-
10.08.2006, 07:11 #1Very High Power
- Регистрация
- 27.12.2002
- Адрес
- Бишкек, Киргизия
- Возраст
- 62
- Сообщений
- 3,058
- Поблагодарили
- 406
- Поблагодарил
- 564
SOS - нужна помощь по ПР-1М
Всем привет!
Есть вот такой агрегат: http://foto.cqham.ru/showphoto.php?photo=730 .
Исправно проработал несколько лет, вращая A4S с китом на 40-ку.
Фидер антенны оборвало и оторвался кабель управления. Решил снять и сделать профилактику.
К редуктору доволно оригинально прикреплен был сельсин, но дело не в нем.
Поставив редуктор перед собой, решул рискнуть и проверить его "методом xxxx". Из корпуса редуктора идут три провода, один с узелком.
Припомнил, что лет 30 назад старший товарищ в радиокружке демострировал работу такого привода, поочередно включая в сеть как раз два разных провода, при этом один был уже в розетке.
Так вот, мой редуктор исправно крутнулся вправо и влево при включении поочередно двух проводов. Правда небольшой, но довольно неприятный скрип вызвал настороженность (дело в том, что тот самый его двойник, который мне демонстрировали, работал практически беззвучно). Сельсин при этом дисциплинированно крутился в направлении поворота центрального вала. Добавлю, что я "докрутил" свой редуктор до одного из крайних положений, то есть до срабатывания одного из концевиков.
Снял я крышки корпуса привода с обеих сторон. При этом сделал две непростительные ошибки.
1. По всей видимости погнул ось сельсина (ну, не хотел тот легко сниматься, уж так получилось).
2. Не проходили через отверстия провода от движка, пришлось узелок развязать, увы (и дернул меня черт это сделать). Теперь при всех вариантах включения трех проводов чего-то (иногда) щелкает и гудит, на коцевиках нет-нет проскальзывают небольшие искорки, вал не вращается.
Что мы имеем теперь.
1. Смазка (судя по всему, это когда-то был ЦИАТИМ) на всех шестеренках просто вопит о замене - вся черная и с явным наличием всепроникающей пыли, видимо, отсюда и скрип. Ну, это дело, в приниципе, поправимое.
2. Виден движок с четырьмя обмотками, расположенными кресто-образно. Куда ведут провода к нему и как они разведены, не видно, обзору мешают конструктивные детали редуктора.
3. Видны какие-то электромагниты (парочка). Вопрос - зачем они нужны и как подключены (разводка проводов тоже пока не просматривается.)
Итак, вопросы к тем, кто сталкивался с такими приводами на уровне "сборки/разборки" и экпслуатации.
1. Есть ли электрическая схема - нужна разводка всех проводов?
2. Нет ли каких-либо "подводных камней"?
3. Не останусь ли я "у разбитого корыта", то бишь, с кучкой красивых шестеренок и ненужной железякой (корпусом)?
Сам конструктив редуктора не рискнул пока разбирать, хотя инженерное нутро подсказывало, что бояться должно быть (по идее) нечего. В конце концов, "не в ракету ж деталь", как говаривал один мой знакомый слесарь-инструментальщик.
Заранее благодарен за помощь.Последний раз редактировалось EX8AB; 10.08.2006 в 15:48.
Пока и 73! :: Бек, (ех ЕХ8АВ, UM8QDX aka EX1EPC, EX9FF/p)
-
10.08.2006, 15:41 #2High Power
- Регистрация
- 02.02.2006
- Адрес
- РФ ТиНАО, метро Коммунарка
- Возраст
- 75
- Сообщений
- 586
- Поблагодарили
- 120
- Поблагодарил
- 87

Использую ПР1 уже много лет. Но сам редуктор переделан. Двигатель на 220 вольт заменен на 12 вольтовый, вал выхода с 10 мм увеличен до ~30мм (точно не помню). Так как сельсин на 110 вольт не помещался в корпус, сделана юбка из 1мм дюраля (видна на снимке). Остальные потроха ликвидированы.
73! Евгений
-
10.08.2006, 18:12 #3Только читает
- Регистрация
- 23.09.2004
- Сообщений
- 154
- Поблагодарили
- 1
- Поблагодарил
- 0
Это не электромагниты - это индукционные датчики положения вала. Снимаются и выкидываются нафиг.
Сообщение от EX8AB
Двигатель двухобмоточный, вторая обмотка подключается через обычный бумажный конденсатор (обычно стоит внутри снимаемой крышки). Никаких подводных камней нет, все просто и тривиально. Конечно если механику не поломал вдрызг.
-
10.08.2006, 18:19 #4Very High Power
- Регистрация
- 27.12.2002
- Адрес
- Бишкек, Киргизия
- Возраст
- 62
- Сообщений
- 3,058
- Поблагодарили
- 406
- Поблагодарил
- 564
Ну, во-первых, по виду - магниты, а по ощущению - блокируют в "обычном положении" проворачивание вала.
Сообщение от RA1AY
А во-вторых, движок-то вижу ясно, как и написал - четре обмотки крест-на-крест...
Всё, щас пойду разбирать...Пока и 73! :: Бек, (ех ЕХ8АВ, UM8QDX aka EX1EPC, EX9FF/p)
-
10.08.2006, 21:37 #5Только читает
- Регистрация
- 23.09.2004
- Сообщений
- 154
- Поблагодарили
- 1
- Поблагодарил
- 0
Не припомню чтобы в ПР1М тормоза были. К слову, обычно во всех редукторах тормоза пружинные, под напряжением оттягиваются от вала. По иному смысла нет делать. А вот индукционные датчики в ПР1М - дело обычное...
Сообщение от EX8AB
Четыре обмотки - это две, разделеные пополам. Физику объяснять не буду, хорошо? Для примера гляньте на статор трехфазного двигателя - сколько там "обмоток". А на самом деле их всего три. Вы же в трансформаторе две последовательно соединенных обмотки за одну считаете - так и тут...
-
11.08.2006, 07:32 #6Very High Power
- Регистрация
- 27.12.2002
- Адрес
- Бишкек, Киргизия
- Возраст
- 62
- Сообщений
- 3,058
- Поблагодарили
- 406
- Поблагодарил
- 564
Приветствую, Сергей!
Благодарю за интерес к ветке.
Ну, не знаю, во всех или не во всех редукторах имеются пружинные тормоза, не сталкивался. Пока пишу о том, что видел сам.
Сообщение от RA1AY
Опять же не скажу, что разбирал много 'ПР-1М'-ов. В моем экземпляре уж точно нет индукционного датчика, да и места для него внутри корпуса привода явно не предусмотрено.
Сообщение от RA1AY
Да уж, я думаю, действительно, объяснять не стОит. Что-то ещё осталось в голове от пяти лет в Рязанском РРТИ (спец.0701) и восьми лет инженером-электронщиком на промпредприятии.
Сообщение от RA1AY
В описываемом в данной ветке приводе установлен сравнительно простой движок с четырьмя (назовем их так) катушками, расположенными (опять же выразимся так) как бы на "лучах" крестовины. Если припомнить внешний вид двигателей типа ЭДГ, двухобмоточных, широко применявшихся в советских проигрывателях, так вот, это как бы совмещение двух ЭДГ в одном конструктиве. Причем обмотки попарно размещены и запитаны так, чтобы оба двигателя "независимо" вращали ротор в противоположных направлениях. Почему написал слово "независимо", да еще и в кавычках? Да потому что, чтобы не допустить одновременный запуск обоих "двигателей", ничего не предусмотрено типа "защиты от дурака" (а надо бы).
Об электромагните
Он там один, беру свои слова, высказанные ранее, обратно. Скорее всего, он и оттягивает механический тормоз от центрального вала при подаче напряжения на обмотки двигателя (очень разумно).
О "подводных камнях"
Для тех, кто столкнется в будущем с разборкой такого привода, сразу обращаю внимание на то, что на верхний конец оси статора (он прячется в подшипник скольжения под цилиндрическим колпачком, видным слева внизу на фото из приведенной выше ссылки) установлен маленький шарик, выполняющий, по всей видимости, роль опорного подшипника. Слава Богу, я его не потерял при разборке и только случайно его увидел на столе, а потом нашел, откуда он выпал. Если придется кому-либо разбирать такой привод, будьте очень внимательны с этим шариком!!!
О крышках
Крышка, показанная на фото по ссылке слева, (вернее, установленный на ней цилиндр) выполняет роль подшипника скольжения для центрального вала редуктора. Скорее всего, придется повозиться для его "центровки" при установке этой самой крышки (пока вал не крутится, но до окончательной сборки/центровки/запуска дело еще не дошло). У самой крышке при креплении чувствуется некоторый люфт в 1-1.5мм.
Об индикаторе положения центрального вала
Возможно, в оригинальной версии привода в блочке квадратной формы (на фото по ссылке вверху слева) и был установлен индукционный датчик. В моем экземпляре бывший хозяин его убрал, "удлинил" "тыльный" конец центрального вала редуктора цилиндрической насадкой, в одном из концов которого нарезана резьба. В это резьбовое отверстие на несколько оборотов ввинчивается ось сельсина типа БДС. Кроме того, насадка дополнительно фиксируется двумя винтами, ввернутыми в просверленное по нормали к оси вала сквозное отверстие. Эти винты дополнительно крепят переходную насадку на ось сельсина. Решение очень простое, если не сказать "изящно простое".
О запитке обмоток
Как уже было сказано выше, имеются две пары обмоток. По одному из выводов каждой обмотки соединены между собой, образуя единый вывод. Два других вывода используются для подачи напряжения при необходимости вращения привода в ту или иную сторону. При этом эти вывода подключены к концевым выключателям, размыкающим цепь при достижении вращения центрального вала определенного ("крайнего") положения. Это положение определяется другой насадкой на центральную ось вала редуктора цилиндрической формы с треуголным выступом, обеспечивающим срабатывание концевого выключателя.
Вот, пожалуй, и всё...
ЗЫ.
Да простят меня участники Форума, не терпящие многословие и "перетирание" всем известных истин!!!
Ну ТАКОЙ рутиной и дребеденью (с хэмской точки зрения) пришлось заниматься последние две недели (имеется в виду основная работа) без выходных и с утра до ночи, что поковыряться поздно вечерком в чем-то другом, более близком по духу и сути, просто руками, пусть и "по локоть в мазуте" - за счастье. И описать это всё потом на нормальном, обычном языке! И отдохнуть от всех этих международных стандартов, требований протокола и прочей эпистолярной маразматики!
Возможно, всё моё вышеприведённое "словоблудие" кому-нить и пригодится...Последний раз редактировалось EX8AB; 11.08.2006 в 07:48.
Пока и 73! :: Бек, (ех ЕХ8АВ, UM8QDX aka EX1EPC, EX9FF/p)
-
11.08.2006, 09:16 #7Только читает
- Регистрация
- 23.09.2004
- Сообщений
- 154
- Поблагодарили
- 1
- Поблагодарил
- 0
Конечно не во всех. Например в МЭО тормоз просто не нужен - червячная передача...
Сообщение от EX8AB
в нормальной схеме используется ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ - дополнительных защит не нужно. Это уж мы вносим свои "рацухи"направлениях. Почему написал слово "независимо", да еще и в кавычках? Да потому что, чтобы не допустить одновременный запуск обоих "двигателей", ничего не предусмотрено типа "защиты от дурака" (а надо бы).
это другое делоОб электромагните
Он там один, беру свои слова, высказанные ранее, обратно. Скорее всего, он и оттягивает механический тормоз от центрального вала при подаче напряжения на обмотки двигателя (очень разумно).
в этом приливе как раз и стоял бумажный кондер. Возможно "бывший" вынес его "наружу"Возможно, в оригинальной версии привода в блочке квадратной формы (на фото по ссылке вверху слева) и был установлен индукционный датчик.
Хорошо бы конечно схему найти. Я последний раз с ПР1М имел дело лет ...надцать назад - всех деталей и не упомню. Если есть возможность, лучше использовать серию МЭО - в них червячная передача и вал минимум 16 мм.
-
15.08.2006, 08:53 #8Very High Power
- Регистрация
- 27.12.2002
- Адрес
- Бишкек, Киргизия
- Возраст
- 62
- Сообщений
- 3,058
- Поблагодарили
- 406
- Поблагодарил
- 564
Еще один "подводный камень".
После разборки редуктора важно не перепутать шестеренки. Я для начала перерисовал их размещение и пометил номерами (на смазке - Hi-Hi!). После сборки редуктор отказался работать (гудеть гудит, но ничего не вращается). А "камень" тут вот в чем. Вся элементы конструкции (!!!!!) имеют чуть заметные люфты - от 0.2 до 1.0 мм. Планка, прижимающая ситсему шестеренок, не является исключением, хотя на ее крепежных площадках имеются специальные цилиндрические выступы (хотя и очень небольшого диаметра).
Я обошел этот "камень" так. Ослабив а затем не затягивая все три винта крепления планки, подал на двигатель напругу. После запуска редуктора стал поочередно затягивать винты. Планка и шестеренки "встали" так, как надо - в "динамическом" режиме...Последний раз редактировалось EX8AB; 15.08.2006 в 08:57.
|
|

URL обратной ссылки
Подробнее про обратные ссылки













Ответить с цитированием
Социальные закладки