!
Трудно предугадать, сколько уйдет времени на прохождение этого курса, это сугубо индивидуально, учитывая возраст, время, потраченное на тренировки и т.д. В моем случае ушло четыре месяца плюс пятый на освоение смешанных текстов -"миксов" и первых попыток чтения книг. Таким образом, я дошел до одиннадцати буквенных слов, на этом этапе скорость приема была уже 27-30WPM.
На этом можно считать курс пройденным!
Далее пошло чтение книг как на прием, так и на передачу, и первые QSO открытым текстом в реальном эфире, но все равно многое еще было не понятно.
Примерно с этого времени, стал брать с собой на работу цифровой плеер с заранее загруженными в него текстами (страницами из книг), прослушивая на протяжении всего трудового дня. Файлы по времени звучания достигали от полутора до пяти-шести часов. По мере роста навыка, росла и скорость приема. Длилось это примерно 2015 и 2016 год включительно.
Именно в этот период времени телеграф стал проявляться и читаться в мозгу как голосовая речь, сперва в виде фантома, но впоследствии это только усиливалось, превратившись в устойчиво звучащую голосовую речь.
Забегая немного вперед, с позиции прошедшего времени, теперь могу точно сказать, что телеграф, тот телеграф, что был когда-то вначале, тем загадочным и от того, казавшимся каким-то таинственным и неизведанным, вдруг превратился в обычный, почти человеческий голос. То есть, я стал слышать его как простую голосовую речь.
Блин, каково же было разочарование, чувство потери или утраты чего-то близкого, чего-то родного, но это чувство длилось не долго. Впереди маячило что-то новое, на тот момент, до конца еще непонятное, но оно воодушевляло, вдохновляло; было предчувствие прихода чего-то грандиозного, чего-то нового, огромного и неизведанного!
Как оказалось впоследствии, это открывались новые горизонты, а вместе с ними новые перспективы и возможности, которые заставляли двигаться или даже лететь навстречу всему этому неизведанному, заряжаясь какой-то невидимой энергией, силой и желанием идти дальше и дальше, желанием познавать этот, вдруг неожиданно ставшим опять каким-то бесконечно глубоким и загадочным, этот странный и не исследованный мир CW!
Сейчас, во время тренировок по "скайпу" или работы в эфире, общаясь с моим другом Евгением RV3UF, порой мы забываем про скорости, забываем, что это телеграф, что между нами сотни километров, ведем задушевные беседы, как будто сидим за одним столом и общаемся обычной человеческой речью. Вот как это выглядит сейчас, дорогие друзья!
Хочу обратить особое внимание начинающим на тот факт, что передача смыслового текста способствует улучшению приема порой даже больше, чем сам прием, как бы странно это не звучало. Связано это напрямую с работой мозга. Если ваши занятия построены сперва передача, а потом прием, то этот факт вы сразу заметите: проявляться он будет в виде повышенной скорости приема и легкости его чтения мозгом.
Надо отметить, что при чтении книг путем передачи на манипуляторе
нарабатывается не только связка: мозг, кисть(мышцы) и ухо, но и чувство ритма. Умение подбирать нужные и простые к пониманию фразы (слова), а со временем, даже предложения с последующей их корректировкой во время передачи, не делая при этом никаких ошибок.
Далее обращусь к наиболее опытным Мастерам CW. Друзья, пожалуйста, Вы можете описать свой путь CW в этой теме. Думаю, начинающим будет интересно и поучительно.
Еще раз хочу напомнить, что данный текст это сугубо личное мнение и видение этого вопроса, совсем не факт, что в вашем случае все будет именно так, каждый человек индивидуален, тут трудно что-либо предсказать.
Р.S Алексей (RA6FT), извиняюсь, что перекрестил Вас, назвав Александром,
много одинаковых вопросов приходит, уже дошло до банального, ответы тупо копирую, меняя только имена. "Пардоньте", дружище.