На форумах ОДЛР с 12 декабря обсуждается тема про советские бытовые радиоприемники СВД и 6Н-1. Сегодня там выступил и я. Получилось довольно длинно, но с картинками и, надеюсь, достаточно интересно.
Предлагаю тот же текст участникам форумов QRZ.RU:
Находясь в отпуске, с интересом следил за этой дискуссией, и в последний день 2010-го решил-таки вставить и свои пять копеек...
Меня как коллекционера ВОЕННОЙ радиоаппаратуры времен ВОВ интересуют только те советские бытовые приемники, которые были как-то связаны с производством аппаратуры для Красной Армии. С этой точки зрения 6Н-1 мне интересен по двум причинам.
Во-первых, многие детали и узлы этого приемника, который в 1938-1941 гг. выпускал воронежский завод "Электросигнал", выпускались на том же самом заводе в качестве "нормализованных деталей", применявшихся в военной радиоаппаратуре. Причем на производство этих узлов и деталей для "военки" работала добрая половина "Электросигнала".
Ну, а во-вторых, некоторую часть приемников 6Н-1, сданных гражданами СССР согласно постановлению Совнаркома от 25 июня 1941 года, в тяжелом 1942 году реально ломали и переделывали в военные радиостанции и радиоприемники. Взять хотя бы радиостанцию РЛ-6, выпускавшуюся в блокадном Ленинграде, или приемник КС-2, который спешно разработали в Горьком на замену приемника УС, когда туда не пришел эшелон с московского завода No.203 имени Орджоникидзе, попавший под немецкую бомбежку.
Самыми заметными из нормализованных деталей были, пожалуй, прямоугольные алюминиевые корпуса фильтров ПЧ с характерной "шапочкой" сверху. Они применялись в военной аппаратуре и до начала войны, как в этом приемнике 5СГ-2:
и во время войны при производстве первого варианта радиостанции РБ-М в Новосибирске, куда был эвакуирован воронежский "Электросигнал":
Однако вернемся к началу истории с "копированием" американских приемников фирмы RCA и созданием советских приемников СВД и 6Н-1. Истории "копирования" этих двух приемников существенно отличаются друг от друга.
Как известно, прототипом приемника СВД был американский приемник RCA 140 образца 1933 года. Вот как он выглядел:
Здесь имело место чистое воровство с нарушением авторских прав, когда в ленинградском институте радиовещательного приема и акустики (ИРПА) просто скопировали все основные узлы приемника "140".
Эти приемники, вероятно, были закуплены после восстановления дипломатических отношений между СССР и США (1933 год), когда появилась возможность легально вывозить такую аппаратуру в Советский Союз. Закуплены такие приемники наверняка были по линии Амторга, и произошло это скорее всего в конце 1933-го или в начале 1934 года, когда модели RCA образца 1933 года считались последним писком моды.
Наш ИРПА недолго думая адаптировал американский приемник к советским условиям, назвал его "СВД" (Супергетеродин всеволновый с динамиком) и передал СВД на производство ленинградскому заводу имени Казицкого. Оттуда в 1936 году СВД был передан для серийного производства на александровский завод No.3 Наркомата связи.
Понятно, что у американцев разрешения на такие действия никто не спрашивал. Чего с ними, буржуинами проклятыми, церемониться... У нас ведь главным критерием была пролетарская целесообразность, а какие-то там авторские права --- это всё их буржуазные выдумки. Но тут нашим товарищам не повезло...
Дело в том, что в конце 1935 года был подписан "Договор на техническую помощь" между советской стороной и американской фирмой RCA (Radio Corporation of America), которую в наших документах тех лет называли "Радио корпорация". Наиболее важными направлениями сотрудничества с американцами было вовсе не производство бытовых радиоприемников, а прежде всего производство радиоламп, где наше отставание к 1935 году стало очевидным и вопиющим.
В результате с помощью RCA уже в 1937 году в Ленинграде и подмосковном Фрязино были запущены линии по выпуску металлических и стеклянных радиоламп с октальным (8-штырьковым) цоколем, которые немедленно стали использоваться в разработках военной радиоаппаратуры (так называемой "Третьей системы радиовооружения войск связи РККА").
Вторым важнейшим направлением сотрудничества с RCA было телевидение. В Ленинграде, Москве и Киеве были введены в действие телевизионные передатчики, работавшие в стандарте RCA, который в самих США в результате не был принят комитетом NTSC, и так и остался памятником усилиям Сарнова и Зворыкина.
Были и иные направления нашего сотрудничества с RCA, прежде всего по выпуску радиокомпонентов, высокочастотной керамики и т.п. И бытовые радиоприемники были всего лишь одним из эпизодов этого сотрудничества.
Но прежде чем в США отправились инженеры с воронежского "Электросигнала" под руководством сотрудника ленинградского ИРПА тов. Левитина Е.А., и прежде чем они приступили к совместному с американцами конструированию четырех типов радиоприемников --- 6-лампового, 9-лампового, батарейного и автомобильного --- произошли другие события, связанные не с Воронежем, а с городом Александровом, тогда еще Ивановской области.
Американцы узнали о начале серийного производства приемника СВД, в котором всё напоминало об их модели "140", включая и американские радиолампы со штифтовыми цоколями (в 1933 году никаких октальных ламп еще не существовало). Американцы заявили официальный протест против нарушения их авторских прав, и советская сторона сочла эти претензии справедливыми. Ведь ссориться с RCA в самом начале действия "Договора на техническую помощь" нам было явно не с руки...
В результате в США отправилась какая-то группа советских инженеров, вероятно, под руководством кого-то из ИРПА, и там они провели около полугода, конструируя вместе с американцами тот вариант СВД, который в конце концов и был поставлен на производство под названием СВД-1.
На этот СВД-1 у американцев была куплена лицензия, так что ситуация с авторскими правами была улажена. Но вот радиолампы в СВД-1 остались теми же, что в СВД --- стеклянными со штифтовыми цоколями. На ленинградской "Светлане" пытались наладить производство советских аналогов этих радиоламп, но ничего толкового из этого не получилось...
Здесь следует, пожалуй, сказать о печальной особенности приемников СВД, унаследованной от их американского прототипа. Это многослойный монтаж под шасси, делающий приемники СВД практически непригодными к ремонту в полевых условиях. Вероятно, это было главной причиной того, что такие приемники и их узлы и детали совершенно не использовались в военной радиопромышленности. Во время войны на базе СВД выпускались трансляционные приемники для стационарных радиоузлов (ТМ-8, ТМ-9), но и только...
Должен сказать, что я не знаю подробностей "американской эпопеи" александровских радиоинженеров, так что буду признателен за какие-то ссылки на документы, где упоминается история приемников СВД и СВД-1.
Следующим этапом в истории СВД было создание 10-лампового приемника СВД-М, где использовались уже октальные радиолампы советского производства, а затем и 9-лампового СВД-9 на тех же октальных лампах. Именно СВД-9 и его модификации можно чаще всего встретить у наших коллекционеров, но меня такие приемники совершенно не интересуют. Причину я уже называл --- ни одна из моделей СВД не использовалась для "военки"...
Теперь о приемнике 6Н-1. Это результат честной совместной работы наших и американских радиоинженеров в Кэмдене, штат Нью-Джерси, на одном из заводов фирмы RCA. Это тот самый "6-ламповый приемник", который они и должны были разработать.
Здесь самое время пояснить, что никакое тупое копирование при адаптации американских бытовых приемников для советской действительности не проходит. Дело тут и в напряжении сети (110 В и 60 Гц у американцев, а у нас сами знаете что). Но главное, пожалуй, в отсутствии в американских приемниках диапазона длинных волн.
Если кто не в курсе, Международный союз электросвязи (ITU, International Telecommunications Union) более 100 лет назад разделил весь мир на 3 региона и предписал, какие радиочастоты, где и для каких целей должны использоваться. Так вот, в 1-м регионе, куда входят Европа, Африка и вся Россия, длинные волны были отведены для радиовещания, а во 2-м регионе, куда входят обе Америки, Гренландия и кое-какие острова в Тихом океане, радиовещание на длинных волнах не было разрешено. Этот диапазон там всегда использовался для правительственной связи и аэронавигации.
Так что без существенных переделок любого американского приемника, который наши инженеры захотели бы выбрать в качестве прототипа, обойтись было невозможно. Как иллюстрацию приведу шкалы приемника RCA 6T2, который послужил прототипом нашего 6Н-1, и шкалу самого 6Н-1:
Видите, на шкале 6Т2 самая низкая частота это 550 кГц (цифра "55" на шкале), а это диапазон средних волн.














