-
08.07.2016, 16:07 #16
- Регистрация
- 05.01.2009
- Адрес
- Новосибирск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 4,408
- Поблагодарили
- 1636
- Поблагодарил
- 326
По штатному на самолёты Р-5 должна была ставиться 11-CK.При разведке на большие расстояния.
Вполне возможно, что могли поставить и 13-СК.
Диапазон у обоих передатчиков одинаковый, мощность у 11-СК была 30 ватт, у 13-СК была 20 ватт.
Сильно ли они отличались по внешнему виду, не знаю.
-
08.07.2016, 21:35 #17
- Регистрация
- 10.12.2006
- Сообщений
- 652
- Поблагодарили
- 213
- Поблагодарил
- 168
-
10.07.2016, 17:46 #18
- Регистрация
- 05.01.2009
- Адрес
- Новосибирск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 4,408
- Поблагодарили
- 1636
- Поблагодарил
- 326
Виктор, в "Очерки по истории войск связи", Москва, 1969 приведены следующие данные:
11-CK , 30 ватт ,диапазон 66,6 - 120 метров
13-СК , 20 ватт ,диапазон тот же
14-СК , 10 ватт, 64,8 - 88,8 метров
15-СК , 10 ватт, 60-75 метров.
Какие там лампы на выходе стояли, понятно, что не сказано.
Поскольку сейчас документов про такие станции опубликовано много, есть и в интернете
десятка полтора, то история получается примерно такая.
Работы по второй системе вооружения начались в соответствии с Постановлением РВС СССР от 3 апреля 1930г.
Конкретно, по части связи, было дополнительное 31 вгуста 1931 года.
Разработка новых радиостанций КВ диапазона.
Конкретно по самолётным работы велись в 32-33 годах в ЦВИРЛ, общее руководство - Берсенев Б.Н.
Всего первоначально собирались сделать 5 аппаратов, для них были распределены цифры так:
11 - аэродромная
12 - приёмная для любых типов самолётов
13 - для бомбардировщиков
14 - для корректировщиков
15 - для истребителей
Если посмотреть итоги 1932 года, то по самолётным план производства был выполнен на 25 процентов,
по аэродромным на 10 процентов.
Первой самолётной радиостанцией из новых была 13-СК и в 1933 году её в Москве уже выпустили даже
немного сверх плана, точные цифры есть здесь: Не позднее 15 апреля 1934 г. — Справка V Управления Штаба РККА о выполнении промышленностью заказов Наркомата по военным и морским делам СССР в 1933 г. | Проект «Исторические Материалы»
Ну пока разрабатывали станции и ставили на производство появились новые самолёты и решили, что
неплохо бы было ещё сделать станцию КВ для тяжёлых бомбардировщиков и дальних разведчиков и появляется
11-СК.
Что это было, новый передатчик или форсированный по мощности 13-СК ???
Я думаю (но не настаиваю), что скорее всего умощнили 13-СК.
Ещё одной новой станцией, которой первоначально не было, стала 15-СУ для истребителей.
А вот 14-СК решили производство прекратить, и на корректировщики (ближние разведчики) ставить 13-СК.
Документы в интернете по авиационным станциям:
27 августа 1934 г. — Справка Сектора обороны Госплана СССР о состоянии электрослаботочной промышленности в 1933-1934 гг. | Проект «Исторические Материалы»
1 апреля 1933 г. — Из доклада начальника связи РККА Н. М. Синявского «Об итогах первой и перспективах второй пятилетки по системе вооружения и организации связи РККА» | Проект «Исторические Материалы»
2 июня 1934 г. — Докладная записка военно-морской группы Комиссии партийного контроля секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину об обеспечении военно-воздушных сил радиосвязью | Проект «Исторические Материалы»
-
12.07.2016, 11:17 #19
- Регистрация
- 10.12.2006
- Сообщений
- 652
- Поблагодарили
- 213
- Поблагодарил
- 168
-
12.07.2016, 11:37 #20
- Регистрация
- 15.04.2006
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 78
- Сообщений
- 1,672
- Поблагодарили
- 2796
- Поблагодарил
- 522
Виктор Викторович, ну сколько можно просить, чтобы кроме интересных страниц из книг были бы ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИК (название книги и проч.)?!
Ну, давайте не нагружать читательские мозги (мои, к примеру) воспоминаниями типа "Где же я это видел?"...73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей В.Громова rkk-museum.ru или радиомузей.рф
-
12.07.2016, 12:18 #21
- Регистрация
- 10.12.2006
- Сообщений
- 652
- Поблагодарили
- 213
- Поблагодарил
- 168
Валерий Борисович, схема взята из "Руководства по среднему ремонту 13СК".
73. Виктор
-
12.07.2016, 17:23 #22
- Регистрация
- 05.01.2009
- Адрес
- Новосибирск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 4,408
- Поблагодарили
- 1636
- Поблагодарил
- 326
Виктор, то, что ГК-36 была предшественницей ГК-20 это ошибка.
Новая система обозначений (ГК,ГУ и т.п.) появилась в середине 30-х годов.
Примерно в 1936 году, при желании можно уточнить.
А все станции средней мощности разработки начала 30-х (5-АК, 13-РС и т.д.) разрабатывались на лампе Г-36.
Затем эту лампу модернизировали, немного форсировали и появилась лампа, которую позднее назвали ГК-20.
В чём была разница между Г-36 и ГК-20.
Поменяли конструкцию анода, это позволило поднять номинальное напряжение анода с 600 до 750 вольт, у старой лампы 20 ватт это была максимально рассеиваемая мощность на аноде, у новой 20 ватт это уже номинальная, рассеиваемая довольно длительное время, срок службы лампы увеличился со 100 часов до 200.
Параметры лампы Г-36 можно посмотреть в книге В.И.Шаров, Радиотехника, 1934г. на стр.169
Книжка (12 мБ) есть здесь https://dl.dropboxusercontent.com/u/...1/1934sch.djvu
-
14.07.2016, 00:57 #23
- Регистрация
- 10.12.2006
- Сообщений
- 652
- Поблагодарили
- 213
- Поблагодарил
- 168
Ну про соответствие ламп ГК-36 и ГК-20 было в "Справочнике по войсковым и танковым...", то не я придумал, внешне они конечно чуть разные -ГК 36 груша с пыптиком, а ГК 20 кобра, наверное внутри трошки тоже различались.... Вот Г-36 никогда не видел. В 13-СК анодное 750, 36 отпадает, так что там могло стоять тогда? ГК-20 вроде в то время еще не было?
73. Виктор
-
14.07.2016, 17:45 #24
- Регистрация
- 05.01.2009
- Адрес
- Новосибирск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 4,408
- Поблагодарили
- 1636
- Поблагодарил
- 326
Да я и не говорю, что лампа ГК-20 вначале не называлась ГК-36.
Помню, несколько лет тому назад у ВЭЛЛА на форуме ГК-36 показывалась.
Я говорю про то, что ГК-36 в период разработки и выпуска первых станций не было.
Её серийное производство началось в начале 1934 года.
Примерно в марте.
Она и пришла на замену Г-36.
Зачем её название позднее заменили на ГК-20, вроде названия похожи.
Названия похожи, но смысл в названиях разный.
В момент появления станций лампы назывались так.
Первая буква - назначение, для генераторной это Г.
Вторая буква - тип катода, если катод был обычный вольфрамовый, то второй буквы не было.
Дальше несколько цифр.
Для маломощных и среднемощных это была одна или две цифры, означающие номер разработки.
Для мощных - три или четыре цифры, обозначающие мощность.
Если те цифры из названия умножить на десять, то это и была мощность.
К примеру, Г-200 это лампа на 2 киловатта.
Так вот, когда Г-36 модернизировали, то катод вместо вольфрамового у неё стал карбидированным, отсюда в названии ламы и появилась буква К. И лампа стала называться ГК-36 вместо Г-36.
Для чего такой катод сделали, обычный вольфрамовый перегревался и это уменьшало срок службы, когда сделали карбидированный, то срок службы стал вместо 100 часов, 200, о чём я уже писал.
А зачем её потом переименовали в ГК-20 ?
Когда стали внедрять американские лампы, в том числе и генераторные, то хотели сохранить в названиях американские цифры.
А это со старой системой обозначений не стыковалось.
По новой системе букву Г сделали для ламп по американскому образцу, то есть, американская 411 стала советской Г-411 и т.п.
Вторую букву отвели для назначения применения, и буква К стала уже для коротковолновых.
А цифры тех старых советских переименуемых ламп уже стали обозначать мощность.
Таким образом ГК-36 и превратилась в ГК-20.
Заодно и поменяли колбу на кобру, стандартизировали с другими новыми лампами.
Стекло для них было тоже другого сорта, более прочное.
Теперь насчёт напряжения 750 вольт.
В то время когда это описание по ремонту было издано уже Г-36 не было,стало быть всё нормально.
Учитывать надо такой момент, когда начинали делать станции, ещё серийно выпускаемых советских умформеров не было.
И закупали импортные, всякие разные.
А когда стали готовить к выпуску свои, то на тот момент установили стандарт, по которому умформеры и генераторы для привода от бензиновых двигателей имели высокую напругу 750, 1500 или 2500/3000 вольт.
Позднее появились умформеры и на более низкие напруги.
Уже под другие лампы.
Я вот почему считаю, что 11-СК скорее всего просто форсированный вариант 13-СК.
Да потому, что они как раз появились тогда, когда вместо Г-36 появились ГК-36.
-
15.07.2016, 12:58 #25
- Регистрация
- 10.12.2006
- Сообщений
- 652
- Поблагодарили
- 213
- Поблагодарил
- 168
А не могла моща варьироваться просто кол-вом ламп на выходе?
Юрий Борисович, при возможности поищу книжку "Очерки по истории войск связи" поизучаю на досуге.
Любопытно, а вот была такая станция, РСР, достаточно редко встречается, по ней информации немного, картинки тут когда то проходили... вот эта РСР как понимаю на смену 1Х-СК пришла?73. Виктор
-
15.07.2016, 15:43 #26
- Регистрация
- 05.01.2009
- Адрес
- Новосибирск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 4,408
- Поблагодарили
- 1636
- Поблагодарил
- 326
Ну практически больше двух триодов в схеме с общим катодом на КВ ставить было проблематично.
Начинался возбуд, который можно было устранить введением ёмкости нейтрализации, но нейтрализация более-менее нормально работала только в узком диапазоне частот.
На схеме передатчика 13-СК видно, что там уже при двух лампах стояла ёмкость нейтрализации с выходного контура на сетку выходных ламп.
Когда-то здесь на форуме в какой-то теме говорили о системах радиовооружения, я тогда на скорую руку отсканировал несколько страниц из этой книжки про радиостанции и скидывал в файлообменник.
Сейчас нашёл где они лежат https://dl.dropboxusercontent.com/u/5852111/ocher.pdf
В принципе можно и всю книжку отсканировать осенью.
На смену авиационным радиостанциям второй системы радиоовооружения (СК) пришли радиостанции третьей системы, уже на основе новых (американских) комплектующих, которые серийно начали выпускаться в 1937 году, и тогда таких самолётных станций было задумано 8 типов.
Наиболее успешно из них пошла в производство РСР.
А как и что было тогда в 1937 году, есть подробный документ 29 сентября 1937 г. — Докладная записка руководителя группы военного контроля Комиссии советского контроля при СНК СССР В. Н. Соколова председателю СНК СССР В. М. Молотову о состоянии оснащения авиации средствами радиосвязи | Проект «Исторические Мат
-
25.10.2016, 20:03 #27
- Регистрация
- 10.12.2006
- Сообщений
- 652
- Поблагодарили
- 213
- Поблагодарил
- 168
Предшественница из первой системы вооружений 14-С-1. Применялалась на самолетах Р-1 и Р-5.
По сравнению с 14-СК более длиноволновая, внешне не знаю схожи или нет. ТХ собран на лампах Ж-9 (???) приемник 1-V-2 на "Микро".
Скан из одноименного мануала 1932 г.73. Виктор
-
25.10.2016, 21:29 #28
- Регистрация
- 05.01.2009
- Адрес
- Новосибирск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 4,408
- Поблагодарили
- 1636
- Поблагодарил
- 326
Из какой-то книжки про лампы за 1934 год:
На будущее, для информации, был вот такой справочник -"Сборник описаний имущества связи"
Про авиационную связь, хоть и гражданскую, но предвоенную, недавно наткнулся на дневник инженера Горьковского радиозавода:
http://ukhtoma.ru/belikovich.htm
-
26.10.2016, 03:14 #29
- Регистрация
- 24.06.2005
- Адрес
- Барнаул
- Возраст
- 76
- Сообщений
- 2,336
- Поблагодарили
- 1721
- Поблагодарил
- 1537
-
26.10.2016, 15:54 #30
- Регистрация
- 10.12.2006
- Сообщений
- 652
- Поблагодарили
- 213
- Поблагодарил
- 168
Социальные закладки