К своим приёмникам отношусь как к детям: уделяю каждому из них внимание, слежу за их "здоровьем", внешним видом. Но, с учётом их возраста некоторые приёмники мне в отцы годятся.
Уже не раз убеждал себя, что мудрый афоризм Козьмы Пруткова "нельзя объять необъятное" имеет отношение и к коллекционированию ламповых радиоприёмников. Но по-прежнему заглядываю в комиссионные и антикварные магазины, чтобы "держать руку на пульсе". Правда, резко ограничил свой выбор на случай покупки, поэтому уже более пяти лет в доме не появлялось "новосёлов". Основные критерии для покупки:
- поколение приёмников без клавишных переключателей,
- отсутствие УКВ-диапазона,
- наличие футляра без крупных механических изъянов,
- хорошо сохранившаяся шкала настройки,
- и (главное) - малый тираж выпущенных приёмников данной модели.
По-прежнему придерживаюсь мнения, что каждый старый приёмник в моём доме должен внешне выглядеть (как и пожилой человек) на свой возраст с учётом условий хранения, эксплуатации и аккуратности бывшего владельца. К счастью, аккуратность - одна из отличительных черт финского менталитета.
Не допускаю никаких переделок: замены ламп на полупроводники (в том числе кенотронов на диоды), добавление плат (приставок) для приёма в УКВ -диапазоне.
И, конечно, никакого внешнего тюнинга как в случае с нашими 80-летними теледивами с накаченными губами, грудями, попами :). Морщины пожилого человека только украшают: разговор с таким естественным собеседником быстро настраивает на лёгкость в общении. А в случае с приёмниками такого же возраста наведение на нём современного лоска начисто лишает его понятия "раритет".
Недавно на главной улице в центре Лаппеенранты открылся небольшой магазин ретро-техники и музыкальных инструментов. Из техники присутствуют мощные сценические усилители, огромные акустические колонки с окованными металлом футлярами, микрофоны, микшерские пульты, приставки для спецэффектов.
Зашёл, осмотрелся и уже собирался попрощаться с владельцем заведения, но неожиданно увидел среди этих "громил" скромно затесавшийся предмет моего внимания. Это был приёмник "PHILIPS 500 A II" с футляром из дерева со скромной претензией на стиль "модерн". Не очень разбираюсь в материалах, но, учитывая частый выбор карельской берёзы для производства финской мебели того времени, допускаю, что для футляра также использовалась именно она.
В период ламповых приёмников небольшой финский рынок был представлен в основном продукцией маленьких частных (домашних) мастерских, но фирма "Philips" предложила финским производителям без открытия своего представительства и сборочных цехов приобретать у фирмы лицензии и документацию на выпуск понравившихся моделей. Так в финских домах появились приёмники с эмблемой уже раскрученного бренда, собранные соотечественниками. Лицензия позволяла некоторые "шалости", заключавшиеся в выборе материалов и адаптации для финских покупателей.
Привёз покупку домой, подключил ретро-проигрыватель со скоростью 78 об/мин и стал слушать довоенные пластинки из своей коллекции. А под музыку пытался найти в google какую-то информацию о новом "члене семьи" ламповых приёмников в моём доме. И был удивлён при вводе названия модели появлением грустного сообщения "ничего не найдено"... Скорее всего причина в моём неумении пользоваться поиском в Интернете. Но допускаю, что такое название модели было присвоено только для варианта, предназначенного для использования в Финляндии.
Буду благодарен всем, кто с интернетом "на ты", за информацию или ссылку по поводу моего пополнения.