Ленд-лиз: морская аппаратура
Что касается морской связной техники, поставлявшейся в СССР из США по договору о Ленд-лизе, хочу подробнее остановиться на комплекте судовой р/станции, которой в свое время были оснащены несколько плавсредств Енисейского речного пароходства. К ним относится и теплоход "Красноярский Рабочий", построенный в 1930 году в Германии на верфях одного из судостроительных заводов фирмы "Шихау" и своим ходом доставленный в бассейн р.Енисей. В годы Второй Мировой войны на теплоходе был установлен комплект американской р/станции, присланный по договору о Ленд-лизе. По переведенным на русский язык документам и Т.О., станция называлась "ММ", т.е. "Малая Морская". Комплект р/станции был изготовлен в начале 40-х годов в США, штате Мэриленд, г.Балтимора фирмой Westingause Electric & Manufacturing Co. В состав входили следующие комплектующие изделия:
1.Радиоприемник: CAY-46076-A с диапазоном частот 0,2 -2,0Мгц.
2.Радиоприемник: CAY-64077-A c Диапазоном частот 2,0 -20,0Мгц.
3.Блок питания радиоприемников: CAY-21387-A, в состав которого входили два умформера типа: CAY-21772/
4.Сетевой блок питания (115V 60Hz) типа: CAY-23278.
5.Гетеродинный волномер: CKB-10121 во влагонепроницаемом кейсе CRR-10086.
Весь выше перечисленный комплект аппаратуры в составе р/станции
"ММ"назывался RBM-5. Далее:
6.Стойка передатчика диапазона 0,2 -2,0Мгц с лампой 803 на выходе.
7.Стойка передатчика диапазона 1,5 -18,0Мгц с лампой 813 на выходе.
8.Стойка блока питания передатчиков и модулятор. На блок питания подавалось 117V 800Hz от судового генератора, за счет чего стойка выглядела весьма компактно.
К сожалению, децимальных номеров передающей аппаратуры я не помню, т.к. "много воды утекло с тех пор". Весь комплект передающей аппаратуры в составе судовой р,станции "ММ", назывался TBW-5 и находился во влагонепроницаемых специальных дюралюминиевых кейсах.
В 1968 году весь комплект судовой р/станции был списан, как морально устаревший и демонтирован с теплохода "Красноярский Рабочий". В замен был установлен передатчик Р-836 "Иртыш" в комплекте с приемником УС-9. А теплоход "Красноярский Рабочий" продолжает свою долгую службу и теперь, как стоечная плавучая база детского речного пароходства. Навсегда замерли его двигатели на положении "стоп" у причала острова Отдыха в г. Красноярске.