В отличии от /MM, когда ты идешь себе и идешь на яхте или на судне покрупнее, временем особо не ограничен, да и антенны обычно есть куда приспособить, с /AM получается несколько другая картина.
САМОЛЕТ: Если ты пассажир, то попроще, а если за штурвалом, то можно секулить лишь тогда, когда включился автопилот, да и то не стоит отвлекаться.
С борта самолета мне приходилось работать только два раза – в 1991-м летали по четвертому району Штатов из Северной Каролины в Алабаму, а оттуда – в Теннеси, Атланту и еще куда-то, и второй раз – с мелкого гидросамолета – AH0M/am при облете Бермудского Треугольника. В первом случае работа велась только на VHF, а во втором – только на 14 MHz SSB. И то, и другое мероприятие длились недолго, так что прочувствовать все нюансы работы с борта самолета я толком не успел.
Было бы очень интересно услышать, какой опыт работы с борта у тех из нас, для кого штурвал – профессия. Может быть, ребята из клуба "Пятый океан" расскажут о своем опыте: R3AR, RV6LMG, OH9FTW, UZ9RR, UA3DHU, RV3D, R3DG, RV3AKQ, UA3ADX, UA3DHV.
Александр RA3ICK открыл тему "RA3ICK/am" на форуме, но, смотрю, в 2009-м обсуждение затихло. Помнится, частенько работал с борта собственного самолета уже, увы, ушедший от нас король Иордании Хуссейн – как JY1/am.
ВЕРТОЛЕТ: с вертолетом потруднее: в воздухе этот пепелац может находиться меньше, чем самолет, да и очень уж много шума верхушка создает, но все равно можно работать, особенно если использовать ларингофон и наушники "David Clark". Ну и, конечно, если ты сам не за штурвалом – с вертолетом-то шутки плохи, нужно постоянно быть на стреме, и не до радио. Несколько сот связей мне удалось провести с вертолета на 20-ке как VP2M/AH0M/am, а вот работал ли кто еще с вертолетов – я не знаю, было бы интересно сравнить ощущения. Я же, как только вижу вертолет, сразу вспоминаю "Мимино".
ВОЗДУШНЫЙ ШАР (Hot Air Balloon): с этим дело полегче, хотя форсунка шумит, но терпимо. Мой приятель Александр Комиссаров (увы, не HAM), бывший в начале 90-х президентом ассоциации воздухоплавателей СССР, частенько поднимался со своей командой то с Красной Площади, то с Манежной, то по Союзу с разных городов, так что была возможность полетать. CQ-лили мы над Москвой и над Питером в начале 1990-х позывным EK0RR/am, зимой, был лютый холод, и хоть от форсунки тепло, ноги мерзли очень – на высоте мороз-то ощущается посильнее, чем внизу. Помню, что, когда поднялись повыше, очень поразился тому, как громко идут Штаты на восьмидесятке: такое впечатление было, что это двадцатка, а не восьмидесятка. Мы не были первые в мире в этом начинании, да и в Советском Союзе тоже.
Если я не ошибаюсь, впоследствии Андрей RW3AH летал на воздушном шаре в Швейцарии. А вот на сайте UX5UO обнаружилась такая QSL:
Возможно, Вячеслав UT8NT, менеджирующий EM0NFF/am, расскажет, как было дело в октябре 2009-го.
Любит полетать на воздушном шаре и ирландец Aidan EI5HW. Как пилот самолета, он работает на УКВ другим позывным: EI2HOT/am, возможно, этим самым позывным он работает и с воздушного шара. Написал ему, доложу здесь, когда ответит, а пока вот о нем небольшой пост.
А еще в разделе статей на QRZ.ru есть интересная статья Михаила RA3DEM "УКВ-ретранслятор на воздушном шаре" и статья Георгия UY5XE "Полет радиофицированного аэростата", хотя в данном случае речь идет явно о воздушном шаре, а не об аэростате, но так было опубликовано в журнале "Радио всем" в 1929-м году.
АЭРОСТАТ: Помните, как Бумбараш висел на аэростате над позициями? Аэростат – это почти тот же воздушный шар, только привязанный. 17-го марта 1928-года Дмитрий Липманов 20RA работал в эфире с аэростата, поднятого над Москвой.
ДИРИЖАБЛЬ: Не знаю – кто и когда работал с борта дирижабля, но наверняка это происходило. Дирижабль – это мечта, идеальные условия для работы /AM: летишь себе неспешно, ровно, за штурвал и шум волноваться не нужно, времени навалом – почти как с /MM. К сожалению, после катастроф с дирижаблем "Акрон" у побережья Нью-Джерси в апреле 1933-го и с дирижаблем "Гинденбург" в мае 1937-го года (опять же, в Нью-Джерси), строительство и использование дирижаблей на несколько десятков лет почти сошло на нет, но в последние десятилетия дирижабли снова возвращаются: в 1993-м Долгопрудненское КБ начало работу над дирижаблем DP-6000, в пассажирском варианте способном взять на борт 144 пассажира. Ведутся в России и другие разработки, да и американцы не зевают: супервысотный дирижабль от компании Aerospace способен подняться до высоты 29 тысяч метров, а недавно проходили испытания военного разведывательного дирижабля LEMV.
Собственно, еще Циолковский пытался (неудачно) добыть денег у царского правительства для постройки дирижабля. Также хватало предшественников и последователей, и вообще история создания дирижаблей – это отдельная интереснейшая тема. Но вот работал ли кто с дирижабля? Кто-нибудь в курсе?
ДЕЛЬТАПЛАН, как и мотодельтаплан, на первый взляд, особо не располагает к работе, то интересно узнать – может все же кто работал? У Тимура Шаова есть замечательная песня "Полет на дельтаплане".
СКАЙ ДАЙВИНГ (sky diving): Остался у нас скай-дайвинг + парашют. Что ж, когда летишь, то не до CQ, ясное дело, но чисто теоретически интересно: как это можно осуществить? Видимо, VHF walkie-talkie с гарнитурой-ларингофоном – и несколько десятков связей за прыжок можно успеть провести: и до раскрытия купола, и после. Зависит, конечно, от высоты выброса и от высоты раскрытия купола. За время такого вот прыжка, которым удивил мир Felix Baumgartner, можно успеть поработать со многими, особенно если будут ожидать на частоте и работать дисциплинированно.
А вот совсем экстрим, тут уж не до радио:
Полетаем?