Продолжаю публиковать тексты пояснений к витринам Радиомузея Валерия Громова. Я подготовил 1-ю часть текста про Витрину №3, где у нас собрана радиоаппаратура германского Вермахта. Это информация о том, почему накануне Второй мировой войны Германия сделала рывок в области военной радиосвязи. Вторая часть текста будет посвящена описаниям аппаратуры, показанной в Витрине №3.
Тексты, приведенные ниже, будут зачитаны мною на диктофон и будут доступны через QR-коды, приклеенные к музейным витринам. Тогда каждый посетитель музея сможет слушать мои пояснения на своем личном мобильнике.
Вот фотография Витрины № 3 с разметкой, сделанной для музейного сайта:
ВИТРИНА № 3 (часть 1)
(Германская радиотехника 1930-х и 1940-х)
Наша витрина № 3 целиком посвящена военным приемникам и передатчикам германского Вермахта. Так с марта 1935 года и до конца войны назывались германские вооруженные силы.
Внешне радиоаппаратура Вермахта выглядит куда более солидно по сравнению с советскими и даже с американскими образцами прежде всего из-за того, что в ней трудно найти блоки, соединенные друг с другом на заклепках или на винтах. Как правило, это блоки, изготовленные методом литья под давлением из алюминиево-магниевого сплава Elektron. Американцы начнут широко применять этот метод только ближе к концу войны.
Вплоть до конца 1920-х Германия ничем не выделялась среди других стран, где развивалась радиосвязь. Однако ряд научных открытий, сделанных немецкими учеными в начале 1930-х и внедренных ими в практику, позволил Германии сделать резкий рывок вперед. Речь идет о создании керамических материалов с очень низкими потерями на высоких частотах, материалов на основе диоксида титана, из которых делали трубчатые керамические конденсаторы, высокочастотных магнитных сердечников на основе карбонильного железа.
Высокочастотная керамика использовалась для создания катушек индуктивности с вожженой намоткой из меди или серебра. Такие катушки имели очень низкую паразитную емкость, а по стабильности значительно превосходили катушки с традиционной намоткой. Керамические конденсаторы имели нормированные ТКЕ (температурные коэффициенты емкости), что вкупе с керамическими катушками индуктивности позволило немецким инженерам создавать генераторы высокой частоты с плавной перестройкой, которые по своей стабильности были сравнимы с генераторами ВЧ с кварцевой стабилизацией. Именно поэтому вы не найдете в немецких КВ (и даже в УКВ) радиостанциях сменных кварцевых резонаторов, как это имеет место в американских конструкциях. Кварцевые резонаторы немцы использовали в фильтрах промежуточной частоты и в кварцевых калибраторах, а также в малогабаритных агентских (шпионских) радиостанциях серии SE, которых в моих коллекциях нет.
Фирму «Лоренц», одного из лидеров в области связной радиоаппаратуры, беспокоила низкая продуктивность существовавшего в начале 1930-х производства. Одна группа специалистов монтировала на плоском шасси все элементы будущего приемника или передатчика, а затем другие специалисты занимались наладкой и настройкой. Дело шло достаточно медленно.
«Лоренц» предложил разделять радиоустройства на модули, которые можно было бы изготавливать и настраивать независимо друг от друга, а затем на конечном этапе объединять. Внедрение модульного подхода требовало отказа от традиционного монтажа на плоском шасси, и «Лоренц» предложил изготавливать новые шасси с использованием литья под давлением.
Этот метод уже давно применялся в автомобильной промышленности, и лидером там была фирма Mahle (мале), которую «Лоренц» и привлек к изготовлению модульных шасси для радиоаппаратуры Вермахта. Вплоть до конца войны фирма Mahle и ее конкурент Nüral (нюрал) обеспечивали выполнение всех заказов Вермахта. Метод литья под давлением позволял выпускать изделия весом от 500 миллиграммов до двух килограммов с точностью до нескольких долей миллиметра. Сплав, из которого изготавливались модули радиоаппаратуры, назывался «Elektron» и состоял на 90 процентов из магния и 9 процентов алюминия с небольшими добавками цинка, кремния и марганца. Шасси аппаратуры, изготовленные из сплава «Электрон», были достаточно легкими и прочными, обеспечивая хорошую экранировку между каскадами.
Известно, что магний, составлявший основу сплава «Электрон», Германия получала из Швеции. Наш образец популярного приемника Torn.E.b (торн-э-бэ), который был изготовлен в 1937-м году, весил 11,3 килограмма:
Однако ближе к концу войны, когда Балтийский флот перекрыл поставки из Швеции, немцы вынуждены были добавлять в смесь для сплава «Электрон» железо вместо магния. Железо тяжелее магния в четыре с половиной раза, поэтому неудивительно, что шасси немецкой аппаратуры сильно потяжелели. Так, наш второй Torn.E.b, изготовленный в 1945-м году (он показан в витрине № 4)
весит не 11,3 кг, а целых 18 килограммов!
Однако само по себе литье под давлением еще не обеспечивало Вермахту создание высококлассной радиоаппаратуры, образцы которой можно увидеть в витринах № 3 и № 4 нашего музея. Основу этой аппаратуры составляли радиолампы, либо специально разработанные для Вермахта, либо уже выпускавшиеся для гражданских целей и прошедшие военную приемку.
К сожалению, я не так давно обнаружил, что даже те, кому за сорок, уже не понимают, что такое «радиолампа» и зачем она нужна. Поэтому то, что я намерен рассказать о «радиолампах Вермахта», может быть им непонятно и неинтересно. Таким людям я рекомендовал бы сразу перейти к описаниям германской радиоаппаратуры (Витрина № 3, часть 2), которые начинаются с рассказа об известном радиоприемнике Torn.E.b. Однако радиолампы составляют существенную часть коллекций моего музея, а на сайте radiomuseum.org известного коллекционера Эрнста Эрба имеется и моя коллекция радиоламп, которая насчитывает 1110 наименований. Конечно, далеко не все эти лампы относятся к теме нашего разговора, но как минимум 150 радиоламп Вермахта в моей коллекции есть.
Напомню, что коллекционером военной радиоаппаратуры времен Второй мировой войны (и, конечно, времен ВОВ) я стал случайно, когда в 2003-м году наша фирма осваивала свое новое здание, а все те, кто создавал нашу первую коллекцию с мая 2000-го года, либо умерли, как [B]Виктор Николаевич Захаров (ex-UA3FU)[/B], либо уволились.
Не помню, откуда у нас появились немецкие радиолампы и их панельки, но одних только пентодов RV12 P2000 у нас оказалось больше 200 штук. Вот тогда и возникла идея показать в витрине № 3 наряду с вермахтовской аппаратурой и кое-какие вермахтовские радиолампы. Вот что у нас получилось:
Хотелось продемонстрировать большое разнообразие форм и размеров «радиоламп Вермахта», из которых выделяются радиолампы с плоской «попочкой» и ножками, торчащими не вниз, а в стороны. Такие радиолампы предназначались в первую очередь для модульной аппаратуры, где надо было обеспечить компактность и простоту доступа к лампам.
Для этого в центре каждой «попочки» имелось отверстие с резьбой, куда могла вкручиваться круглая пластиковая ручка, за которую радиолампу можно было выдернуть из ее панельки. Самым известным из таких радиоламп следует признать пентод RV12 P2000. Этих универсальных пентодов до конца войны было выпущено более 16 миллионов штук. Так что не удивительно, что среди наших ламповых сокровищ оказалось 200 штук именно этих радиоламп.
При всем разнообразии радиоламп Вермахта и прошедших военную приемку гражданских радиоламп, немцы строго соблюдали принцип минимизации числа моделей ламп внутри одного устройства, будь то радиоприемник или радиостанция. Как правило, старались иметь лампы одного или максимум двух типов, что облегчало комплектование запасного имущества. В пехотных радиостанциях широко применялись 2-вольтовые пентоды RV2 P800, а в авиационной аппаратуре уже упомянутые 12-вольтовые пентоды RV12 P2000.
При этом ради соблюдения принципа «минимизации числа моделей» с пентодами P2000 проделывались, например, такие фокусы, как соединение всех трех сеток с анодом, что превращало пентод в диод. Но поскольку недостатка в пентодах P2000 немцы не испытывали, они могли себе это позволить.
Со временем нам стало не хватать места на витринных полках, и мы решили расширить некоторые витрины, разместив экспонаты на уровне пола. В витрине № 3 мы выделили одну такую ячейку для дополнительной экспозиции «радиоламп Вермахта». К этому времени у нас собралось много экзотических радиоламп, выигранных на интернет-аукционах.
Обратите внимание на две электронно-лучевые трубки, которые использовались в бортовых РЛС немецких ночных истребителей-перехватчиков. Здесь речь идет не о Восточном фронте, где немцам противостояла Красная Армия, а о ночных налетах на Германию англичан и американцев:
Любопытно выглядит также мощный импульсный пентод AS 1000, так похожий на советскую ГУ-80. Здесь речь не о радиолокации, а о подводной эхо-локации. Две большие стеклянные лампы - это генераторные триоды с воздушным охлаждением на мощность 1 киловатт каждый. Они применялись в корабельных радиопередатчиках.
Еще больше военных радиоламп показано в витрине № 4. Там им отведено шесть ячеек. А мы переходим к рассказам об аппаратуре германского Вермахта, и начнем с известного ранцевого приемника Torn.E.b.
Социальные закладки