-
10.06.2010, 18:30 #1
КВ антенна на катамаране
Как лучше всего сделать коротковолновую антенну на катамаране?
Придумываю конструкцию для своего Самохода:
http://picasaweb.google.com/lh/photo...eat=directlink
Андрей Попович в статье про Winlink (http://www.chava.ru/winlink.htm) пишет:
"Антенна - наклонный стеклопластиковый штырь длиной 5 метров. На мой взгляд, это лучший вариант для металлической лодки, корпус которой является эффективным заземлением. Антенна очень эффективна в море, имеет небольшое ветровое сопротивление и не мешает парусному вооружению. Тюнер "строит" такую антенну, начиная с диапазона 7МГц."
Понятно, что конструкция антенны для металлической шхуны, врядли подойдет для катамарана с аллюминиевой рамой и корпусами из ПВХ.
Как будет работать в качестве антенны 5-метровый кусок провода закрепленный на оттяжках одним концом к топу мачты катамарана и другим к верхнему стрингеру (палубе) на расстоянии 20 см в нос от крепления ванты?
Другой вариант - провести антенну от топа в угол кормы.
Рама катамарана и мачта из аллюминевого профиля, тросы вант металлические.73! Дмитрий (RD3ARY)
-
10.06.2010, 18:58 #2
- Регистрация
- 30.04.2006
- Возраст
- 54
- Сообщений
- 2,708
- Поблагодарили
- 1155
- Поблагодарил
- 723
Да, вот задачка. Может легкий укороченный штырь 2-3м прямо на верхушку мачты поставить (аналог автомобильной антенны со спиральной накруткой (hamstick и тд) либо индуктивностью по центру (как у hustler))? Мачта будет второй половиной антенны (можно и кусок провода от нее в соленую воду бросить) если на море. Возможно и согл. устройство если потребуются там же на верху и разместить.
Чувствую далеко на таком собрались. Если прибрежное (50-70 км) я бы пожалуй ограничился УКВ, winlink через пакетные шлюзы на 2м если вблизи имеются.
Как то я пробовал парусные навыки на 16 футовом катамаране на море, честно говоря места там было не до КВ радио станции. Просто спортивный вариант.
-
11.06.2010, 01:11 #3
Так же задавался этим вопросом, неплохой вариант получил с самодельной двухдиапазонной антенной с укорачивающими катушками - решение классическое, антенна укороченная, но установленная на борту яхты с хорошим заземлением, ведь вокруг вода Работой остался очень доволен:
сайт/technical/antennas/mobile_verticale_7_and_14mhz
Вместо "сайт" вставляйте yl3bu.lv (мало пишу, не заслужил
Но хотелось бы иметь больше диапазонов ...
Яхтенная классика, описанная в ARRL ANTENNA BOOK, Chapter 16. Mobile and Maritime Antennas - это использование ахтерштага (у американцев это backstay) в качестве КВ антенны. Т.е. трос, например, из нержавеющей стали поддерживающий мачту сзади, т.е. идущий от топа мачты на корму. Его разбивают специальными яхтенными изоляторами и большую его часть используют в качестве антенны, например совместно с тюнером.
Я, не являясь хозяином яхты, не хотел вносить таких существенных изменений используя подручные изоляторы и тем самым ослабляя конструктивную надёжность лодки. Яхтенные изоляторы достаточно дороги. Поэтому меня посетила вот эта идея:
сайт/news/2009_06_17_01_Ferrite_as_RF_isolator
но её реализация, особенно на НЧ диапазонах, опять же дело не простое. Однако и в таком варианте, в походах прошлого года, я получил неплохие результаты применяя автоматический антенный тюнер. Есть ещё один минус по сравнению с "классическим" вариантом (с разбивкой изоляторами) - нет защиты от удара молнии.73! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
-
11.06.2010, 01:15 #4
У штыря должен быть контакт с мачтой? Непросто будет закрепить...
А просто мачту в качестве антенны нельзя использовать?
В не соленную воду бросать провод смысла нет?
А чем плох вариант антенны в виде провода протянутого от верхушки мачты вниз к палубе рядом с вантой?
В июле собрались на Белое Море, но и по пресным озерам и рекам тоже ходим. А места на этой лодке для КВ станции хватит73! Дмитрий (RD3ARY)
-
11.06.2010, 01:43 #5
На американском яхтенно-антенном рынке активно рекламируется и такой вариант (объясняю упрощённо) - кембрик для трёх проводов в линию, средняя полость для крепления на ахтерштаг, справа и слева находятся провода антенны. Такая конструкция как-бы "натягивается" почти на всю длинну ахтерштага, а два антенных провода внизу соединяются вместе и далее через одиночный короткий провод подключаются к антенному тюнеру, стоящему в корме и заземлённому по короткому пути на воду. Стоит такое чудо около 500$ и как главное достоинство преподносится, что не надо резать изоляторами ахтерштаг; нет контакта на такеллаж и мачту - грозозащита. Конечно это можно повторить и самому, но как будет влиять конструктивная ёмкость между антенными проводами и ахтерштагом? Ведь ахтерштаг электрически подключен к мачте, а та, в свою очередь, должна быть заземлена на воду - обязательное условие грозозащиты. Хотел промоделировать в Мане, но руки не дошли ... Да, честно говоря и обвеска тяжёлая получается для ахтерштага. И почему именно два провода, а не один? Вобщем такая идея как-то не по-душе
73! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
-
11.06.2010, 01:55 #6
-
11.06.2010, 03:12 #7
Штырь будет верхним элементом антенны, нижним - мачта. Если у Вас мачта не заземлена, мачта будет противовесом, если мачта заземлена, то как-бы землёй. "Как-бы" потому, что мачта будет просто толстым проводом, соединяющий точку питания антенны с настоящей землёй - водой. И в том и другом случае резонанс предварительно настроенного штыря может уйти. Затем, в таком варианте, антенна будет самым главным громоотводом. Ну и ещё - очевидно это будет укороченный катушкой штырь стоящий на топе (судя по фото мачта около 9.5 метров), значит во время похода доступ к антенне будет сильно ограничен и переключить антенну (например изменением числа витков укор.катушки) будет не возможно - антенна будет однодиапазонной.
Можно, но по всем яхтенным законам, она должна быть заземлена.
Есть, именно в речной воде, в порту, я и настраивал все мои конструкции, а затем выходили в балтийские воды и всё работало.
На яхте это проблематично сделать вдали от остального таккелажа, а на катамаране, думаю, что возможно. И это будет весьма неплохой вариант.
Можно сделать либо длинный провод с тюнером. Либо однодиапазонную 1/4. Либо многодиапазонную с переключением катушек в нижней части.
Добавлено через 12 минут
Можно сделать длинный провод от топа на корму, но не на саму корму, а вынести за пределы кормы используя дополнительную распорку (если есть куда её закрепить). Или крепить провод антенны где-то справа или слева от центра кормы, ведь у катамарана больше возможностей в этом плане. Вобщем закрепить так, чтобы не мешать работе грота и тем кто управляет лодкой - ведь это самое главное, а потом уже радио ...
Добавлено через 45 минут
Дмитрий, отпишитесь потом. Было бы интересно узнать что и как у Вас получилось. Я в своё время тоже сильно ломал голову как всё это обустроить не мешая работе лодки и её команды, получая и плохие и хорошие результаты.
В вашем варианте, я бы подумал либо о длинном проводе с топа в корму на один из поплавков (идеально с тюнером). Либо укороченный штырь в корме с коротким заземлением на воду. Например можно обустроить посадочное место для однодиапазонных мобильных MFJ-антенн, при смене диапазона просто её менять (хотя не знаю как эти MFJ-ы по прочности в нижней части - не поломаются ли при сильной болтанке во все стороны). Работать будут хорошо. Можно сделать и самодельный штырь. Вобщем есть варианты, главное чтобы времени хватило перед походом
Удачи!Последний раз редактировалось YL3BU; 11.06.2010 в 03:12. Причина: Добавлено сообщение
73! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
-
11.06.2010, 07:57 #8
- Регистрация
- 30.04.2006
- Возраст
- 54
- Сообщений
- 2,708
- Поблагодарили
- 1155
- Поблагодарил
- 723
Правильно, если штырь наверху то естественно на изоляторе, я думаю какой нибудь вариант автомобольного (или спец морского) крепления покрепче подойдет. Скорее всего легкий однодиапазонный, на 20ку например, но можно у основания на верху мачты небольшой авто тюнер разместить в дополнение. Дождь и тд быват сильно уводит резонанс (у автомобольного hustler например с сосредоточенными индуктивностями это хорошо заметно). На 20ку такая типичная автомобильная антенна чуть более 2 метров, легкая и работает вполне эффективно. Можно и несколько диапзонов но обычно это более увесистая конструкция с неколькими катушками или нагруженный вариант с тюнером (тоже в принципе не плохо). Мачту внизу конечно лучше заземлить будет.
Наклонный луч совсем рядом и параллельно с металлической оттяжкой я бы не рассматривал совсем, а вот наклонный луч вместо оттяжки либо в ту сторону где ее нет и пожалуй с питанием сверху с авто тюнером идея очень не плохая (если с вершины мачты на корму главный парус задевать ее не будет случайно?). Луч должен получиться достаточно длинным (метров 7?) и скорее всего будет неплохо работать на 7, 10, 14 МГц. Мачту заземлить опять же. Тот же луч с питанием снизу тоже можно рассмотреть, но мне что то такой вариант меньше нравится на такой легкой и малогабаритной конструкции хотя может быть я и ошибаюсь. Еще один ньюанс, что желательно от этого излучающего полотна держаться подальше в момент передачи и естественно не касаться.
Вариант штыря на корме корпуса мне тоже не понравился. Корма слишком низко и по моему есть хорошая вероятнось ее будет захлестывать в самый нужный момент. К тому же закрепить штырь на пластиковом водонипроницаемом корпусе возможно будет не так легко. Если штырь на раме палубы то скорее всего мешать будет и сломать можно махнув рукой ненароком, хотя можно и так поставить...
Успехов!Последний раз редактировалось KJ6MBW; 11.06.2010 в 08:10.
-
11.06.2010, 08:45 #9
- Регистрация
- 22.01.2003
- Адрес
- пос. Керчикский, Россия
- Возраст
- 60
- Сообщений
- 12,940
- Поблагодарили
- 5472
- Поблагодарил
- 224
А что, просто мачту запитать не получится? Например через гамму или омегу. Вообще вариантов полно. Если саму мачту поставить на изолятор, а ванты (если металлические) заземлены, то получится вариант вибратора Пистелькорса. Можно наоборот мачту заземлить а в один (или в одну?, толковый морской словарь для бестолковых сухопутных читателей давно читал) из вант подать питание. Можно в конце концов. Если мачта пластиковая, то вариантов с удочками тоже полно. Если наклонный луч, то по моему лучше всего с механической точке зрения над стакселем, если тянуть к корме, то может мешать гроту при смене галса.
Смотрю на фото и не пойму, катамаран ПВХ-шный что ли? Морщины в передней части корпуса такие как будто не полностью накачен.Последний раз редактировалось RN6L; 11.06.2010 в 08:50.
73! Василий, ex RZ6MX
-
11.06.2010, 11:50 #10
- Регистрация
- 07.07.2008
- Адрес
- Minsk
- Возраст
- 48
- Сообщений
- 284
- Поблагодарили
- 45
- Поблагодарил
- 63
Похожий катамаран мы применяли в прошлогоднем сплаве по р.Зап.Двина.
http://forum.qrz.ru/thread23832.html
Применяли пластиковые штыри от 5 метров(удочка), до 8 метров колена по 4 метра пр-ва ступинского завода. Три противовеса в воду. Работали /m на KX-1 Европу.
-
11.06.2010, 12:38 #11
Запитать мачту можно если она не заземлена (хотя повторюсь, мачта должна быть заземлена). Плюс ещё момент - ванты обычно из стального троса и электрически соединены с мачтой (хотя может у Дмитрия кевлар или что-то ещё...)
Из опыта, гамма или омега подойдут если не выходить из порта. В походе мачта должна быть свободна от посторонних предметов чтобы не мешать управлению яхтой или наконец ухватиться за неё во время сильной качки, а не улететь с гаммой за борт
Причём свободна и с верху, и с низу.
Поэтому обычно на топе ставят максимум УКВ антенну с фидером проложенным внутри мачты (конечно, если это «Седо́в» — четырёхмачтовый барк, то можно подумать и о КВ).
Если длинный луч, то на корму. На нос не получится - будет мешать стакселю, который может быть расположен вперёд за бортом, если идти фордаком.
Укороченный штырь на корме очень хорошо работает, в походе практически не мешает, но может мешать при швартовке (при проводе вдоль борта якорного конца или конца от крюка закреплённого на буй). Конечно надо решить вопросы крепления и заземления штыря.Последний раз редактировалось YL3BU; 11.06.2010 в 13:07.
73! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
-
11.06.2010, 12:38 #12
- Регистрация
- 30.04.2006
- Адрес
- Красноярск, Россия
- Возраст
- 76
- Сообщений
- 1,269
- Поблагодарили
- 2294
- Поблагодарил
- 530
Существуют специальные антенны, предназначенные именно для ЭТОГО. Например, малогабаритная углепластиковая складная телескопическая антенна (свёрнутая- 0,450 м, развёрнутая ~ 5,5 метра) от аварийной авиационной р/ст. Р-861 "Актиния". Или, практически такая же антенна от морской аварийной р/ст. "Призыв". Естественно, три противовеса - в воду. На 20-ке согласовывать "как бы" не надо. Для остальных диапазонов (от 7 Мгц и выше!) потребуется небольшое АСУ. Если автоматическое - то идеальный случай! Для антенны от р/ст. Р-861 предусмотрена небольшая складная тренога. А антенну от р/ст. "Призыв", располагаю на"теодолитной" треноге. Естественно, во всех случаях противовесы необходимы для работы на тех, или иных диапазонах.
73! Александр (UA0AAM)
-
11.06.2010, 12:45 #13
- Регистрация
- 30.04.2006
- Адрес
- Красноярск, Россия
- Возраст
- 76
- Сообщений
- 1,269
- Поблагодарили
- 2294
- Поблагодарил
- 530
В догон. Фото антенны от Р-861 "Актиния"
73! Александр (UA0AAM)
-
11.06.2010, 13:28 #14
Не успел дописать о штыре на корме ...
Заземлиться лучше максимально коротким проводом на металл находящийся в воде, обычно латунь. Например на западе продают специальные латунные пластины (размеры разные, например 300х100 и т.д.) с приваренными двумя винтами для крепления на корпус за бортом ниже ватерлинии, заземление зажимается под гайку изнутри, где сухо. Две таких пластины по левому и правому бортам обеспечат надежное заземление на любых кренах.
С выкидыванием противовесов за борт у меня плохой опыт - на большой скорости и волнении, их просто выкидывало из воды, настройки всего антенного хозяйства плясали, от трансивера "жалило" током. Вобщем такие эксперементы я давно закончил73! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
-
14.06.2010, 17:23 #15
- Регистрация
- 20.10.2006
- Адрес
- Жуковский МО
- Возраст
- 51
- Сообщений
- 562
- Поблагодарили
- 167
- Поблагодарил
- 269
в качестве быстро-дешевого варианта :
носовой вант отделить орехами. питание по принципу http://dl2kq.de/ant/3-38.htm.RU3DUC
|
Социальные закладки