Я посмотрел фильм-агитку 1939 года "Эскадрилья №5"
...Врага будем бить на его территории...
Понимаю, полезно для поднятия боевого духа Красной Армии именно в 1939 году..... Закидаем лаптями... Смотреть сейчас- просто смешно. Но тогда многие, если не все, именно так и думали. Что это? По моему удачная агитка. Особенно впечатляет отличная работа радиосвязи между самолетами. Так вот, мой отец- летчик- истребитель (1941-1945... ЯК-1, Лагг-3, Ла-5) мне ещё в шестидесятых годах рассказывал, что радиостанции, конечно, на самолетах были ( диапазон 2-3 мГц с АМ), а вот хорошей связи не было. Треск...шум...помехи... Хоть шлемофон срывай.
А немцы применяли связь между самолетами на частотах 27-35 мГц с FM. А там помех нет. И с большой высоты слышно далеко.
Не обращайте внимания на такие эпизоды фильма, когда брат- сестре по должности говорит официальным языком командира авиабригады- штурману: хорошо, продолжайте наблюдения... Мне бы так делать и в голову бы не пришло. Или так и было в той жизни? Время- то какое... Конечно, всё это на экране наивно и лубочно, согласно времени 1939 года...
А вот архивные сведения об моём отце, которые я нашел в Интернете (1915-2000) . Летал он с 1936 года по 1957 год. Пару строк. Ордена-медали...не счесть. А вот за таран в 1943 году -Звезда Героя была бы обеспечена. Но, как бывало тогда в пылу битвы, ...награда не нашла своего героя. Главное, что выжил он после переломов и полугода мучений в госпитале в Люберцах (под Москвой), на растяжках... Потом опять летал и, кстати, много, аж до до 1957 года.. Комиссия не пропустила... Умер отец в 2000 году после двух инфарктов и одного инсульта... Ну не принимала его Земля- он всё время в полете... Пилот!
Пережил многих однополчан. Судьба такая безразмерная.
Я сейчас летаю на авиасимуляторе Ил 2 штурмовик. Кто знает, что это- поймёт. Практически Вы управляете любым самолетом ВОВ. И я поражаюсь, как это в 1941 году наши Ишаки И-16 могли даже сбивать самые лучшие самолеты Германии начала войны типа Bf-109. Это же Мерседес и Запорожец... А ведь сбивали...