Интересная цитата: "10 марта 1939 года комиссия партийного контроля (КПК) при ЦК ВКП(б) докладывала секретарям ЦК Андрею Андрееву и Георгию Маленкову:
"Договор с РСА заключен на сумму 2 800 000 долларов сроком на 5 лет, с 1 января 1936 г. по 31 декабря 1940 г. Выплачено фирме 1 880 000 долларов. Остается уплатить 920 000 долларов, из которых за вычетом очередного взноса и неустойки (в случае разрыва договора) возможно сохранить около 470 000 долларов, т. е. 17% от суммы договора, тогда как по времени договор использован только на 65%. Цель договора — получение от РСА технической помощи: информации по вопросам радиоприемной и передаточной аппаратуры, телевидения, производства радиоламп, измерительной аппаратуры и т. д. Договор имеет крупнейшие дефекты. Например, аппаратура, производимая РСА, только на 30% собирается из деталей ее собственного производства — остальные 70% деталей она получает от "подконтрольных организаций" и "третьих лиц" и не берет на себя никаких обязательств в отношении информации по этим деталям. РСА не производит и не берет на себя никаких обязательств в отношении информации по производству ряда важнейших деталей и аппаратов, которые особенно интересуют Советский Союз: мощные генераторы и выпрямительные радиолампы, электрические конденсаторы, вибраторы, сопротивления и т. п. Договор фирма выполняет недобросовестно. Например, она продала Советскому Союзу образцы металлических радиоламп и заводское оборудование для их производства в тот момент, когда сама сокращала их производство и перешла на производство стеклянных ламп. В результате этого Советский Союз с этой "новинкой" отстал от передовой радиотехники на 5-6 лет. Другой пример недобросовестности фирмы: свыше десятка важнейших изобретений по радио и телевидению было заявлено фирмой еще в 1935-1936 гг., а патенты были выбраны только в 1937-1938 гг., и информацию о них Советский Союз получил с опозданием на 2 года, когда они перестали быть новостью".
Как обычно, немалая часть ответственности за пустую трату средств лежала на советской стороне:
"Эксплуатация договора возложена на 7-е главное управление НКАП... Однако в результате отсутствия систематического руководства и контроля со стороны Наркомата авиационной промышленности договор используется совершенно неудовлетворительно. По договору СССР имеет право ежегодно посылать на заводы фирмы 100 чел. специалистов, однако это право систематически не используется: в 1936 г. было послано 74 чел., в 1937 г. — 65 чел.; в 1938 г. — 44 чел., а в первом квартале 1939 г. — 21 чел. Плана посылки специалистов в Америку нет. Расстановка людей, вернувшихся из Америки, носит случайный характер и не оправдывается деловыми соображениями. Например, инженер Елкин, работавший в Америке по передатчикам, работает на заводе N197 по приемникам, а инженер Шорохов, специализировавшийся у РСА по приемникам, работает на этом же заводе начальником опытного цеха. Инженеры Левин, Левитан и др., изучавшие у РСА производство приемников широкого потребления, работают на заводах, которые приемники не производят... При остром недостатке производственных мощностей заводы дублируют друг друга, используются нерационально, сеть заводов-смежников совершенно недостаточна, увязки в работе с ними нет... Завод N210, освоивший радиолы Д-11 и телевизоры ТК-1, должен был отложить их производство вследствие неподготовленности заводов-смежников. Этот же завод приступил к освоению автомобильного приемника РСА модели 1937 г. в то время, когда информационно-техническое бюро располагало чертежами модели 1939 г.".
В результате, как отмечал КПК, ни промышленность, ни население не получают того, ради чего потрачены огромные деньги:
"Крайне неблагополучно положение на заводе "Электросигнал", осваивающем выпуск приемников широкого потребления. В завод вложены большие валютные затраты, закуплено американское оборудование, из которого только 30% работает, а остальное частью не смонтировано, частью не получено. При наличии американских автоматов на заводе кустарно производится сверловка пустотелых заклепок, шлифовка, изготовление силовых трансформаторов, лакировка ящиков и т. п. Такая работа привела к тому, что стоимость массового приемника определяется в 700-800 руб.".
Если учесть, что квалифицированный трудящийся, к примеру машинист на железной дороге, зарабатывал тогда в среднем 400 рублей в месяц, станет понятно, что такие радиоприемники оказались предметом роскоши. А если учесть и то, сколько крестьян бесплатно трудилось и умирало от голода во благо индустриализации, вся полученная продукция кажется просто бесценной.
Конечно, можно до хрипоты спорить о том, нужны ли были и какую реальную пользу приносили зарубежное оборудование и иностранная техническая помощь. Но, наверное, важнее другое. До тех пор, пока руководители всех уровней будут отбираться по происхождению, знакомству, личной преданности, родству или кумовству, словом, по любым качествам, кроме деловых, все государственные проекты будут до боли напоминать получение технической помощи инофирм в годы индустриализации.
Авторские страницы
Евгений Жирнов
ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом»."

