-
29.12.2004, 14:32 #1
Объяснение рулеза самому себе.
Привет всем! Никак не могу себе объяснить одну вешь - вот почему во входном контуре приемника перестройку по частоте осуществляют путем изменения емкости, а не индуктивности? Об удобстве... Да, сердечник туда-сюда двигать не так удобно, как конденсатор переменной емкости крутить, но не за этим дело стало! Дело в том, что при перестройке посредством изменения емкости мы еще чего-то выигрываем.. Никак не могу понять - что. Ну, если бы был способ с изменением индуктивности рулил, исхитрились бы, придумали мечанизьм, вводящий/выводящий сердечник в/из контур/контура. Дело в чем-то другом.. То ли избирательность при изменении индуктивности расползается, то ли чо. Короче желателен мегаответ с формулами, растолковыванием.. За этим я сюда и подался.. Будьте добры.
МК51 - ащкумук!!!
-
29.12.2004, 14:52 #2
- Регистрация
- 11.10.2004
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 13
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Совершенно обыденная вещь - нет тут никакого рулеза ...
Рабочую частоту контура можно изменять, как индуктивностью , так и ёмкостью. В некоторых случаях так и делается - например в некоторых отечественных автомагнитолах. Дело в том , что параметры контура от вибрации автомобиля меняются и частота уходит. А в системе, где по резьбе с большим шагом в катушке перемещается сердечник, да еще и обильно смазанный незасыхающим герметиком, его люфт , как продольный , так и поперечный сведен до минимума с сохранением определённой легкости вращения.
Или же например модуль УКВ из ламповых бытовых приемников и радиол. Там аж два контура одновременно изменяются.
Почему этот метод практически не используется?
Конструктивно тяжело сделать переменную индуктивность с большим диапазоном перестройки (то , что может обеспечить переменный конденсатор) при сохранениии высокой добротности и малых габаритов. Особенно на низкочастотных диапазонах. (В УКВ-схемах частота настройки контуров высока, и емкости и индуктивности малы, поэтому метод переменной индуктивности иногда пригоден.) Посему эти схемы и не прижились.
ЗЫ : А что такое МК-51 и почему он форева ? :-))
-
29.12.2004, 15:01 #3
- Регистрация
- 17.08.2002
- Адрес
- ko85mo, RDA MO-56
- Возраст
- 59
- Сообщений
- 2,983
- Поблагодарили
- 396
- Поблагодарил
- 158
Первоначальное сообщение от Драйвер
ЗЫ : А что такое МК-51 и почему он форева ? :-)) [/B]
-
29.12.2004, 15:15 #4
- Регистрация
- 11.10.2004
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 13
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Эх , все мы родом из совка - и мышление у нас схожее ... :-))) Но острое !
Это я к тому , что мне тоже первым делом в голову пришел именно калькулятор ... :-))
Но кажется все же , что имеется в виду не он .
-
29.12.2004, 15:18 #5
- Регистрация
- 15.06.2004
- Адрес
- г. Москва
- Возраст
- 64
- Сообщений
- 319
- Поблагодарили
- 7
- Поблагодарил
- 12
В старых автомагнитолах есть еще одна причина применения ферровариометров. Т.к. аппарат расчитан на работу с короткой,малоэффективной антенной, требуется сильная связь антенны с входным контуром, поэтому применяется подключение антенны ко всему входному контуру. Вместе с тем, требуется хорошая экранировка антенного фидера (иначе неизбежны помехи от зажигания и др. источников) и применяется отрезок коаксиального кабеля,обладающего значительной емкостью, которая увеличивает начальную емкость контура, и добиться требуемого перекрытия по частоте в диапазонах LW и MW с пом. переменного кондера невозможно. А вариометр решает эту проблему. В дальнейшем применяли обычные схемы со слабой связью с антенной,а чувствительности добивались увеличением усиления тракта.
Александр RZ3ASM
-
29.12.2004, 15:24 #6
Да спасибо, было интересно прочитать.. Но! Требуется чисто теоретическое объяснение! не нужно писать, что индуктивность переменную сделать трудно, нужно написать, почему в теории что-то становится хуже, при регулировке емкости.. То ли избирательность, то ли чо. Ну вот ТЕОРИЯ этого НЕПРИЯТИЯ индуктивностимне непонятна! ТЕОРИЯ!
МК51 - ащкумук!!!
-
29.12.2004, 15:27 #7
А МК51 - это такой микроконтроллер. На нем проги на асме выполняются. Можно написать крутую прогу, нацепить транзисторных ключей на выходы.. Например экран из всетодиодов устроить и управлять им используя динамическую индикацию... Бегущие строки там всякие, продвинутые елочные гирлянды с сотнями схемами мигания. Только он уже вымер. На смену ему пришло мощное 16-битное семейство...
ATMEL.RUМК51 - ащкумук!!!
-
29.12.2004, 15:28 #8
ДРАВЕР! Пояни про совок Я не врубился, интересно очень!!
-
29.12.2004, 15:33 #9
ICQ: 213783831
-
29.12.2004, 15:34 #10
- Регистрация
- 07.06.2002
- Адрес
- Каунас
- Возраст
- 75
- Сообщений
- 1,617
- Поблагодарили
- 185
- Поблагодарил
- 170
А МК51 - это такой микроконтроллер.
На ядре 51 очень многие делают весьма навороченные кристаллы. Напр. Philips, STmicroelektronics ...
Весьма живучую архитектуру интел придумал.
Хотя конечно, достойных конкурентов тоже хватает. И не обязательно 16-битных.
А насчет целесобразности применения переменной индуктивности в автомобильных приемниках Александр дал объяснение. В других же случаях обычно применение переменной емкости конструктивно гораздо проще.
А если глянуть глубже, то лучше всего перестраивать контур одновременным изменением и емкости и индуктивности. Тогда можно достичь постоянства полосы пропускания контура при перестройку по диапазону.Последний раз редактировалось Tadas; 29.12.2004 в 15:50.
Пиши меньше, да лучше.
73! Tadas LY1CE
-
29.12.2004, 16:00 #11
- Регистрация
- 09.07.2003
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 55
- Сообщений
- 375
- Поблагодарили
- 13
- Поблагодарил
- 2
А МК51 - это такой микроконтроллер. На нем проги на асме выполняются.
Насчет "прог на асме" - нет слов. Вы хоть что-нибудь понимаете в микроконтроллерах и вообще в программировании?
По поводу ферровариометров. Мне приходилось разговаривать с разработчиками автомобильных приемников (в частности, АТ-64). Все они приводили единственный довод в пользу ферровариометров - вибростойкость. Все остальное плохо. Меньше коэффициент перекрытия, хуже термостабильность, сложнее конструкция. Кстати говоря, никакой резьбы с большим шагом там нет, как и обильной смазки. Все значительно проще. Сами ферритовые сердечники, закреплены на довольно тонких стальных проволочках, свободно перемещаются внутри каркасов катушек без намека на демпфирование. Мне объясняли, что главное - устранить продольную вибрацию (вдоль оси обмотки). А поперечная особого значения не имеет.
О емкости автомобильной антенны. Стандартный эквивалент антенны, через который подавали сигнал от ГСС на вход приемника АТ-64 при его заводской настройке - конденсатор 30 пФ плюс резистор единицы ом (точно номинал не помню, но могу найти официальную методику настройки, где все это описано). Так что слухи о большой емкости автомобильной антенны преувеличены.
-
29.12.2004, 16:21 #12
- Регистрация
- 07.06.2002
- Адрес
- Каунас
- Возраст
- 75
- Сообщений
- 1,617
- Поблагодарили
- 185
- Поблагодарил
- 170
Возможно.
Но вот цитата из форума журнала РАДИО:
В книге А.Н.Мальтинский, А.Г.Подольский "Радиовещательный прием в автомобиле" М. "Радио и связь" 1982, даётся такое объяснение:
' Использование блоков КПЕ в автомобильных приемниках вследствие особенностей антенной системы автомобиля приводит к существенным трудностям, связанным в первую очередь с реализацией требуемых параметров входной цепи.
В отличие от радиовещательных приемников другого назначения автомобильный приемник работает от вполне определенной антенной системы. Вследствие этого в автомобильных приемниках может применяться непосредственное включение антенной системы во входной контур. При этом удаётся избежать потерь сигнала в элементах связи контура с антенной системой, однако суммарная емкость антенной системы (Ссум=Са+Спар), составляющая 60-100пФ и более, полностью входит в резонансную ёмкость входного контура. В результате начальная емкость контура Снач достигает значений 80-120пФ (с учетом емкостей подстроечного конденсатора, монтажа и т.п.), и поэтому в автомобильных приемниках с непосредственной связью входного контура с антенной системой исключается возможность серийных блоков КПЕ. Избежать этого и применить в автомобильном приемнике обычный КПЕ можно, лишь ослабив связь антенной системы с входным контуром. Однако при таком решении значительно ухудшается коэффициент передачи сигнала из антенной системы на вход первого транзистора тракта АМ, который при использовании КПЕ даже с непосредственной связью с антенной оказывается весьма низким. Последнее обстоятельство объясняется тем, что коэффициент передачи входного контура, возбуждаемого емкостной антенной, пропорционален отношению Са/Ср, где Са-емкость штыревой антенны, а Ср-резонансная емкость контура. Использование КПЕ с Сmax=700-800пФ при Са=10-12пФ приводит к такому низкому отношению Са/Ср (менее 0,02 в большей части диапазонов ДВ, СВ), что коэффициент передачи сигнала из антенной системы на вход первого транзистора тракта АМ снижается до значений, при которых из-за ухудшения отношения сигнал/шум не удается реализовать требуемую реальную чувствительность приемников в диапазонах ДВ, СВ и КВ. Очевидно, что ослабление связи контура с антенной системой не можнт улучшить положения, ибо повышение соотношения Са/Ср в результате применения КПЕ с меньшим значением Сmax сводится на нет потерями в элементе связи контура с антенной системой.
Вместо блоков КПЕ в качестве органов настройки тракта АМ используют блоки переменной индуктивности (ферровариометры). Контуры в этом случае перестраиваются плавным изменением индуктивности цилиндрической катушки при поступательном движении внутри нее ферритового сердечника (обычно из феррита 600НН).
Диапазон изменения индуктивности определяется конструкцией катушек и ходом сердечника и составляет в различных приемниках 65-650, 130-1300 и 160-2400мкГн, обеспечивая требуемый коэффициент перекрытия (Кп>=10) для перестройки в радиовещательных ДВ и СВ диапазонах. Использование ферровариометра позволяет прежде всего обеспечить постоянство коэффициента передачи входного контура СВ около 0,2-0,3, минимально необходимого для достижения реальной чувствительности приёмника, равной 50-75мкВ.'
В книге 190 стр., есть еще много умных мыслей о конструировании автомобильных приемников.
-
29.12.2004, 16:29 #13
- Регистрация
- 15.06.2004
- Адрес
- г. Москва
- Возраст
- 64
- Сообщений
- 319
- Поблагодарили
- 7
- Поблагодарил
- 12
Да нет,слухи о Сант. автомобиля не преувеличены, сам неоднократно убеждался в этом, копаясь в А4, А7, А8 итп. Лет прошло много - более 25, и данные на эквивалент автомобмльной антенны не помню, но они отличаются от данных на экв. для обычных вещательных приемников. Да и перекрытие по емкости для
диап. MWиLW нужно не маленькое.
Кстати, в "Былине" феррик гетеродина диапазона LW используется по совместительству для управления варикапами укв диап. входя в контур генератора преобразователя напряжения.
А неприятия вариометров , в общем-то нет,все зависит от конкретной специфики.Александр RZ3ASM
-
29.12.2004, 16:36 #14
Да блин! БЛИ_И_И_И_И_Н!! Вы чего тут развели? Я вам что написал? Не надо нифига писать о практических сторонах дела!! Какие-то отстойные автомагнитолы пошли... Меня интересует только теория! ПОЧЕМУ КОНДЕНСАТОР ЮЗАЮТ???
ЧТО ПРОСИХОДИТ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ КОНТУРА ВХОДНОГО, ЕСЛИ ПЕРЕСТРАИВАТЬ L ? Что там ужудшается такого, что не ухудшается при перестройке с мопощью кондюбера!!
ПРАКТИКУ НЕ ПИСАТЬ!!
ПРО АВТОМАГНИТОЛЫ НЕ ПИСАТЬ!!!
ПРОЧИТАТЬ ПЕРВЫЙ ПОСТ 10 РАЗ!!!
---
Насчет программирования - да я что-нибудь понимаю.
-
29.12.2004, 16:47 #15
- Регистрация
- 07.06.2002
- Адрес
- Каунас
- Возраст
- 75
- Сообщений
- 1,617
- Поблагодарили
- 185
- Поблагодарил
- 170
Чего раскричался-то ?
Добротность контура определяется как корень_квадратный(L/C)/r.
Вот и думай что и как изменяется в каждом отдельном случае.
|
Социальные закладки