Выше на форуме развернулась еще одна оче...
Выше на форуме развернулась еще одна очень характерная дискуссия вокруг наличия тюнера в том или ином западном аппарате. В резкой форме я подверг критике тех новичков, которые стремятся купить именно аппарат с тюнером, а купив - тихо и глупо жгут его, так как он не удовлетворяет их потребности и не согласовывает суррогаты.
История этого товара такова. Перейдя от ламп к транзисторам, западная промышленность была вынуждена выпускать трансиверы с низкоомным выходом 50 Ом. Кабелей с 75 Ом там практически не выпускают. Однако, такой аппарат - вам не ламповый, который включил, и работает, хоть на канализационный стояк. К аппарату мало найти и подключить кусок 50-омного кабеля. Надо еще иметь низкоомную антенну, либо согласованную высокоомную. Западная промышленность развернулась и наладила выпуск огромного количества низкоомных антенн - в основном, это многодиапазонные волновые каналы и штыри, имеющие резонансные элементы-трапы.
В общем, подключаешь к трансиверу кабель, причем о его длине думать не надо, чтобы голова не болела, к кабелю подключаешь антенну-и вперед. Осталось две проблемы.
Первая-для нашего российского радиолюбителя. Такие антенны тоже не дешевы, зачастую стоят еще дороже, чем трансивер.
Вторая - каждая такая антенна имеет на каждом своем рабочем поддиапазоне свою полосу пропускания, задаваемую при сборке ее с небольшими допусками.Как правило, чем ниже по частоте поддиапазон, тем уже его полоса. Для компенсации этих неудобств и были введены в конструкцию трансиверов автотюнеры.
То есть, вы работаете себе на 20 м - а тюнер ездит, жужжит и согласовывает ваши перемещения по диапазону.
Это удобно, особенно в контестах.
Еще удобнее на 80 и 160 м, где полоски очень узки.
Но эти тюнеры имели очень ограниченные возможности из-за своего встроенного статуса. Первые из них вообще не работали на 80 и 160.
Абсолютно не были никогда они рассчитаны и на русские антенны-произвольные суррогаты.
Наш любитель, неготовый к тому, чтобы сразу закупать и трансивер, и антенну к нему, объявил все бестюнерные трансиверы неполноценными.
Как вы думаете, прав он или нет, или это простое невежество?
Это не обязательно невежество. Это также...
Это не обязательно невежество. Это также может быть чрезмерной категоричностью, лукавством и т.д.
PS. Я под невежеством подразумеваю готовность делать какие-либо выводы при отсутствии достаточных знаний.
Категоричность обычно свойственна людям ...
Категоричность обычно свойственна людям молодым. Лукавство - гм...скорее его можно бы ожидать от дилеров, а не от их клиентов.
В среде радиолюбительской, да и в Рунете тоже подобные мнения становятся главенствующими, а меня, например, упрекают - ты же сам, такой-сякой, работаешь небось, на трансивере с тюнером? Да, работаю. Но только потому, что располагаю соответствующей вражеской многодиапазонной антенной. А к тому аппарату, что появился у меня первым и без тюнера, я тюнер тоже приобрел отдельный и автоматический, но радости от него никакой особой не поимел - лучше бы за те же деньги я купил какой-нибудь нешикарный но утилитарный РА, вроде 30L-1, было бы больше толку...
Пока что, как бы становясь на место тех, кто охаивает 50-омные бестюнерные аппараты, я рекомендовал бы все-таки им делать маленькие согласователи у антенн. В первую очередь - у четвертьволновых вертикалов на 20 м. Будучи согласован точно на 14150, такой вертикал позволит беспроблемно перекрыть всю двадцатку c FT-840 безо всякого тюнера с приемлемым КСВ и без падения мощности. Это хорошее начало. Если затем применить 10 м вертикал с 50-омным кабелем и безо всякого согласования, он позволит работать нормально еще и на 40 и 15 м, но тут уже не удастся выжать 100 вт везде, и радиолюбителю придется регулировать его длину в небольших пределах в зависимости от личных предпочтений. Кое-где эта антенна сможет работать и на WARCах, возможно-на 24 МГц. Большой недостаток ее в том, что надо обязательно заземлять летом, так как она не заземлена по постоянному току, в отличие от согласованного гаммой или омегой вертикала. Незаземление же чревато гибелью трансивера - 10 м штырь - это прекрасный громоотвод прямо в трансивер.