О фандрайзинге, грантах или как выжить молодежному радиоклубу
Для тех у кого есть все кроме финансирования.
Сразу оговорюсь - тот, кто считает, что описанное ниже ДОЛЖЕН кто-нибудь сделать - может дальше не читать.
Такие понятия как фандрайзинг (работа по привлечению средств для деятельности некоммерческой организации) и грант (средства выделенные на строго определенные цели). В практике Запада существуют довольно-таки давно. В России 3-й сектор только начинает развиваться. Тем не менее и в нашей стране, привлечение средств для решения социальных проблем - дело вполне реальное.
Просто так денег не даст никто. Государство - выдвигает жесткие требования. Бизнес - слишком прагматичен, чтобы разбрасываться подачками. Реальное получение денег от мецената (не путать со спонсором - спонсорство - это оплата рекламы) возможно только в тогда, когда между дающим и получающим возникают партнерские взаимоотношения.
Есть представители бизнеса, которые понимая социальную ответственность охотно поддерживают некоммерческие организации (в свое время Юкос, ныне Газпром, у нас СОК и т.д.). Делают они это как правило через специально созданные фонды.
Чтобы получить средства нужен проект. Это не просто бумага, заполненная по неким формальным требованием. Такие проекты я называю "хотелками" и отсеиваются они экспертами на первом же этапе конкурса.
Проект - это внятно изложенная на бумаге следующая информация:
Социальная проблема, на решение которой направлен данный проект. Чаще всего не может быть проблема одного человека или небольшой кучки людей. Проблема должна быть более масштабна. Впрочем бывают и исключения - проект для СРР может ориентироваться и на небольшой конкретный радиоколлектив. А на заре нашей деятельности при мне был поддержан проект, по которому группа пенсинеров приобрела стиральную машину и организовала коллективную прачечную. Проект кстати, финансировал USAID IREX.
Цель проекта. Что планируется достичь для решения проблемы. Здесь напротив, никакой глобальности. Цель "Отвлечение детей от улицы" - не пройдет. А пройдет "Отвлечение 30 детей микрорайона "Яблонька" от улицы на 9 часов в неделю". Цель должна быть конкретна и измерима.
Задачи. Какие задачи будут решаться для достижения цели. К примеру: Получение от домоуправления чердачного помещения. Мелкий ремонт. Установка антенн. Оформление позывного и т.д.
Деятельность - это дальнейшая детализация задач - со сроками и исполнителями.
Ресурсы. Чем располагает коллектив. Это люди с образованием, опытом, регалиями. Это методические наработки. Это некое имущество. Все что может помочь в достижении цели.
Смета. Самый важный документ проекта. Должна быть четкой и прозрачной. Каждая строка должна быть прокомментирована настолько внятно, чтобы любой человек далекий от радиолюбительства понял. К примеру "балун" - нужно не только описать, что это такое, но и объяснить для чего это нужно в достижении цели проекта.
Теперь, куда обращаться.
1. Гугл.
2. Есть ФЗ о господдержке молодежных ОО. Есть соответсвующие региональные законы (увы не везде). А кое где есть и муниципальные акты. Обращаться в комитеты по делам молодежи. Они в курсе. Тем более в год молодежи. Тем более эти же структуры занимаются разработкой и реализацией программ патриотического воспитания. Надо понимать, что своими силами реализовать какие-либо программы эти структуры не могут. Сотрудничество с НКО им жизненно необходимо. Коротко - они дают деньги. НКО реализует проект.
3. Снова гугл. Ищите и обрящете.
Теперь еще один момент.
Ежегодно Общественная Палата России проводит конкурсы грантов по целому ряду номинаций: здоровье, правозащита, построение гражданского общества, культура, благотворительность и т.д. Положение - кривое. Потому что не указаны диапазоны запрашиваемых сумм. Как эксперты сравнивают проект на 50 тыров с проектом на миллион - для меня загадка. Но это есть. Информации в Интернете море. Поучаствовать в конкурсе можно как на уровне СРР, так и на уровне местных организаций.
Замечание. 90% конкурсов требуют чтобы у организации было юрлицо и работала она не менее года. Хотя есть конкурсы (Nokia) где могут участвовать инициативные группы граждан.
Еще замечание. В многих конкурсах требуется собственный вклад в проект. От 10 до 50%. Но это может быть, к примеру, бесплатный труд.
Механизм.
Если Вы победили в конкурсе с Вашей организацией заключается договор. Приложение к нему детальная смета, отступать от которой нельзя. Деньги приходят на расчетный счет. Вы реализуете проект.
Отчетность.
По окончании подается информационный отчет, описывающий достигнута ли цель, в какой мере, какие достижения, какие проблемы и т.д. И отчет финансовый - исполнение сметы с приложением копий всей бухгалтерской первички.
Ненадлежащее использование средств ведет:
1. К зачету налоговиками всей суммы гранта как прибыли и обложению ее налогами.
2. К гражданским искам от грантодателя с требованием возврата денег
3. Нецелевое использование средств бюджета - наказуемо уголовно.
Вот и все. Может кому пригодится. С удовольствием отвечу на конкретные вопросы.