-
10.10.2010, 23:53 #1
- Регистрация
- 05.01.2009
- Адрес
- Новосибирск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 4,404
- Поблагодарили
- 1629
- Поблагодарил
- 326
Завод N 662: Харьков-Канибадам-Барнаул
От RA3CC
Я решил выделить из темы про радиостанции А-7 все сообщения, касающиеся истории барнаульского завода No.662.
Со временем перенесу эту тему в новый раздел под названием "Номерные" заводы средств связи периода ВОВ, над структурой которого пока размышляю...
В 1943-м году на основании постановления ГОКО № 3276 "О производстве радиостанций для танков и артиллерийских самоходов" от 30 апреля 1943года.
Скорее всего завод выпускал радиостанции 9Р (9-РМ???) в полном комплекте,надо уточнять.Последний раз редактировалось RA3CC; 17.10.2010 в 14:54.
Лицензия закончилась в июле 2018 года
-
14.10.2010, 16:09 #2
-
14.10.2010, 19:28 #3
- Регистрация
- 15.04.2006
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 78
- Сообщений
- 1,672
- Поблагодарили
- 2793
- Поблагодарил
- 522
Дико извиняться не надо. Лучше пойти в Google и набрать "Барнаульский радиозавод". Источников, подтверждающих то, что в 1942 году этот радиозавод пребывал в Канибадаме, несколько. Например, статья в Википедии.
И вообще, этот вопрос нами давно обсужден в соседних темах и закрыт. А лучше всех на него умеет отвечать Юрий, UA9OF.
Недавно в телефонном разговоре на мой вопрос "Что такое завод No.842 НКЭП" Юрий пояснил, что это завод "Кузбассрадио", основанный в 1941 году в г. Белово Кемеровской (а в годы войны -- Новосибирской) области для выпуска танковых приемников РСИ-4Т.
Основан он был по инициативе тогдашнего директора новосибирского завода No.590 (новосибирский "Электросигнал"), которого одновременно назначили заместителем Наркома электропромышленности.
Так вот, именно этот человек приложил усилия к тому, чтобы радиозавод из Канибадама был переведен в Барнаул, где он стал заводом No.662 НКЭП.
[Юрий, я мог что-то не так запомнить из нашего разговора. Не браните меня, а просто поправьте.]
Вижу, пора заводить отдельный раздел про советские заводы, выпускавшие в годы ВОВ средства связи...73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей В.Громова rkk-museum.ru или радиомузей.рф
-
15.10.2010, 05:23 #4
на счет того, что часть Харьковског радиозавода №193 НКЭП по неразберихе первых месяцев эвакуации оказалась в таджикском Канибадаме - это скорее всего заблуждение, история Барнаульского радиозавода имеет другие корни.
http://kasly.su/Almanach_02_01.htmДмитрий R8AGK
-
15.10.2010, 19:53 #5
- Регистрация
- 15.04.2006
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 78
- Сообщений
- 1,672
- Поблагодарили
- 2793
- Поблагодарил
- 522
Что касается вашего замечания, то позитивной информации оно не содержит. Там лишь загадочное утверждение, что имеются "другие корни".
Про статью, на которую вы сослались, я знал и раньше, но из того, что оба заводских эшелона добрались из Харькова до Каслей, формально не следует, что они добрались в целости и сохранности, и никакие вагоны не затерялись в пути.
Ну, а из каких таких "других корней", по-вашему, вырос радиозавод в никому не известной дыре по имени Канибадам?!
Я не против узнать истинную информацию, но пока что на память приходит лишь эта где-то услышанная (прочитанная) версия про "кусочек Харьковского радиозавода"...Последний раз редактировалось RA3CC; 17.10.2010 в 15:02.
73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей В.Громова rkk-museum.ru или радиомузей.рф
-
15.10.2010, 20:02 #6
- Регистрация
- 05.01.2009
- Адрес
- Новосибирск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 4,404
- Поблагодарили
- 1629
- Поблагодарил
- 326
Ну ругаться будем когда будет плохая погода и времени будет больше.
Кратко историю возникновения двух Кемеровских заводов,причастных к изготовлению продукции для радиосвязи (заводы 842 и 587) я на двух страничках описал.Приложил к ним и несколько страниц из книг Шуранова Н.П.,преподавателя Кемеровского Государственного Университета, Доктора Исторических Наук, а также страничку с краткой биографией первого директора завода 590 (из архива Новосибирской области).
Выложил здесь:http://dl.dropbox.com/u/5852111/kuzbass.pdfЛицензия закончилась в июле 2018 года
-
15.10.2010, 20:54 #7
- Регистрация
- 15.04.2006
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 78
- Сообщений
- 1,672
- Поблагодарили
- 2793
- Поблагодарил
- 522
Замечательная информация, Юрий, спасибо! Не для темы про А-7, но очень полезная.
Еще раз убеждаюсь, что назрело открытие нового раздела про советские "номерные" заводы, выпускавшие в период ВОВ средства связи для Красной Армии...
А что скажете про происхождение радиозавода в Канибадаме, впоследствии переведенного в Барнаул? Не от Вас ли у меня сведения, что в Канибадам занесло часть Харьковского радиозавода (завода No.193 НКЭП)??73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей В.Громова rkk-museum.ru или радиомузей.рф
-
15.10.2010, 23:29 #8
На данный момент, опираясь на воспоминания старых работников, готовится очередной, более полный исторический очерк о Касинском радиозаводе, в том числе, наверное, будет в нем информация и о становлении производства в начальный период.
Когда я прочитал Ваше, не менее «загадочное», чем мое утверждение, что «какая-то часть завода №193 НКЭП, при эвакуации оказалась в таджикском Канибадаме», естественно у меня возникли вопросы по этому поводу к местным старожилам, которым не верить у меня нет оснований, они ответили однозначно – нет, оба состава с ИТР, и оборудованием прибыли на станцию с.Маук без потерь.
А теперь, - лично мои размышления :
Предполагая то, что некоторые вагоны, из строго комплектного эшелона, могли затеряться в пути, Вы наверное не совсем отчетливо представляете как и по какому принципу они «упаковывались» и комплектовались. С большей вероятностью, могу предположить, что во первых - было жесткое ограничение на количество платформ, на которые крайне плотно грузилось только самое необходимое оборудование, материалы и комплектация, во вторых - наверняка думали о очередности погрузки наиболее важных элементов, согласно технологической цепочке производства, для того, что бы в последствии, без промедления на сортировку груза приступить к выпуску продукции, ведь времени на «раскачку» в той ситуации не было не секунды, кроме того – потерять какое либо «звено», где-нибудь в Канибадаме, было вообще недопустимо, потому как «в никому не известной дыре по имени» -Касли, быстро восполнить утрату ресурса для такой специфической отрасли было невозможно. Да и вообще, упоминаний в исторических сводках этого завода о Канибадаме нигде нет.
Пару ссылок:
http://www.radioscanner.ru/forum/top...html#msg599630
«мемуары» разработчика Одинцова Александра Александровича
http://www.radioscanner.ru/files/dow...modincov1.djvuПоследний раз редактировалось RA3CC; 17.10.2010 в 15:02.
Дмитрий R8AGK
-
15.10.2010, 23:41 #9
- Регистрация
- 15.04.2006
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 78
- Сообщений
- 1,672
- Поблагодарили
- 2793
- Поблагодарил
- 522
Дмитрий, я ни на чем не настаиваю. Я и сам хотел бы вспомнить, где я увидел эту догадку про Канибадам.
Одно из моих предположений --- я мог прочесть про это у Шапкина в книге "Красные уши". Сейчас книги под руками нет, так что ни подтвердить, ни опровергнуть это свое предположение я не могу.
Повторю лишь, что сам хотел бы разобраться в этой страничке нашей военной истории. Но согласитесь, что завод (или его часть) в Канибадам Таджикской ССР должны были откуда-то привезти. Не в Таджикистане же он сам собой образовался, в конце концов...Последний раз редактировалось RA3CC; 17.10.2010 в 15:03.
73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей В.Громова rkk-museum.ru или радиомузей.рф
-
16.10.2010, 02:53 #10
- Регистрация
- 05.01.2009
- Адрес
- Новосибирск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 4,404
- Поблагодарили
- 1629
- Поблагодарил
- 326
Говорил.Когда обсуждали где находится Канибадам, в Таджикистане или Узбекистане.
Так записано у меня в одной из тетрадок с информацией.
Значит где-то читал.Книжку Шапкина в тетрадку переписывать бы не стал.
Зачем, если она и так под рукой.
Заводы многие делили на части и отправляли в разные места.
Насчёт воспоминаний старожил-во первых старожилам уже под 90,а то и поболее.
Во вторых,я тоже подобные воспоминания читал, и везде вспоминают, что вплоть до прибытия в конечный пункт эвакуации никто и не знал,куда они едут.В третьих, многие заводы,например, эвакуировались не полностью, и весьма ограниченный круг руководящих работников знал кто едет, а кто остаётся.И т.д. и т.п.
Воспоминания - самый неубедительный аргумент.
По ссылкам воспоминания прочитал.Информации-ноль.
Серьёзно воспринимать рассказ о том,как механик подсчитал сколько вагонов ему надо будет и потом договорился с дежурным по станции,чтобы ему их выделили.
Насколько я понимаю вагоны выделялись несколько иначе, хотя бы для примера вот так:http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F...D1%82_11.07.41
А уж что дальше будет-одному богу известно было.
Насчёт потери вагонов в пути из строго скомплектованного эшелона-почитайте документы об эвакуации завода Козицкого и узнаете, сколько вагонов выходило, а сколько доходило.И как два эшелона вообще не дошло.А ещё два развернули назад.
В Касли, судя по тому,что написано на сайте завода, попали те цеха,которые выпускали радиоприёмную и радиопередающую аппаратуру.
Аппаратуру связи.
Вопрос: а что, завод относящийся к ведомству НКАП занимался только выпуском аппаратуры связи?
И почему он в таком случае относился к НКАП?Лицензия закончилась в июле 2018 года
-
16.10.2010, 08:38 #11
Когда не осталось документальных подтверждений, остается только один аргумент – воспоминания. Дело в том, что после войны многие вернулись обратно на Родину, возрождать разрушенное предприятие, часть осталась на Урале, обзавелась семьями, пустили, что называется корни. Связи между теми и другими поддерживались очень тесные и не только личные, но и производственные. Наверное если бы кто-нибудь из их земляков попал в Таджикистан или Узбекистан, или еще куда, тем более частью предприятия или эшелона, неужели бы другие не знали об этом ?
Вы наверное плохо подставляете в количественном отношении размер производственных мощностей этих двух заводов. Ссылаясь на данную Вами ссылку можно судить, что заводу Козицкого было, что терять – 800+230 вагонов – это не 20 Харьковских.
- а те цеха, которые выпускали «балалайки» попали в Канибадам что ли ? – Естественно эвакуировалось все основное производство +СКБ, архивы…Дмитрий R8AGK
-
16.10.2010, 09:44 #12
- Регистрация
- 25.07.2002
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 83
- Сообщений
- 7,387
- Поблагодарили
- 3475
- Поблагодарил
- 209
Это действительно так. Конечные пункты часто не знали или знал очень ограниченный круг лиц. В нашей семье, например, сохранились документы, связанные с эвакуацией (оригиналы предписаний и т. п.) подмосковного совхоза, в котором до войны работали родители.
По этим документам совхоз вроде эвакуировался в Уфу. И как рассказывала мама, они так думали всю дорогу - до последнего момента. Реальное место эвакуации - Саратовская область.Борис RU3AX
-
16.10.2010, 21:23 #13
- Регистрация
- 25.07.2002
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 83
- Сообщений
- 7,387
- Поблагодарили
- 3475
- Поблагодарил
- 209
Это была информация UA9OF.
А вот из истории Барнаульского радиозавода ( с сайта завода http://www.brz-altai.ru/history.html):
"30 апреля 1943 года. Государственным Комитетом Обороны принято решение о передислокации предприятия из города Канибадама в город Барнаул.
Беспримерный трудовой подвиг совершили заводчане в кратчайшие сроки - в сложных условиях военного времени уже в конце 1943 года первые партии танковых радиостанций были отгружены на фронт. Девиз "Все для фронта, все для Победы" стал законом и смыслом жизни заводского коллектива. Всего за годы войны было выпущено более 10000 танковых радиостанций."
Может на барнаульском радиозаводе кто-то знает что-то?Борис RU3AX
-
16.10.2010, 23:18 #14
- Регистрация
- 05.01.2009
- Адрес
- Новосибирск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 4,404
- Поблагодарили
- 1629
- Поблагодарил
- 326
А Вы об этом до сих пор ещё не догадались?
Цех этот правда назывался не балалаечный, а авиационных приборов.
Это тот самый,который выпускал тахометры, термометры и т.п. штуковины для авиационных двигателей.
Или может быть из Касли в Ташкент(где появился авиационный завод эвакуированный из Подмосковья) или в Андижан(где появился завод авиационных двигателей,эвакуированный из Воронежа) подобные приборы было бы вести удобнее,чем из Канибадама?
А кто Вам сказал что не осталось?
Осталось,и очень даже много.В этом то и трудности.Наркомату Авиапрома пришлось эвакуировать 118 заводов.И одних только приказов Наркомата по эвакуации этих заводов минимум три десятка.А поскольку вышеозначенный Харьковский завод был одним из самых мелких в этом Наркомате,то и документы по этому заводу найти и труднее всего.
Кроме этого в Алтайском краевом архиве хранятся документы парткома этого завода военных лет.
Просто нужно время, а тут,как Вы должны понимать, отнюдь не профессиональные историки,коим по долгу службы приходится историей заниматься.
Там сейчас думают в первую очередь о том,как бы не стать очередным обанкроченным заводом.Лицензия закончилась в июле 2018 года
-
16.10.2010, 23:22 #15
- Регистрация
- 15.04.2006
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 78
- Сообщений
- 1,672
- Поблагодарили
- 2793
- Поблагодарил
- 522
Действительно, 30 апреля 1943 года было принято Постановление ГОКО No.3276 "О производстве радиостанций для танков и артиллерийских самоходов".
Теперь понятно, что один из пунктов этого Постановления предписывал перевести интересующий нас радиозавод из Канибадама в Барнаул.
Однако это ни в малой степени не отвечает на вопросы, (1) как этот радиозавод оказался в Канибадаме, и (2) от какого довоенного радиозавода он произошел.
Что касается Постановления ГОКО No.3276 от 30.04.1943, то очень любопытно было бы прочесть не просто его заголовок, а полный текст. Но для этого, похоже, придется обращаться в архивы, где новичков не жалуют и тягомотят любые их запросы отчаянно...
P.S. Ну вот, пока писал это сообщение, UA9OF разместил свои пояснения, тем самым подтвердив мои смутные воспоминания, что в Канибадаме оказался кусочек харьковского завода No.193.
Вот только если этот "кусочек" делал авиационные приборы, то как из него мог вырасти барнаульский радиозавод? Разве эти приборы были родственной радиостанциям продукцией??Последний раз редактировалось RA3CC; 16.10.2010 в 23:28.
73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей В.Громова rkk-museum.ru или радиомузей.рф
|
Социальные закладки