-
24.02.2013, 13:35 #1
- Регистрация
- 16.04.2008
- Адрес
- Ashqelon
- Возраст
- 92
- Сообщений
- 250
- Поблагодарили
- 31
- Поблагодарил
- 39
Антенна на автомобиле
Приближается благодатное время загородных поездок на своём автомобиле, и вместе с этим возможность поработать в соревнованиях категорией mobile, что даёт солидный приварок к вашему счёту в соревнованиях. Успех вашей работы в соревнованиях или просто количество удовольствия, полученного вами от проведенных связей, в значительной степени зависит от характеристик вашей антенны. Давайте определим требования к антенне mobile, устанавливаемой на автомобиле.
1. Она должна быть простой, легкой, в разобранном виде занимать мало места в багажнике легкового автомобиля, и устанавливаться за несколько минут одним человеком.
2. Она должна быть рассчитана преимущественно на проведение дальних связей, т.е. должна иметь максимально "прижатую к земле" диаграмму направленности; значит, это будет вертикал.
3. Учитывая, что мы находимся (и наверное ещё долго будем находиться) в условиях сравнительно низкой солнечной активности, основным рабочим диапазоном у нас будет "двадцатка", а высокочастотные диапазоны будут открываться эпизодически и на короткое время. Антенна должна также работать на "сороковке" для проведения местных связей.
Нужно отметить одно существенное отличие работы в условиях mobile от работы в шеке: антенна находится рядом с оператором, и нет никакой необходимости управлять её настройкой дистанционно, не отрывая задницы от сиденья. Лучше упростить до предела цепи настройки, и применить сменные или переключаемые вручную согласующие LC-звенья на каждый рабочий диапазон. Они должны устанавливаться в пределах доступности, но в то же время как можно ближе к точке питания антенны.
Конструкция антенны схематически показана на рисунке. На крыше 1 автомобиля закреплена металлическая стойка 2 длиной один метр. На ней установлено раздвижное стеклопластиковое удилище длиной 10 метров, несущее проволочную антенну 3. Стойка и корпус автомобиля служат электрическим противовесом. Точка питания антенны соединена с согласующим звеном 4 отрезком двухпроводной линии 5. Согласующее звено соединёно с расположенным в салоне трансивером отрезком 50-омного коаксиального кабеля 6, на который надета ферритовая трубка 7, создающая эффект запорного дросселя.
Стойку 2 желательно сделать равной по длине радиусу ближней зоны λ/2π, но и длина 1м уже позволяет отдалить крышу машины от сáмой зловредной части ближней зоны с высокой напряжённостью полей, и тем значительно снизить потери высокочастотной мощности в крыше и корпусе машины.
На 40-метровом диапазоне антенна работает как заземлённый четвертьволновый вертикал, а на 20-метровом - как полуволновый вертикал, питаемый с нижнего конца. При работе на высокочастотных диапазонах длина антенны оказывается больше полуволны, и в диаграмме направленности появляются лепестки, ориентированные в зенит. Хотя в них бесполезно уходит некоторая часть драгоценной энергии передатчика, большой трагедии в этом нет: с повышением частоты эта неприятность компенсируется снижением потерь в ионосфере и ближней зоне. Но в конце концов у вас ручки не отсохнут и много времени не займёт, если при каждом переходе на диапазон короче 20м вы снимете антенну с крыши машины, укоротите верхнюю часть провода антенны, наматывая его избыток на катушку (её можно там же и закреплять), и снова установите антенну на место. Глядишь, выиграете пару децибел в уровне вашего сигнала, а они тоже на улице не валяются.
Описание антенны для программы MMANA приведено ниже. Модель корпуса автомобиля позаимствована у Игоря Гончаренко DL2KQ в "Auto with GP-7.maa".Последний раз редактировалось 4Z5LF; 24.02.2013 в 13:42.
Юрий (4Z5LF)
-
24.02.2013, 14:19 #2
- Регистрация
- 16.04.2008
- Адрес
- Ashqelon
- Возраст
- 92
- Сообщений
- 250
- Поблагодарили
- 31
- Поблагодарил
- 39
У меня ошибочная ссылка на файл .maa другого варианта антенны, нужно смотреть этот http://yuri4z5lf.livejournal.com/515556.html
Не пойму, как редактировать свою запись?
Добавлено через 4 минуты
1. Прекрасно устанавливается: сначала собирается полностью на земле, потом стойка устанавливается в гнездо на крыше (конструкцию может придумать каждый свою).
2. Давайте всё-таки обсудим мою антенну, а не Вашу. Для своей Вы вполне можете открыть свою отдельную тему.Последний раз редактировалось 4Z5LF; 24.02.2013 в 14:29. Причина: Добавлено сообщение
Юрий (4Z5LF)
-
24.02.2013, 14:27 #3
- Регистрация
- 10.06.2004
- Адрес
- пос. Ванино, Хабаровский край
- Возраст
- 64
- Сообщений
- 4,083
- Поблагодарили
- 732
- Поблагодарил
- 0
-
24.02.2013, 14:33 #4
- Регистрация
- 10.06.2004
- Адрес
- пос. Ванино, Хабаровский край
- Возраст
- 64
- Сообщений
- 4,083
- Поблагодарили
- 732
- Поблагодарил
- 0
-
24.02.2013, 14:34 #5
- Регистрация
- 10.06.2004
- Адрес
- пос. Ванино, Хабаровский край
- Возраст
- 64
- Сообщений
- 4,083
- Поблагодарили
- 732
- Поблагодарил
- 0
-
24.02.2013, 14:36 #6
- Регистрация
- 16.04.2008
- Адрес
- Ashqelon
- Возраст
- 92
- Сообщений
- 250
- Поблагодарили
- 31
- Поблагодарил
- 39
-
24.02.2013, 14:37 #7
-
24.02.2013, 14:57 #8
- Регистрация
- 16.04.2008
- Адрес
- Ashqelon
- Возраст
- 92
- Сообщений
- 250
- Поблагодарили
- 31
- Поблагодарил
- 39
тогда для чего Вы дали ссылку на неё?
Добавлено через 14 минут
Этот вопрос обсуждался здесь http://forum.qrz.ru/thread36254.html. Одной трубки может быть и маловато, но каждая из них всё-таки даёт увеличение индуктивности наружной поверхности кабеля на пару микрогенри, а кто мешает поставить их несколько?Последний раз редактировалось 4Z5LF; 24.02.2013 в 14:57. Причина: Добавлено сообщение
Юрий (4Z5LF)
-
24.02.2013, 15:00 #9
-
24.02.2013, 15:59 #10
- Регистрация
- 16.04.2008
- Адрес
- Ashqelon
- Возраст
- 92
- Сообщений
- 250
- Поблагодарили
- 31
- Поблагодарил
- 39
А кто сказал, что я переживаю? Я уже несколько раз открывал свою тему с вынесением на обсуждение СВОИХ антенн в этом форуме, и каждая вторая реакция "А вот у меня антенна!" И начинается в рамках МОЕЙ темы перетирание каких-то чужих конструкций. Разве трудно для этого открыть свою тему? Скажите ещё, что я старый ворчун и неправ ))
Юрий (4Z5LF)
-
24.02.2013, 19:22 #11
- Регистрация
- 15.01.2003
- Адрес
- Novokuibyshevsk
- Сообщений
- 1,084
- Поблагодарили
- 134
- Поблагодарил
- 47
10 метров на крышу авто, а смысл то в чём?
Рядом с машиной поставить не проблема. А уж на крыше авто несколько раз поднять и опустить при смене диапазона -вообще нереально. И лучшие противовесы, это приподнятые резонансные над землёй, а не кузов машины.
Но тогда это уже ..../p.
Развернуть подготовленную антенну (GP, вертикальный треугольник) на земле ,рядом с машиной одному человеку - ну 10-15 минут. Одна проблема, много вопросов от проезжающих автолюбителей, замучают своей любознательностью.
Ставить мачту 10метров на крышу из той же оперы.
Потому применяют небольшие до 3 метров, на магнитном основании, похожие на СВ-антенны.
Обсуждать вертикал имеющий 9,3 метра в высоту, не очень эффективную систему противовесов? Есть классика-вертикал UA1DZ, в литературе всё о нём описано. Нового вряд ли что узнаем.
Кстати, у меня есть пластиковая мачта MFJ-1910, за несколько сезонов наигрался с разными вертикалами на её основе.RW4HM, Павел
-
24.02.2013, 21:12 #12
- Регистрация
- 16.04.2008
- Адрес
- Ashqelon
- Возраст
- 92
- Сообщений
- 250
- Поблагодарили
- 31
- Поблагодарил
- 39
RW4HM
1. На крышу потому что во-первых это выше над землёй, а во-вторых потому что часто возникает сомнение: антенна на земле - это /Р или /М?
2. Полуволновый вертикал, питаемый с конца, потребляет малый ток, и в принципе не требует специальных противовесов. В этом его преимущество перед GP.
3. Вертикал намного короче полуволны (в том числе длиной 3 метра) - это НЕ антенна. Если она установлена непосрественно на крыше автомобиля, то ближняя зона такой антенны образуется между штырём и крышей, и практически вся мощность вашего передатчика уйдёт в нагрев крыши и удлиняющей катушки. Кроме того, характеристика направленности будет преимущественно зенитная. Поиграйтесь на MMANA, сами убедитесь в этом. Для дальних вы будете слышны как QRP.Последний раз редактировалось 4Z5LF; 24.02.2013 в 21:14. Причина: исправление опечатки
Юрий (4Z5LF)
-
24.02.2013, 21:31 #13
-
24.02.2013, 21:47 #14
- Регистрация
- 03.04.2008
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 46
- Сообщений
- 5,020
- Поблагодарили
- 1479
- Поблагодарил
- 1484
-
24.02.2013, 21:57 #15
- Регистрация
- 16.04.2008
- Адрес
- Ashqelon
- Возраст
- 92
- Сообщений
- 250
- Поблагодарили
- 31
- Поблагодарил
- 39
Нет, согласно Международному Регламенту радиосвязи /Р (portable) - это радиостанция, работающая не со своего постоянного места дислоцирования (наример, с дачи), а /М (mobile) - это радиостанция, установленная на подвижной платформе (автомобиле, поезде).
Добавлено через 1 минуту
При зачёте в соренованиях это разные категорииПоследний раз редактировалось 4Z5LF; 24.02.2013 в 21:57. Причина: Добавлено сообщение
Юрий (4Z5LF)
|
Социальные закладки