-
27.09.2025, 12:11 #106Very High Power
- Регистрация
- 11.12.2005
- Адрес
- Москва, Россия (KO85QU)
- Возраст
- 72
- Сообщений
- 1,390
- Поблагодарили
- 1123
- Поблагодарил
- 2
Ввалера, ты правильно пишешь!
Кто знает с каими скоростями я читаю морзянку на многих языках -подтвердит, что я что -то умею и понимаю.
А учили меня, серьезно учили, уделяя основное внимание в начале наитвердейшему и правильному приему. Скорость наращивалась после твердого усвоения.
И хочу сказать, что учили даже не по одной системе напевов 0- смысловых, но и по ТИ ТАА. Сначала ...звучит звук, мы напеваем его мелодию напевом ТИ ТИ ТИ ТАА ТААА, подбираем смысловой напев Е б""ут Сол ДААА ТААА...радуемся опознанной тройке, проговариваем ТРИ...и только после этого записываем. Вроде бы ...как бы...сквозь такой частокол хрен скорость пробьется...Однако, еще в армейской юности я со своей подготовкой по верности приема и скорости затыкал за пояс ...асов эфира. И сейчас ...длительный разговор открытым текстом22.. на слух под 400 знаков не проблема.
Надо сказать, что наши напевы...тогдашнее ...были сильней нынешних "ДОСААФовских" и они точней передавали ритмичную картину знака. ОНи не всегда начинались на нужную букву...главное - точнейший ритмический рисунок, а уж мозги без нас находили соответствия...Идея отцов разработчиков смысловых текстов заключалась в том, что тире должны были напевать ОТКРЫТЫМ слогом, что в ДОСААФОВСКИХ напевах злостно нарушено.
Работая в любительском эфире я позывные сразу пишу латиницей, имена, города зарубежных коллег - естественно латиницей. Инфо от наших - естественно КИРИЛЛИЦЕЙ, а позывные естественно Латиницей. Хотя знаю многих, кто и позывные в журналы пишут русскими буквами.
Учить русскоговорящим запись на латинице - изврат...даже не снобизм, а недопонимание процесса. Скоростники все пишут с заменой. Им латиница -до лампочки.
Другое дело, если кто решит изучить клавиатуру латинскую, для записи слепым методом...Что ...так же ...даже контестменам не нужно, на тех скоростях, на которых они работают в тесте можно и одним пальчиком потыкать
Последний раз редактировалось UA3AMY; 27.09.2025 в 12:19.
73! Владимир
-
27.09.2025, 12:44 #107Заблокирован
- Регистрация
- 09.02.2021
- Сообщений
- 340
- Поблагодарили
- 69
- Поблагодарил
- 43
-
27.09.2025, 13:28 #108Very High Power
- Регистрация
- 11.12.2005
- Адрес
- Москва, Россия (KO85QU)
- Возраст
- 72
- Сообщений
- 1,390
- Поблагодарили
- 1123
- Поблагодарил
- 2
-
27.09.2025, 15:08 #109Very High Power
- Регистрация
- 22.11.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург, Россия
- Возраст
- 63
- Сообщений
- 2,176
- Поблагодарили
- 1690
- Поблагодарил
- 1056
У нас для цифры 1 был напев за даaa чаааа наааа шаааа Очень хорошо подходящий,ассоциация- задача номер 1. Кстати правильной записи цифр при приеме уделялось особое внимание, ибо принимать их потом приходилось быстро и много. Ноль короткий.
- - - Добавлено - - -
У меня прослойка никуда не делась,слышу я эти напевы но уже их комбинацию в словах.Валерий (RA1AOM)
-
27.09.2025, 18:31 #110Заблокирован
- Регистрация
- 09.02.2021
- Сообщений
- 340
- Поблагодарили
- 69
- Поблагодарил
- 43
Вот кстати 5 от H научился отличать именно убрав прослойку в виде слов. Плюс из сугубо личного опыта: есть символы, для которых смысловой напев забыл от слова совсем, осталась только мелодия. Ну и не так давно задумал выучить символы, которые не знал. Учил без напевов, только по мелодии. Выучились без проблем.
Вывод: изучить азбуку Морзе можно без напевов, а только по звучанию/мелодии. Имхо это наиболее эффективный вариант не по критерию скорости изучения, а т.з. полученного результата - скорости восприятия и дальнейшего её увеличения.
-
27.09.2025, 18:48 #111Big Gun
- Регистрация
- 24.03.2015
- Адрес
- Дзержинск
- Возраст
- 52
- Сообщений
- 9,982
- Поблагодарили
- 9602
- Поблагодарил
- 11402
по своему опыту 5 " скоро будет пять", 1 "и раз два три пять" так я для себя придумал в детстве...
73! Дмитрий. Since 1988 as UA3TJW
"RX, or NOT Tx!" Дожили! От Твиттера излечился, Инстаграм закрыт. Встречаемся на ПорнХабе....
Видео пайлапов из моего шэка. И не только.
https://youtube.com/@DXing_with_RT5T...tbwh9wvV01lGKD
-
27.09.2025, 18:51 #112Very High Power
- Регистрация
- 11.12.2005
- Адрес
- Москва, Россия (KO85QU)
- Возраст
- 72
- Сообщений
- 1,390
- Поблагодарили
- 1123
- Поблагодарил
- 2
To Margasan-
Трудно поверить человеку, имя и возможности которого никому неизвестны.
Как говорил герой известной сказки : "Одним махом - семерых побивахом"
Я вот сижу и думаю: ТИ ТИ ТИ ТИ или ТИ ТИ ТИ ТИ ТИ...как не ошибиться, особенно на рабочих скоростях.
Какой то уникальный слух? Я ДО от СИ не отличу.
- - - Добавлено - - -
Да, Дима. У меня так же некоторые напевы изменились...подстроил их под себя.
Но твой напев не по мне - громоздкий.73! Владимир
-
27.09.2025, 19:06 #113High Power
- Регистрация
- 04.02.2023
- Адрес
- Белокуриха
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 548
- Поблагодарили
- 516
- Поблагодарил
- 1211
Так поделитесь с нами своими результатами, чтобы мы знали, к чему стремится. А то, бла-бла-бла... Тут люди общаются, попивая кофеек, на скоростях за 250 и напевы им не мешают, а наоборот. Вы вот начинали с напевов, а потом уперлись в планку, как я понял. Поделитесь опытом, на каких скоростях принимали с напевами и сейчас, без них. Думаю, многим будет интересно.
73! Александр (ex: R0QAW, ex: US2IKL)
-
27.09.2025, 19:28 #114Модератор
- Регистрация
- 18.01.2003
- Адрес
- Кишинёв
- Возраст
- 54
- Сообщений
- 4,539
- Поблагодарили
- 2033
- Поблагодарил
- 8759
Вывод некорректен для экстраполяции на массы. Это лично ваши способности, и только лично ваши результаты. У всех способности разные, включая разный слух, музыкальную память и разное чувство ритма или их полное отсутствие.
На самом деле напевы словами по советской методике, или произнесение ТИ-ТАА-ТИ-ТАА-ТИ по западным методикам - и есть подвод к облегчению запоминания мелодии среднестатистическими обучаемыми. Имеющие необходимые способности запомнят мелодии сразу, но большинству придётся напевать их в более удобной для запоминания форме. Главное чтоб не подсчитывали точки и тире
-
27.09.2025, 19:54 #115High Power
- Регистрация
- 02.01.2016
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Возраст
- 71
- Сообщений
- 998
- Поблагодарили
- 463
- Поблагодарил
- 2648
To Margasan:
давно наблюдаю за вами на форумах. Вам лишь бы спорить по любому поводу
-
27.09.2025, 23:05 #116Very High Power
- Регистрация
- 22.11.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург, Россия
- Возраст
- 63
- Сообщений
- 2,176
- Поблагодарили
- 1690
- Поблагодарил
- 1056
Интересно,искусственный интеллект по напевам изучал? :-)
https://youtu.be/7Ltj3LF4-D0Валерий (RA1AOM)
-
28.09.2025, 00:32 #117Пользователь
- Регистрация
- 05.04.2011
- Сообщений
- 2,216
- Поблагодарили
- 970
- Поблагодарил
- 356
Просто офигиваю от ремесленников ))
Я полный ламер в азбуке морзе за весь свой опыт только один раз перепутал 5 и Н , и то это было в самом начале освоения в далеком 2011. Позывной был А65S
Как , вот как можно в циферную дырку в позывном вкорячить на приеме Н ???
И где в радиолюбительском QSO можно вкорячить H вместо 5 ???
Ну разве что когда начнете обсуждать 5 элементов на сороковку в Н фрейме , да?
- - - Добавлено - - -
Я еще понимаю когда можно впасть в ступор между JH5 или JS5 , но 5 или Н )))73! Дмитрий (as RW6AML, 3D2ML, 5W0ML)
-
28.09.2025, 03:34 #118Standart Power
- Регистрация
- 31.10.2023
- Сообщений
- 100
- Поблагодарили
- 158
- Поблагодарил
- 29
Внесу свои "пару слов" в тему о изучении азбуки Вейла - Морзе.
Проходил службу в учебном центре в середине семидесятых годов прошлого века в Краснознаменном Дальневосточном военном округе в частях ОСНАЗ ( не путать со СпецНазом). Это и связь, а также много других направлений, где было необходим прием на слух работающие станции на РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ - русский, английский, японский ( катакана и др.) и другие. Для этого нужен был конкретный сложный отбор в эти подразделения из вновь прибывших призывников. Не все "горели" желанием" и имели "способности" для службы РОДИНЕ в этих качествах. Но строгий отбор за 35 - 40 дней позволял "отсеять" и распределить будущих специалистов. В "зоне" моей ответственности в течение полутора лет после окончания "учебки ( три выпуска по 16 -18 курсантов) - подготовка специалистов в области связи. В основе методика изучения - напевы. Сейчас не могу точно их вспомнить, т.к. уже воспринимаю на подсознании. Были разные случаи с "моими курсантами", которым было сложно наращивать скорость приема, а некоторые за месяц - полтора уже были готовы "писать" 12 групп на третий класс. Но хочу отметить один случай, когда курсант ни как не мог "продвинуться" в изучении, хотя был прилежным, образованным и очень этого хотел. На данном этапе был только прием, но как только начали изучать передачу на ключе БЕЗ СЛУХОВОГО КОНТРОЛЯ ( только стук коромысла ключа), то вот тут у него и "поперло" с приемом. Полагаю, что в данном случае его мозг своеобразно обрабатывал информацию ухо - рука. В последствии он ( Юра Беляев) был одним из фаворитов на Чемпионатах Спец частей КДВО по приему и передачи радиограмм. Также хочу отметить, что из всех "призывов" из разных уголков СССР лучшие результаты в области приема - передачи показывали представители Башкирии. Приведу пример из моей практики. Осень 1974 года. Мое подразделение готовиться сдавать выпускные экзамены на третий класс. Скорость на трансмиттере 12 - 13 групп. Но у этого аппарата есть особенность, когда с помощью тумблера можно сразу повысить скорость приблизительно в два раза. Так вот. Входит с командиром роты представитель Башкирского народа из старшего призыва после смены ( в части несли круглосуточное боевое дежурство - шла война во Вьетнаме), переключает тумблер и на доске мелом начинает ПРАВИЛЬНО принимать передаваемую аппаратом информацию. Это не смогло не ударить по самолюбию "моих учеников - курсантов" и добавить у них уверенности и дать ориентир к само совершентванию. На фото - рабочее мое "рабочее место".
Николай (RA3AN)
-
28.09.2025, 10:19 #119Standart Power
- Регистрация
- 31.10.2023
- Сообщений
- 100
- Поблагодарили
- 158
- Поблагодарил
- 29
В дополнение к моему сообщению хочу добавить об особенностях отбора из вновь прибывших в подразделения, где необходим прием на слух азбуки Вейла - Морзе. Учитывались многие качества для будущих курсантов - образование, способности к обучению ( нужно было осваивать не только "телеграф", но и специальную технику - приемники, передатчики, магнитофоны, пеленгаторы и прочее), моторные реакции, а также желание быть специалистом конкретной специальности. Но замечу, что профессиональных МУЗЫКАНТОВ старались не брать в подразделения слухового контроля, т.к. при данной службы резко будет потеряно восприятие тонов и прочих музыкальных аспектов в музыке. Их определяли в подразделения "технического" контроля. Первый этап отбора ( после проверки личных дел и "внешнего" вида) состоял в способности быстро и четко записывать текстовую информацию. Нужно было за 1 минуту написать прописью как можно больше слово "ЖУРИД". Причем особенно внимание при проверке записей обращалось на написание буквы "Ж". Не допускалось в процессе обучения ее замена на "V". Очень показательный тест !!! Затем с "оставшимися" начиналось обучение приема на слух телеграфной азбуки до присяги ( это 35 - 40 дней). Все показывали разные результаты и качества. И вот здесь после проведения собеседований с учетом полученных результатов, комиссией курсанты делились на несколько групп: самые способные отправлялись для обучения в учебный центр слухового контроля на остров Сахалин ( обучение для приема Катаканы и пр.), со средними способностями отправлялись в подразделения только слухового контроля английского ( "слухачи", пеленгаторщики и пр.), с относительно "низкими" способностями, но с хорошей "родословной" - в подразделения служб связи ( т.е. ко мне). А вот оставшиеся в подразделения МТО - материально технического обеспечения нашего учебного центра ( кочегары, повара, свинари и пр.). И такой отбор давал свой результат, хотя и были "провалы". Но лучших РАДИСТОВ после обучения из моего подразделения забирали в Штаб округа в Хабаровске, где им приходилось "конкурировать" в несении службы с выпускниками учебного центра "ВОЛОЧАЕВКА". Со этими своими "питомцами" встретился на учениях "Восток" весной 1974 года близ Владивостока.
Так что методики в обучении могут различаться, но на конечный результат сильно влияет многие факторы, прежде всего талант и желание ученика. Было приятно вспомнить службу Родине и отцов - командиров, среди которых были и выдающиеся личности - выпускники Череповецкого училища радиоэлектроники и связи.
Николай (RA3AN)
-
28.09.2025, 10:58 #120

220Спасибо
URL обратной ссылки
Подробнее про обратные ссылки













Ответить с цитированием

Социальные закладки