-
05.05.2021, 07:41 #1
Вещательная десятка: 1939-1959. Рейтинг.
Составлен на основании личной коллекции и многолетних впечатлений. Рейтинг субъективен, а потому приму и учту аргументированную критику. Некоторые позиции рука не лежала опускать или поднимать, например - Беларусь-59. Которой у меня никогда не было, как и вообще - ничего из пальцевого, кроме Б-57 и Звезды. Но по некоторым позициям нужно быть справедливым. Семнадцать из двадцати снимков - из моей коллекции. Только эксклюзивный фасад Л-50 и оба фото Б-59 из Сети. Поскольку интерфейс форума не позволяет воссоздать планируемую архитектуру подачи, все иллюстрации прикручены к внешнему серверу, качество и сохран снимков гарантированы. У кого не открываются по причине недостаточных моих прав или по запрету внешнего кода - кликаем правой кнопкой мыши и открываем в новом окне/вкладке.
Десятое место. СВД
Общим числом, все СВД почти одинаковы: СВД, СВД-1 (две модификации), СВД-М, СВД-9 (три модификации). Создан летом 1936 года в ИРПА на базе второй модификации RCA-140, выпускался на Александровском радиозаводе до июля 1941 года. Считался полупрофессиолнальным аппаратом, имел два каскада УВЧ (второй работал только на высоком поддиапазоне КВ). СВД и СВД-1 имели двухтактный выход по НЧ и хороший американский динамик, первая модификация содержала промежуточный диапазон (всего в ней пять диапаазонов).
НЕДОСТАТКИ. Преобразователь на пентагриде 6а8, сложная обвязка длинными проводами несовершенных ФПЧ (а сами катушки на деревянных палочках), что и без того при низкой их добротности вынуждало грубить сигнал по ПЧ, который, как известно - у СВД однокаскадный. На базе СВД изготавливались трансляцонные радиоприёмники ТМ-7 и ТМ-9. Есть упоминания о ТМ-8 и ТМ-10, но по факту о них ничего неизвестно.
Видео работы СВД-9:
https://www.youtube.com/watch?v=WuzaXkwmoRg
-
08.05.2021, 10:14 #2
Всех с праздниками!
К сожалению, премодерация запоздала, поэтому даю четыре позиции одним постом. Дальше - по аппарату в день. Благодарю за участие.
Девятое место. Ленинград.
Выпущен в 1946-м году на заводе им. Казицкого (Козицкого). Использованы мотивы и топология довоенного СВД-10 Но это уже более высококлассный аппарат и, отличие от СВД-10, он построен по максимуму, включая фиксированные настройки и двухтактный УНЧ. Тем не менее, как и "десятка", является наследником американской школы радио, в его изготовлении использовались американские узлы и детали. Аппарат довольно чувствительный и стабильный: резонансный на всех диапазонах УВЧ, двухламповый преобразователь, гетеродин собран по транзитронной схеме; двухкаскадный УПЧ и двухтактный УНЧ.
НЕДОСТАТКИ. Делался сразу после войны, наскоро, а потому во многом сырой, конструктивно недоработан (как и многое на Казицкого, где рождали идеи и кидали на другие заводы СССР). Входные контура на всех диапазонах одинарные, с индуктивно-ёмкостной связью, преселекторы отсутствуют. Переключатель диапазонов конструктивно недоработан, доступ к монтажу блока ВЧ затруднён. УНЧ схемно хорош, но всё портят дубовые громкоговорители, которые на Казицкого делать не умели или не желали, несмотря на мощную смычку с ИРПА (Институт радиовещательного приёма и акустики).
Восьмое место. 9н-4
Создан в Кемдене группой инженера Левитина в начале 1937 года. Однако, вопреки утверждениям о том, что в этом же году запущен в производство на воронежском "Электросигнале" - реально вышел в свет только в 1939-м году. По схемным и монтажным решениям 9н-4 один из лучших вещательных аппаратов довоенного периода. Левитин ему даёт три микровольта чувствительности на средних волнах, и это действительно - самый чувствительный вещательный приёмник, включая послевоенные. Конструкторам удалось построить цепи ВЧ на контурах с непосредственно-ёмкостной связью, используя для выравнивания характеристики качественные "плунжерные" триммеры и до предела минимизировав обвязку ламп вокруг КПЕ. Аппарат имеет один каскад УВЧ, двухламповый преобразователь на специальной на тот момент смесительной лампе 6л7 и гетеродином на 6ж7. Несмотря на один каскад УПЧ и простые, но весьма добротные "двойки" в ФПЧ, приёмник спокойно и без напрягов вытягивает эфир до 23,5 мегациклов. Обратите внимание: в нём всего два КВ поддиапазона, и первый начинается сразу за СВ, охватывая весь промежуточный диапазон. Найден один довоенный экземпляр воронежского завода с двухтактным УНЧ на 6ф6 . По этому типу позже строились УНЧ в рпу. 6н-25 и 7н-27. После войны "девятка" некоторое время выпускалась на новосибирском заводе №590 (эвакуированном в 1941-м году воронежском "Электросигнале"). На базе 9н-4 был создан очень крутой аппарат СВД-10, но началась война, и идея в некоторой степени перекочевала на радиоприёмник Ленинград, который отмечен девятым местом. В довоенный период на базе 9н-4 была выпущена ничтожно малая серия трансляционных радиоприёмников 9п4, известен лишь один сохранившийся экземпляр.
НЕДОСТАТКИ. Отсутствие второго каскада УПЧ и регулировки полосы пропускания по ПЧ. Довольно простое решение по УНЧ, примитивная регулировка тембра. Однако если учесть, что по большому счету радиоприёмник заканчивается на детекторе, то указанные недостатки при приёме АМ можно считать несущественными.
Седьмое место. Октябрь.
Разработан в начале пятидесятых годов в ИРПА, выпускался в двух модификациях на ленинградских военных заводах и, по некоторым сведениям - на Великолукском заводе. В нём много слов "первый". Это первый радиоприёмник СССР (не считая прибалтийских), где использованы двухконтурные полосовые фильтры на входе ДВ и СВ (при апериодическом УВЧ на СВ и ДВ). И первый вещательный радиоприёмник СССР, где первый фильтр ПЧ построен по трёхконтурной схеме, заимствованной у довоенных немцев, и потом переработанный в спаренные двойки, как у AR-88 (не путать с ФСС). В схеме УПЧ экземпляров 1954 года имеются заметные конструктивные изменения, на них акцентировал внимание выдающийся коллекционер старого радио Николай Александрович Кретов, но мы эти изменения рассматривать не станем. По техническим данным, в Октябре наибольшая из всех аппаратов глубина АРУ, (без всяких усилителей АРГ), и это несмотря на совмещённый второй каскад УПЧ, детектор и АРУ на лампе 6б8. На примере Октября мы начинаем наблюдать, как "пустеет" шасси за счёт оптимизации узлов и минимизации размеров контурных экранов. Новая эра радио уже подаёт первые сигналы...
НЕДОСТАТКИ. Аппарат создан в соответствии с ГОСТ-51, которым ограничен порог КВ до 12 мегациклов. Но даже и в таком раскладе, при наличии четырёх растянутых и полурастянутых диапазонов, одноламповый преобразователь на 6а7 не обеспечивает качественные нововведения: приёмник зажат по чувству, не сохраняет стабильность частоты и параметры по уровню шума.
Шестое место. Рига-10.
Рижский завод имени Попова. Он же "Радиотехника", "RRR", а ещё ранее - Телефункен ГМБХ, а до войны - сначала фирма Абрама Лейбовица, затем - Апситиса и Жуковского. В общем, богатый опыт и непростые судьбы. В послевоенные годы, как и в довоенные под СССР, а потом и при немцах, предприятием руководил Александр Апситис. Которому на сей раз надо было было удержаться при новой советской власти. И Радиотехника, действительно, давала стране угля. Не без необъяснимо конъюнктурной поддержки ИРПА, который в смычке с журналом Радио, навязывал соврадиопрому европейский стиль, но то тема иного разговора. Тем не менее, Рига-10 была создана в 1952-м году, и имела поистине выдающиеся параметры. Здесь на входе СВ-ДВ использованы двухконтурные полосовые фильтры, поддиапазоны КВ на растяжках, а входные и гетеродинные - как в 9н-4, с непосредственно-ёмкостной связью. То есть - оптимизация предельная. Ещё у Апситиса, по некоторым сведениям, трудился гениальный математик, который ранее, для Риги Т-51 просчитал трёхконтурные ФСС да ещё с автоподстройкой полосы пропускаия, уложив их в одну горизонтально спаренную "банку". И это был первый в СССР классический фильтр сосредоточенной селекции, использованный в вещательном радио (в Октябре было нечто похожее, но не ФСС). После такого ВЧ-ПЧ благообразия оставалось построить качественный УНЧ на 6н8 и двух 6п6, подцепив один их лучших на тот момент восьмиваттных динамиков 8гд-1 РРЗ, конструктивно разработанных ещё в годы войны на основе "тридцаток" ТФК, почти точная копия которых стояла в Т-689 Рига. Тем не менее, к рпу. Рига-10 Александр Апситис уже не имел отношения, ибо чуток ранее его арестовали и посадили. Говорят, за то что тросик привода КПЁ позволил заменить ниткой. Ну вредитель, а как вы думали!?
НЕДОСТАТКИ. По части схемотехники и компоновки недостатков нет. По внешнему виду, как и знаменитая Рига Т-51, "десятка" уродлива. Одна шкала чего стоит... Хотя - кому как. Отмечу лишь, что у Апситиса никогда не было дизайнера, которого можно хотя бы на расстояниии сравнить с ВЭФовским Ирбите, автором дизайна много чего, включая РБМ. Так сложилось, что до войны и в её ходе Радиотехника полностью ориентировалась на ТФК. А потому послевоенная Т-689 выглядит не иначе, как обрубок ТФК; Рига Т-755 - как фашистский крест в железном ящике; Рига-6 - как придавленная жаба, а Рига Т-51 - вообще как корова, которой оторвали хвост. Что вам напоминает стоячая с шариками по бокам (а кому и без шариков) шкала Риги-10 - додумывайте сами.
-
08.05.2021, 15:23 #3
Пятое место. Ленинград-50
К концу сороковых годов, когда уже отработали и распределили заказы по третьей программе перевооружения Советской Армии, пришел черёд радиоконкуренции в вещательном сегменте радиопрома. Основными игроками на тот момент были: Ленинградский завод им. Казицкого; рижский ВЭФ и Минский имени Молотова. Три кита соврадиобытовухи. В Питере, поняв архаичность радиоприёмника "Ленинград" (девятое место в рейтинге), решили создать истинного монстра. Таковым стал Ленинград-50: самый многолапмовый в СССР и самый многодиапазонный. На всех восьми диапазонах, включая ДВ и СВ, использованы одиночные входные контура с индуктивной связью. Преобразователь на двух лампах, но от транзитронного гетеродина тут отказались, просто включив трёхточку по Хартли. Однако есть и мощный позитив, заметный для узкого круга интересующихся: в Л-50 связь между контурами полосовых фильтров ПЧ регулируется не изменением расстояния межды катушками, и не отводами, а редким вообще в практике радиостроения "проворотом" положения одной катушки относительно другой. Этот принцип был впервые использован фирмой Лоренц, его качества кое-где описаны и доступны для понимания. БШН, АРУ, УНЧ на двух прямонакалах 6с4с, всего - 15 ламп. Самый многоламповый монстр. На первом фото редкий инкрустированный экземпляр, по легенде сделанный для директора завода.
НЕДОСТАТКИ. Как и в случае с рпу "Ленинград" образца 1946 года, на Казицкого не рискнули поставить перестраиваемые преселекторы длинных и средних волн. А потому, за счёт избыточного усиления по ВЧ и высокой добротности контуров, на ДВ и СВ приёмник работает почти как Р-311. Два прямонакальных триода на выходе УНЧ дают всего 4 ватта, но и то - ладно, если бы не искажения за счёт просто деревянных динамиков (ранее я говорил, что на Казицкого динамики делать не умели). Как показал имеющийся у меня отчёт ИРПА по испытаниям Л-50, применение катушек "с проворотом" не способствовало хорошим скатам по ПЧ, и в целом - избирательности. Наверняка, заводчанам не удалось оседлать эту фишку, и её больше не использовали. Ну и, наконец, на шасси много пустого места, что говорит о недостаточной компоновочной и дизайнерской проработке. В целом, аппарат выпущен очень малым тиражом и, несмотря на свою редкость остался аутсайдером в тройке упомянутых лидеров-монстров. Первое фото здешнего форумчанина, счастливого хранителя жемчужины, Бориса Гнусова, OH5ZZ.
-
08.05.2021, 17:25 #4
- Регистрация
- 20.06.2014
- Адрес
- Десногорск
- Возраст
- 47
- Сообщений
- 1,371
- Поблагодарили
- 507
- Поблагодарил
- 3351
Картинки не показывает.
Сайт-визитка "Книга памяти мирных жителей Смоленской области": https://ua3lls.wixsite.com/knigapamjati
73! Константин. UA3LLS, R3L-5.
-
24.05.2021, 19:03 #5
Уважаемые колллеги! К сожалению, фотографии мной затачивались и позиционировались несколько иначе, а тему коль начал, то надо закруглять, так что одним сообщением - только тексты. Если кому интересны уточнения или актуальны замечения - готов дополнять и уточнять по ходу. В том числе - иллюстрациями, которые дам согласно архитектуре данного форума. Итак, продолжение.
Четвертое место. МИР М152
Пожалуй, самый монументальный аппарат, сделанный при жизни Сталина. Вопреки последней цифре в названии, первые его номера датированы началом 1953 года. Тринадцать ламп, растяжки и преселекторы, три добротные двойки в двух каскадах УПЧ, преобразователь частоты на двух лампах. Тщательно отработан по всем каскадам, двухтактный выход на ещё "матрёшках" 6п3, два разноразмерных разночастотных динамика. Один из самых чувствительных и стабильных по частоте, в моих замерах больше 500 герц не уплывал, и то - в течение получаса после зимнего дачного включния. Хотя, инструкция даёт этот праметр с запасом, как и чувство - "не хуже" 50 мКв. Так велено было писат по ГОСТУ, хотя в реале без переделок М152 обеспечивает в АМ 5-7 микровольт. При замене в УВЧ 6к3 на 6к4, уровень шумов и чувство улучшаются в полтора-два раза. Впрочем, М152 в особых эпитетах не нуждается. Разве что на его фоне стоит упомянуть М154, где на один диапазон меньше, преобразователь уже на одной 6а7, УНЧ слабее, зато была модель М154Р с проигрывателем, которую также можно оставить на этом, почётном четвёртом месте нашего рейтинга.
НЕДОСТАТКИ. По ВЧ-ПЧ-НЧ недостатков нет. Однако то ли в спешке, то ли по иной причине, аппарат довели до очень высокой по НЧ чувствительности, не учтя длинные провода, ведущие от предкаскада на регулятор громкости, снабжённый к тому же - четвёртым выводом. Все это, вкупе с наводками по недоработанным цепям накала и высоким усилением по ПЧ, иногда приводит к фону и возбудам. Лечится переработкой по типу М154, где этот недостаток устранён.
Третье место. Латвия М137
Рига, 1949-й год, ВЭФ. Предшественница МИРа и "дочка" довоенного М1307. Построена на новой, универсальной элементной базе, которая впоследствии использована в МИРе, Балтике и Вэф-Аккорде. Аппарат ещй на 6к7, те же преселекторы ДВ и СВ, правда уже не сопряжённые с регулировкой полосы по ПЧ, как в ВЭФ 1307, ВЭФ 707 и ВЭФгео 38. ОДнако, эта значительно важная и эксклюзивная функциональнвая утрата нисколько не повлияла на качество и параметры тринадцатилампового аппарата. Двухламповый преобразователь с транзитронным гетеродином (таких решений в СССР на бытовухе было два - в рп. Ленинград , который на девятом месте, и здесь). Три добротные двойки в двухкаскадном УПЧ, совмещённые с регулировкой тембра, десять одновременно работающих настроенных контуров ВЧ и ПЧ. Усилитель низкой частоты, по свидетельству знатоков, гораздо "правильнее" усилителя М152. Ставлю рядом со знаменитым ТФК-860, так пожалуй, Латвия звучит бархатнее. Но и динамик тут, наверное, самый добротный, чувствительный и по мощности знатный - 10ГДП-ВЭФ. Эксклюзивный динамик 27 сантиметров, как в довоенных Люксах, но мощнее.
НЕДОСТАТКИ. По ВЧ-ПЧ-НЧ недостатков нет от слова "абсолютно". Дизайн уникален, однако элементы (оси) управления имеют длинные, бесподшипниковые выводы, что со временем приводит к перекосам в переключателе диапазонов. Лечится дополнительными вставками или подшипниками.
Второе место. Беларусь-59
Минская школа радио стоит мощным творческим особняком. Долго думал, что поставить на второе место: Б-50 или Б-59. Тем более, что Беларусь-50 как бы сам просится с сравнение с М137 и Л-50. В общем, и тот, и другой подходят на вторую ступеньку нашего пьедестала, и если надо - насчёт Б-50 у меня много хороших слов. Но всё же остановлюсь на Б-59. Во-первых, потому что он завершает хронорамки рейтинга (1959 год). Во-вторых - потому что он единственный из отмеченных на пальцах. В-третьих, потому что он уже с УКВ (что не есть главное условие для нашего рейтинга). И пусть тут будет не 4, а 44 динамика, и не одна магнитная антенна а десять - всё это ничто с тем, что минчане первыми в СССР построили УПЧ по принципу 4:2:2. Это был прорыв в совбытовухе на всю оставшуюся ламповую эру. За это - второе место. Где-то рядом с Б-59 стоит Фестиваль, он же изначально "Ленинград", а потому если кому этот пункт не нравится - подставьте свой. Хоть Сабу, с которой тот самый Фестиваль частично содран.
НЕДОСТАТКИ. Замечательную идею построения УПЧ тракта АМ по схеме 4:2:2 обезобразили тем, что её скомбинировали с УПЧ УКВ. Отсутствие полосовых фильтров на входе ДВ и СВ тоже не есть хорошо. Отказ от классического лакированного деревянного корпуса упростил и принизил, в общем, хороший аппрарат. Да и по начинке, с заднего вида - позорная дрышпалка... Но школа, господа, ШКОЛА! Она тут в самом Зените.
Первое место. Беларусь-53
Как в случае с Б-50 и Б-59, в этом субъективном рейтинге я бы мог на первое место поставить Беларусь-57. Там имеются просто изумительные нюансы. Или, как многие предполагают, Эстонию-2. Тоже отличный аппарат. Но в Минске использовали настолько нестандартные, при этом выверенные, без глюков эффективные решения, что надо быть честным. Даже Латвия М137, изумительный во всех отношениях аппарат, является логическим продолжением годами наработанной люксовой линейки. И даже если учесть критерии редкости или стоимости, то ни М137, ни Л-50, ни уникальный Б-50, ни даже дорогущий 9н-4 - не встанет рядом с Б-53. Лет десять назад мы разбирали этот аппарат под заголовком "Беларусь-53: семь рекордов соврадиопрома". Сейчас их, этих рекордов, можно привести в два раза больше.
Привожу те, которые даны лет 10 назад:
1. Четырнадцать ламп. Такой "излишек" был только в двух рпу., причём не в основном тракте, а тут - в основном.
2. Блочная схема. Абсолютный рекорд бытрадио СССР и редкость для приемников ламповой эры.
3. Барабанный переключатель диапазонов. Еще один рекорд в СССР, не считая военного - "Крот".
4. Точеный (не литой, как в осталных) и самый большой по диаметру (100 мм.) маховик.
5. Пятый рекорд - использование прямого усиления 2-V-3 в режиме "местный прием".
6. Самое высокое (замерянное в моей лаборатории на 2019 год) соотношение чувствительности и шума.
7. Седьмой рекорд три каскада УПЧ. Такого в бытовухе и близко нигде нет
Добавляю сегодня навскидку ещё семь.
1. Два преобразователя частоты в тракте АМ.
2. Эффективное воспроизведение нижних частот, начиная от 40-50 Гц, данные по памяти.
3. САмый длинный проход шкалы и лёгкая инерционная прокрутка верньера
4. Пять из восьми контуров ФПЧ включены с автотрансформаторной связью.
5. Наиболее широкая полоса пропускания в вещательном АМ радио - около 15 кГц.
6. Самый неубиваемый и надёжный советский аппарат, нормально работают после 60 лет пребывания в сараях.
7. Потребляемая при 14 лампах мощность 130 ватт, тогда как у 13-лампового Б-50 - 180 ватт
НЕДОСТАТКИ. Обрезанный до 12 мГц диапазон КВ. что стало к тому времени правилом и нормой.
|
Социальные закладки