О радиолюбительском братстве и не только.
Случай такой был. Жил в нашем городе радиолюбитель-инвалид Михаил (UB5RBX). Жил с матерью-пенсионеркой. Всю жизнь свою она проработала в колхозе и заработала пенсию – аж 12 рублей (советских). Была такая пенсия при строительстве «развитого». Михаилу же по какой-то абсолютно бюрократической причине пенсию вообще не платили. Очень бедно жили они. Единственной отрадой у Миши был эфир в котором никто не видел его инвалидности, в котором он был как все. Работал только на десятиметровом. Активно и ежедневно, лишь бы прохождение было.
И вот в конце 70-х он неожиданно умирает. Мать, почти уже не ходячая, растеряна, плачет… Хоронить некому. Нас, радиолюбителей, еще тогда молодых парней, было в городе всего несколько человек. Тоже денег не лишних. Мобилизовались. Похоронили. Мать Мишина убивается: бедность, долги, а скоро 40 дней и т.п. Нам говорит, что возьмите, мол, что осталось из Мишиного «имущества» - хоть какая-то компенсация…
Смотрю я Мишин аппаратный, смотрю книжечку записную. И приходит мне в голову мысль: а не обратиться ли за помощью к радиолюбителям, записанным в его блокноте? Знакомые, скорее всего. Ксероксов не было, ПК тоже. Однако у одного из нас жена работала в узле связи телеграфисткой. У них аппараты там были что-то типа СТ, или другие, но печатать могли на рулонной бумаге. Короче на этих аппаратах эта женщина, ночью, чтоб не узнало начальство, размножила написанный мной текст, типа: «Уважаемый радиолюбитель, ваш адрес мы взяли с блокнота неожиданно умершего, по-видимому знакомого вам по эфиру…. Жил он с мамой бедно… Помогите кто сколько может». Разослал я эту листовку (помните штампик «Пересылается бесплатно»?) на где-то с пол-сотни, а может немного больше, адресов. Адрес для возможной помощи указал Мишиной матери.
Недели через две-три звонит она мне, вся перепуганная, просит прийти. Прихожу. Она действительно перепугана. Вася, говорит, мне приносит почтальонка какие-то деньги. Много приносит. Я таких денег в жизни не видела. Я их вот складываю – не знаю что с ними делать. Тут же выложила все на стол. Я тоже обалдел! Денег действительно было много. На корешках квитанций – весь Советский Союз. Высылали поодиночке, группами и даже клубами. Сейчас уже не помню, то ли Ставропольские, то ли Краснодарские радиолюбители объявили сбор денег в своих радиоклубах. Большие суммы (несколько бабушкиных годовых пенсий) выслали радиолюбители Северных районов страны, («нефтяные заработки» у них были, могли позволить себе).
Рассказал я бабке, что это Миши покойного друзья решили помочь, что это деньги ей, и что она теперь может ими расплатиться за долги, сделать поминки и т.д. Я видел, что она и верит мне и не верит. Ну убедил как то. Главное, что никто к ней за этими деньгами не придет, что не следует бояться их расходовать и пр. Иду назад и думаю: а что если почтовые работники сообразили, что бабка не знает откуда и сколько может поступить денег? Возвращаюсь, попросил корешки переводов. Иду к начальнику почты – знакомый был. Объясняю ситуацию. Давай, говорю, корешки сверим – все ли бабушке принесли? Опасение подтвердилось. Принесли только третью часть! Дальше рассказывать не интересно.
К чему я это все? Да для того, чтоб еще раз напомнить себе и всем нам о нашем радиолюбительском братстве. Не было тогда ксероксов, компьютеров и Интернета – многого не было. Но и не обманывали на каждом углу. Если просили помощь, значит это была ПРАВДА. В этом никто не сомневался, а потому и помогали. И как же упала человеческая мораль к началу третьего тысячелетия. Причин этому много: сберкнижки – обман, инфляция – обман, трасты – обман, приватизация – обман, формирование цен – обман, обман, обман. А раз так, то пошли голубковы и подобная им нечисть.
Я уверен, что этот малолетний комбинатор, скорее всего, не понимает всю глубину аморальности свершенного им массового мошенничества, если это так. Но свершенное им стало еще одной каплей в цепи событий ведущих общество и нас радиолюбителей, как составную общества, к потере доверия в нашей среде, к потере чувства сострадания к чужой беде, ко многим моральным утратам.
И еще. Раз жизнь такая настала, я бы не советовал обманутым отправлять оригиналы платежных документов – только копии. Оригиналы – по запросу прокуратуры.