Когда то давным давно в начале 80-х я побывал в гостях у Володи R9QQ ex UA9QAQ.
Показывая свою аппаратуру он рассказал случай: пришел к тему в гости товарищ не радиолюбитель и увидев УКВ конвертор воскликнул: "Ёп-ть пружинок то сколько!" Ну вот вспоминая те дни Володя вспомнил еще одну историю.

ТРАНСФОРМАТОР - ПУТЕШЕСТВЕННИК

Недавно, подыскивая необходимую мне радиодеталь, среди прочих "радиожелезок" обнаружил запчасти давным-давно разобранного усилителя мощности. И вспомнились забавные события, связанные с этим усилителем..
Случилось это в далёком уже 1972-м году. Работал я в то время на шадринском телефонном заводе. Имея возможность, изготовил для своего будущего усилителя мощности анодный трансформатор. Катушку транса пропитал и просушил на заводском технологическом оборудовании. Получился классный анодник с высокой электрической и механической прочностью. Но его габариты - размером с самогонный аппарат
и весом в 10-15 кг создавали определённую проблему. Такой в кармане не вынесешь с завода.. Но вскоре способ выноса-вывоза отыскался.
В заводском дворе стоял автоприцеп с погруженной на него яхтой "Гея" и подготовлен к выезду с территории завода. Эту яхту построил начальник участка регулировки Ивиссталь Викторович Кубяк, один из первых радиолюбителей Шадринска,UA9RA, ныне SK. Ивиссталь был заядлым фото-кинолюбителем, путешественником. Со своей
командой на яхте он планировал добраться по автодороге до Тобольска, далее по Иртышу и Оби, обогнуть Ямал,через Карское и Берингово море достичь Мурманска.
Руководство завода поддержало путешественника и было разрешено построить яхту в заводском столярном цехе. Ивиссталь дал согласие вывезти мой трансформатор, так как планировалась еще загрузка личного имущества и продовольствия у одного из членов команды и там выгрузить мой транс. После работы я подъехал по известному мне адресу, но хозяйка сказала, что ничего они не оставляли, видать в спешке забыли..
Так мой трансформатор уехал в дальние края.
С Ивиссталем у меня была договорённость о сеансах радиосвязи. На борту яхты был самодельный 20-ваттный телеграфный передатчик на диапазон 14 Мгц и стандартный измерительный приёмник со встроенным телеграфным гетеродином. На этот же приёмник проводился приём метеопрогнозов с береговых радиостанций во время плавания. У меня в то время был переделанный на все диапазоны КВ-М и 4-х каскадный передатчик конструкции Толи Белых, UA1OJ, нынеSK. Я передавал на 40-м
диапазоне,слушал на 20м. Сразу оговорюсь,связь удавалась не всегда. Кто "в теме", тот поверит, что радиосвязь на КВ с северными широтами весьма затруднительна..
Зато,когда удавалось услышать знакомый позывной, очень подробно передавал информацию о погоде в Шадринске, и что все родственники и друзья передают приветы и желают путешественникам попутного ветра.. При возвращении Ивиссталь рассказывал, как приятно было всему экипажу в далёком - далеке получить весточку из родного Шадринска..
А вскоре связь совсем пропала, потянулись тревожные дни и
недели ожидания, несмотря на регулярное прослушивание эфира.. В то время главный инженер завода, Валентин Фоминых, UA9QK, делал попытки дозвониться до рыбацких посёлков по берегам маршрута, но никто яхты не видел.. Со вздохом облегчения была получена на заводе телеграмма от Ивиссталя. Он сообщал, что экипаж яхты жив-здоров, они успешно прошли Карское море, но в Баренцевом море, в западной его части встретили сплошные льды, с трудом добрались до устья Двины и поднялись по ней до Нарьян-Мара. Удалось яхту погрузить на же-
лезнодорожную платформу и отправить в Шадринск, а сами выехали пассажирским поездом.
Через какое-то время по внутреннему телефону мне звонит Ивиссталь:" мы у 4-го цеха, забери свой грёбаный трансформатор!" Вот это шутка! Прокатил мой транс по морям-по волнам и обратно же на завод и привёз!А на мои претензии ответил, что трансформатор едва избежал участи быть выброшенным за борт, когда боцман ремонтировал двигатель и случайно обнаружил в моторном отсеке "железяку". Но было решено-пусть будет дополнительным балластом..
Спустя некоторое время, был всё-таки найден способ вынести железного путешественника с завода, и этот трансформатор четыре года успешно трудился в составе усилителя мощности на триоде ГИ-14Б по схеме с ОС. Позже усилитель был разобран, а трансформатор подарен Саше Некрасову. Через несколько лет Саша уехал на ПМЖ в Челябинскую область. Говорят, у него есть позывной, но в эфире его не слышал.. И о том трансформаторе у меня нет более сведений..
У яхты "Гея" печальная судьба. В повторном плавании по различным причинам ей не было суждено быть, её увезли в заводской пионерлагерь "Звёздный", там она простояла какое-то время, затем чьей-то злой рукой сожжена..
Ну а воспоминания о курьёзном случае с трансформатором всегда вызывают невольную улыбку..

7 февраля 2013г. В.Горшков,R9QQ г.Шадринск.


P.S. Сашу Некрасова недавно отыскал - он сейчас в Челябинске, рдо бросил - бизнесом занимается, не до того. А остатки его "радиобарахла", он сказал, в Троицке, на коллективке у Геннадия Шкумата или у кого-то из его ребят..

Вот такая история.
RA9AP