Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 15 из 25
Like Tree2Спасибо

Тема: Завод N 662: Харьков-Канибадам-Барнаул

  1. #1
    Very High Power
    Регистрация
    05.01.2009
    Адрес
    Новосибирск, Россия
    Возраст
    65
    Сообщений
    4,226
    Поблагодарили
    1506
    Поблагодарил
    321

    Завод N 662: Харьков-Канибадам-Барнаул

    От RA3CC
    Я решил выделить из темы про радиостанции А-7 все сообщения, касающиеся истории барнаульского завода No.662.

    Со временем перенесу эту тему в новый раздел под названием "Номерные" заводы средств связи периода ВОВ, над структурой которого пока размышляю..
    .

    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    Из Канибадама этот радиозавод был в 1942 году переведен в Барнаул, где и выпускал приемники РСИ-4Т
    В 1943-м году на основании постановления ГОКО № 3276 "О производстве радиостанций для танков и артиллерийских самоходов" от 30 апреля 1943года.
    Скорее всего завод выпускал радиостанции 9Р (9-РМ???) в полном комплекте,надо уточнять.


  2. #2
    Standart Power Аватар для RN9ARX
    Регистрация
    05.01.2008
    Адрес
    КАСЛИ
    Сообщений
    241
    Поблагодарили
    143
    Поблагодарил
    53
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    Это был не завод боеприпасов, а настоящий радиозавод, который вел свою историю от харьковского завода No.193 НКЭП, специализировавшегося на аппаратуре для радиоразведки. Харьковский радиозавод был эвакуирован в г. Касли Челябинской области, но какая-то его часть оказалась в таджикском Канибадаме. Видимо, сказалась неразбериха первых месяцев эвакуации...
    Валерий Борисович, я дико извиняюсь, может не по теме, -а Вы не ошибаетесь на счет Канибадама ? Интересно бы было узнать источник этой информации.

  3. #3
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    75
    Сообщений
    1,581
    Поблагодарили
    1986
    Поблагодарил
    500
    Цитата Сообщение от RN9ARX Посмотреть сообщение
    ...а Вы не ошибаетесь насчет Канибадама ? Интересно бы было узнать источник этой информации.
    Дико извиняться не надо. Лучше пойти в Google и набрать "Барнаульский радиозавод". Источников, подтверждающих то, что в 1942 году этот радиозавод пребывал в Канибадаме, несколько. Например, статья в Википедии.

    И вообще, этот вопрос нами давно обсужден в соседних темах и закрыт. А лучше всех на него умеет отвечать Юрий, UA9OF.

    Недавно в телефонном разговоре на мой вопрос "Что такое завод No.842 НКЭП" Юрий пояснил, что это завод "Кузбассрадио", основанный в 1941 году в г. Белово Кемеровской (а в годы войны -- Новосибирской) области для выпуска танковых приемников РСИ-4Т.

    Основан он был по инициативе тогдашнего директора новосибирского завода No.590 (новосибирский "Электросигнал"), которого одновременно назначили заместителем Наркома электропромышленности.

    Так вот, именно этот человек приложил усилия к тому, чтобы радиозавод из Канибадама был переведен в Барнаул, где он стал заводом No.662 НКЭП.

    [Юрий, я мог что-то не так запомнить из нашего разговора. Не браните меня, а просто поправьте.]

    Вижу, пора заводить отдельный раздел про советские заводы, выпускавшие в годы ВОВ средства связи...

  4. #4
    Standart Power Аватар для RN9ARX
    Регистрация
    05.01.2008
    Адрес
    КАСЛИ
    Сообщений
    241
    Поблагодарили
    143
    Поблагодарил
    53
    на счет того, что часть Харьковског радиозавода №193 НКЭП по неразберихе первых месяцев эвакуации оказалась в таджикском Канибадаме - это скорее всего заблуждение, история Барнаульского радиозавода имеет другие корни.
    http://kasly.su/Almanach_02_01.htm

  5. #5
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    75
    Сообщений
    1,581
    Поблагодарили
    1986
    Поблагодарил
    500
    Цитата Сообщение от RN9ARX Посмотреть сообщение
    ...история Барнаульского радиозавода имеет другие корни...
    Что касается вашего замечания, то позитивной информации оно не содержит. Там лишь загадочное утверждение, что имеются "другие корни".

    Про статью, на которую вы сослались, я знал и раньше, но из того, что оба заводских эшелона добрались из Харькова до Каслей, формально не следует, что они добрались в целости и сохранности, и никакие вагоны не затерялись в пути.

    Ну, а из каких таких "других корней", по-вашему, вырос радиозавод в никому не известной дыре по имени Канибадам?!

    Я не против узнать истинную информацию, но пока что на память приходит лишь эта где-то услышанная (прочитанная) версия про "кусочек Харьковского радиозавода"...

  6. #6
    Very High Power
    Регистрация
    05.01.2009
    Адрес
    Новосибирск, Россия
    Возраст
    65
    Сообщений
    4,226
    Поблагодарили
    1506
    Поблагодарил
    321
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    Не браните меня, а просто поправьте
    Ну ругаться будем когда будет плохая погода и времени будет больше.
    Кратко историю возникновения двух Кемеровских заводов,причастных к изготовлению продукции для радиосвязи (заводы 842 и 587) я на двух страничках описал.Приложил к ним и несколько страниц из книг Шуранова Н.П.,преподавателя Кемеровского Государственного Университета, Доктора Исторических Наук, а также страничку с краткой биографией первого директора завода 590 (из архива Новосибирской области).
    Выложил здесь:http://dl.dropbox.com/u/5852111/kuzbass.pdf

  7. #7
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    75
    Сообщений
    1,581
    Поблагодарили
    1986
    Поблагодарил
    500
    Цитата Сообщение от UA9OF Посмотреть сообщение
    ...Кратко историю возникновения двух Кемеровских заводов,причастных к изготовлению продукции для радиосвязи (заводы 842 и 587) я на двух страничках описал...
    Замечательная информация, Юрий, спасибо! Не для темы про А-7, но очень полезная.

    Еще раз убеждаюсь, что назрело открытие нового раздела про советские "номерные" заводы, выпускавшие в период ВОВ средства связи для Красной Армии...

    А что скажете про происхождение радиозавода в Канибадаме, впоследствии переведенного в Барнаул? Не от Вас ли у меня сведения, что в Канибадам занесло часть Харьковского радиозавода (завода No.193 НКЭП)??

  8. #8
    Standart Power Аватар для RN9ARX
    Регистрация
    05.01.2008
    Адрес
    КАСЛИ
    Сообщений
    241
    Поблагодарили
    143
    Поблагодарил
    53
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    из того, что оба заводских эшелона добрались из Харькова до Каслей, формально не следует, что они добрались в целости и сохранности, и никакие вагоны не затерялись в пути.
    На данный момент, опираясь на воспоминания старых работников, готовится очередной, более полный исторический очерк о Касинском радиозаводе, в том числе, наверное, будет в нем информация и о становлении производства в начальный период.
    Когда я прочитал Ваше, не менее «загадочное», чем мое утверждение, что «какая-то часть завода №193 НКЭП, при эвакуации оказалась в таджикском Канибадаме», естественно у меня возникли вопросы по этому поводу к местным старожилам, которым не верить у меня нет оснований, они ответили однозначно – нет, оба состава с ИТР, и оборудованием прибыли на станцию с.Маук без потерь.
    А теперь, - лично мои размышления :
    Предполагая то, что некоторые вагоны, из строго комплектного эшелона, могли затеряться в пути, Вы наверное не совсем отчетливо представляете как и по какому принципу они «упаковывались» и комплектовались. С большей вероятностью, могу предположить, что во первых - было жесткое ограничение на количество платформ, на которые крайне плотно грузилось только самое необходимое оборудование, материалы и комплектация, во вторых - наверняка думали о очередности погрузки наиболее важных элементов, согласно технологической цепочке производства, для того, что бы в последствии, без промедления на сортировку груза приступить к выпуску продукции, ведь времени на «раскачку» в той ситуации не было не секунды, кроме того – потерять какое либо «звено», где-нибудь в Канибадаме, было вообще недопустимо, потому как «в никому не известной дыре по имени» -Касли, быстро восполнить утрату ресурса для такой специфической отрасли было невозможно. Да и вообще, упоминаний в исторических сводках этого завода о Канибадаме нигде нет.

    Пару ссылок:
    http://www.radioscanner.ru/forum/top...html#msg599630

    «мемуары» разработчика Одинцова Александра Александровича
    http://www.radioscanner.ru/files/dow...modincov1.djvu

  9. #9
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    75
    Сообщений
    1,581
    Поблагодарили
    1986
    Поблагодарил
    500
    Цитата Сообщение от RN9ARX Посмотреть сообщение
    ...Да и вообще, упоминаний в исторических сводках этого завода о Канибадаме нигде нет...
    Дмитрий, я ни на чем не настаиваю. Я и сам хотел бы вспомнить, где я увидел эту догадку про Канибадам.

    Одно из моих предположений --- я мог прочесть про это у Шапкина в книге "Красные уши". Сейчас книги под руками нет, так что ни подтвердить, ни опровергнуть это свое предположение я не могу.

    Повторю лишь, что сам хотел бы разобраться в этой страничке нашей военной истории. Но согласитесь, что завод (или его часть) в Канибадам Таджикской ССР должны были откуда-то привезти. Не в Таджикистане же он сам собой образовался, в конце концов...

  10. #10
    Very High Power
    Регистрация
    05.01.2009
    Адрес
    Новосибирск, Россия
    Возраст
    65
    Сообщений
    4,226
    Поблагодарили
    1506
    Поблагодарил
    321
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    Не от Вас ли у меня сведения, что в Канибадам занесло часть Харьковского радиозавода (завода No.193 НКЭП)??
    Говорил.Когда обсуждали где находится Канибадам, в Таджикистане или Узбекистане.
    Так записано у меня в одной из тетрадок с информацией.
    Значит где-то читал.Книжку Шапкина в тетрадку переписывать бы не стал.
    Зачем, если она и так под рукой.
    Заводы многие делили на части и отправляли в разные места.
    Насчёт воспоминаний старожил-во первых старожилам уже под 90,а то и поболее.
    Во вторых,я тоже подобные воспоминания читал, и везде вспоминают, что вплоть до прибытия в конечный пункт эвакуации никто и не знал,куда они едут.В третьих, многие заводы,например, эвакуировались не полностью, и весьма ограниченный круг руководящих работников знал кто едет, а кто остаётся.И т.д. и т.п.
    Воспоминания - самый неубедительный аргумент.
    По ссылкам воспоминания прочитал.Информации-ноль.
    Серьёзно воспринимать рассказ о том,как механик подсчитал сколько вагонов ему надо будет и потом договорился с дежурным по станции,чтобы ему их выделили.
    Насколько я понимаю вагоны выделялись несколько иначе, хотя бы для примера вот так:http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F...D1%82_11.07.41
    А уж что дальше будет-одному богу известно было.

    Насчёт потери вагонов в пути из строго скомплектованного эшелона-почитайте документы об эвакуации завода Козицкого и узнаете, сколько вагонов выходило, а сколько доходило.И как два эшелона вообще не дошло.А ещё два развернули назад.

    В Касли, судя по тому,что написано на сайте завода, попали те цеха,которые выпускали радиоприёмную и радиопередающую аппаратуру.
    Аппаратуру связи.

    Вопрос: а что, завод относящийся к ведомству НКАП занимался только выпуском аппаратуры связи?
    И почему он в таком случае относился к НКАП?

  11. #11
    Standart Power Аватар для RN9ARX
    Регистрация
    05.01.2008
    Адрес
    КАСЛИ
    Сообщений
    241
    Поблагодарили
    143
    Поблагодарил
    53
    Цитата Сообщение от UA9OF Посмотреть сообщение
    Воспоминания - самый неубедительный аргумент.
    Когда не осталось документальных подтверждений, остается только один аргумент – воспоминания. Дело в том, что после войны многие вернулись обратно на Родину, возрождать разрушенное предприятие, часть осталась на Урале, обзавелась семьями, пустили, что называется корни. Связи между теми и другими поддерживались очень тесные и не только личные, но и производственные. Наверное если бы кто-нибудь из их земляков попал в Таджикистан или Узбекистан, или еще куда, тем более частью предприятия или эшелона, неужели бы другие не знали об этом ?

    Цитата Сообщение от UA9OF Посмотреть сообщение
    Насчёт потери вагонов в пути из строго скомплектованного эшелона-почитайте документы об эвакуации завода Козицкого и узнаете, сколько вагонов выходило, а сколько доходило.И как два эшелона вообще не дошло.А ещё два развернули назад.
    Вы наверное плохо подставляете в количественном отношении размер производственных мощностей этих двух заводов. Ссылаясь на данную Вами ссылку можно судить, что заводу Козицкого было, что терять – 800+230 вагонов – это не 20 Харьковских.

    Цитата Сообщение от UA9OF Посмотреть сообщение
    В Касли, судя по тому,что написано на сайте завода, попали те цеха,которые выпускали радиоприёмную и радиопередающую аппаратуру.
    Аппаратуру связи.
    - а те цеха, которые выпускали «балалайки» попали в Канибадам что ли ? – Естественно эвакуировалось все основное производство +СКБ, архивы…

  12. #12
    Silent Key
    Регистрация
    25.07.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    80
    Сообщений
    7,389
    Поблагодарили
    3457
    Поблагодарил
    209
    Цитата Сообщение от UA9OF Посмотреть сообщение
    ... Заводы многие делили на части и отправляли в разные места.
    Насчёт воспоминаний старожил-во первых старожилам уже под 90,а то и поболее.
    Во вторых,я тоже подобные воспоминания читал, и везде вспоминают, что вплоть до прибытия в конечный пункт эвакуации никто и не знал,куда они едут.В третьих, многие заводы,например, эвакуировались не полностью, и весьма ограниченный круг руководящих работников знал кто едет, а кто остаётся.И т.д. и т.п.
    ...
    Это действительно так. Конечные пункты часто не знали или знал очень ограниченный круг лиц. В нашей семье, например, сохранились документы, связанные с эвакуацией (оригиналы предписаний и т. п.) подмосковного совхоза, в котором до войны работали родители.

    По этим документам совхоз вроде эвакуировался в Уфу. И как рассказывала мама, они так думали всю дорогу - до последнего момента. Реальное место эвакуации - Саратовская область.

  13. #13
    Silent Key
    Регистрация
    25.07.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    80
    Сообщений
    7,389
    Поблагодарили
    3457
    Поблагодарил
    209
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    ... Дмитрий, я ни на чем не настаиваю. Я и сам хотел бы вспомнить, где я увидел эту догадку про Канибадам.

    Повторю лишь, что сам хотел бы разобраться в этой страничке нашей военной истории. Но согласитесь, что завод (или его часть) в Канибадам Таджикской ССР должны были откуда-то привезти. Не в Таджикистане же он сам собой образовался, в конце концов...
    Это была информация UA9OF.

    А вот из истории Барнаульского радиозавода ( с сайта завода http://www.brz-altai.ru/history.html):

    "30 апреля 1943 года. Государственным Комитетом Обороны принято решение о передислокации предприятия из города Канибадама в город Барнаул.

    Беспримерный трудовой подвиг совершили заводчане в кратчайшие сроки - в сложных условиях военного времени уже в конце 1943 года первые партии танковых радиостанций были отгружены на фронт. Девиз "Все для фронта, все для Победы" стал законом и смыслом жизни заводского коллектива. Всего за годы войны было выпущено более 10000 танковых радиостанций."

    Может на барнаульском радиозаводе кто-то знает что-то?

  14. #14
    Very High Power
    Регистрация
    05.01.2009
    Адрес
    Новосибирск, Россия
    Возраст
    65
    Сообщений
    4,226
    Поблагодарили
    1506
    Поблагодарил
    321
    Цитата Сообщение от RN9ARX Посмотреть сообщение
    а те цеха, которые выпускали «балалайки» попали в Канибадам что ли ?
    А Вы об этом до сих пор ещё не догадались?
    Цех этот правда назывался не балалаечный, а авиационных приборов.
    Это тот самый,который выпускал тахометры, термометры и т.п. штуковины для авиационных двигателей.
    Или может быть из Касли в Ташкент(где появился авиационный завод эвакуированный из Подмосковья) или в Андижан(где появился завод авиационных двигателей,эвакуированный из Воронежа) подобные приборы было бы вести удобнее,чем из Канибадама?
    Цитата Сообщение от RN9ARX Посмотреть сообщение
    Когда не осталось документальных подтверждений, остается только один аргумент – воспоминания.
    А кто Вам сказал что не осталось?
    Осталось,и очень даже много.В этом то и трудности.Наркомату Авиапрома пришлось эвакуировать 118 заводов.И одних только приказов Наркомата по эвакуации этих заводов минимум три десятка.А поскольку вышеозначенный Харьковский завод был одним из самых мелких в этом Наркомате,то и документы по этому заводу найти и труднее всего.
    Кроме этого в Алтайском краевом архиве хранятся документы парткома этого завода военных лет.
    Просто нужно время, а тут,как Вы должны понимать, отнюдь не профессиональные историки,коим по долгу службы приходится историей заниматься.
    Цитата Сообщение от RU3AX Посмотреть сообщение
    Может на барнаульском радиозаводе кто-то знает что-то?
    Там сейчас думают в первую очередь о том,как бы не стать очередным обанкроченным заводом.

  15. #15
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    75
    Сообщений
    1,581
    Поблагодарили
    1986
    Поблагодарил
    500
    Цитата Сообщение от RU3AX Посмотреть сообщение
    ...А вот из истории Барнаульского радиозавода...
    "30 апреля 1943 года. Государственным Комитетом Обороны принято решение о передислокации предприятия из города Канибадама в город Барнаул..."
    Действительно, 30 апреля 1943 года было принято Постановление ГОКО No.3276 "О производстве радиостанций для танков и артиллерийских самоходов".

    Теперь понятно, что один из пунктов этого Постановления предписывал перевести интересующий нас радиозавод из Канибадама в Барнаул.

    Однако это ни в малой степени не отвечает на вопросы, (1) как этот радиозавод оказался в Канибадаме, и (2) от какого довоенного радиозавода он произошел.

    Что касается Постановления ГОКО No.3276 от 30.04.1943, то очень любопытно было бы прочесть не просто его заголовок, а полный текст. Но для этого, похоже, придется обращаться в архивы, где новичков не жалуют и тягомотят любые их запросы отчаянно...

    P.S. Ну вот, пока писал это сообщение, UA9OF разместил свои пояснения, тем самым подтвердив мои смутные воспоминания, что в Канибадаме оказался кусочек харьковского завода No.193.

    Вот только если этот "кусочек" делал авиационные приборы, то как из него мог вырасти барнаульский радиозавод? Разве эти приборы были родственной радиостанциям продукцией??

Похожие темы

  1. Про завод N 695 - рст "Прима"
    от RU3AL в разделе Советские "номерные" заводы периода ВОВ
    Ответов: 9
    Последнее сообщение: 02.11.2010, 13:21
  2. Завод МСП Ленинград 'Ласточка'
    от Zenonas в разделе Радиоприёмники
    Ответов: 7
    Последнее сообщение: 27.10.2007, 14:27
  3. Коллективки в г.Харьков
    от UA3IRS в разделе Клубы, обьединения, слёты
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 06.03.2007, 21:56
  4. DL8RCB посетил завод BMW
    от UA3IRS в разделе APRS
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 03.05.2006, 06:28

Метки этой темы

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Форум QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений!
как отключить
×
Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker
Яндекс.Метрика