Вложений: 14
Кто делал полевые телефоны для КА?
Уже месяц с лишним как я перепахиваю наш музейный сайт. На форуме пока об изменениях не распространяюсь, хочу сначала внести как можно больше правок и усовершенствований.
Дошел до наших экспонатов, которые находятся в Музее имени Э.Т. Кренкеля. А там в одной из ячеек нашей витрины бок о бок стоят немецкий полевой телефон FF-33 и очень на него похожий советский ТАИ-43, выпущенный в 1951 году:
Вложение 172729
Раньше меня как-то не интересовало, какой именно завод произвел тот или иной полевой телефон для Красной армии. Но теперь я решил добавить эти сведения в информацию по каждому из имеющихся у нас полевых телефонов. И столкнулся с некоторыми трудностями.
Вот первый из моих вопросов (ниже задам еще несколько). Какой завод выпустил наш ТАИ-43 в 1951-м году? Чья эмблема (логотип) в виде звезды, поверх которой лежит телефонная трубка, изображена в верхнем левом углу схемы телефона:
Вложение 172730
Продолжая разговор про ТАИ-43, должен скорректировать свои прежние утверждения, что переход с зеленых деревянных ящиков на коричневые карболитовые корпуса произошел где-то в 1949 году. Юрий, UA9OF, прислал мне фото, где на ТАИ-43 в деревянном корпусе имеются данные о времени выпуска --- "Сентябрь 1945 года":
Вложение 172731
Красная стрелка указывает на хорошо знакомую мне эмблему завода № 1 Наркомата обороны (НКО). Об этом заводе мы поговорим ниже, а вначале разрешите показать очень похожую комбинацию из штампа с датой выпуска и эмблемы завода № 1 НКО, но на этот раз для телефона в коричневом карболитовом корпусе:
Вложение 172732
Вложение 172733
Таким образом, в карболитовых корпусах телефоны ТАИ-43 выпускались как минимум с апреля 1946 года. А вероятно, и раньше, может быть, с конца 1945-го...
Теперь о заводе № 1 НКО. Он был создан по Постановлению Государственного Комитета Обороны (ГОКО) от 27.01.1942 г. № 1217 "Об организации производства полевых телефонных аппаратов в Москве". Это Постановление было инициировано И.Т.Пересыпкиным, который в то время совмещал три должности – Наркома связи СССР, начальника Главного управления связи Красной Армии (ГУСКА) и заместителя Наркома обороны И.В.Сталина.
Пересыпкин был крайне недоволен тем, как Наркомат электропромышленности (НКЭП) исполнял (вернее сказать, проваливал) заказы ГУСКА в части обеспечения армии полевыми телефонами. Поэтому он добился, чтобы параллельно с заводами НКЭП в Москве был организован еще один телефонный завод, подчинявшийся непосредственно ГУСКА.
Это и был завод № 1 НКО, который разместили в пустовавших цехах завода № 205 Наркомата вооружений, эвакуированного в Саратов. Меня удивляет, что в источниках из Интернета я не нахожу упоминаний об этом заводе, хотя он работал всю войну и был расформирован только в мае 1946 года (переименован в НИИ-885, занимавшийся ракетной тематикой).
Завод № 1 НКО был оснащен оборудованием, вывезенным из блокированного Ленинграда, со знаменитого телефонного завода "Красная Заря". Инженеры и рабочие тоже были вывезены из Ленинграда. Поэтому технический уровень вновь организованного завода № 1 НКО был очень высок.
Внимательно присмотревшись к полевым телефонам из нашей коллекции, я обнаружил, что большинство из них было выпущено как раз заводом № 1 НКО. Как и показанный выше телефон ТАИ-43 в деревянном корпусе с датой "Сентябрь 1945", оба наших "деревянных" ТАИ-43 (один в нашей витрине № 7, другой у Суховерхова) имеют эмблему завода № 1 НКО как на аппарате под трубкой, так и на бумажной схеме телефона:
Вложение 172734
Вложение 172735
Заметьте, однако, что на наших телефонах нет информации о дате выпуска (месяц и год), из чего я делаю заключение, что наши телефоны были изготовлены, вероятнее всего, еще в 1944 году, когда на заводе № 1 НКО начался их серийный выпуск.
Вот еще три бумажные схемы, приклеенные изнутри к крышкам полевых телефонов УНА-И-42, УНА-И-43 и УНА-ФИ-43. На каждой из них видна эмблема завода № 1 НКО:
Вложение 172736
Вложение 172737
Вложение 172738
Есть такая же эмблема (даже две) и на задней стенке полевого коммутатора ПК-10:
Вложение 172739
Всё это я показал, чтобы пояснить свое удивление тем, что о заводе № 1 НКО как бы никто ничего не знает.
Да, в сентябре-октябре 1941 года в системе Наркомата электропромышленности были организованы еще два телефонных завода – завод № 628 в Уфе, куда была переброшена часть оборудования ленинградского завода "Красная Заря", и завод № 629 в Молотове (с 1957 года – Пермь). В Молотов также эвакуировали оборудование из Ленинграда, но не с "Красной Зари", а с Электромеханического завода № 8 НКЭП.
Еще раз выражу удивление, что про уфимский и пермский телефонные заводы сегодня помнят, а о заводе № 1 НКО упоминаний крайне мало...
Прошу у участников форума помощи в определении заводов, выпустивших еще три полевых телефона из нашей коллекции.
Это УНА-Ф-31, УНА-Ф-42 и УНА-Ф-42-М. Вот их схемы, на которых нет никаких заводских эмблем:
Вложение 172740
Вложение 172741
Вложение 172728
Буду благодарен за любые предположения.