Страница 1 из 5 12345 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 15 из 68

Тема: РСИ: радиостанция самолёта-истребителя

  1. #1
    High Power
    Регистрация
    10.12.2006
    Сообщений
    650
    Поблагодарили
    213
    Поблагодарил
    168

    РСИ: радиостанция самолёта-истребителя

    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    У нас практически до конца войны основной радиостанцией самолета-истребителя была РСИ-4, и лишь в конце 1943 начались поставки более совершенной радиостанции РСИ-6.
    А встретили войну мы с РСИ-3, информации по которой очень мало. Всего было оборудовано около 1000 истребителей. В комплекте РСИ-3 шел приемник «Сокол» с питанием от аккумуляторов!!! (не от бортсети) и передатчик «Орел», который питался от отдельного электрогенератора, Накальный аккумулятор приемника имел напряжение 2.5в (вероятнее всего под малгабы). Приемник рассчитан на прием 5 фиксированных волн.


  2. #2
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515

    РСИ - радиостанция самолета-истребителя

    Я перенес в этот раздел ответ RU3AL на мою фразу про РСИ-4, сказанную в теме "FuG 16: бортовая УКВ радиостанция". Всё-таки речь здесь совсем уж не о немцах, а об истории советского радиопрома предвоенных и военных лет...

    Очень рассчитываю на Юрия, UA9OF, которому, как мне кажется, не составит труда дать квалифицированные пояснения про приемник "Сокол" и передатчик "Орел". Понятно, что это не марки военной аппаратуры, а заводские наименования изделий.

    Про РСИ-3 как радиостанцию я сказать ничего не могу, но про РСИ-3 как передатчик (вероятно, тот самый "Орел") подробно сказано в документе 1-48-01 (кадры PDF 42 и 43).

    Про передатчик РСИ-3М1, который входил в состав радиостанции РСИ-4, сказано в том же документе отдельно, кадры 50-52.

    Там и схемы обоих передатчиков приведены, и спецификации к ним. А приемников РСИ-4 в том же документе описано аж три модификации --- РСИ-4, РСИ-4А и РСИ-4Д. Кому интересно, посмотрите...

  3. #3
    Very High Power
    Регистрация
    05.01.2009
    Адрес
    Новосибирск, Россия
    Возраст
    68
    Сообщений
    4,373
    Поблагодарили
    1605
    Поблагодарил
    324
    Скажу сразу, что специально классификацией радиостанций времён ВОВ для самолётов-истребителей не занимался, даже ту информацию, что имеется, только сейчас попробовал свести в одну кучку.

    До войны выпускалась радиостанция РСИ-1, далее РСИ-3, в которой действительно приёмник питался от отдельных батарей, дабы снизить помехи, проникающие по бортовой сети электропитания. Поскольку, как сейчас выясняется, о нём практически ничего не известно, то надо будет информацию поискать.

    Для военных авиаторов издавался журнал "Вестник Воздушного Флота", в нём, в частности, тоже публиковались заметки об авиационной радиосвязи.

    Из радиостанции РСИ-3 и произошла РСИ-4, всего их было 4 модификации, кроме уже вышеуказанных трёх, была и четвёртая, РСИ-4М. Состояла из приёмника РСИ-6МУ и передатчика РСИ-3М1.

    После начала войны приёмники для РСИ-4 делались на заводе 590 (Новосибирск). Приёмник военных лет выпуска отличался от довоенного, было улучшено подавление помех и перекомпонован монтаж. Те же приёмники, что были выпущены ранее, модернизировались во фронтовых мастерских, в начале 1942 года была выпущена инструкция по переделке приёмников РСИ-4.

    Большинство же передатчиков (РСИ-3 с модификациями) во время войны было выпущено в Сарапуле. Но передатчики типа РСИ-3А выпускались во время войны и в Москве (завод 695).

    Есть сведения, что к концу войны передатчики выпускались и в Воронеже, но пока точно утверждать нельзя.

    Что касательно истории авиационных радиостанций, то в журнале "Военный связист" в 1951 году публиковалась статья о первых шагах в этом направлении,объём файла 300 кБ:
    http://dl.dropbox.com/u/5852111/ws%2051-11.pdf

    О развитии связи во фронтовой авиации в годы ВОВ была статья в журнале "Военная мысль":
    http://dl.dropbox.com/u/5852111/wm%2005-5.pdf
    В ней, в частности, и о том, какую трофейную технику использовали для прослушивания немецкой авиации.

    Известно, что за радиоприёмники для самолётов-истребителей на заводе 590 отвечал Ильин Г.Б., он же и разработал приёмники РСИ-6 двух модификаций, с умформерным и безумформерным питанием, которые выпускались и после войны. В журнале "Вестник электропромышленности" в 1944 году была опубликована его статья (технического характера) об использовании радиоламп при малом анодно-экранном напряжении, поскольку питание безумформерных приёмников производилось напрямую от бортовой сети.

    Собственно по результатам исследований работы ламп при низком напряжении питания и был разработан приёмник РСИ-6М.
    http://dl.dropbox.com/u/5852111/vep%2044-1.pdf

    Позднее, когда будет больше времени, попробую ещё дополнительно информации подкинуть. Было несколько статей в исторических журналах про связь в авиации, надо отсканировать и выложить.
    Последний раз редактировалось RA3CC; 29.10.2011 в 22:38.
    Лицензия закончилась в июле 2018 года

  4. #4
    High Power
    Регистрация
    10.12.2006
    Сообщений
    650
    Поблагодарили
    213
    Поблагодарил
    168
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    Про РСИ-3 как радиостанцию я сказать ничего не могу, но про РСИ-3 как передатчик (вероятно, тот самый "Орел") подробно сказано в документе 1-48-01 (кадры PDF 42 и 43).
    Да,есть вероятность что это он и есть. К сожалению из доступного мне материала можно сказать очень немногое - питание ТХ шло от отдельного генератора на двигателе, далее через регуляторную коробку 12в на накалы и умформер. Сам передатчик вместе с умформером и аккумуляторами приемника располагался за спинкой сиденья (приемник Сокол расположен в кабине под панелью приборов). Данные взяты из РЛЭ на истребитель И-16 1940г.

  5. #5
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Цитата Сообщение от RU3AL Посмотреть сообщение
    Да,есть вероятность что это он и есть...
    И очень большая вероятность! Посмотрите на нашем сайте документ 4-44-01 "Из отчета о работе отдела Главного конструктора завода № 203 имени Орджоникидзе (г.Сарапул) за 1943 год".

    Там на следующей после содержания странице справа вверху есть перечень того, что находилось в производстве на заводе № 203 на начало 1943 года.

    Пункт 2 гласит: "Орел" (РСИ-4). Дальше, в 1943 году, они запустили в производство "Орел-М" (см. стр.10), сказав при этом, что умощнить "Орел" у них не получилось...

  6. #6
    Very High Power
    Регистрация
    05.01.2009
    Адрес
    Новосибирск, Россия
    Возраст
    68
    Сообщений
    4,373
    Поблагодарили
    1605
    Поблагодарил
    324
    Цитата Сообщение от RU3AL Посмотреть сообщение
    А встретили войну мы с РСИ-3, информации по которой очень мало
    Отсканировал 2 документа из РГВА (объём 400 кБ), в них что у нас было с авиационными радиостанциями на декабрь 40-го и что планировали на 41-ый:

    http://dl.dropbox.com/u/5852111/gws-ka.pdf

  7. #7
    High Power
    Регистрация
    10.12.2006
    Сообщений
    650
    Поблагодарили
    213
    Поблагодарил
    168
    РСУ-1 как понимаю в серию запустить не успели. Так же там говорят о ее разновидности РСУИ-1 - аналогия с названием РСИУ-1 из соседней ветки... В ссылке говорится о приложениях с тех.характеристиками на РСИ-3 и на РСУ, было бы интересно посмотреть.

  8. #8
    Very High Power
    Регистрация
    05.01.2009
    Адрес
    Новосибирск, Россия
    Возраст
    68
    Сообщений
    4,373
    Поблагодарили
    1605
    Поблагодарил
    324
    Цитата Сообщение от RU3AL Посмотреть сообщение
    В ссылке говорится о приложениях с тех.характеристиками на РСИ-3 и на РСУ, было бы интересно посмотреть.
    Виктор, ну на тему радиосвязи это всё что в этой книжке есть.
    Есть ещё один документ про телефоны, но он принят за неделю до войны, понятно, что потом всё поменялось.

    Исходя из того, что эти станции (РСУ) должны быть универсальными, приёмник скорее всего одинаковый (может даже УС), а отличаться передатчики по мощности, а соответственно по весу.
    Из американских ламп тогда для передатчиков собирались делать 807 и 803, скорее всего на них.

    Ну а из РСИ-3 в принципе только приёмник надо искать.Да он видимо на основе РБ был.
    Если исходить из того, что тут написано.

  9. #9
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Цитата Сообщение от UA9OF Посмотреть сообщение
    ...Ну а из РСИ-3 в принципе только приёмник надо искать.Да он видимо на основе РБ был. Если исходить из того, что тут написано...
    Юрий, великолепно! Спасибо за еще один ценный документ, который лично я никогда бы без Вас не нашел, потому что нет времени искать в библиотеках...

    А почему бы не предположить, что приемник для РСИ-3 это та самая "Малютка" (РСИ-4), которую, как известно, разработали в ЦРЛ НКВД (название "Центральная радиолаборатория" доживало свой век как наименование одной из эн-ка-вэ-дэшных "шарашек").

    Ведь недаром же на странице 467 приведенного Вами документа упоминается 2-й спецотдел НКВД...

    Именно эта "Малютка" была поставлена на производство в воронежском "Электросигнале", а затем выпускалась в эвакуации на новосибирском заводе № 590.

  10. #10
    Very High Power
    Регистрация
    05.01.2009
    Адрес
    Новосибирск, Россия
    Возраст
    68
    Сообщений
    4,373
    Поблагодарили
    1605
    Поблагодарил
    324
    Валерий Борисович, в описании на самолёт И-16 есть немного про этот приёмник, у него были внешние батареи и накальный 2 вольтовый аккумулятор.

    А поскольку здесь в документе говорится, что его придумали на заводе 203 , на основе серийных комплектующих, то видимо на таких же, как и РБ.

  11. #11
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Цитата Сообщение от UA9OF Посмотреть сообщение
    ...в описании на самолёт И-16 есть немного про этот приёмник, у него были внешние батареи и накальный 2 вольтовый аккумулятор. А поскольку здесь в документе говорится, что его придумали на заводе 203 , на основе серийных комплектующих, то видимо на таких же, как и РБ.
    Да, виноват, приемник РСИ-3 назывался "Сокол", а не "Малютка". Но что касается комплектующих (и конструктива), то мне кажется, что здесь в качестве прототипа следует говорить не о пехотной радиостанции РБ, а хотя бы о той же РСР --- радиостанции самолета-разведчика.

    Ведь Московский радиозавод, который в 1940 году назывался "Завод № 203", выпускал не только пехотные радиостанции РБ, но и танковые 71-ТК, и АВИАЦИОННЫЕ радиостанции. Так что им было на что равняться и без РБ (3-Р)...

  12. #12
    Very High Power
    Регистрация
    05.01.2009
    Адрес
    Новосибирск, Россия
    Возраст
    68
    Сообщений
    4,373
    Поблагодарили
    1605
    Поблагодарил
    324
    Цитата Сообщение от RA3CC Посмотреть сообщение
    Так что им было на что равняться и без РБ (3-Р)...
    Валерий Борисович, я понял этот приёмник так, что он был на "малгабах", поэтому я и привязал его к комплектующим от РБ.
    Поскольку надо было срочно сочинять из того, что уже было.
    А если взять "Малютку", то в ней КПЕ точно такой же, как и в РБ:11-110 пФ.Одна из основных деталей в приёмнике.
    А то, что на 203-м заводе много чего делали - так об этом спора нет.

    Р.S. Когда то тему встречал, не помню где, по тезису Шапкина, что из-за плохого качества "малгабов" в 41-м была потеряна связь, а соответственно и управление войсками.
    И шли дискуссии, так это или не так.
    Но при этом никто не обратил внимания на простой факт, что "малгабы" в 41-м применялись в наземных средствах только в РБ, которые отнюдь не относились к связи высшего звена управления, в котором радиостанции были не на "малгабах".
    А так же на то, что даже в классе радиостанций РБ, станций этого типа было только 32 % от общего количества, а остальные были устаревшие станции не на "малгабах".
    Соответственно и сам тезис был изначально не верен, а посему и спорить было не о чем, поскольку "малгабы" были ни при чём.

  13. #13
    Модератор Аватар для RA3CC
    Регистрация
    15.04.2006
    Адрес
    Москва, Россия
    Возраст
    78
    Сообщений
    1,631
    Поблагодарили
    2414
    Поблагодарил
    515
    Цитата Сообщение от UA9OF Посмотреть сообщение
    ...я понял этот приёмник так, что он был на "малгабах", поэтому я и привязал его к комплектующим от РБ. Поскольку надо было срочно сочинять из того, что уже было. А если взять "Малютку", то в ней КПЕ точно такой же, как и в РБ: 11-110 пФ. Одна из основных деталей в приёмнике...

    Р.S. Когда-то тему встречал, не помню где, по тезису Шапкина, что из-за плохого качества "малгабов" в 41-м была потеряна связь, а соответственно и управление войсками... Соответственно и сам тезис был изначально не верен, а посему и спорить было не о чем, поскольку "малгабы" были ни при чём.
    Это выступление Шапкина я помню. Однако дискуссий с этим человеком я не веду уже несколько лет, с тех пор, как он посмел своим грязным языком обсуждать на одном из форумов наш (мой) бизнес. Его ведь периодически может заносить без руля и ветрил в любую сторону, и это случай клинический.

    Так что для меня этот человек уже давно не существует, и обсуждать с ним я ничего не стану. Лучше уж сам в архивы схожу...

    Что касается КПЕ от "Малютки", то наверняка конструкторы из числа зэков ГУЛАГа, работавшие в ЦРЛ НКВД, брали то, что было хорошо отработано и поставлено на поток. А разновидностей таких КПЕ у нас вряд ли было много.

  14. #14
    High Power
    Регистрация
    10.12.2006
    Сообщений
    650
    Поблагодарили
    213
    Поблагодарил
    168
    Цитата Сообщение от UA9OF Посмотреть сообщение
    А если взять "Малютку", то в ней КПЕ точно такой же, как и в РБ:11-110 пФ.Одна из основных деталей в приёмнике.
    Юрий, при всем уважении - КПЕ там разные. Действительно, по 3 секции, может и емкость совпадает, но РБшный явно поболе размером, в Малютку он физически не влезет. Что касается РСИ-3 Сокол, то конечно там могли применяться унифицированные делали, те же контура от РБ (УСа). Но РБ достаточно сложная станция (резонансный УВЧ, три диапазона, прием CW). Так что если и делали Сокол на ее основе, то очень основательно переработав под фиксированные настройки 5 частот.

  15. #15
    Very High Power
    Регистрация
    05.01.2009
    Адрес
    Новосибирск, Россия
    Возраст
    68
    Сообщений
    4,373
    Поблагодарили
    1605
    Поблагодарил
    324
    Цитата Сообщение от RU3AL Посмотреть сообщение
    Юрий, при всем уважении - КПЕ там разные. Действительно, по 3 секции, может и емкость совпадает, но РБшный явно поболе размером, в Малютку он физически не влезет.
    Виктор, это действительно так, но тут надо принять во внимание, что первых довоенных "Малюток" не сохранилось, можно предполагать, что в них были несколько иные по конструкции КПЕ.
    В конце 1941-го уже в Новосибирске "Малютка" была перекомпанована и немного изменена схема аппарата.
    Тогда и появились две "Малютки" - РСИ-4А и РСИ - 4Т.

    Из документа: "Заказ №40 (приёмник РСИ-4А "Малютка") - произведена капитальная переработка монтажа в сторону упрощения технологического процесса.Переработана схема по требованию заказчика с целью введения порога чувствительности".
    Заказ №40(приёмник РСИ-4Т "Малютка") - произведена переработка монтажа."

    В период освоения в производство в Новосибирске во всех аппаратах, разработанных до войны менялась конструкция и многие детали, частично из-за отсутствия тех или иных материалов, частично из-за желания унифицировать.

    Вот из одной докладной записки:
    '' Выпуск рации для танков и авиации включён в программу 1 квартала 1942 года.
    Разработка объекта началась в момент эвакуации завода.Было поручено задание - воспроизвести на базе деталей своего завода и применительно к его особенностям рацию "Орёл" выпускаемую заводом № 203.Но назначенные на эту работу инженер Дегтярёв и Ильин решили по собственному усмотрению переработать рацию конструктивно и электрически".

    Понятно, что писатель такой докладной в радиотехнике не шибко соображал, поэтому и надо было прикрыться.

    Дегтярёв был из Ленинграда, а Ильин до войны работал в Москве, завод 203.

    Р.S. Похожая ситуация была с РСБ в Горьком, станции после начала войны внешне немного отличались от довоенных, но сохранились только описания и живые экземпляры военных лет.
    Здесь примерно аналогично.
    Про Горький, это намёк на круглые кварцы, после начала войны часть Горьковского производства кварцев (ту, которая делала круглые) и кое-кого из персонала отправили в Омск, а в Горьком осталась только та часть производства, которая могла делать прямоугольные.

Похожие темы

  1. Радиостанция 'ЁРШ'
    от RX0AT в разделе КВ: Военная аппаратура
    Ответов: 5
    Последнее сообщение: 17.07.2012, 21:50
  2. RA3ICK - работа APRS с борта самолёта
    от RA3ICK в разделе APRS: События
    Ответов: 7
    Последнее сообщение: 06.03.2010, 16:50
  3. Антенна британского школьника помешала посадке самолёта
    от RX1AG в разделе Беседка. Для любителей поговорить.
    Ответов: 32
    Последнее сообщение: 30.10.2009, 16:26
  4. Радиостанция РС-46м ,РС-23. РВ-1М
    от Alex54 в разделе Радиолюбительские технологии
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 14.01.2006, 23:21
  5. Радиостанция на 2м
    от RZ6AHY в разделе УКВ аппаратура
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 15.09.2005, 17:10

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Форум QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений!
как отключить
×
Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker


Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Форум QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений!
как отключить
×