Вложений: 2
25 лет первой связи с орбитальной станцией "МИР"
Теперь почти никто не впоминает, что была такая орбитальная станция "МИР". Чудо и гордость всего советского космопрома, которая отработав на орбите все немыслеммые ресурсы была уничтожена в 2001 году. Уникальный комплекс мог бы отлетать еще больше, но было принято решение, утопить станцию в безлюдных районах Тихого океана.
Во время экспедиции на KH1B (K1B) в 2002 мы находили на Baker Isl. остатки того, что раньше было нашей гордостью. Железо "МИРа" было разбросанно буквально по всему островку.
Предприимчевые члены экмпажа (новозеландцы) перед возвращением на корабль, набрали этого железа и потом, как оказалось, стали приторговывывать фрагментами "МИРа" на E-BAY.com. Цена была просто фантастическая.
Завтра исполнятется 25 лет ПЕРВОМУ QSO c орбитальной станицей "МИР".
Вложение 108755
На фото: Муса Хираманович Манаров U2MIR в гостях у Геннадия Григорьевича Шульгина RZ3CC, спустя 25 лет после проведения 2-й QSO с U2MIR.
Тогда RZ3CC изготовил антенну для станции "МИР" и адаптировал подаренный Валерием Агабековым UA6HZ УКВ трансивер YAESU "FT-223". Муса вышел в открытый космос и установил эту антенну на корпусе орбитального комплекса. Первым с "МИРом" тогда связался Леонид Михайлович Лабутин UA3CR (SK). Второе QSO провел RZ3CC.
Я связался с "МИРом" в 1997 году, будучи в Руанде (9X0A). Вот отрывок моего рассказа о том событии:
Не знаю, работал ли кто-либо до меня из Африки c орбитальной космической станцией «Мир», но я все же решил рискнуть.
По пакету через RW6AWT отправил сообщение UA3CR и на следующий день получил ответ с подробными разъяснениями и инструкциями о том, как работать с «Мирами», на каких частотах и какими видами излучения. Вскоре от Леонида Михайловича я получил точное расписание орбит для моего QTH на весь февраль. Весь месяц, не пропуская почти ни одной орбиты, я пытался вызывать «МИР», но все мои попытки оказывались безуспешными. Однако, причина неудач оказалась до обидного простой: в этот период на орбитальном комплексе происходила смена экипажа и космонавтам было не до любительского радио. Вскоре наступил март, расписание мое закончилось, а регулярный пакетный КВ канал тоже перестал функционировать из-за проблем с антенной на RW6AWT. Таким образом, доступ к информации и обмену корреспонденцией я временно потерял. Моя УКВ радиостанция (Standard “GX-1608”), которая по инерции сканировала все необходимые мне частоты, включая и частоты «МИРа», работала, не выключаясь, все 24 часа в сутки. И вот, однажды, 4 марта - этот день мне запомнится надолго - станция остановила свое сканирование на частоте 145.985 МГц, и слух мой зафиксировал до боли знакомое урчание пакетного сигнала. Первой мыслью было: откуда в Африке на УКВ пакет?! Затем все стало ясно. На станции «МИР» запустили пакетный контроллер с электронным почтовым ящиком, встроенным GPS и маячком. Каждые полминуты передавались координаты комплекса в пространстве и короткое приветственное сообщение на английском языке. Все это удалось выяснить лишь спустя несколько дней, когда появилась возможность подключить свой TNC к УКВ радиостанции. А пока при каждом витке я наслаждался трелью пакетного сигнала маячка с «МИРа» и тщетно пытался вызывать станцию, выкрикивывая в микрофон то по-английски, то по-русски: «Вас вызывает Центральная Африка – Руанда, прошу ответить! Здесь 9Х0А!..».
Вложение 108759
Время шло и ответа все не было, как вдруг 6 марта, утром, при очередном заходе в зону радио видимости на мой вызов на чисто английском языке ответил некто. Это было как гром среди ясного неба. От неожиданности я стал непроизвольно путать русские и английские фразы, а из рук то и дело вываливался микрофон. Но здравый смысл все же возобладал над эмоциями, и, взяв себя в руки, я провел сеанс радиосвязи с обитателем орбитального комплекса. Им оказался Andy Thomas, австралиец, прибывший недавно на станцию для совместной работы с экипажем россиян. Так состоялось первое знакомство. Сеанс связи, хотя был и коротким (всего 6 минут), оказался весьма запоминающимся и плодотворным. Наладив пакет на УКВ, я вскоре сумел соединиться с электронным почтовым ящиком «МИРа» и даже оставить им персональное приветственное сообщение. Вызвав по команде LOG и взглянув на перечень станций, которые зафиксировал бортовой TNC, пролетая над Землей, я легко вычислил скорость с которой «МИР» передвигается. Оказалось, что для перелета Атлантического Океана комплексу требуется всего около 15 минут.
Удивительно, но уровень сигнала со станции «МИР» был таков, что я без труда принимал его на свою переносную УКВ радиостанцию «FT-51rh» с громкостью 59+, хотя расстояние между нами было как минимум 350 Км. В стационарном варианте я применял автомобильную антенну с магнитным держателем, которая была временно установлена на крыше моей радиорубки. Полагаю, что при таких же условиях в Москве мне наверняка не удалось бы связаться с «Мирами» из-за большой перегрузки частоты многими желающими из Европы связаться с ними. Кроме того, пролетая над Москвой экипаж, как правило, занят плановой работой с ЦУПом.
---- ---- ----
У Бориса Григорьевича RU3AX в редакции журнала "Радио" так и осталась для меня выписанная QSL за ту связь. Так и не смог ее забрать.
Может эта QSL еще существует?