Мемориальный полет воздушного шара и работа в эфире 1K0MM/AM с борта аэростата.
23 сентября 2020 г. c 07:00 до 10:00 GMT не далеко от г. Владивостока состоится (если в этот день не помешает погода!) мемориальный полет на воздушном шаре, посвященный 5-летию Королевству Северный Бархант, 125-летия изобретения радио А.С. Поповым, 150-летию аэростатной почты, 160-летия г. Владивостока, 180-летию почтовой марки, 200-летию почтового конверта и памяти героя моряка-аэронавта Михаила Лаврова.
Организаторами проведения мемориального полета на воздушном шаре выступают микрогосударство Королевство Северный Бархант и Министерство аэростатной почты при участии Международной радиолюбительской программы AOTA (AEROSTAT ON THE AIR)*, Международного морского клуба «Мореплаватель» и Министерства Морской & Бутылочной Почты, г. Владивосток.
В гондоле (корзине) аэростата «Мечта» RA 1956G во время мемориального полета на воздушном шаре будут находиться 4 человека: пилот - Денис Безручко, 2 радиста и почтмейстер - RU0LM/Александр Морозов, RM0L/Валерий Сушков и видеооператор-режиссер – Леонид Асташов. Впервые на Дальнем Востоке Российской Федерации в течение 1.5-2 часов полета аэростата планируется работа в эфире радиостанции с уникальным позывным сигналом
Королевства Северный Бархант 1K0MM/AM с использованием коротковолнового трансивера фирмы Kenwood TS680S мощностью 100 ватт, аккумулятором и антенной «Dipole» на диапазоны 20 и 40 метров, телеграфом (CW) и микрофоном (SSB). Всем корреспондентам, которым посчастливится провести радиосвязь с экспедицией 1K0MM/AM будет рассылаться необычная 6-ти страничная карточка-квитанция BALLOON POST QSL**, а по завершению будет снят документальный фильм, повествующий о необычном мемориальном полете, истории возникновения аэростатной почты и об уникальной личности и герое - морском-аэронавте Михаиле Лаврове.
Мемориальный полет на воздушном шаре пройдет в рамках Тихоокеанской историко-географической почтовой кино-радио-экспедиции «Морское наследие Приморского края» и почтового радиотелеграфного историко-приключенческого эксперимента POSTVENTURE, где также на борту аэростата мемориального полета будет присутствовать ограниченный филателистический тираж с почтовыми конвертами, открытками, арт-марками, 3D деревянными карточками и марками, а также спецгашениями, представляющие громадный интерес для многочисленного отряда коллекционеров аэростатной и воздушной почты.
Специальные филателистические выпуски: 2 почтовых конверта, почтовая карточка, 3D деревянные карточка и марка, 2 арт-марки и спецгашения.
Наряду с недавним выпуском 3D деревянной марки Королевства Северный Бархант, выпущенной в честь 150-летия аэростатной почты, Министерство аэростатной почты выпустило в свет специальный мемориальный конверт и арт-марку ограниченным тиражом, которые будут находиться на борту аэростата во время полета, где будут произведена процедура специальных гашений и отправлено необычное «воздушное послание», и еще каждый уникальный конверт подпишут все участники экспедиции: пилот, радист, видеооператор и почтмейстер.
Совместными силами почтового ведомства Министерства почты и связи Королевства Северный Бархант и Министерством Морской & Бутылочной Почты
https://marinebottlemail.com при участии Международного морского клуба «Мореплаватель» в рамках экспедиции «Морское наследие Приморского края» и почтового эксперимента POSTVENTURE, вышла в свет филателистическая серия «Мореплаватель» с изображениями 40 выдающихся мореплавателей и исследователей Дальнего Востока, среди которых есть неординарная и героическая личность – моряк-воздухоплаватель Михаил Лавров. В состав филателистической серии «Мореплаватель: Михаил Иванович Лавров» вошли конверт, арт-марка достоинством 70 миль, почтовая карточка, картмаксимум, а также блок-сцепка, состоящая из 4 марок, представленные впервые на филателистической продукции. А еще каждый уникальный конверт из серии «Мореплаватель: Михаил Лавров» подпишут не только все участники экспедиции, но и Сергей Самбуров - правнук К.Э. Циолковского, ведущий сотрудник Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва и президент фонда К.Э. Циолковского.
Уникальные филателистические выпуски: конверты, карточка, 3D деревянные карточка и марка, арт-марки и спецгашения, выпущенные в честь 150-летия аэростатной почты, будут высланы в качестве подарочных музейных экспонатов в Музеи почты и связи различных стран мира: России, Англии, Германии, Франции, США и др.
Для тех, кто хочет приобрести редкие филателистические выпуски аэростатной почты (BALLOON POST), посвященные 150-летию аэростатной почты, могут обращаться по E-mail:
mail@marinebottlemail.com или по тел./WhatsApp: +7-950-805-22-11.
*AOTA (AEROSTAT ON THE AIR) – это Международная радиолюбительская дипломная программа «Аэростат в эфире»
https://balloonpost.club, которая открывается 23 сентября 2020 г. в честь 150-летия аэростатной почты, учрежденная Министерством аэростатной почты и Международным морским клубом «Мореплаватель» с целью популяризации аэростатного движения и работы в эфире с воздушных бортов дирижаблей и воздушных шаров.
Дипломная программа AOTA ставит перед собой главные цели – это консолидацию радиолюбителей, интересующихся работой в эфире /AM с аэростатов; разработку условий дипломных программ в серии AOTA для аэронавтов-активаторов и охотников за радиолюбительскими экспедициями, работающими в эфире с бортов аэростатов; организацию и проведение первых Международных радиолюбительских дней активностей и соревнований (контеста) с участием радиолюбителей на борту аэростатов.
**BALLOON POST QSL – это радиолюбительская карточка-квитанция с использованием «Аэростатной почты», которая является документальным подтверждением факта проведения сеанса радиосвязи (QSO) или наблюдения (SWL) между двумя радиолюбителями и отправленное в небо «Воздушного послания» с информацией о проведенном сеансе радиосвязи. Название QSL происходит от радиолюбительского Q-кода, означающего «Вашу информацию или карточку получил».
BALLOON POST QSL первая и единственная в мире карточка-квитанция, которая изобретена Министерством аэростатной почты и впервые будет представлена радиолюбительскому мировому сообществу во время мемориального полета 23 сентября 2020 г., обладателями которой, мы надеемся, станут многие радиолюбители разных стран мира.
BALLOON POST QSL имеет свой сертификат с международным реестровым номером от Министерства аэростатной почты, переведенный на 5 языков: английский, русский, китайский, японский и корейский. В случае, если «Воздушное послание» будет найдено, то каждый обладатель такой уникальной QSL-карточки (карточка-квитанция 1K0MM/AM имеет свою уникальную нумерацию) получит информацию о миграции BALLOON POST QSL (кем, когда, где была найдена и какой воздушный путь дрейфа прошла) в виде специального диплома BALLOON POST QSL AWARD, который отправляется всем корреспондентам, кто является обладателем такой уникальной карточки-квитанции.
О М.И. ЛАВРОВЕ
Михаил Иванович Лавров - один из первых испытателей отечественного военного морского воздухоплавания.
«Наступило время поработать на войне с шарами, к чему мы так долго подготовлялись в мирное время. Даст Бог, и нам удастся принести пользу русским войскам…»
Из приказа начальника Воздухоплавательного парка полковника А.М. Кованько перед отправлением на Японский фронт. Петербург, 1904 год.
К весне 1902 года флот получил свой первый воздушный шар и, несмотря на все преграды, выпускные полеты состоялись. Программа летних опытов 1902 года была выполнена морскими офицерами с блеском. Впервые на Черном море были получены фотоснимки Севастопольской бухты с высоты 325 метров. Проведены привязочные подъемы в море с броненосца «Чесма», ночные подъемы с берега, выполнена эвакуация человека с борта броненосца на берег и обратно. Во всех этих невероятных и удивительных событиях один из главных действующих лиц – Михаил Иванович Лавров!
В 1900 году в Учебном парке полковника Кованько впервые появился моряк. 28-летний лейтенант Балтийского флота Михаил Лавров, увидев полет аэростата, был сражен «воздушной болезнью». Однако, поднимаясь в небо, он вовсе не собирался расставаться с флотом. Мечтал соединить две стихии. В армии еще не было самолетов, про авианосцы никто даже и не слышал, а Лавров говорил: «Надо объединить корабль и воздушный парк …» Недаром же символом первых воздухоплавателей стали якорь и крылья. Вместе – значит, сильнее…
Встречался ли Вам когда-нибудь человек, о котором в служебной аттестации было бы сказано: «Гордится званием моряка», а в некрологе (!) – «покойный был большим шалуном»? А называющий своих матросов «моими ласточками» (но в то же время точно чувствующий грань между теплым отношением к подчиненным и недопустимым на службе панибратством)? Офицер, приходящий в ужас оттого, что столь любимые им подчиненные во время ночной разведки могли убить вражеского солдата? Можно встретить и такие неординарные оценки его личности: «В нем было несколько Печорина, но зато было и очень много Лаврова. А этот Лавров, если отнять от него причуды скучающего в мирное время молодого человека, с запросами большими окружающей действительности, - этот Лавров был прямой, хороший, честный малый, хороший русский солдат и хороший русский человек».
Михаил родился 22 июля 1873 года в Ораниенбауме в семье капитана 2 ранга Ивана Михайловича Лаврова, будущего вице-адмирала, градоначальника Севастополя, коменданта Кронштадта. В 1894 г. он окончил Морской кадетский корпус (из его получивших впоследствии известность товарищей по выпуску можно назвать А.В. Колчака, Е.И. Буракова, М.В. Иванова), в чине мичмана два года прослужил на Балтике, затем полтора – на эскадренных броненосцах «Наварин» и «Сисой Великий» в Средиземном море и на Дальнем Востоке. Вернувшись в Кронштадт, в октябре 1900 г. поступает слушателем артиллерийского офицерского класса, выбрав новую для морского ведомства специальность – морского воздухоплавателя.
7 августа 1902 г. лейтенант Лавров вместе с контр-адмиралом Вирениусом и полковником Кованько в Санкт-Петербурге совершает полет на воздушном шаре «Генерал Войновский» с двумя поднятыми флагами – Андреевским морским и воздухоплавательным.
В 1903 г. лейтенант М.И. Лавров получает назначение на должность командира первого на Тихом океане воздухоплавательного парка. 15 сентября 1903 г. в Севастополе женился на дочери покойного адмирала А.А. Попова 27-летней Варваре Андреевне. В сентябре же началось комплектование всего имущества (а это 49 ящиков и 5 тюков с воздухоплавательным имуществом общим весом более 9,5 тонн; в них находились 2 шаровые оболочки по 450 м3, 3 корзины, 2 газгольдера, 2 телефонные станции, лаковарня, 9-мачтовый парусиновый забор для прикрытия от ветра наполненных оболочек, запасы лака, алюминия и едкого натра, инструменты и др.) и отправка его в Порт-Артур на пароходе Восточно-Азиатской компании «Манджурия». С этой же оказией молодая чета Лавровых отправила личное имущество стоимостью до 9000 рублей. Пароход вышел из Петербурга 7 ноября 1903 г. для следования во Владивосток через Дальний и Порт-Артур. Однако груз в Порт-Артур не пришел. В нескольких милях от крепости путь преградил японский крейсер. Оборудование было захвачено …
Отправляясь к новому месту службы, Лавров еще не знал, что приедет на войну. В Порт-Артур он прибыл летом 1904 года, один, без шаров и обученных помощников (матросы-воздухоплаватели в целях экономии были включены в состав экипажа, шедшего на Дальний Восток крейсера «Дмитрий Донской», возвращенного после начала войны в Россию). И был вынужден создавать воздухоплавательные подразделение из имевшегося в крепости имущества. Он сумел собрать из подручного материала воздушные шары, а также использовал воздушные змеи, ранее доставленные в крепость на минном крейсере «Всадник».
29 февраля лейтенанта назначили командиром морской батареи № 1 (47-мм пушек), спешно установленной флотом под Электрическим Утесом для защиты прохода на внутренний рейд. Командование высоко оценило действия батареи при отражении атак брандеров 14 марта и 20 апреля и Лавров М.И. был награжден орденами Св. Анны 4-ой ст. с надписью «За храбрость» и Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом.
Свободное от службы время офицер проводил за составлением документов, доказывающих необходимость постройки шаров. В материалах РГАВМФ сохранился проект штата воздухоплавательного парка на пароходе КВЖД «Шилка».
Убедить морское начальство в целесообразности немедленного создания воздухоплавательного парка удалось лишь после гибели броненосца «Петропавловск»: «ввиду возможности существования подводных лодок и облегчения отыскания мин, поставленных неприятелем, и ввиду скорого прибытия шаров из Севастополя, наместник императора на Дальнем Востоке Е.И. Алексеев отдал распоряжение о выделении М.И. Лаврову людей и парохода Общества КВЖД «Нонни» (для базирования шаров), однако 12 апреля судно погибло на мине при переходе из Дальнего в Артур.
9 сентября командир порта по представлению Михаила Ивановича своим приказом утвердил временный штат воздухоплавательного парка на время войны в составе 3-х офицеров и 72-х нижних чинов, но помочь делу это никак не могло. Сентябрь, октябрь и часть ноября команда М.И. Лаврова провела за варкой остродефицитного в крепости мыла, шитье мешков для земли, использовавшихся на передовой для защиты от вражеского огня, да в тушении пожаров (для этого аэронавтам передали два вывезенных из Дальнего особых паровых насоса на колесах – локомобиля).
Основными причинами неудачи следует признать импровизированный характер работ (из-за длительных проволочек с началом работ и неприбытия отправленных из Севастополя шаров, опоздавших к началу осады) и отсутствие положительных результатов в решении вопроса добывания газа.
В начале XX века для наполнения аэростатов использовался водород, получаемый путем разложения воды с помощью электричества, либо при химической реакции алюминия или цинка с серной кислотой или щелочью. В первую очередь именно проблема недостатка кислоты свела на нет все усилия. С разрешения командира порта контр-адмирала И.К. Григоровича в конце августа кислота была заказана в Чифу, однако консул смог прислать с китайской джонкой лишь несколько бутылей кислоты (для одного наполнения шара ее требовалось более 100 пудов). Здесь уместно вспомнить, что в ноябре 1903 г. М.Н. Большев интересовался в Главном морском штабе, где же будут брать серную кислоту артурские воздухоплаватели. В письменном ответе говорилось, что кислота «... имеется в Японии в большом количестве». Следует признать, что М.И. Лавров в свое время не оценил достоинств электролитического способа и на «Манджурии» отправил в крепость именно кислотный аппарат. Спешные попытки инженера Знанецкого добыть газ с помощью электролиза из-за трений с обслуживающим персоналом портовой электростанции и других причин не увенчались успехом.
И все-таки лейтенанту М.И. Лаврову и его команде удалось поднять аэростат над Порт-Артуром. Собрал матросов, с трудом нашел материалы, в редкие часы затишья работали по ночам. «Ни один человек из команды не ложился спать совершенно. За двое суток произведена была невероятная работа: построен кислотный аппарат, который без утечки газа работал уже на третий день…» Трудились не зря. Как говорилось в одном донесении, «с шара был рассмотрен неприятельский укрепленный лагерь, который выстрелами с наших броненосцев был расстрелян 12-дюймовыми снарядами…». Не вызывает сомнений, что в условиях обороны Порт-Артура для своевременно и хорошо оснащенного воздухоплавательного парка нашлось бы большое поле деятельности. Но, к сожалению, титанические труды лейтенанта М.И. Лаврова и его команды в силу сложившихся обстоятельств, активного ведения противником боевых действий, отсутствие химических компонентов для производства необходимого количества газа для аэростатов и многих других причин не удалось создать воздухоплавательный парк, таким каким он должен быть и использовать его в полной мере.
Лицензия 1K0MM/am
В середине ноября люди Лаврова были привлечены к защите горы Высокая, захват которой японцами позволил бы им корректировать огонь осадных батарей по остаткам русской эскадры и порту (чего так и не смогли добиться японские воздухоплаватели). Защищал гору доблестный 5-й Восточно-Сибирский стрелковый полк полковника Н.А. Третьякова, подчинявшийся начальнику Западного фронта полковнику В.А. Ирману. В последних боях за гору активное участие принимали морские десантные команды с судов эскадры, понесшие тяжелые потери. Там же был смертельно ранен лейтенант М.И. Лавров, убиты 19 и ранены 32 матроса его полуроты. 23 ноября «... за выбытием из строя большей части Воздухоплавательного парка ...» команда была расформирована, оставшиеся в строю переданы в Квантунский флотский экипаж «... для пополнения убыли в ротах …».
Заведовать имуществом фактически уже несуществующего парка назначили инженер-механика А.Н. Копысова. Ему с трудом удалось получить 15 матросов, большая часть из которых были ранены или больны, - они несли караульную службу и заботились о шарах до капитуляции крепости.
Из книги адъютанта 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка штабс-капитана А.И. Костюшко «Ноябрьские бои на Высокой горе под Порт-Артуром» (СПб, 1909, С.126):
«Днем 21-го был смертельно ранен начальник воздухоплавательной команды лейтенант Лавров, при следующих обстоятельствах: на правой вершине от артиллерийского огня была большая убыль, для пополнения которой послана была часть воздухоплавательной команды, с которой направился и лейтенант Лавров. Находившийся на горе генерал Ирман, не желая терять хорошего офицера без особой надобности, сказал:
- Вы можете не идти, я дам Вам другое назначение.
- Нет, - сказал Лавров: «куда пойдут мои ласточки, туда пойду и я!» - и пошел вместе со своей командой.
В это время правую вершину японцы обстреливали из пулемета и изредка шрапнелью. Матросы быстро направились в указанный окоп и стали занимать места. Лейтенант Лавров, стоя во весь рост, что-то им объяснял. Вдруг перед ним метрах в 4-х разорвалась шрапнель, и он упал. Первые бросившиеся к нему матросы были убиты из пулемета, но другие все-таки вынесли своего любимого начальника и доставили на перевязочный пункт.
Весь пробитый пулями, как решето, лейтенант Лавров особенно страдал от раны в живот, двух ран в грудь, в обе ноги и в левую руку и просил врачей спасти ему жизнь.
Когда его проносили мимо штаба 5-го полка, он попросил вызвать генерала Кондратенко и просил его и окружающих взять у жандарма, бывшего на перевязочном пункте у Высокой горы, сданные им на сохранение ладанку и деньги.
- Перешлите все это моей жене и расскажите ей, что видели».
Прочувствованные слова Костюшко о Лаврове и его людях дорогого стоят. Роман Исидорович Кондратенко, признанный всеми «душой обороны крепости», жене Лаврова передать ничего не смог: на трупе погибшего в тот же день жандарма денег не нашли, а сам генерал 2 декабря был убит 11-дм. снарядом на форту N2.
Сохранилось завещание, в котором Михаил Иванович просил похоронить его в запаянном металлическом ящике на территории воздухоплавательного парка, чтобы жена или родственники могли после войны перевезти его тело в родовое имение (с. Говорово Псковской губ.), однако не ясно, была ли воля покойного исполнена.
Лучшим же памятником Михаилу Ивановичу стал воздушный шар «Лейтенант Лавров», построенный в Севастополе М.Н. Большевым в 1905 году.
https://barchant.org/istoriya-korolevstva
Социальные закладки