-
15.06.2010, 01:15 #1673! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
-
15.06.2010, 19:58 #17
Если что-нибудь получится, то, конечно, напишу. Эх, жаль только мало времени остается на эксперименты.
Спасибо всем за помощь! Вернулся после 3-х дневных испытаний катамарана на Московском море. Погода была в самый раз
Испытания в некоторой степени прояснили вопрос о месте установки антенны. Стало ясно, что на топе устанавливать штырь пока нет возможности. Стаксель стоит на штаг пирсе (труба с металлическим тросом внутри, на которую сматывается стаксель), использовать этот штаг вряд ли удастся. С топа мачты на борт далеко перед / за вантами антенну тоже поставить нельзя, так как она будет мешать стакселю / гроту. Чтобы не мешать гроту при проводке с топа на корму, последнюю надо значительно удлинять.
И еще: запитать мачту нельзя, также как и вставлять изоляторы в стальные тросы штагов.
Остается два варианта:
1) Штырь, закрепленный на кормовом конце стрингера, т.е. фактически на конце баллона
2) Сделать бушприт и провести на него антенный провод (5 м?) с топа мачты на самый нос. Провод привязать к топу и бушприту веревками, а также отдельным куском провода заземлить его на воду («заводнить») . Мачту также заземлить.
На борту Icom IC-718 будет подключен к антенне через тюнер LDG IT-100 , их тоже надо будет заводнить. Правда, тюнера еще у меня нет , жду когда он приедет на следующей неделе.
Также в наличии есть вертикальная КВ антенна Hy-Gain AV-18VS:
http://www.eham.net/reviews/detail/2281
http://www.youtube.com/watch?v=MTtmjqSoshw
Описание Hy-Gain AV-18VS с сайта www.tangenta.ru :
"Высота антенны 5.5 метров, благодаря небольшой массе она не требует применения оттяжек. При перевозке антенна может разбираться на отдельные трубки, при этом максимальная длина элемента не превышает 1.5 метра. При хорошей проводимости почвы в месте установки можно использовать антенну без противовесов, в других условиях необходимо использование как минимум четырех противовесов длиной 10 метров каждый."
Hy-Gain AV-18VS я собираюсь использовать в качестве штыря на корме лодке и на стоянках на земле.
Главные вопросы:
1) Какой вариант антенны для лодки лучше провод с топа на бушприт или Hy-Gain AV-18VS на корме?
2) Какой длины лучше сделать антенный провод с топа мачты на бушприт?
3)На катамаране вода может попасть куда угодно. Гарантированно сухого места просто нет. Как в этом случае делать "заземление на сухую гайку"?
Вопросы по имеющееся в моем распоряжении аппаратуре:
Как для Hy-Gain AV-18VS делать противовесы на земле, какой они должны быть длины?
Правильно я понял что вместо противовесов на воде лучше сделать короткое «заводнение» антенны ?
Какой минимальной высоты сделать мачту на земле?Последний раз редактировалось RD3ARY; 15.06.2010 в 20:10.
73! Дмитрий (RD3ARY)
-
15.06.2010, 20:32 #18
- Регистрация
- 05.02.2007
- Адрес
- Вологда
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 7,392
- Поблагодарили
- 9890
- Поблагодарил
- 6525
У вас штаг, пардон - носовой вант по здешнему, что-то судя по фото ниже верхушки мачты зафиксирован. Насколько ниже ? И высота мачты ? Стакселек площадь ? Моторчик имеется ? Высота от поверхности до гика ? Ск. чел. на борту и где трансивер планируете держать + от чего питать (током электрическим) ? Какие диапазоны хотелось бы ?
Ответьте - варианты есть, но чисто по моим прикидкам - т.е. основанными на разглядывании фото. Нечто подобное видел в жизни, но разве что подобное, т.е. прикидки сильно на фантазии похожи.
Добавлено через 5 минут
Еще. Стаксель как перекладываете ? Шкотов не вижу. И грота-парус - тоже (это уже чисто для интересу).Последний раз редактировалось UA1QV; 15.06.2010 в 20:32. Причина: Добавлено сообщение
73! Михаил -
-
15.06.2010, 23:48 #19
Высота мачты: 8600
До гика: 1000
Стаксель: 3.8 кв.м.
Экипаж: 1 - 5
Питание - пока автомобильная батарея, планируется мотор с генератором 5 А, типа TOHATSU MFS 6 SailPro (http://www.alba-tros.ru/product/?id=2673)
Работа в радиолюбительских КВ диапозонах, в том числе в системе Winlink.
Шкоты видны на фото (у стакселя - красная а у гика зеленая веревочка)73! Дмитрий (RD3ARY)
-
16.06.2010, 02:19 #20
Штырь действительно может быть вариантом. Но длинный штырь, как мне кажется, будет проблематично закрепить в Ваших, довольно ограниченных, условиях - большая нагрузка в месте крепления, хотя я опять же исхожу из штормовых морских условий ... Так же я думаю и о Hy-Gain AV-18VS длинной 5.5 метров (это всего на примерно 3-4 метра короче (?) Вашей мачты). Мне кажется это довольно громоздкая конструкция для такого катамарана, тем более что AV-18VS ставится все-таки на стабильное, неподвижное крепление. Катамаран же водное средство передвижения, и если даже не шторм, а просто качка, неизвестно какую траекторию и с каким размахом будет описывать верхний конец такой антенны.
Когда я начинал, моей первой антенной был военный танковый штырь (из пяти колен дюралевых трубок, длинной около 5 метров), так когда мы вышли в Рижский залив, этот штырь гнуло чуть-ли не до воды. В следующий выход я сделал распорки от лееров до антенны из пластиковых водопроводных труб и снял верхнее колено. Последний вариант штыря вообще пластиковый - из удочки. Заводские яхтенные антенны пластиковые - все внутренности защищены от влаги, а главное лёгкие и упругие. Но опять же вопрос условий эксплуатации.
Поэтому мне видятся на Вашей корме диапазонные, укороченные, лёгкие антенны типа MFJ-товских для мобильной работы. Или подобная моей самодельной на два диапазона (20 и 40 метров) на основе трёх колен 4-х метровой удочки, длинной 3 метра.
Заземление или "заводнение" очень простое - один или лучше два разнесённые по "бортам", куска коаксиального кабеля с очищенной внешней изоляцией (или просто толстый, потяжелее, очищенный медный провод) в воду на глубину 1-1.5м. Скорости 9 узлов не будет и вылетать из воды они не должны. Ну а окислятся - поменяете, хотя время окисления, очевидно, сильно ограничено отпуском
Ну а если будет в наличии автоматический антенный тюнер управляемый дистанционно, то вариант длинного провода ещё интересней ... Длинные сквозные латы в верхней части грота, как я понял не оставляют надежды на провод с топа на корму.
Не очень понял этот вариант. Но если есть возможность установить бушприт, тогда действительно - длинный провод с топа и, не доходя примерно 0.5-0.7м на конец бушприта верёвкой, далее провод поворачивает и крепится в месте пересечения бушприта и передней трубы рамы катамарана (извиняюсь, не знаю как она называется). Где-то рядом устанавливается и антенный тюнер в водозащитной коробке (например как у меня - yl3bu.lv/technical/equipment/box_for_SG-239_smartuner ).
"Заводнение", здесь же, такое же как описал выше, можно думаю и к раме подключится, она же у Вас из труб. От тюнера RG-58 в удобное для размещения трансивера место.
Если провод с топа, то у вас получится около 10.5 метров длина антенного полотна и Вы перекроете практически все КВ диапазоны, ну кроме 160м. Этот вариант очень интересный.
Удачи!
Добавлено через 20 минут
Может не по теме, но вопрос - как Вы собираетесь работать в Winlink. Меня тоже это очень интересовало, но больно уж не дёшево стоит TNC...Последний раз редактировалось YL3BU; 16.06.2010 в 02:20. Причина: Добавлено сообщение
73! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
-
16.06.2010, 03:23 #21
Мой рекорд скорости на катамаране Альбатрос (в одиночку) = 18.2 км/час по GPS.
А вооруженность Самохода намного больше, так что, думаю, и больше 9 узлов пойдем. На Мос. море в эти праздники ветер на порывах был 17 м.с и мы хорошо покатались (так хорошо, что даже забыли померять скорость)
Со дня на день, надеюсь, у меня должен появиться тюнер:
LDG IT-100 Autotuner:
(http://www.cheapham.com/LDG.html)
---
LDG added a new push button control and LED status indicator on the front panel. Upgraded hardware reduces tuning noise and provides faster tunes.
0.1 to 125 watt power range (SSB and CW), 100W on 6M.
2000 memories for instantaneous band changing.
Controlled from Icom Tuner button on radio or Push button on Tuner.
Compatible with any Icom radio that is AH-4 or AH-3 compatible. (6M tuning from Tuner button for radios that are only AH-3 compatible)
Partial radio list: IC-7000, IC-706, IC-718, IC-746 and IC-756.
Tuning time: 0.1 to 6 seconds full tune, 0.1 seconds memory tune.
1.8 to 54.0 MHz coverage. Built-in frequency sensor.
Tunes 4 to 800 ohm loads (16 to 150 on 6M), 4 to 3200 ohms with optional 4:1 Balun.
For Dipoles, Verticals, Vs, Beams or any Coax Fed Antenna.
Optional external Balun allows tuning of random length, long wire or ladder line fed antennas.
Includes Icom interface cable and coax jumper. Ready to use right out of the box.
Small Size Enclosure: 6.5L” x 6.5W” x 1.25H”. Weight: 1.5 pounds.
----
Надеюсь, что LDG IT-100 Autotuner также подойдет для этой работы ...
Прочитал про вашу водозащитнную коробку...
Как сделать водонепроницаемым отверстие для разъема кабеля?
И еще важный для меня вопрос - как сделать водонепроницаемый контейнер-"радио рубку" для трансивера и тьюнера , так чтобы и из него можно было бы работать прямо на открытой палубе?
Как защитить от воды места соединений антенны и тюнера?
Примерно так, как здесь:
http://www.chava.ru/winlink.htmПоследний раз редактировалось RD3ARY; 16.06.2010 в 03:39.
73! Дмитрий (RD3ARY)
-
16.06.2010, 13:04 #22
- Регистрация
- 05.02.2007
- Адрес
- Вологда
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 7,392
- Поблагодарили
- 9890
- Поблагодарил
- 6525
Был практический опыт (раз пять) по оснащению яхт (на морях и пресных водоемах).
Оба варианта вполне пойдут. Из ответа так и не понял, почему верх стакселя заметно ниже верхушки грота, впрочем не суть - только на руку. 8,6 м - это просто здорово! На подобие бушприта (с метр от воды - достаточно более чем, чтобы от соленой воды уберечь) после веревки - орешковый изолятор, далее 5,2 м канатика, далее опять изолятор-веревка к топу. Оплетку кабеля - к раме, в кач-ве земли и противовеса. Путем изменения длины канатика КСВ около 1 можно найти и без тюнера на 20-ке.
Красную и зел. веревочки разглядел и даже нечто типа погонов под шкоты на раме . 40 м получить сложновато. А вот от 30 м и выше - вполне. Можно неск. канатиков нагонять (с одним кабелем). Поскольку топового огня не вижу и УКВ антеннку на верхушку грота-мачты тоже не собираетесь ставить, то можно (так чтобы паз под грота-парус не перекрывать) нечто типа краспиц (точнее "насеста"-поперечины) на верхушке сделать см 60, для крепления веревочек на разные антенны (внизу - к одному кабелю сходятся).
Крепить что-то длинное и вертикальное вместо бушприта - смысла нет - однозначно будет гнуться и болтаться итп - короче мешать судовождению на хорошем ходу. Разве что на стоянке итп... Полагаю вы на катамаране где-то в виду берегов будете ходить... Ибо пускаться в рейсы далее неск. десятков км от берега на нем... зачем ? Как находясь на нем впятером еще и место для трансивера изыскать - уже проблема. Чтобы не мешал. Тут бы вполне хватило скажем YAESU VX-1210 25-ти ваттного. Это по сути дела - командирская планшетка на боку. И тюнер уже встроенный и аккумулятор при этом.
По-любому - приветствую и УДАЧИ!
P.S. На фото ниже - швербот (1,5 т грузоподьемностью, осадка 0,5 м при этом). Поскольку "рус-фанера", т.е. изолятор, и мачта - деревянная, то под 40 и 30 м использовал штаг (с тюнером FT-890), на 20 м по правому борту - веревочку-изолятор-канатик-веревочку химическую к верхушке грота-мачты (блочок специальный прицеплен был для подьема). Где-то здесь уже выкладывал крупное фото, как это выглядело "в сборе", под рукой нет (с работы пишу). Работалось без проблем со всем шариком на полн. ходу и в 4...5 балл. штормики в т.ч. (Когда в бакштаг, то слегка за 20 км/час, обычно 10...12) В кач-ве противовесом использовал металл. леерное ограждение, оно по всему периметру, плюс соединил его канатиком медным со швертом.Последний раз редактировалось UA1QV; 16.06.2010 в 13:17.
73! Михаил -
-
16.06.2010, 15:14 #23
В советское время был такой строительный каучук для заделки щелей между плитами и т.д. Когда я начинал, мой наставник Володя YL2LQ посоветовал герметизировать все соединения на крыше этим каучуком. И действительно 5 лет отстоит, разбираешь соединение как на прошлой неделе сделанное. И что удобно - можно защитить любую форму, облепив всё сверху.
В последнее время я использовал широкую, пластичную изоленту (обычно подороже остальных). С натягом (она растягивается и заполняет неровности) её укладывал на гнездо и разъём уже подключенного кабеля и сам кабель в ~3 слоя и последний слой без натяжения для закрепления. Проблем пока не было.
Конечно сам PL разъём не является герметичным.
Просто провод из коробки выводил в отверстие равное диаметру провода плюс герметик. Можно использовать специальные пробки.
Саму коробку ещё можно сверху обмотать целофаном.73! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
-
16.06.2010, 19:04 #24
Штаг и ванты крепятся к мачте на ~2 м. ниже топа для уменьшения нагрузки на мачту (мачтовый профиль не такой прочный как на круизной яхте, если крепить к топу, легче сломать).
Бушприт можно сделать только как продолжение центральной продольной балки, длина бушприта 80 см., будет проходить параллельно раме, от воды на высоте 60 см (диаметр баллона в миделе)
Таким образом антенна, закрепленная внизу к бушприту а вверху к топу будет проходить параллельно стаксельному шкоту (см. картинку)
А где посмотреть / почитать про то как устроен орешковый изолятор и канатик?
Пока на топе будет одношкивный блочок для подъема антенны, затем планирую сделать площадку для огня и флюгарки с вертушкой.
Да, далеко в море уходить не собираемся. Пойдем по круговому маршруту от Беломорска в Онежский залив до острова Хед и обратно, в нескольких километрах от берега, по осторвам.
Решил вертикальную антенну в поход не брать. На берегу и на воде буду использовать антенну на бушприте лодки.
А уж тюнер какой есть, такой и берем. Жилая площадь палубы 3000 x 4600.
Спасибо!
Симпатичный у вас караблик73! Дмитрий (RD3ARY)
-
16.06.2010, 19:33 #25
Кстати, идея заземления - один виток оголённого медного провода вокруг баллона закрепленный на трубу рамы катамарана спереди и в корме. И длинна будет немалой, и всегда часть провода под баллоном будет в воде.
73! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
-
16.06.2010, 19:40 #26
-
16.06.2010, 20:32 #27
- Регистрация
- 24.04.2008
- Возраст
- 55
- Сообщений
- 2,393
- Поблагодарили
- 234
- Поблагодарил
- 132
тут орешки и трос (канатик стальной) http://www.quad.ru/production/stuff.php
и тут http://www.antenna.su/components/isolator.htm
а здесь канатик медный http://www.quad.ru/production/cable.php
и тут http://www.antenna.su/components/prowod.htm
канатик медный плетеный прочнее проволоки...
зы. я в выходные свободен вродь...Игорь (RN3AHT)
Разрешение имеется.
-
16.06.2010, 23:19 #28
Думаю, что крепить лучше к трубе под винт, если есть такая возможность. Сделать такие витки на обоих поплавках. Они будут объединены в единую систему заземления через раму. Как я понимаю, и мачта будет автоматически заземлена. Насчёт диаметра провода, вопрос интересный, я бы поставил около 5мм на каждом поплавке. Мы на яхте заземляли пятку мачты многожильным медным проводом с диаметром медной жилы около 10мм, но у нас яхта поболее (морская, класс Л6 - Парусная яхта "Санта Мария") и мачта 15 метров.
Заземление получится четырьмя проводами диаметром 5мм. Честно говоря, это дело случая и лучше чтобы такого случая вообще не было. Конструкция Вашего катамарана для таких случаев не самая подходящая если ознакомиться с материалом на данном сайте (на английском):
http://edis.ifas.ufl.edu/sg071 или онлайн перевод Google
Поэтому в непогоду лучше к берегу.
Добавлено через 39 минут
Конечно у Вас условия боевые, и этот вопрос действительно очень актуален. Мои условия были значительно лучше в этом смысле:
Когда была возможность я располагался на штурманском столике. На фото, за моей спиной, находится инструментальный ящик, который был выбран и куплен специально для установки внутри трансивера. Также, при переноске, туда укладываются гарнитура, CW ключ и прочая мелочь.
К сожалению, так и не дошли руки всё сфотографировать и поставить на сайте - может кому-то было бы интересно.
Думаю, что подобный ящик смог бы выручить и Вас, но условия "под открытым небом", конечно, накладывают повышенные требования к водозащите.Последний раз редактировалось YL3BU; 16.06.2010 в 23:21. Причина: Добавлено сообщение
73! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
-
17.06.2010, 02:44 #29
Спасибо! Картина проясняется!
Сообщение от YL3BU
Спасибо за ссылку на интересную статью! (с Английский проблем нет, жил в Калифорнии)
Мне понравилась идея с витками провода вокруг баллона. Потом я вспомнил о молнии. Думаю, что сильный разряд может прожечь баллоны под проводом.
На такого типа катамаранах обычно делают заземление с помощью медных пластин. Пластины вешают на стальные оттяжки шверта под палубой. Оттяжки соединены с центральной продольной трубой, а следовательно и всей рамой катамарана. Пластины оказываются заглубленны. Размер и кол-во пластин надо считать...
Сообщение от YL3BU
http://www.bavariayachts.com/go/prev...els/39-cruiser
Лодка не моя и никаких дополнений в такелаже я делать не могу. Попытаюсь работать со своей, той самой вертикальной антенной Hy-Gain AV-18VS. Как делать для нее оттяжки на яхте?73! Дмитрий (RD3ARY)
-
17.06.2010, 05:03 #30
Да, идея родилась именно для заземления антенны. Конечно случиться может всякое, погода на воде, и особенно на большой, меняться может очень быстро. Можно и не успеть убежать. Теоретически прожечь баллоны сильным разрядом может. Но, как я понял, они не сплошные, а трёхкамерные.
Однако, конечно, стандарты и различные правила и инструкции не просто так придуманы, и часто обоснованы печальным опытом. Поэтому если существует какое-либо стандартное решение:
то, конечно, стоит к нему стремиться по мере возможности. Не помню точно как в поговорке говориться ~... и палка раз в сто лет стреляет.
Добавлено через 1 час 0 минут
Ух, класс!
Насчёт Hy-Gain AV-18VS (5.5м длинной), я уже писал. Сделать для неё растяжки на три стороны (точки) как на земле, в условиях яхты не получится.
Конечно, корма у Баварии достаточно широка и поставив штырь по центру кормы с наклоном назад, можно растянуть его двумя пластиковыми трубками, но конструкция получится не приглядной, скорее всего мешающей (например проводу якорного конца при швартовке носом к пирсу). Да и точка крепления этих растяжек будет максимум на высоте ~ 2 метров. Остальная часть антенны будет болтаться во все стороны, а её колебания будут отдаваться и на нижнюю часть антенны. Всё это будет нестабильно, неудобно и некрасиво - это моя точка зрения.
А вот прислушаться к словам Андрея Поповича, которые Вы процитировали в начале ветки:
Антенна - наклонный стеклопластиковый штырь длиной 5 метров. На мой взгляд, это лучший вариант ... Антенна очень эффективна в море, имеет небольшое ветровое сопротивление и не мешает парусному вооружению.,
я думаю, что обязательно стоит. И я бы ещё добавил - лёгкая и упругая.
Возьмите с собой 7-ми метровую удочку без 1-2 верхних колен и закрепите её примерно так:
Больше фото здесь: http://yl3bu.lv/technical/antennas/m...le_7_and_14mhz
Причём не обязательно использовать металлические хомуты, а обмотав изолентой прилегающие места, можно закрепить толстыми стяжками.
Внутри удилища провод. Заземлялся я на леера, но если будет возможность, также покороче и на воду. И применив тюнер, получится весьма неплохая антенна. Да ещё при работе с солёной водыПоследний раз редактировалось YL3BU; 17.06.2010 в 05:11. Причина: Добавлено сообщение
73! de Alex YL3BU
www.yl3bu.lv
Социальные закладки