-
03.03.2008, 19:29 #16
- Регистрация
- 27.03.2007
- Адрес
- Екатеринбург
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 115
- Поблагодарили
- 12
- Поблагодарил
- 22
Р-118БМ3
У Р-118БМ3, которой я "пользовался" в середине 70-х (будучи одетым в сапоги и гимнастёрку), питание было однофазным. И питающий бензоагрегат назывался АБ-4-О-230 , где буква "О" означала - однофазный...
Сегодня эта радиостанция вызывает самые тёплые ностальгические чувства: - у Р-154-2М за полтора года не было ни одного отказа, передатчик тоже неубиваемый. Проверено вторым радистом - он для скорейшего прогрева КУНГА в зимнее время доводил анод ГУ-81 до ярко-вишнёвого свечения. После вздрючки обиделся: "для вас же стараюсь, товарищ сержант..." Но, и до, и после описанного надругательства, свои 400 Вт передатчик отдавал без проблем.
По состоянию на сегодняшний день - экспонат для музея, не более того. С удовольствием раздобыл бы весь комплект (приёмник имеется), да вот разместить, увы, негде...
С уважением, Виктор.
-
04.03.2008, 18:30 #17
- Регистрация
- 23.02.2003
- Адрес
- Иркутск, Россия
- Сообщений
- 627
- Поблагодарили
- 92
- Поблагодарил
- 12
НЕИЗВЕСТНАЯ Р-118
(от «Стадиона» до «Соболя»)
Очень сокращенный вариант статьи для QRZ.RU( в оригинале 23 стр.)
Предисловие
Даже сегодня в 2004 году трудно найти радиолюбителя, который бы не знал, что существовала такая радиостанция как Р-118. Старшее поколение – армейские радисты, служили на этой станции, кто младше – работал в ГО (теперь ГО ЧС) или на коллективных любительских радиостанциях. Но мало кто знает как она создавалась, какие были модификации, кто авторы разработок и т.д.
Мне пришлось просмотреть много литературы, как технической, так и исторической, но ничего о деталях и подробностях, связанных с созданием Р-118 найти не удалось. Например, в многотомнике «История военной связи» под общей редакцией Маршала войск связи А.И. Белова том 3, книга 3, Москва, Воениздат, 1991г. в приложении №7, страница 215 «Основные даты из истории военной связи» сообщается: «…1951 год проведение специального учения по радиосвязи с использованием… опытных образцов автомобильных радиостанций средней мощности Р-103, Р-118 и Р-102». Но Р-118 больше нигде не проходит. В военной академии связи, в военных высших училищах связи преподаватели и офицеры эксплуатирующие КВ средства связи, не знают Р-118. Им известны Р-118АМ, Р-118БМ, чаще Р-118БМ3. Я будучи курсантом школы сержантов (учебный полк в/ч 03427, 4ое- подразделение, радисты СЭС- станционно-эксплуатационная служба войск ПВО страны, г.Иркутск, Красные казармы) изучал две радиостанции - Р-118БМ и Р-118БМ3.
Находясь в одном городе и рядом с радиозаводом никто с преподавателей не знал, что эти радиостанции выпускают у нас. В чём же дело?...
…в 1946 г. на основе предварительных работ НИМИСТ (Научно исследовательский морской институт связи и телемеханики) и заводов им. Коминтерна и им.Козицкого решалась задача по созданию новой, третьей,(считая от двух довоенных «Блокада-1» 1932г. и «Блокада-2» 1936г.) системы радиосвязи – «Победа». В ней, впервые в практике конструирования, были реализованы принципы комплексной унификации деталей, узлов и блоков радиоаппаратуры. Однотипность схем и конструкций на тех же принципах унификации СКБ при руководстве ЦНИИИС СА были использованы и в других родах войск, например: в радиостанциях корпусной сети связи Р-103, армейской сети Р-118 и фронтовой – Р-102….
…Постановлением Совета Министров СССР №817-260 от 01 апреля 1947 и приказом Министра радиопромышленности СССР №Б-100 от27 декабря 1947 года было создано Специальное Конструкторское бюро – СКБ №616 ЛПО им.Козицкого(200 человек), с лабораториями, конструкторским отделом и опытным производством….
…разработчиком Р-118 (шифр работ «Стадион») является именно СКБ №616 (СКБ завода №210 им. Козицкого, п/я 823), при активном участии ЦНИИИС СА (Центральный научно исследовательский испытательный институт связи Советской Армии).
АРХИВ 1955год
…чертежи с Ленинграда по изделию «Стадион» (по деталям) поступили в Иркутск в период с 29 декабря 1954 года по 15 июня 1955 года. В годовом плане значилось: « направить на завод со 2-го квартала бригаду конструкторов завода №616 для корректировки деталей и узлов в производстве…освоить в 4-ом квартале 1954 года изделие «Стадион», в 1955 году в течении первого полугодия полностью перейти на выпуск нового изделия «Стадион», а в 1956 году поставить на поток по типу производства изделия «Чернослив» (РАС-УКВ, Р-814 - выпускалась бывшим Горьковским автозаводом им. Молотова. Примеч. автора).»
Но план 1955 года завод не выполнил. Чертежи из Ленинграда пришли с большими ошибками. Технология Р-118 была сложной: 1998 наименований узлов и 4700 деталей, из которых штампованных 1501, пластмассы 76, литых из силумина 53.
..покупные изделия приходили с следующих городов: Блоки питания ВСР-15 поступали с г. Новгорода (п/я 11), ВСР-15М2 поступали уже с предприятия п/я Р-6070 г.Славгород, а позже - с п/я В-2472 г.Йошкар-Ола. Возбудитель передатчика ВД-11 изделие «Вольфрам» ( от 1,0 МГц -8 МГц) с г. Тамбова (п/я 20). Приемники Р-253 «Альфа» (в 1955 году снят с производства, заменен на модифицированный Р-311 «Омега») с Александровского радиозавода №29 предприятие п/я 7. Коротковолновый «Амур-2 (1,5МГц-8,0МГц)- с Омского им. Козицкого №210 п/я 19.Упаковочные ящики изготавливались в УК 272/6 г.Иркутска – известная 6-ка находящаяся рядом с заводом.
…в начале было 3 варианта поставки Р-118:
Р-118 - основной, базовый,
Р-118Б для сухопутных войск на автомобильном шасси ЗИЛ-151 с кузовом КУНГ,
и Р-118А для авиации (отличался только дополнительным наличием УКВ радиостанции РСИУ-3М «Клён», - разработка московского НИИ-695 и выпускаемая запорожским радиозаводом предприятие п/я 64 будущим «Радиоприбором» с дискоконусной антенной и мощным БП к ней).
…уже в 1956 году станцию –изделие «Стадион», на Иркутском радиозаводе модернизировали, после всех доводок и усовершенствований присвоили индекс М (модернизированная), Р-118 АМ и Р-118 БМ соответственно.
АРХИВ 1961год.
…в этом году станции монтировались уже на шасси ЗИЛ-157
Хотя поставки шли крайне неравномерно. Так во 2 квартале в апреле автошасси ЗИЛ-157 поступили в последние пятидневки месяца. В апреле и мае было недопоставлено 25 комплектов кузовов с Красноярского ДОКа. Начиная с июня 1961 года на невыполнение плана оказывала свое влияние систематическая недопоставка ламп ГУ-50 и ГУ-81 с Ленинградского (завод №211 «Светлана» п/я 729) и Ульяновского п/я 210 Совнархозов.
В конце пятидесятых годов (1960г.?) на заводе создается ОКБ (особо конструкторское бюро) –отдел 25.Первым начальником отдела был Петухин Алексей Алексеевич(главный инженер завода с 1945г. по 1960г.). Главным конструктором завода назначается Владимир Николаевич Пономарев. В 1959 году завод освоил производство базовой Р-118 М3 изделие «Соболь». Изделие «Соболь» появилось благодаря разработанному возбудителю нового поколения. Вместо старого ВД-11 (ТЦ2.081.007) «Вольфрам» с диапазоном от 1 до 8 МГц, ленинградским СКБ №616 было разработано для третьей системы радиосвязи ВМФ «Победа» изделие «Тантал» - ВТ44.
…производство на Иркутском радиозаводе возбудителя ВТ-44 начиналось в 1961 году и было по сути сорвано из-за отсутствия диодов и изделий керамики поставляемых заводом п/я 124 г. Красноярск, особенно таких как:
статор ТЦ7.769.000, статор ТЦ7.769.001, ротор ТЦ7.774.021….
…в первые годы радиостанция с шифром работ «Соболь» выпускалась в 4-х вариантах, 3-и из них подвижные и один стационарный:
Р-118БМ3 основной вариант, смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-63А в экранированном кузове фургонного типа КФУ-1, без УКВ радиостанции Р-801В и БП (блок питания) к ней;
Р-118М3-М малогабаритный вариант смонтирован на шасси ГАЗ-63А в малогабаритном экранированном кузове с комплектом аппаратуры по спец заказу;
Р-118БМ3-А авиационный вариант, смонтирован на ГАЗ-63А в экранированном кузове КФУ-1, с радиостанцией Р-801В и БП к ней;
…станция постоянно улучшалась. Например, в отличии от первого описания (ЯС0.005.031ТО) пособие позднего выпуска (ЯС1.201.026ТОИ) содержит более конкретные сведения по изделию и принципу работы его составных частей. Учтены многие вопросы и предложения , поступившие от эксплуатационников.
Вышеперечисленные варианты легко трансформировались из одного в другой путем дополнительных переключений экранированных гибких шлангов и исключений или добавлений вспомогательного оборудования например: УКВ радиостанция Р-801В, фильтр Р-801В, датчик кода Морзе Р-010, УКВ радиостанция Р-105Д, ПДУ, УВУ, телеграфный аппарат СТА-2М и т.д.
Позже было введено понятие серий - 01, 02, 03. Всего за годы выпуска было 15 ? серий. Взаимозаменяемость радиостанций ухудшилась (да она уже и не требовалась) и стала даже невозможной. Например в серии 07 и 08 изменили разъем Ш14 на ПУ и разъем на кабеле, в 09 серии изменён и Ш18 на распредпанели передатчика. Серия 10 пошла с крышевой антенной АЗИ (зенитного излучения). Серия 11 монтировалась на новом шасси ГАЗ-66-05 с новой электроустановкой и УВУ с новым телефонным аппаратом ТА-57. В серии 12 –старый агрегат АБ-4-0/230, в 13ой- новейший АБ-4-0/230М1 и т.д.»
Это часть истории создания Р-118 на Иркутском радиозаводе. Многие вещи в статье опубликованы впервые, - факты цифры и особенно люди…73. Владимир (г.Иркутск)
-
05.03.2008, 19:50 #18
- Регистрация
- 27.01.2008
- Возраст
- 77
- Сообщений
- 125
- Поблагодарили
- 10
- Поблагодарил
- 0
Спасибо за статью. А вот еще вопрос для знатоков, (надеюсь, автор темы простит). Для круглосуточной работы питание 220 вольт 50 гц. обеспечивали АБ4-0-230 (с ним все ясно, за пару часов весь перебирали и меняли побитовые вкладыши). И генератор отбора мощности от двигателя, кажется ГАБ (установлен вместо лебедки на переднем бампере). Помню только, что безотказный агрегат. Включаешь рычаг, вытаскиваешь подсос и больше о нем не вспоминаешь. Как правильно называется и расшифровывается этот агрегат?
-
05.03.2008, 20:33 #19
- Регистрация
- 27.03.2007
- Адрес
- Екатеринбург
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 115
- Поблагодарили
- 12
- Поблагодарил
- 22
Неизвестная Р-118
Спасибо за интересный материал! Прочитал, и в памяти всплыло многое из, казалось бы, прочно забытого за 30 лет. Хотелось бы прочитать всю статью полностью.
Я не застал "живьём" Р-118 в комплектации с приёмниками "Амур-2" и Р-253. Увы, в памяти лишь смутные воспоминания о пожелтевших плакатах, висевших в учебном классе, на которых был изображён внутренний интерьер "будки" (теперь знаю, что это не КУНГ, а КФУ-1) с странного вида приёмником, внешне напоминающим Р-154-2, но один из средних блоков был у него в 1,5-2 раза выше остальных. Цвет передних панелей блоков также был чёрный, на высоком блоке в центре передней панели, вроде была изображена шкала в виде узкого высокого вертикального сектора, расширяющегося кверху...
Был ли это приёмник "Амур-2", либо прототип Р-154-2, либо просто фантазия художника - сейчас могу лишь гадать. Если кто подскажет, буду признателен.
А приёмник Р-253 в 1955 году ещё производился - имеющийся у меня экземпляр датирован именно этим годом.
С уважением, Виктор.
-
06.03.2008, 11:31 #20
- Регистрация
- 23.02.2003
- Адрес
- Иркутск, Россия
- Сообщений
- 627
- Поблагодарили
- 92
- Поблагодарил
- 12
Militarist
На плакатах все было правильно.Это и есть предшественник "Молибдена" Р-154 -"Амур-2". Я выставлю фото аппаратной изнутри.
Р-253 выпускался двумя заводами.Для радиостанции Р-118 договор был не с г.Касли...И все самое новое входило в комплект(ТА-57 вместо ТАИ -43, Р-311 вместо Р-253, Р-154-2 вместо "Амура", СТА-2М вместо СТ-35. АБ2-0/230 на АБ4-0/230М1 и т.д.
О генераторе с коробкой отбора мощности -отдельный разговор. Особенно в Р-118АМ3 изделие "Винт" на шасси БТР-60ПБ. Его разработчики до сих пор живы! Работают в КБ на релейном заводе. Я встречался с одним из них в прошлом месяце. Там была уникальная конструкция работающая на ходу без изменения параметров.73. Владимир (г.Иркутск)
-
06.03.2008, 17:19 #21
- Регистрация
- 23.02.2003
- Адрес
- Иркутск, Россия
- Сообщений
- 627
- Поблагодарили
- 92
- Поблагодарил
- 12
Автомобильная радиостанция Р-118БМ «Стадион» предназначена для ко¬ротковолновой помехозащищенной буквопечатающей и слуховой те¬леграфной, а также телефонной радиосвязи .Радиостанция рассчитана на использование как в системе радиоузлов, так и для автономной работы. Радиостанция смонтирована в кузове КУНГ-1, установленном на шасси автомобиля ЗИЛ- 151.Диапазон частот передатчика радиостанции 1 - 7,5 МГц (300- 40 м). В этом диапазоне имеется 2875 жесткофиксированных волн, обеспечивающих беспоисковое вхождение в связь и ведение связи без подстройки в режиме частотной манипуляции, и 6500 волн в ре¬жиме амплитудной манипуляции. Кроме того, передатчик радиостанции может работать в плавном диапазоне частот, но при этом уже исключаются возможность беспо¬искового вхождения в связь и ведение связи без подстройки. Такой вид работы может применяться при радиотелефонии и как аварий¬ный при слуховой телеграфной работе. Жесткофиксированные частоты в диапазоне передатчика радио¬станции размещены следующим образом. Частоты для телеграфирования при частотной манипуляции сле¬дуют в диапазоне 1—2 МГц через 1 кГц (1000 частот), в диапазоне 2—4 МГц через 2 кГц (1000 частот) и в диапазоне 4—7,5 МГц через 4 кГц (875 частот).При телеграфной работе с частотной манипуляцией без поиска корреспондента и без подстройки используются следующие частот¬ные сдвиги: в диапазоне 1000—2998 кГц 250 Гц, в диапазоне 3000—7500 кГц 500 Гц. Частоты для телеграфирования при амплитудной манипуляции и для телефонии следуют во всем диапазоне через 1 кГц (6500 ча¬стот). Диапазон частот приемника «Амур-2», входящего в комплект ра¬диостанции, 1—8 МГц. В этом диапазоне обеспечивается прием частотной и амплитудной манипуляции на 3000 жесткофиксированных частотах.
Первичными источниками питания радиостанции являются два
бензоэлектрических агрегата АБ-2-0/230 однофазного переменного
тока, которые поочередной работой обеспечивают круглосуточную
работу радиостанции.
Каждый из агрегатов состоит из генератора ГАБ-2-0/230 переменного тока напряжением 220 в и мощностью 2кВт. И бензинового двигателя УД-1 мощностью 4 л. с. и числом оборотов 3000 в минуту. Расход топлива бензоэлектрического агрегата не более 2 кг/час. Радиостанция может питаться от промышленной сети однофазного переменного тока с напряжением 220в. При этом потребляемая мощность составляет 2 кВт. Питание передатчика, цепей освещения, моторной цепи аппарата СТ-35 и зарядка аккумуляторов производятся от выпрямителя ВСР-15, который питается от любого из бензоэлектрических агрегатов или внешней сети переменного тока. Приемник «Амур-2» питается переменным током с напряжением 127 В через систему выпрямителей, находящихся в приемнике.
Действующий комплект радиостанции, запасное и вспомогатель¬ное имущество размещаются в кузове КУНГ-1
Кузов радиостанции разделен поперечной перегородкой на две части: силовое отделение, где установлены бензоагрегаты, и аппа¬ратное отделение, где размещена аппаратура.
Бензоагрегаты установлены в специальных отсеках с открываю¬щимися передними стенками и верхом. Выхлопные трубы двигате¬лей выведены наружу через заднюю стенку кузова.
Над левым отсеком установлен шкаф, в котором хранятся инст¬румент механика, запасное имущество к агрегатам, кабеля, н:~оль-зуемые при выносе агрегатов для подсоединения их к. машине, переносная лампа со шнуром и часть запасного имущества к радио¬станции.
С правой стороны аппаратного отделения установлена печь, на
потолке кузова укреплен вентилятор.
Слева расположен стол телеграфиста с телеграфным аппаратом СТ-35 и пультом телеграфиста. В ящиках стола телеграфиста хра¬нится запасное имущество к аппарату СТ-35, передатчику и прием¬никам радиостанции. Под столом телеграфиста на боковой стенке кузова установлен линейный фильтр. На перегородке над аппаратом СТ-35 укреплен аппаратный щиток СТ-35.
Передатчик радиостанции укреплен на корпусе выпрямителя ВСР-15 и установлен у передней стенки кузова с левой стороны. Рядом с передатчиком у передней стенки кузова находится стол ра¬диста. На столе радиста на амортизаторах установлена рама для крепления преемника Р-311. На приемнике укрепляется пульт уп¬равления.
Под столом радиста размещаются телефонный аппарат ТАИ-43, ящик с запасным имуществом к выпрямителю ВСР-15 и устройство дистанционного управления.
С правой стороны стола радиста укреплен приемник «Амур-2». Под приемником установлен каркас, в котором укреплены аккуму¬ляторы (две батареи 10НКН-22 и две батареи 2НКН-24).73. Владимир (г.Иркутск)
-
06.03.2008, 18:17 #22
- Регистрация
- 27.03.2007
- Адрес
- Екатеринбург
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 115
- Поблагодарили
- 12
- Поблагодарил
- 22
Точно! Именно этот вид был изображён на запомнившемся мне стародавнем плакате. Вот только, почему-то, казалось что шкала на высоком блоке приёмника "Амур-2" была гораздо больше по высоте. Видимо, дефект запоминания...
Интересно, сохранились ли у кого-нибудь приёмники "Амур-2", или их извели как класс при переходе на Р-154-2 (кстати, был ли просто Р-154 и Р-154-1 ?).
Возможно, их постигла участь приёмника Р-253, который, по отрывочным сведениям, не передавался в ДОСААФ (как это было при списании Р-311'х), а уничтожался в ходе его массовой замены Р-311'ым. Так это было или нет - трудно сказать не имея доступа к документам тех времён, факт есть лишь то, что Р-253 сегодня редок...
А вот передатчик внешне почти не изменился, за исключением отличий внешнего вида ВД-11 и привычного ВТ-44М. И в КУНГЕ гораздо просторнее, нежели в кузове модификации Р-118БМ3.
Да, давно это было!.. Ещё раз спасибо.
С уважением, Виктор.
-
08.03.2008, 05:24 #23
- Регистрация
- 23.02.2003
- Адрес
- Иркутск, Россия
- Сообщений
- 627
- Поблагодарили
- 92
- Поблагодарил
- 12
Вчера послал сообщение, а его нет...Повторюсь: я бы так не сказал, что Р-253 уничтожали и это стало причиной сегодняшнего их отсутствия. В 1950гг. заводы ВПК только начинали выпуск средств связи.В 1970гг.получился массовый подъем, Армия быстро оснащалась новыми изделиями Министерства радиотехнической промышленности и Министерства промышленности средств связи , появились Постановления правительства о совместной работе Армии и ДОСААФ, и ДОСААФ сам начал покупать ряд готовой продукции у тех же заводов...
"Амуров" было мало. В учебке войск ПВО в 1973 году их не было, а в войсках еще и в 1976 стояли на складе - убитые и не кому по весо (и по техническим ) характеристикам ненужные.
Их заменили на Р-154, потом Р-154-2 и Р-154-2М.Я со всем уважением отношусь к "Молибдену", все таки не один, и не три года, а гораздо больше, провел на ПРЦ среди рядов черных "мордах", строгих и молчаливых, абсолютно не шипящих в режиме ЧТ, незаменимых при работах в круглосуточных радиосетях оповещения и взаимодействия, при работе в направлениях приемников. Но радиолюбителям они не нужны. Совсем другое назначение...73. Владимир (г.Иркутск)
-
08.03.2008, 05:48 #24
- Регистрация
- 10.02.2007
- Адрес
- SOLNECHNY
- Возраст
- 64
- Сообщений
- 7,609
- Поблагодарили
- 2162
- Поблагодарил
- 139
Р-154 еще на вооружении в ВСРФ . Работаю иногда в военкомате. По совместительству с юридическими делами. Р-155П загнулся, Р-154-2 и Р-154М2 тоже. С первого на второй перебросил пару блоков и ничего, работает . Вот такая наша связь. Передатчик, правда, Р-140. Р-118 списана в конце 90-х и стоит в уголку.
Александр UA0C (ex UA0CJQ, RA0CL)
-
08.03.2008, 13:55 #25
- Регистрация
- 23.02.2003
- Адрес
- Иркутск, Россия
- Сообщений
- 627
- Поблагодарили
- 92
- Поблагодарил
- 12
Да, надежность Р-154 известна, но очень многое зависит и от обслуживающего персонала...
У меня дома экспортный вариант Р-154-2М. Описание на испанском. Есть снимки (цветные) радиостанции Р-118 БМ для Чехословакии - Praga. Могу выставить.73. Владимир (г.Иркутск)
-
10.03.2008, 20:00 #26
-
10.03.2008, 21:52 #27
- Регистрация
- 27.03.2007
- Адрес
- Екатеринбург
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 115
- Поблагодарили
- 12
- Поблагодарил
- 22
Владимир, очень хотелось бы посмотреть на фотографии. Если есть возможность, выложите, пожалуйста.
Сегодня пролистывал ТО и ИЭ на Р-154-2 и обнаружил ссылку-примечание (внизу скана страницы) о том, что существовали модификации приёмника, такие как Р-154-1 и Р-154-С. Осталось теперь выяснить, выпускался ли серийно приёмник Р-154 (без каких-либо дополнительных индексов), и, по возможности, раздобыть фотографии всех этих модификаций.
Р-154-2 и Р-154-2М имеются "живьём", фотографии их также доступны, а вот про остальные - полный туман... Если кто-нибудь подскажет где поискать, буду чрезвычайно признателен.
С уважением, Виктор.
-
17.03.2008, 19:47 #28
-
18.03.2008, 10:18 #29
- Регистрация
- 23.02.2003
- Адрес
- Иркутск, Россия
- Сообщений
- 627
- Поблагодарили
- 92
- Поблагодарил
- 12
Этот снимок с сайта www.russianarms.ru Долго не отвечал - отрубили интернет. Сколько станций шло на экспорт у меня хорошо расписано.
В описании Р-154-2М на французском языке в прекрасном состоянии, и на русском 1967г. ничего не пишется о Р-154- С. Надо поискать...73. Владимир (г.Иркутск)
-
18.03.2008, 14:45 #30
- Регистрация
- 27.03.2007
- Адрес
- Екатеринбург
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 115
- Поблагодарили
- 12
- Поблагодарил
- 22
Владимир, спасибо за отличное фото! Амур-2 во всей красе. А вот у Р-311 какая-то "нетрадиционная" переднняя крышка, я таких не встречал. А может быть это не Р-311, а что-то иное? Хотя, габариты, судя по фото, соответствуют Р-311му...
Социальные закладки