Думаю, что среди нас есть и такие :)
Делаю себе на лодку самодельную навигационную станцию - метеодатчики, GPS, AIS, Radar detector, авторулевой и т.д.
Возможно кто-то уже решал подобную задачу и может поделиться опытом.
Вид для печати
Думаю, что среди нас есть и такие :)
Делаю себе на лодку самодельную навигационную станцию - метеодатчики, GPS, AIS, Radar detector, авторулевой и т.д.
Возможно кто-то уже решал подобную задачу и может поделиться опытом.
Интересует GPS. Он совмещен с эхолотом и возможностью просмотра карты глубин?
У меня на лодке стоит Lowrance Elite-4. В нём не плохой GPS и есть sonar. Датчик стоит перед килем. Может отдавать данные по NMEA-0183, но пока не смотрел, что там приходит.
По задумке эти данные будут скидываться в общую сеть, чтобы можно было на навигационном планшете видеть всё сразу.
Да, если на планшете смотреть, в т.ч. и карту, тогда нормально. А так экран маловат Elite-4, конечно. У меня в рыбацкой надувашке Elite-5 HDI с возможностью записи логов глубин. Очень удобно. Карты так же конвертирую в формат для заливки в навигаторы Garmin. Это для зимней рыбалки.
Вложение 319225 Вложение 319226
Навионикс как судоходные конечно пойдут. Но для рыбалки должны быть подробные карты. Для этого в интересных местах сканирую дно галсами через 20-30 м. Тогда получается то что надо. У нас на водохранилище минимальный уровень воды бывает в начале апреля. Вылезают бугры и отмели. На космоснимках их хорошо видно. Привязываю такой снимок к координатам и тоже использую как рыбацкую карту.
Вложение 319227
- - - Добавлено - - -
Была мысль добавить магнитный компас к картплоттеру, но мой 5HDI не поддерживает протокол обмена данными по сети. Без компаса, когда стоишь на якоре, карту разворачивает "на раскоряку".
Интересная мысль добавить магнитный компас. Надо внести в список хотелок :))) и поискать магнитный компас с каким-нибудь протоколом и чтобы "не совсем китайский" был :)
Маленькая старенькая парусная яхточка 24ft. Цели две - отдых и развлечение. В спокойную погоду сходить куда-нибудь с семьёй - позагорать, покупаться посреди залива, или с мелким сходить в поход по островам, ну и так далее. А когда дует покрепче - чуток "пошалить" под парусами, но это уже без домашних :) Район плавания - Балтийское море, миль 150 от Риги максимум.
Ну так мне других и не надо. Рыбалка - это не моё от слова "совсем" :) В Навиониксе есть фича наложения своих sonar карт, т.е. снимаем глубины сонаром и накладываем на их карту. Это удобно - можно обследовать глубины на стрёмных постоянных маршрутах и потом хоть как-то доверять данным на карте постоянно поглядывая на актуальные данные с сонара. Ну или на резинке обследовать глубины предполагаемого места захода, загрузить данные в навионикс и уже потом пытаться суваться туда на килевой лодке. Но это уже из разряда экстрима, если очень хочется :)))
Понял. Яхта килевая, не скат, догадался из сообщения ниже (про навионикс я не спрашивал, типичный ((( глюк форума). Собрать по минимуму затрат все, что необходимо для того, чтобы в море выпустили. Единств. советую обратить внимание на сонар. Раз в плане подходить к незнакомым островам, то, поговорив с продавцом, выбрать такой, который максимально видит вперед. Ставится предупреждение звуковое и на малом ходу... Чтобы не влететь на мель или не покоцать о скалу либо что-то еще подводное ограниченных размеров. Прежде, чем полагаться на карты, желательно книжечку под названием "Лоция Балтийского моря" приобрести :) и глянуть накануне похода.
Да, поскольку хочется пошалить, то обязательно (!) Нужно иметь датчик и "показометр" курсового ветра. Шалости могут печально закончиться, если при попытке забраться на ветер забудется в азарте угол плюс-минус 30 градусов.
Да, с компасом совсем другие ощущения. Любой GPS навигатор показывает правильное направление на точку только в движении. Чуть снизил скорость или остановился, стрелка направления начинает метаться в разные стороны, и карта встает на "раскоряку". Все современные туристические навигаторы Garmin оснащены датчиком магнитного поля. Если в настройках режим компаса включается автоматически, то при малой скорости и остановках, направление движения и карта ориентируются по компасу.
Сергей, морское судовождение (да еще если чисто под парусом) и пеший туризм с рыбалкой имеют мало общего. И навигационное оборудование для них - тоже. От слова "совсем", как выразился выше Андрей. На своей GPS-ке ты никогда не увидишь картинку, подобную той, что нужно (желательно) видеть стоя на палубе за штурвалом яхты. К примеру такую:
Из правого нижнего квадратика сведущему видно, что в данный момент времени яхта идет чисто под мотором.
Управляется главное изображение с компа в рубке. Вариантов несколько. Основных. На стоянке, если проспался, но забыл как сюда ошвартовался или где кинул якорь и почему солнце с другого боку :) для ориентации есть такая штуковина (или ей подобная):
Общаясь с яхтсменами (с такими как Литау R3CN и Аммосов R2AXE) практически открыл для себя целый новый мир :)
Вложение 319316
Я и Юрий R2AXE на яхте Ramake.
OFF-TOP
P.S.: Опечатка - Название яхты Remake.
Яхта была построена в 1977 году, а капитальный ремонт (восстановление) был осуществлён уже в 2011 году.
Снимки выше - мои. Сделаны на яхте "RusArc AURORA". Самое лучшее, что довелось видеть на яхтах. Экран огромный, находится метрах в трех, есть ночной режим, полностью водозащищен. Хотя в конце 90-х приходилось ходить на 7-ми метровой лодке (скат, фанера), где из средств навигации были лишь 5-ти литровая кастрюля со спиртом и картушкой да морская карта. В Баренцевом море экстрим еще тот. Магнитные склонения хаотично меняются, ветерок свежий был итп. Однако EU-102 тундровый островок в океане удалось отыскать (в сутках хода) и радиооткрыть. RF1P, кто помнит. Сейчас 21-ый век полнокровно в права вступил. Технологии меняются стремительно.
Да, AIS на "Авроре" был, естественно. При появлении судна вспыхивал на мониторе его значок с указанием курса. Военные "коробки" радар видит, но они AIS не практикуют. Только на прием )) Надо самому соображать, что у них на уме. Для Андрея (если лодка платмассовая) - обязательно шарик радиофлектора повесить надо. Где-нибудь на ахтерштаге у развилки. Вояки и прочие могут и не заметить маленькое 24 ft судно, особенно ночью или в туман (шторм).
Есть :)
Вложение 319323
Не для каждой лодки эти +/- 30, да и в нерукотворный левентик выйти не для каждой лодки есть опасность. Мое мнение, показометр больше нужен, чтобы заранее рифы взять, а не ориентироваться по ощущениям. Как правило, надо еще по состоянию на горизонте брать рифы, иначе потом только шкоты держи.
Хотя может речь о фордевинде? Это да, лучше привестить до бакштага, на некоторых лодках.
Ну да. Молодец, что попытался помочь в силу своего опыта. Некоторые знающие и вовсе промолчали. Хотя скорее всего просто внимания не обратили на тему. Или вообще не видели её. Для морской рыбалки в неведомых местах как-то специально приобрел (название не помню) штуковину. Дорогую ))) Рыб видели дофига и пытались, но решили, что это травоядные рыбы :) У нас с собой только фильгеры были...
- - - Добавлено - - -
Иван, все зависит от цели похода. Одно дело "шалить" другое дело тупо курс держать когда цель далеко. Третье во время шторма, особенно, когда ветер с направлением волн противоречат итп. Лучше иметь, чем не иметь, короче )) Топикстартеру виднее, что учесть.
Это да, времена Гвоздева прошли, когда с сектантом и компасом на 5 м яхте вокруг света.
Теперь надо кучу дорогого железа покупать, чтобы выпустили.
- - - Добавлено - - -
Radar detector работает только по диапазону 9 ГГц ? Или есть модели и с другими диапазонами ? Наверно, остальные диапазоны включать в Радар детекторы неправомерно, гражданские только с 9 ГГц ?
Я знаю, что Владимир, US8ZAL специалист по морскому оборудованию. Может подсказать по технике.
UT5EC активный яхтсмен. Его сайт https://musson.ucoz.ua/
Кстати, раз вопрос по технике подняли. Кто последнее время Winlink-ом пользовался? У меня с прошлого года VARA-modem (Winmor больше не поддерживается, хотя работал хорошо), так вот - с начала 22 года ни с одним узлом не получается законнектиться.
Иван, здравствуйте.
Winmor больше не поддерживается - совсем.
В минувшем году было объявлено, что завершают поддержку Winmor из-за нестабильности его работы в базах.
Обновите WinLink Express до самой свежей версии (сегодня это v. 1.6.0.4) и вместо Winmor используйте Ardop - далее алгоритм такой как и раньше.
Вложение 319345
P.S.: По этой теме лучше писать например здесь, это ближе к теме.
Попутного ветра и семь футов под килем!
- - - Добавлено - - -
Про ещё одного моего друга яхтсмена Алексея Панасенко (Ассоциация шкиперов - Team R3CY):
https://youtu.be/p5S8gGu-8QE
73! Удачи всем в яхтенных делах и не только!
Да, лодка пластиковая и "из железа" выше воды получается только мачта 9м высотой, да стоячий такелаж. Уже думал по поводу радар рефлектора.
Есть их две разновидности: 1) в виде "шарика" 2) в виде "трубочки". Какой из них работает эффективнее - пока нигде не удалось найти. Яхтсмены как правило не в курсе всех этих "радиотехнических штучек". Они для VHF связи-то не могут сделать нормальную антенну :)
Левентик на парусной лодке, как правило опасен, хотя бы по одной причине: скорости нет - значит лодка становится неуправляемой. С другой стороны, не всегда есть возможность сменить паруса, если не становиться в левентик. Всё, конечно, зависит, от конкретных погодных условий и опыта экипажа. Учитывая, что я на своей лодке часто хожу single hand, то вариантов становится ещё меньше :)
Показометр ветра даже на 24ft яхте считаю обязательным. Во-первых, чтобы полноценно понимать и учиться, что происходит с парусами, курсом яхты, креном и так далее. Во-вторых, с малым опытом под парусами - это элемент безопасности. На глаз не всегда можно понять, что ветер усиливается и пора брать рифы или менять паруса на меньший размер. В третьих, если идёшь single hand, то иногда хочется отдохнуть и тут нужен автопилот. Большинство дешёвых пилотов могут вести лодку только по магнитному курсу, чего на яхте явно мало, а часто и просто опасно. Нужен Windvane, т.е. автопилот, который держит лодку под определённым углом к ветру, а не по курсу. Профессиональные устройства 1) очень дорогие (10-15-20 к) 2) Они как правило механические, и научится их настраивать - целое искусство. Имея же на борту нормальные датчики ветра - магнитный автопилот можно превратить в windvane.
Ну и наличие полноценной метеостанции позволит "обмерить" лодку и сделать собственные polar charts. Во-первых, это интересно, во-вторых, это полезно при дальнейшей навигации.
Да, навигация на озере для рыбалки и на яхте в акватории где есть какое-никакое судоходство - это две большие разницы и два разных подхода. Sonar карты нам, как правило, нужны чтобы куда-нибудь зайти, где малые глубины. На открытой воде он не нужен и там работают другие приборы. А большинство времени мы всё-таки проводим на открытой воде.
Задач несколько. Часть уже описал выше. Одна из них - безопасность, вторая понимать ветровую обстановку "по приборам" и учиться, нарабатывать "чуйку", третья - облегчение жизни себе любимому при переходах в 50-80 миль. Ну а ночью без всего это идти просто страшно :)
Ну почему же ... времена как раз возвращаются. В 2018 году даже появилась регата кругосветка одиночек non-stop - Golden Globe Race. Среди участников был российский яхтсмен Игорь Зарецкий. Им было запрещено пользоваться современными средствами электроники, координаты получали использую секстант, а прогноз погоды получали по радиолюбительской связи. Наша группа радиолюбителей вела в гонке Игоря Зарецкого и эстонца Уку Рандмаа (естественно, помогали и другим участникам и их группам) . Поддерживали радио траффик 2 раза в сутки, готовили и передавали прогнозы погоды, передавали сообщения с борта в штаб и родственникам и в обратную сторону. Много радиолюбителей "трудилось" восемь месяцев не покладая рук. Это был сложный и интересный проект в котором были задействованы в том числе весьма известные позывные.
Радар детекторы вещь очень хорошая, но это уже весьма дорого. Поэтому на малых яхтах, как я понимаю, обычно ограничиваются радар рефлекторами.
Модель Echomax Active-XS, например, обслуживает два диапазона:
X Band Radar 9.3 - 9.5 GHz
S Band Radar 2.9 - 3.1 GHz
Есть ещё какие-то диапазоны для радаров?
Да, в том-то и дело, что если покупать по "морским" ценам всё необходимое оборудование, то по стоимости наберётся ещё одна лодка :)
Поэтому я и задумался о самостоятельном изготовлении системы с "гуманными" затратами.
Но проблемы началась сразу же при попытке найти метеодатчик. Есть специализированные. Они всем хороши, кроме цены. Есть китайские с али - ну так себе решение, хотя пока попробуешь - не узнаешь. А вот чего-то среднего пока найти не удалось.
Последний раз пользовался Winlink в мае 2020 года. Тогда ещё всё не плохо работало. Интересно послушать, что изменилось и какие есть альтернативы.
- - - Добавлено - - -
Нашёл видео, где демонтирую "гадость, которую называют VHF антенной" :))
https://photos.app.goo.gl/E9DTHgLHkHu9bc6a6
Эффективен радар рефлектор из нескольких алюминевых пластин, которые под 90 град. друг друга пересекают. Т.е. при любом положении и крене отражают
радиосигнал в горизонт.
Есть много тем по этому поводу на форуме Катера и Яхты. когда активно гонялся - много почерпнул оттуда полезного.
Вот по отражателям - http://www.barque.ru/advice/1968/mak...adar_reflector
https://forum.katera.ru/index.php?/t...teli-radarnye/
Вложение 319397
ТЕСТ ЭПР разных коммерческих отражателей
https://keyassets.timeincuk.net/insp...ce_ym_june.pdf
Гонялся на спортиных лодках, поэтому "поляры" были с левентиком буквально +/- 10 град , на круизере - там да, +/- 30 уже хорошо. Если не в узкостях, то левентик в спокойной погоде не сложен для экипажа на большинстве лодках. Но я согласен - лучше менять галс на скорости, рифы ставить вовремя. а не тогда, когда уже одному не справиться при свежей погоде. Но фордевинд - тоже имеет опасные моменты, даже с закрепленным гиком есть нюансы из-за раскачивания лодки, кстати, у большинства лодок на фордевинде есть провал в скорости на "полярах", поэтому лучше привестись до полного бакштага.
Радар детектор есть как обнаружитель и как пеленгатор направления, второй вариант сильно дороже (еще до WWII применяли). Можно сделать самому, но будет довольно затратно. Можно ограничиться 4мя направлениями. Двух диапазонные панельные антенны 3/10 ГГц с СВЧ предусилителями, логарифмические детекторы и индикатор в кокпите. Достаточно показать, что присутсвует локатор в примерном направлении с дальностью до 10-15 миль. Не обязательно поднимать высоко, на лодке важнее, чтобы лишнее не мешало парусам.
Я сомневаюсь, что самодельно изготовленные устройства допускаются к сертификации или достаточны, чтобы выпустили из внутренних вод. (в РФ за последние 20 лет все ужесточилось в этом направлении, так же ограничили, уже не помню до каких пределов отход от берега с минимальным набором приборов и уведомлением береговых служб).
Иван, спасибо за информацию. Разобрался вроде теперь с радар рефлекторами.
Радар детектор ставить пока не собирался. Делать самому сложно и дорого, покупать готовый - просто дорого :)
Сертификацию самодельного устройства, естественно, пройти нет возможности. Но это и не надо. Многие годы ходим на лодках на которых из навигации есть только компас, даже VHF радио порой не было. Всё остально сейчас есть в любом смартфоне/таблетке, кроме данных ветра. Никто и никогда не спрашивал наличие какого-либо оборудования, да и не знаю даже кому надо отчитываться :) Это по крайней мере для pleasure boats, т.е. для яхт. В правилах есть только чёткие обязательства по наличию бортовых ходовых и стояночных огней. При выходе из домашней марины, если я планирую прибытие позже 22:00 того же дня - сообщаю дежурному предполагаемый маршрут и время прибытия домой, чтобы раньше времени не начинали "бить в колокола" :)
То, что я хочу собрать на лодке - это комплект навигации в первую очередь связанный с погодой, т.е. с ветром. Метеодатчики на топе, GPS (основной и резервный), сонар, AIS приёмник, DSC на VHF радио. Все данные сводятся в некий бортовой "сервер", который построен на маленьком компьютере типа Raspberry Pi и дальше эти данные могут получать "потребители": навигационные планшеты, авторулевой, отдельные "показометры" (если надо или интересно), установленные на лодке, аларм системы, "будильники" и так далее.
Купить весь этот комплект получается весьма внушительная сумма. А как DIY проект весьма интересное и полезное занятие.