-
20.09.2023, 08:43 #1
- Регистрация
- 22.01.2003
- Адрес
- пос. Керчикский, Россия
- Возраст
- 60
- Сообщений
- 13,176
- Поблагодарили
- 5567
- Поблагодарил
- 228
Антенна ATAS-120
Есть в наличии такая антенна. Есть так же трансивер FT-991A, который с этой антенной работает без всяких ухищрений. Собираюсь через неделю в отпуск. Дорога дальняя, по пути есть мысли поактивничать в режиме /М.
Но с собой беру довольно старенький ноутбук, на котором стоит Win-XP, которую я менять совсем не собираюсь. Так вот USB-драйвер с официального сайта Yeasu на эту винду вставать совсем не захотел. К тому же трансивер не мой, достаточно новый да и не самый дешевый. А отпуск предполагаю провести в лесу. До места постоянной дислокации добираться буду на лодке по реке, которая сейчас имеет малый уровень, в наличии всякие перекаты и прочие прелести. В общем как то повредить а то и утопить аппарат совсем не хочется. Поэтому буду брать с собой видавший все и вся старенький TS-450. Но попробовать ATAS-120 хочется...
Собственно вопрос:
Насколько я понимаю, между антенной и трансивером ни каких дополнительных проводов нет, все работает по коаксиалу. Видимо как минимум в момент настройки, а может и постоянно для питания тюнера антенны подается питание через коаксиал из трансивера. Как бы такую развязку сделать не трудно по образу и подобию питания всяких антенных усилителей.
Важно другое, как происходит алгоритм настройки. Могу предположить что тюнер в антенне представляет собой какой то вариометр и моторчик, который перемещает его движущийся контакт. Так ли это?
Еще где находится датчик КСВ, в самой антенне или все таки используется КСВ-метр трансивера, уполномоченного управлять антенной?73! Василий, ex RZ6MX
-
20.09.2023, 17:30 #2
- Регистрация
- 13.09.2006
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 71
- Сообщений
- 1,021
- Поблагодарили
- 266
- Поблагодарил
- 54
Василий, была у меня такая антенна, хорошая игрушка. Большой плюс, на скорости, на морозе, не вылезая - можно менять диапазон.
Моторчик там крутится совсем не спеша. Но крутится. И сама "Инициализация"- трансивер должен "принять " эту антенну к работе- около минуты.
В инструкции все расписано. Из минусов- сама катушка намотана каким то жестким наверно стальным с покрытием проводом и имеет около 8 ом при прозвонке.
А это R потерь. За то не стирается при движении контактов по ней.Тут как ее проверяют и выставляют напряжения. Писать про нее много, лучше посмотреть видео.
Думаю на 7 мгц- КПД в районе 15-20%, на 14 мгц может 40-60%. На ВЧ ще выше. Я основание антенны ( конец оплетки) цеплял к корпусу машины медными камазовскими шинами.
У нее само Rизл на 40м наверно 3-5 ом. всего.
73! Александр (R3BU)
-
20.09.2023, 17:58 #3
-
20.09.2023, 18:03 #4
- Регистрация
- 13.09.2006
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 71
- Сообщений
- 1,021
- Поблагодарили
- 266
- Поблагодарил
- 54
А в самой антенне уже стоит такой блок. Маленькая плата, которая "чувствует", какое напряжение подается с трансивера.
Если большое- мотор идет вверх, если маленькое - идет вниз.
Это примерно 13 вольт и 10.5 вольт. (могу быть не точным)
А Ваш самодельный блочек наверно к трансиверам НЕ СЕРИИ Yaesu. Конечно удобно !!!73! Александр (R3BU)
-
20.09.2023, 19:40 #5
-
20.09.2023, 22:07 #6
- Регистрация
- 22.01.2003
- Адрес
- пос. Керчикский, Россия
- Возраст
- 60
- Сообщений
- 13,176
- Поблагодарили
- 5567
- Поблагодарил
- 228
Ну у меня инструкция совсем краткая... В ней описано (с одной стороны листа на китайском, с другой на английском) только что то об эксплуатации с "заточенными под нее" трансиверами. Причем я не очень силен в английском...
На 40м и в мыслях не было ее применять, в лучшем случае от 20м и выше. О ее эффективности я вполне понимаю даже исходя из ее размеров. Общая длина меньше даже чем у автомобильных СВ-антенн. Подкупает так же то что она строится и на УКВ...
- - - Добавлено - - -
Из дальнейших постов я понимаю пока что в самой антенне нет датчика КСВ. Т.е. автоматическая настройка возможна только с "дружественным трансивером". Но тем не менее спасибо RV4CQ за понимание принципа работы "псевдо-тюнера" в основании самой антенны. Теперь понятно что с собой в отпуск я ее не возьму, продолжу эксперименты по возвращению из него с "родным" трансивером. В т.ч. эксперименты с заменой для более эффективной работы на КВ родного штыря на более длинный.73! Василий, ex RZ6MX
-
21.09.2023, 07:26 #7
- Регистрация
- 22.01.2003
- Адрес
- пос. Керчикский, Россия
- Возраст
- 60
- Сообщений
- 13,176
- Поблагодарили
- 5567
- Поблагодарил
- 228
Посмотрел, спасибо. Попробовал с блока питания, двигается. При 13.8 В едет вверх и потребляет около 600мА, при 8 В едет вниз и около 250мА. Пожалуй спаяю пульт ручного управления и все таки возьму антенну с собой, глядишь смогу из машины не только на 10-ке (есть СВ-шная антенна) повещать. Единственное что бздливо пока такую дубинку оставлять на машине во время движения. Поэтому для подслушивания дальнобойщиков в движении буду ставить СВ-шную, а если на стоянке вздумается с радиолюбителями пообщаться, то переставлю дубинку.
73! Василий, ex RZ6MX
-
21.09.2023, 10:24 #8
- Регистрация
- 06.08.2004
- Адрес
- Красногорск, Московская обл.
- Возраст
- 53
- Сообщений
- 646
- Поблагодарили
- 215
- Поблагодарил
- 51
Нет там ничего бздливого.
Я катаюсь с разными АТАСами на разных машинах года так с 2006-го. Чего только не перепробовал, кроме них - и хлысты с тюнером, и диапазонные от MFJ и даже года полтора катался с CODAN 9350.
АЗИ от шишиги разве что не пробовал и АШ-10 с подъемником.
АТАС в движении прекрасно себя чувствует. Да собственно он и задумывался для того, чтобы не скакать, как макака по кукурузному полю, меняя антенны при смене диапазонов...
Единственное, к чему он критичен, это к очень хорошей "земле", массе. Никакие магниты тут не пляшут, надо делать максимально короткое заземление на кузов хорошей шиной. Я сейчас заземлил его куском шины массы от "Газели", длиной 10 см. Под хороший болт.
Крепить надо только жестко, кронштейном. Повторюсь - никаких магнитов.
Хотя, будет и на магните работать. Это справедливости ради.
По эффективности АТАС сильно превосходит хлыст с тюнером, прилично превосходит диапазонные MFJ и прилично уступает CODAN. В основном отсутствием диапазона 80м. Зато выигрывает в массе и габаритах.
Так что ставьте и не бойтесь, ничего с ним не случится.
Не будет согласовываться на 40м - играйтесь с массой.Антон UC3B, ex RV3ADJ
-
21.09.2023, 11:38 #9
-
21.09.2023, 11:58 #10
- Регистрация
- 06.08.2004
- Адрес
- Красногорск, Московская обл.
- Возраст
- 53
- Сообщений
- 646
- Поблагодарили
- 215
- Поблагодарил
- 51
Лучше на рейлинг, если лодка подвинется.
у меня на рейлинге.
На задней двери (мы про багажника дверь же говорим?) у меня АТАС стоял в 2015 году, когда в Польшу ездил. Ничего, работал - были связи из Кракова с нашими 6, 9 районами, с 3 районом. Не очень активно работал - другие задачи были, в основном. Так, удовольствия для.Антон UC3B, ex RV3ADJ
-
21.09.2023, 12:34 #11
- Регистрация
- 22.01.2003
- Адрес
- пос. Керчикский, Россия
- Возраст
- 60
- Сообщений
- 13,176
- Поблагодарили
- 5567
- Поблагодарил
- 228
Не, не подвинется, она достаточно широкая, на перекладины багажника помещается впритык.
Ну да, ВАЗ-2109 Теоретически можно на край капота поставить, к носу лодка все таки сужается. В общем буду смотреть по месту когда лодку погружу.
Ну я тоже не рвусь в активаторы-передовики. Посмотрел маршрут, по пути будет на мой взгляд один мало окученный район. В зависимости от времени суток возможно остановлюсь на часик для развлечения охотников за RDA.
А так в эфире появляться в основном в темное время из стационарных условий. Днем буду в лесу с ружьем или на реке со спиннингом. С собой для стационарной работы будут антенны-веревки и антенна-удочка и маленький бензоагрегат. В стационарном QTH район не супердефицитный, но крайний раз из него работа велась в позапрошлом году.73! Василий, ex RZ6MX
|
Социальные закладки