А мне нравится возвращать ламповые приёмники 40-50-х годов к их первой жизни и лечить их "болячки" (в том числе и нестабильность гетеродина).
Я вообще предпочитаю реставрацию реконструкции.
Вид для печати
Правильно !
Да и как по другому.
Когда такой приемник попадает в руки, есть только одно желание. Восстановить его работоспособность и по возможности сохранить первоначальный вид.
Я всегда думаю, сколько людей слушали этот приемник, танцевали под его музыку, влюблялись, пели песни, просто жили. Перед его "оптическим" глазом прошла жизнь не одного поколения людей. ОН всё видел и слышал.
И невольно испытываешь уважение к нему. И к тем людям, которые делали его. Зачастую одним ручным трудом.
А желать от них большего, чем на что они рассчитаны, не стоит.
Удивительно то, что они вообще работают !
А вот аппаратура, выпущенная 15-10 лет, уже и на свалке отсутствует.
Хотя, может быть в эти годы она не выпускалась?
p.s.
а может сказались меры нашего правительства по очистке территории страны от цветных и драгметаллов.
Может просто в ламповый приёмник поставить современные ёмкости с хорошим ТКЕ? И вакуум останется и стабильность повысится.
Керамические и так всегда хорошо работают. Обычно требуют замены бумажные типа КБ, да и то не всегда.
Электролиты могут восстановиться, если продержать приёмник включенным несколько суток. Хотя я их по возможности меняю на кондеры от БП от телевизоров 100мкфХ350в. По размеру всегда подходят и по напряжению. Только в случае замены шоколадки надо проверить напряжение до прогрева ламп.
Кстати в приличных приёмниках применялись герметичные конденсаторы, типа КБГИ в керамическом корпусе. В приёмнике "Мир" например. Там вообще ничего менять не надо. Контакты почистить, да может лампы проверить.
В "Неве" от 49 года стояли емкости 18 мкф на 450 в. Померял на приборе - емкость отсталась в тех же пределах. Один разобрал (можно было и его восстановить, там у плюсового вывода внутри отвалился провод). Внутри фольга+бумага+парафин. Что ему сделается?
И очень заметно снижение качества по годам. Ближе к 60 годам стали удешевлять конструкции. Последним был "Фестиваль". В смысле приличным аппаратом. Если бы там не поставили двигатели, вообще, был бы золотой приемник.
Новая жизнь ламповых приёмников
--------------------------------------------------------------------------------
Думаю, не один я обожаю старые ламповые приемники и радиолы.
Наверняка у многих есть практический опыт придания им второй жизни.
В частности интересует способ устранения "ухода волны",
особенно на КВ.
__________________
Надо отметить, что даже без доработок ламповые приёмники работают достаточно устойчиво.Известны случаи когда, уезжая в отпуск, не был выключен ламповый р/приёмник "Балтика" и по приезду через полтора месяца приятно удивил своей работой на той же частоте словно и не было этих 45 дней. А по существу вопроса следующее: 1) в некоторых приёмниках применяется стабилизация тока накала лампы гетеродина. Обычно это лампа 6А7 или 6И1П. 2) Коротковолновые диапазоны можно растянуть. Обычно для исправной аппаратуры этого более чем достаточно.
Насчет накала.
В приемнике "Вега003-стерео" лампы запитываются постоянным напряжением. В "Казахстане" стоит бареттер. На мой взгляд, более эффективно стабилизировать анодное напряжение гетеродина. Стабилитроны КС650. Позволительно прикручивать прямо к шасси.
Хотя, если есть возможность выпрямить и застабилизировать 6,3в то эта мера не ухудшит работу всех каскадов.
А следующим этапом может быть подбор емкостей в контурах гетеродина. Хотя при полосе ПЧ 8-10 кГц уход частоты после прогрева практически не наблюдается при стабильном напряжении в сети.
В отношении стабильности частоты отмечу такую деталь. В первых двенадцатиламповых высококлассных Телефункенах, как и в их редких прародителях АЕГ-107-108 применялась электронная схема АПЧ. Что оправдано при использовании довольно нестабильных ламп ранней четырехвольтовой серии. Затем этот принцип применили в редком латвийском аппарате ВЭФ-1307, где использовались лампы посовременнее. Следующим стал "Фестиваль", в котором электронную коррекцию заменили механической. Больше в бытовых я ничего не встречал. Ибо все, это думаю, кроме ТФК - излишество. Такие приемники как Беларусь, Ленинград, Латвия, или МИР, имеющие отдельный гетеродин в стабилизации не нуждаются. А Фестиваль в этом ряду является полным извращением. И в Казахстанах разного типа, если не использовать CW - это дело излишнее.
Для бытовых аппаратов, учитывая полосу приема, большее значение имеют глубина АРУ и разные компенсаторы по НЧ. Тут вершиной всему тоже является упомянутый мной двенадцатиламповый ТФК. Посмотрите на нижнюю часть схемы.
Согласен на все 100%.
Может и не по теме, но сходные чувства я испытываю гуляя по старым кварталам города... старые дома дореволюционной и довоенной постройки - их ещё можно встретить... Сколько людей ушло из них на фронт и не вернулось, приняли лютую смерть на поле боя, умерали в госпиталях, а иные до сей поры лежат под дерниной. Их дети уже старики, внукам это пох... . Кто про них вспоминает? Кто их помянет... ну уж не уроды из мэрии, которые из похорон собственных родителей готовы сделать шоу, если это выгодно для их иммиджа... У чиновников скоро задница треснет от наворованного, но мечтают и тут рыло усладить...
Огромная уважуха тем, кто понимает душу старых вещей и удачи...
На мой взгляд это однозначно,но не отвергаю и попытки совершенствовать старые аппараты(сам этим грешу на "не раритетных "экзесмплярах)Другое дело здесь(на этом форуме) стоило бы обмениваться опытом по восстановлению деталей.Например в начале своего пока короткого рути в деле реставрации менял электролиты как правило высохшие - старые оставлял на шасси ,используя как колодку для пайки а новые снизу напаивал благо современные емкостя намного меньше,но со временем решил ,что всеже вид не тот , старую емкость стал аккуратно выпотрашиывать ,а новую вставлять во внутрь и клеить -вид старый ,а работает как новая.Может быть есть у кого опыт по восстановлению других деталей ? Вот бы и обменивались.
С уважением и наилучшими пожеланиями
Сергей UR4IOR 73!
http://ur4ior.jimdo.com/
Когда-то использовал этот недостаток с пользой для отпугивания несанкционированных гостей { воришек}. Включал приёмник, настроенный в густонаселённом участке КВ радиовещательного диапазона, через реле времени. Создавалось впечатление что кто-то находится в помещении и крутит приёмник.
про замену лампы аналогом транзисторным - у ламп огромная линейность и соотвесвенно малая интермодуляция, замена в лоб транзистром все испортит, будет хр-фр вместо станций
уход волны - см схемe ламповой "эстония-2" (в ж "Радио" конца 59гг начала 60х были их подробные описания) - стоит камнем частота настройки на кв
Нашёл на свалке приёмник, очень похож по виду на "Урал-51", сильно потрёпан, ткань порвана, надписи на стеклянной шкале потёрты, нет, кажется, одной ручки. Если кто заинтересуется - могу сделать фото. Рука не поднимается курочить из-за только КПЕ. Пишите на: позывной (пёсик) яндекс - ру.
73! Сергей