с разрешения автора ( RU3DDX ) воспроизвожу его заметку об участии группы радиолюбителей в обеспечении проведения спортивно-туристического мероприятия "Московский марш-бросок".

Исходная заметка с большим количеством иллюстраций находится на этой странице авторского блога

Желание участия в Московском Марш Броске (ММБ) http://mmb.progressor.ru/ было еще давно, но не как классическим участником по ориентированию, а как связистом с оборудованием.

ММБ заточено только под жесткое спортивное ориентирование, участники пробегают порядка 80-120 км по пересеченной местности за полтора суток. Им необходимо собрать, отметиться, на порядке 50 Контрольных Пунктах (КП), на некоторых КП существуют компостеры, на некоторых считыватели электронных меток, как говорится прогресс на месте не стоит.


Как минимум последний год мучал вопрос о том, как здорово было бы если в данном мероприятии могли участвовать радиолюбители по своей отдельной программе, например, пройти порядка 20-30 км с обязательным выходом на связь с 3х КП.
Такие соревнования имели бы огромное значение в проверке собственных сил, навыке ориентирования на местности, умении разворачиваться и выходить на связь с полевых условий, выживании, сплоченности в команде.

Возможно подобные соревнования смогли бы заинтересовать президиум Союза Радиолюбителей России (СРР) на предмет организации что-то подобного, но с поправкой на радиолюбительство.

Надо было с чего-то начинать, самое правильное, это постараться посмотреть сие действие изнутри, почувствовать дух мероприятия. По правде сказать, не был готов идти на дистанцию как все, и как связист тоже не готов, и связное оборудование не адаптировано под жесткие условия работы.

Выход был найден, совместно с коллективом НВИС Клуба https://nvis.club/ , предложили организаторам ММБ радиофицировать своими силами 4 основные точки, это Старт, Смена карт, Пром. финиш и Финиш.
Мы связисты получили право наблюдать за ходом ММБ, познакомиться со всеми организаторами, потренироваться в налаживании оперативных линий связи и проверить свое оборудование.
Организаторы получили возможность иметь радиосвязь как минимум с четырьмя значимыми точками и как вариант оперативно выстраивать линии связи при возможных Поисково Спасательных Работах (ПСР).

Перед проведением ММБ получили координаты 4х точек.

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	mmbmap.jpg 
Просмотров:	10 
Размер:	54.2 Кб 
ID:	234385

И было понятно, что почти везде есть покрытие сотовых сетей и еще по причине того, что с нами радиолюбителями не имели опыта взаимодействия по приему и передачи оперативной информации, то наша загрузка будет минимальной.
Было принято сделать больше упор на сравнение линий связи по разным диапазонам и применению цифровых видов передачи данных.
На финальном брифинге распределили себя по точкам, Я совместно с Владом R2ASF на машине УАЗ Патриот

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	2uaz.jpg 
Просмотров:	6 
Размер:	207.7 Кб 
ID:	234384

и Денисом RD3AKI на КШМ ГАЗон.

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	3gaz.jpg 
Просмотров:	10 
Размер:	183.7 Кб 
ID:	234383


Обслуживаем точку Старт, после передислоцируемся на Финиш.

В день проведения ММБ прибыл в район Старта, Денис RD3AKI уже был на месте,
место оказалось очень плохим, дорога довела только до ЛЭП, дальше проезда нет от слова совсем, до точки Старта участников порядка 100 метров. Пришлось разворачиваться в непосредственной близости ЛЭП, уровень фона составил 9 баллов на нижних КВ диапазонах.
Сначала немного расстроился, но потом осознал, вот такие они реалии, связь надо давать в любых условиях.
Кое-как загнал машину на выбранное место и приступил к разворачиванию. На 8 метровой стеклопластиковой мачте размещены антенны на диапазон 2м/70см и диполь на 80м. Проволочная антенна на 10м диапазон вешалась отдельно на находящееся вблизи дерева, то ли по причине усталости, то ли место негативное, да и не надо было использовать груз для закидывания в виде шакла…
В общем с третьей попытки все же попал шаклом в машину, оставив боевую отметку на крыше, как память об мероприятии.
Развернулся и готов был нести все трудности полевого радиста.

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	4flag.jpg 
Просмотров:	7 
Размер:	140.0 Кб 
ID:	234382

По причине высокого уровня шума, основным видом связи с точками был цифровой вид передачи данных, а именно HF Pager, в некоторых случаях помогал связной Шлюз, который дублировал мне адресные сообщения.

Перед началом мероприятия договорился с организаторами, что все локальные связи внутри точки ведем в ЛПД участке, конкретнее 433.625 МГц.

Старт участников был дан с 20:00 до 24:00 Пятницы, периодически подходил на Старт к организаторам и брал свежую оперативную информацию, которую потом передавал на остальные точки.

Локальной связью на Старте не пользовался почти совсем, по причине того, что только редкие орги радиофицированны, да и хотелось посмотреть все действо вживую.


В 23:00, за час до закрытия точки, принимаю решение плавно сворачиваться и перебираться на Финиш, там уже разведано место Денисом. И тут замечаю, что уровень шума упал до 3-4х баллов, а так же стою под ЛЭП. Что это? Получается природный шум был днем, а не помехи от ЛЭП? Так вопросы остались без ответа.

Прибыв на Финиш никаких планов в ночь не было, только отойти ко сну, как говорят перейти на третью боковую.
Дороги непосредственно к точки Финиша не было, пришлось вставать лагерем на другом берегу пруда.

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	7.jpg 
Просмотров:	8 
Размер:	77.0 Кб 
ID:	234381

Весь день субботы был лайтовый, проводили эксперименты, паяли, обменивались накопленными эмоциями, ведь на финиш прибудут первые участники только к обеду.
Получали оперативную информацию с точек Смена карт и Пром. финиш.

Увлекшись экспериментами, высадил в хлам автомобильный аккумулятор, а солнечная батарея дома. Благо не один стоял на точке, да и все участники радио поддержки должны были приехать к закрытию мероприятия на Финиш.
Так что, можно расслабится, в беде не бросят.
Но, отметку в память поставил, что нужна зарядка для таких ситуаций, на то и проводим полевые выезды, чтобы осознать слабые места.


Спасибо Денису за предоставленный мини генератор.




Наступило утро воскресенья, на том берегу появились организаторы, начали подготавливать место к приему первых участников, организовали катамаранную переправу между берегами.


По эфиру с точки Пром. финиш получаю сообщение с просьбой передать организаторам важную информацию. И тут осознается, что они не имеют включенными средства локальной связи. Пришлось оформить текст в виде телеграммы, наподобие образца экстренных телеграмм IARU, даже с синей своей печатью, и пешком пробираться на другой берег для вручения адресату.
Прибыл на берег, катамараном переправили на другой, где располагался Финиш, там и вручил депешу. И сразу решили вопрос локальной связи на месте, после этого бегать к оргам уже не было необходимости.

За мои хлопоты в виде почтальона, был награжден, вживую увидел финиш первого участника.

На вечерний костер по разбору результатов участия в мероприятии остаться не мог, к 17:00 убыл в расположение дома.


Свои мысли и замечания по прошедшему:

Пробное знакомство с ММБ прошло хорошо, мы (связисты) посмотрели все действо в живую. Познакомились с организаторами, поучаствовали с ними в цепочке создания, передачи и обработки телеграмм.
Проверили свое оборудование и осознали слабые места. Провели натурные испытания линий связи на разных диапазонах частот.
С серьезной загрузкой проверили возможность цифровой моды передачи данных HF Pager.
Мое мнение, что подобные мероприятия как ММБ со связным подтекстом пойдут на пользу для радиолюбителей, в частности для любителей носимых трансиверов «Манпакеров», любителей работать в эфире с полей и лесов, аварийных связистов.

И тут есть два пути развития:

1- Вести беседу с организаторами ММБ о возможности участия радиолюбителей в мероприятии как участниками на маршруте по легкой программе, так и участие радиолюбителей на значимых КП в виде базовых станций.
Тем самым желающие смогут проверить свои силы, оборудование и наработать опыт.
Организаторы будут иметь радиофицированные точки, способные включиться в ПСР работы по необходимости. Создавая линии связи для безопасности на маршруте.

2-Разрабатывать свои радиолюбительские тренировки для проверки сил и средств с использованием элементами ориентирования на местности.

В заключении хочу обратить ваше внимание на часть карты, на дистанцию от Старта до первого КП. Как видите, на пути следования 3 канавы/речки, уже на старте для многих такие препятствия могут быть поводом для схода с дистанции и порчи оборудования.
Конечно же участники вправе выбирать, в брод или в обход с потерей времени.
А как бы поступили Вы?



До встречи на маршруте.
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	ru3ddx-setup.jpg 
Просмотров:	7 
Размер:	236.9 Кб 
ID:	234380

de RU3DDX