-
17.02.2005, 17:29 #1
- Регистрация
- 18.10.2004
- Адрес
- Красноярск
- Сообщений
- 43
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Как заряжать NiMH аккумуляторы ?
Подскажите, пожалуйста, как следует заряжать никель-металлгидридные аккумуляторы (а-ля пальчиковые батарейки)? Стабильным напряжением? Стабильным током? Следует ли при зарядке стабильным током контролировать напряжение батареи? Пока что я знаю только одну фишку - так как NiMH аккумуляторы обладают эффектом "памяти", то при неполной разрядке батареи перед зарядкой ее желательно полностью разрядить.
Извиняюсь за наглость - этот вопрос наверняка подробнейшим образом расписан где-нибудь в инете, но искать лениво, а на форуме наверняка есть знающий народ. Вобщем, ответьте, если не в лом
-
17.02.2005, 17:39 #2
- Регистрация
- 06.03.2003
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 154
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Если совсем примитивно - то с адаптера - через резистор исходя из тока 0.25C (где C - емкость аккумулятора).
Эффект памяти не так страшен, как про него пишут, просто заряжать надо только после полного разряда.
Циклов через 300-500 купить новый.
-
18.02.2005, 03:41 #3
- Регистрация
- 18.10.2004
- Адрес
- Красноярск
- Сообщений
- 43
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
А если не совсем примитивно? Ведь на современной элементной базе собрать источник стабильного тока не представляет никаких проблем. На аккумуляторах я нашел надпись Standard charge 16 hrs at 180mA (емкость батареек 1800 мАч). Следует ли при зарядке стабильным током ограничивать напряжение зарядки?
-
18.02.2005, 16:52 #4
- Регистрация
- 17.12.2004
- Адрес
- Севастополь
- Возраст
- 41
- Сообщений
- 124
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Честные зарядки стоят в мобилах, остальное - радиолюбительские поделки. Сделать честную зарядку на NMH без контроллера вообще не реально. Потому воспользуйся предложенным способом. За память аккумулятора не волнуйся, при неполном разряде время службы аккумулятора увеличивается. В качестве индикатора заряда можешь градусник на аккум поставить. Заряжать аккум постоянным напряжением тоже можно. А разряжать аккум во время заряда вообще супер полезно.
-
19.02.2005, 03:59 #5
- Регистрация
- 18.10.2004
- Адрес
- Красноярск
- Сообщений
- 43
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
У меня батарея из 6-ти аккумуляторов. Соотв. напряжение в заряженном состоянии ок. 8,4В. Попробовал подать на нее напряжение 9 В - получил ток больше ампера. Поставил между стабилизатором и батареей сплавной диод (-0,4В) - ток упал до 0,6А, что вобщем все равно много.
Вобщем вот, не знаю даже что и делать. Место в корпусе весьма ограничено, поэтому хотел собрать просто генератор стабильного тока на чем-нибудь типа импортной 7805, а оказывается надо еще и напряжение ограничивать. Входное напряжение зарядника получается в таком случае 9+5+[еще пара вольт чтобы стабилизаторы могли работать] = 16 В - вдвое больше чем напряжение самой батареи Благо выделяющаяся на схеме мощность получается меньше 2 Вт, что позволит обойтись простейшими радиаторами.
Может есть микросхемы, предназначенные специально для зарядки аккумуляторов? Лучше, если работающие в импульсном режиме
-
19.02.2005, 12:14 #6
- Регистрация
- 17.12.2004
- Адрес
- Севастополь
- Возраст
- 41
- Сообщений
- 124
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Если очень надо, я заряжаю 9V 150мач NMH крону от лабораторного источника питания, выставляя напряжение 9,4 В, при этом начальный ток заряда - 70 мА, через час снижается до 15 мА. Ток заряда больше 0,5 С никто не применяет.
Спец ИМС-зарядки есть, Maxim делает. Кто применяет - не знаю.
Сделать импульсный преобразователь на 2 W- не проблема.
-
19.02.2005, 12:30 #7
- Регистрация
- 17.12.2004
- Адрес
- Севастополь
- Возраст
- 41
- Сообщений
- 124
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
вот тебе про зарядку:
http://infoseti.ru/cgi-bin/forum/YaBB.cgi?board=radio5;action=display;num=1099476517
-
19.02.2005, 16:06 #8
- Регистрация
- 18.10.2004
- Адрес
- Красноярск
- Сообщений
- 43
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Dmitron, спасибо большое за ссылку, буду читать доку по микросхеме.
Однако, я смотрю, все что сложнее простейших схем, сложнее их намного. Поэтому я пока остановился на варианте источника стабильного напряжения и гасящего резистора.
Вот какие у меня получились варианты. Напряжение незаряженной батареи 7.2В (1.2В на элемент), заряженной - около 8.4В. Начальный зарядный ток я выбираю равным 180мА.
При напряжении стабилизатора 9В сопротивление гасящего резистора получается 10 Ом, конечный ток зарядки - 60мА (0.33 от начального); при напряжении 12В - 27 Ом и 130мА (0.75 от начального).
В виде таблицы:
Uст, В | Rдоп, Ом | Iнач, мА | Iкон, мА | d
9 10 180 60 0.33
12 27 180 130 0.75
Учитывая рекомендации нарисованные на батарейках - 180мА в течение 16 часов - получаем, "восприимчивость" (уж не знаю как это правильнее назвать, но нутром чую, что такое понятие имеется, или должно иметься) аккумуляторов к току зарядки равна примерно 0.65.
Далее, считая что напряжение во время зарядки растет линейно, чтобы посчитать время зарядки нужно вычислить высоту трапеции, основания которой Iнач и Iкон, а площадь равна емкости аккумуляторов, деленной на "восприимчивость" их к току зарядки. В первом случае получаем время 23 часа, во втором - 18 часов. Второй случай представляется несколько более предпочтительным.
Вопросы:
1. как влияет "остаточный" ток в 60/130 мА на аккумуляторы? Вреден ли он? допустим? аккумуляторам на него пофиг? или он вообще даже полезен?
2. не наплел ли я чего в своих рассуждениях? :-)
-
19.02.2005, 17:41 #9
- Регистрация
- 18.10.2004
- Адрес
- Красноярск
- Сообщений
- 43
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Вот чего я нашел: http://www.radioradar.net/radio_amat...ator/zarak.php
И еще хотел спросить, аккумуляторы большей емкости кроме того что значительно более дороги какие еще имеют недостатки? Срок их службы такой же, или они в этом параметре проигрывают аккумуляторам меньшей емкости?
P.S. А табличку форум испортил, жаль
-
19.02.2005, 22:31 #10
- Регистрация
- 13.02.2005
- Адрес
- г. Владимир
- Сообщений
- 13
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Мало по стоимости дороже, так и чаще всего нет этого номинала какой указан.
А многие "покупаются" на это!
Был реальный случай: купив аккумуляторы с надписью VARTA GERMANY 2000 мА-ч, человек увидел какие-то надписи под этикеткой. Сняв её увидел 600 мА-ч, маде ин чина! Опасайтесь подделок!
-
21.02.2005, 16:18 #11
- Регистрация
- 17.12.2004
- Адрес
- Севастополь
- Возраст
- 41
- Сообщений
- 124
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Если верить моему скромному опыту работы с батареями аккумуляторов - их лучше недозаряжать и недоразряжать. Теоретически : те элементы, что имеют отличные параметры недоразряжаются(переразряжаются) и перезаряжаются(недозаряжаются) что в основном и портит аккумулятор. К стати, я продлевал на месяц жизнь поганых аккумуляторных батарей путём выравнивания напряжения на них.
К отдельным элементам(1,2В) - это не относится.
-
21.02.2005, 22:30 #12
- Регистрация
- 13.02.2005
- Адрес
- г. Владимир
- Сообщений
- 13
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Я приобрёл аккумуляторы в р/ станцию 6 штук. Зарядку произвел после разряда 2 раза. Наблюдал за каждым индивидуально. Как и полагается не обошлось без брака. Пришлось менять 2 штуки- ток нагрузки большой- сразу вылетали. Заряжаю пром. зарядником ДИК на 130 мА. Аккум- 1000 мА. Т.е. заряжаю 12 часов, но иногда меньше. Заряжаю по 3 штуки. Вошёл в ритм- вот уже почти год юзаю
-
22.02.2005, 16:19 #13
- Регистрация
- 25.07.2002
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 83
- Сообщений
- 7,387
- Поблагодарили
- 3475
- Поблагодарил
- 209
Первоначальное сообщение от Констaнтин
...И еще хотел спросить, аккумуляторы большей емкости кроме того что значительно более дороги какие еще имеют недостатки? Срок их службы такой же, или они в этом параметре проигрывают аккумуляторам меньшей емкости?
...
-
22.02.2005, 16:29 #14
- Регистрация
- 25.07.2002
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 83
- Сообщений
- 7,387
- Поблагодарили
- 3475
- Поблагодарил
- 209
Re: Как заряжать NiMH аккумуляторы
Первоначальное сообщение от Констaнтин
Подскажите, пожалуйста, как следует заряжать никель-металлгидридные аккумуляторы (а-ля пальчиковые батарейки)? Стабильным напряжением? Стабильным током? Следует ли при зарядке стабильным током контролировать напряжение батареи? Пока что я знаю только одну фишку - так как NiMH аккумуляторы обладают эффектом "памяти", то при неполной разрядке батареи перед зарядкой ее желательно полностью разрядить.
Классика - зарядка стабильным током 0,1С до 14 часов. Без какого-либо контроля напряжения на аккумуляторе. С - емкость аккумулятора в мА час, ток заряда - в миллиамперах. Т. е. 800 мА час - 80 мА.
Недостаток - большое время зардки.
Преимущество - простота и относительная безопасность. Такой режим рекомендуют производители, поскольку по физике дела в конце заряда начинает выделяться газ. При малых токах он "самоустраняется" в корпусе. При бОльших может разорвать корпус, поэтому требуется контроль и тепературы и специальный контроль напряжения на аккумуляторе (не просто вольтметром). Это хорошо делают специализированные микросхему фирмы MAXIM и им подобные.
-
23.02.2005, 17:06 #15
- Регистрация
- 18.10.2004
- Адрес
- Красноярск
- Сообщений
- 43
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Вобщем я сделал такой зарядник: стабилизатор 9В, в нагрузку ему последовательно включены диод (-0.25В, Шоттки), резистор 3.9 Ом (сейчас поставил 3.3, потому что не нашел 3.9 нужных габаритов) и батарея из 6-ти элементов.
Батарею, в принципе, можно разрядить практически до 0, но свои положенные 7.2В она при этом набирает за десятки секунд. Так что максимальный ток зарядки составляет 470мА, или 0.25C. Далее ток зарядки падает (несколько нелинейно) до 100мА (напряжение батареи 8.4В), ну и еще в течение суток скатывается до 30мА. График тока зарядки получается примерно таким же, как в статье, на которую я давал ссылку. Аккумуляторы не греются ни в начале зарядки, ни в конце.
Остаточный ток 30мА - это 1/60C; где-то в инете видел, что GP гарантирует работоспособность своих аккумуляторов после зарядки их током 0.1С в течение месяца, ну а токами меньше 1/25С вы можете заряжать их неограниченно долго
|
Социальные закладки