Уважаемые коллеги!
Необходима документация на эл.привод запросчика от РЛС П-12 с целью возможного использования в качестве поворотного устройства.
У кого есть опыт применения ?
Можно на эл. адрес un7fw(собака) yandex.ru
73!UN7FW
Вид для печати
Уважаемые коллеги!
Необходима документация на эл.привод запросчика от РЛС П-12 с целью возможного использования в качестве поворотного устройства.
У кого есть опыт применения ?
Можно на эл. адрес un7fw(собака) yandex.ru
73!UN7FW
Документацию найти маловероятно.
Я такие перебирал.
Один из них стоит у RO9O на вспомогательной антенне.Он здесь на форуме бывает постоянно.
В народе у этого редуктора кликуха "мина", это чтобы было понятно о чём разговор.
Будут конкретные вопросы - задавайте, там ничего хитрого.
Что конкрктно интересует,я использую такой.Называют его "мина","лягушка"-а правильно НРЗ-12М.Электродвигатель постоянного тока СЛ-521М мощность 77Вт.Сельсины БД-404А -2шт.Разм. редуктора :диаметр-310,высота-300.
Вложение 97303
хорошо работает если решить вопрос с количеством оборотов на входе редуктора . В "родном" варианте ( двигатель пос. тока + 110в.) очень быстро вращается .:(
Вложение 97306Фото.
Какое напряжения ? нельзя это делать , у двигателя падает мощность . Конечно 5 эл на 144мгц потянет на ветер, а уже на 28мгц вопрос большой. На вход редуктора нужно 650-700 об\мин. примерно 60 секунд оборот. У меня дв. перемен. тока входит в" родную трубу для двигателя)750 об\мин . меньше нет наверное.
Надо замерить,точно не помню.100В и второе напряжение не помню.Завтра замеряю напряжения и время вращения 1 об.У меня крутит антенну 9эл.бум 8,7м вес 39кг +труба-стойка.Антенна Х-9 CUSHCRAFT.Всё родное включая двигатель.У RW0AB такая поворотка крутила 2 квадрата (крестовины из из сосны) на 40 м.
Вадим привет.
Если стоит родной двигатель постоянного тока 110 вольт, то я такой редуктор питал от телевизионного трасформатора ТС-180. Необходимы два напряжения постоянного тока 110 вольт подаём на якорь, и примерно 50 вольт на шунт. Получаем на выходе примерно 1 оборот в минуту. Если вращается сильно быстро, понижаем напряжение с 50 до 30 вольт. Для реверса меняем полярность напряжений. Если открыть снизу коробку где установлены сельсины, то увидим там два сельсина на одном валу. Один можно демонтировать и установить в пульт управления вращением антенны, для указания азимута. Сельсины питаются переменным напряжением 110 вольт. Пишу по памяти, прошло более 30 лет. Это, как один из вариантов.
100 вольт на обмотке "возбуждения", постоянки, на обмотке управления ( в штатном режиме 27 вольт) варьируется от 10 до 12 вольт, в зависимости от необходимой скорости поворота. Тоже постоянного тока. Потребляемый ток обмотки возбуждения 100 миллиампер, обмотки управления: пусковой 3 а, рабочий 1,8 а.Переключением полярности напряжения обмотки управления, меняется направление вращения. Схему перерисовывал "вручную", с армейской документации, где-то в середине 90-х. Есть нумерация разъема на НРЗ, есть рекомендации по обслуживанию и юстировке.
Александр всё Вы правильно пишите :p-up: . сейчас у меня есть "родной " двигатель ( купил по случаю редуктор в полном " фарше ":) попробую . Только мои эксперименты с двигателями постоянного тока похожими на "родной" ( даже с редукторами:eek:) не давали желаемых результатов при понижении напряжения на шунт. теряли мощность . Не успел попробовать "приготовленным" :) должным образом шуруповёрт мне кажется будет очень даже хорошо.:):ха-ха:
А зачем схему перерисовывали?
Схема блока управления таким редуктором публиковалась в "Радио" в номере 5 за 1980 год, стр.24
А провода в редукторе всё равно надо менять, поскольку они там резиновые и,как правило, высохшиеся и с частично облупленной изоляцией.
Сельсины могут стоять не только БД-404 но и БД-1404.
Что у тех, что у других потребление по 110 вольтам примерно 0,4 ампера.
Напругу можно и скинуть, гудеть будут меньше, в некоторой военной технике они питаются от 80 вольт (трансформатор ТАН-73).
Кстати, по случаю вспомнил про поворотки. http://www.z-metal.ru/R85/1
Может кому пригодится. Правда цены "кусаются".
Друзья! Большое спасибо за помощь.
Материала-достаточно для работы.
73!До встречи в эфире Вадим UN7FW
Главное достоинство двигателей постоянного тока является легко осуществимая регулировка частоты вращения (практически от нуля) без снижения вращающего момента, что широко применяется в редукторах вращения антенн РЛС. Одним из способов является регулировка мощным переменным резистором включенным последовательно с обмоткой якоря. Обмотка статора всегда должна быть под напряжением обеспечивающим оптимальный магнитный поток возбуждения.
Почитать можно здесь http://electricalschool.info/2011/01...igatelejj.html
Насчет потери мощности можно не беспокоиться. Мы на коллективке эксплуатировали несколько таких "блинов". На обмотку возбуждения (более высокоомная) подавали родное напряжение 110В, а на обмотку якоря подбирали в зависимости от величины антенны. Однажды во время профилактики я сдуру натолкал в редуктор какой то смазки синего цвета. Она оказалась высокотемпературной и зимой сильно густела. Так просто вместо 30 вольт, которые обычно подавали летом, повышали вольт на 15. Мощности у этого редуктора хватает если вращать антенны с бумом порядка 10м. Мы вращали 8 элементов logyagi на 21 и сначала обычные 4 элемента на 14, потом 6 элементов с лог-ячейкой, которая описана в Ротхамеле. Но все таки со временем возникает люфт и даже вообще срезается шпонка. Борис UA6LQ сначала крутил таким блином KT34-XA, потом устал менять шпонки раз в год-два и поставил то ли П-10 то ли П-12. У нас до состояния флюгера такой редуктор на 20-ке (-ках) проработал почти 20 лет, на 15-ке за это время остался жив. Видимо зависит от экземпляра и степени ушатанности до его приобретения. Удобно то что есть два сельсина. Один снимается и ставится в пульт управления.
У меня таких в хозяйстве два. На одном SAy 3-16 с 10 метровым бумом 3 года вращается. На другом 4+5 ел на warc с 8 метровым бумом. Птание 110 и +- 24 вольта.
Юрий/RW6a
Вложение 98774В этой схеме на мотор +50в постоянно подаётся, а реверс по 110в сделан. Как лучше?
Как раз это значения и не имеет.
А если речь вести о "лучше", то нужно делать задержку на выключение сельсина на 3 или более секунды. Особенно это актуально для редукторов планетарного типа. После снятия напряжений с двигателя, антенна по инерции поворачивается на определенный угол, зависящий от масса антенны и скорости её вращения. При достаточно больших антеннах этот угол может достигать 15 и более градусов. Более того, при планетарных редукторах сельсин и вовсе выключать нежелательно, так как при относительно сильном ветре антенна будет неконтролируемо проворачиваться. И штатные тормоза с электроприводом с этим не справляются.
Приветствую, всех!
У кого есть опыт переборки НРЗ, поделитесь последовательностью работ.
Причина - заклинило где-то в районе второго редуктора. Попытался снять верхнюю крышку, что-то мешает со стороны блока сельсинов. Попробовал вытащить червяк, тоже не смог.
Юрий/RW6A
Там есть "штуковина", т.е. ось для сельсинов, ее нужно расшплинтовать, снять безлюфтовую шестерню, а тогда и крышка свободно снимается. Толком не помню в деталях, но при внимательном рассмотрении, всё станет понятно.Удачи!
Ну чтож, хотел малой кровью. Прийдется опускать на грешную землю.
Юрий/RW6A
Почему знаю: На моих глазах "с дура ума" сняли верхнюю крышку. Ломом, Двумя...Теперь знаю!
В моём редукторе что-то тоже произошло. Пропала примерно половина мощности на валу движка СЛ321. В одну сторону крутит кое-как, в другую-вообще не могёт. Для начала поменял щётки, смазал его, бесполезно! Видимо к\з в статорной обмотке? Попробую разодрать изоляцию, может что обнаружу.
Кто-нибудь может продать такой движок, можно Б\У ?
ua9au@yandex.ru С надеждой Дмитрий. HI!
Подскажите сопротивления обмоток, замеренные на исправном двигателе.
Полно предложений в интернете. Я брал месяц назад здесь:http://сельсин.рф/index.html Прислали ТК
P.S. Двигатель СЛ 521
Юрий/RW6A
Предложений полно, отправил несколько заявок всем магазинам,которые нагуглил, 10дней назад.Ни одного ответа не получил! Телефонные звонки сбрасывают!
Попробую и по Вашей ссылке,спасибо! Да действительно СЛ521 (на моём моторе цифра поджтёрлась-то ли 3, то ли 5).
Вот она шестерня которую нужно снять в отсеке сельсинов, что-бы снять верхнюю крышку редуктора, что-бы отсоеденить блок II цилиндрической и червячной ступеней редуктора.
Вложение 102308
Такие вопросы появились-
почему на схеме пульта управления этим редуктором (п.19) после выпрямительных мостов нет электролитов?
И второй вопрос- как лучше сделать- 110В переменки на обмотки запараллеленных сельсинов, или 220в последовательно соединённых, тоже гальванически развязанных от сети (имеются на моём трансе и такая,и такая обмотки) ? Какой ток по этой обмотке нужен сельсинам?
300 ма на сельсин, но лучше запараллелить. Почему? Не знаю, но с точки зрения экономии эл. энергии, разумнее последовательно, от 220 вольт. Уже долго эксплуатируется, на двигателе: 100 вольт, диодный мост и С 33 мкф, 21 (кажется)в, диодный мост и С 47 мкф. А что там сглаживать для двигателя? Да, еще в блоке индикации (внизу) поразвязывал все цепи блокировочными С 47н. Один оборот в минуту, 2 ел. яги 20-15-10 на ферме от "Унжи"
PS: Для параллельного питания нужно отдельную обмотку, а для последовательного-нет. Можно понизить напряжение питания сельсинов до 85...90 вольт, если не нужна "суперточность"
Что-то Вы с законом Ома не дружите :) Потребляемая сельсинами мощность будет одинакова что для параллельно соединённых и питании от 110В, что последовательно - от 220В.
Сглаживающие конденсаторы после диодных мостов совершенно не нужны, пульсация (100 Гц) после выпрямления на работу двигателя никак не влияет. И с однополупериодным (с одним диодом) работает не хуже.
(Кстати, в цепях кабеля питания на входе в корпус П-10 и П-12 уже есть встроенные проходные блокировочные конденсаторы. Ёмкость точно не помню, но порядка 0.47мкф или около этого.)
Я бы не рискнул загонять на крышу фазу :) Обмотку в любом случае нужно отдельную.Цитата:
Для параллельного питания нужно отдельную обмотку, а для последовательного - нет.
С точки зрения...Смайлики не умею вставлять, юмор,его не приобретёшь... НРЗ-шка несколько по-другому сделана, её видеть надо.
Один сельсин БД-404 рабочий ток 400 мА., получается потребляемая мощность 44 Вт. В паузах между вращением есть смысл питание с сельсинов отключать, кроме экономии электроэнергии от него ещё не будет шума. У нас на клубной станции это делается с помощью реле времени, которое отключает напряжение через 10 сек. после отпускания переключателя "вращение".
Принцип работы двигателя постоянного тока и сельсина во всех редукторах (и не только) одинаков, так же как и принцип работы закона Ома. :) ))))))))
Насчёт потребляемой мощности вы чушь несёте.
Потребляемая мощность будет примерно 15 ватт.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/...scont_sels.pdf
Так, что, уважаемый Евгений Иванович, закон Ома подучить бы вам не мешало.
Сельсин это вам не лампочка, которую подтыкают к батарейке.
Юрий, одно другому не противоречит. Никто и не говорил, о каком из двух законов Ома идёт речь. Естественно, что для сельсинов речь идёт о законе Ома для цепи переменного тока: I=U/Z, где Z - полное сопротивление цепи. Дальше, думаю, всё понятно :) Естественно, что полное сопротивление обмоток сельсинов для переменного тока будет в любом случае больше, сл. мощность получится меньше, чем для цепи постоянного тока. Но пропорция (параллельное или последовательное соединение обмоток при разных напряжениях переменного тока одной и той же частоты, о чём говорили выше) останется практически той же, что и для цепи постоянного тока, сл. мощность в обоих случаях будет примерно одинакова - те же 16 Вт.
Согласен! Но дело-то в том, что как их не соединяй, всё равно на каждом будет 110В :)
Для наших целей, т.е., условно говоря, исходя из точности передачи угла, можно применять пары из любых, будь то датчики или приёмники. Датчики имеют некоторые конструктивные особенности. Но они важны, в основном, для трансформаторного режима работы системы. Это делается именно для устранение даже небольшой разницы в углах поворота. Для нас разница в 1-2 градуса не имеет ну никакого значения. Прикиньте, если у Вас, к примеру, диаграмма направленности антенны 60 град.
Пробовал я очень много разных типов сельсинов, в т.числе и 400 Гц с запиткой от 50 Гц. На несколько оборотов, уж не говоря, - на один оборот - визуально не наблюдал заметной ошибки для любых из них.
Так что все эти споры на пустом месте :)
Посему, позволю себе откланяться :rev:
Приемник от датчика ничем не отличается, за исключением наличия на валу приемника демпфера, который существенного влияния на точность в наших условиях не имеет. А вот подключение сельсинов на определенном удалении несет в себе падение напряжения. И для того, чтобы повысить точность показаний, нужно сельсины подключать последовательно.
________________
Виктор, ut7ub
В общем-то да, плюс-минус 5...7 градусов, при не известном лепестке... Кстати, штатый кабель от НРЗ-шки до блока управления длиной 25 метров, оконечен двумя разъёмами ШР, в резиновом "шланге", провод в резиновой изоляции, где-то 2,5 кв (могу ошибиться), висел больше 15 лет, пока резина на проводах не высохла и полопалась. Вовремя заметил...В своём варианте исключил тумблер изменения направления вращения, тот, что на корпусе, поменял провода внутри, поснимал разные "лишние железячки" снаружи и вывел провод питания двигателя по другому пути, по дальше от главной шестерни. Смазал все внутренности чем-то военно-графитовым, вояки рекомендовали.
Тумблер не нужно удалять. Он удобный для юстировки антенны.
Ага, цену кабеля, который используют военные, можно сейчас прировнять к цене редуктора.
_________________
Виктор, ut7ub
А для юстировки на корпусе НРЗ-шки есть т.н. "сцепление". Это когда нужно совпадение истинного направления и показания индикаторов. Такой грибообразный штифтик, потянув за который останавливаем вращение главной шестерни, продолжая вращение первичного редуктора. Тумблер, как мне обьяснили, это для любителей направления вращения. Где-то вправо, а где то нет. Для работы в комплексе, значит.
Нет, для этой цели, под корпусом сельсинов, есть выход вала под шлиц, который снаружи закрыт колпачком. Проворачивая его, проворачивается и сельсин. Таким образом выставлянется на приемнике истинное направление антенны. Но угла поворота сельсина не всегда достаточно. Для этого можно использовать тот тумблер.
Вы знаете, тот, что там есть штифтик грибообразный - это газоотводное отверстие. Хотя я тоже слышал, что там что-то подобное есть, но не обнаружил. И в кинеманике редуктора ничего такого не обозначено.
___________________
Виктор, ut7ub
Да бог с ними, с кабелями у военных, тут вопрос элементарной электротехники. Что бы говорить о падении напряжения в проводах, лучше нарисуйте две простенькие эквивалентные схемки с резисторами и посчитайте ток в длинном проводе, который идёт к дальнему сельсину, при параллельном с U пит. 110 В и последовательном включении с U пит. 220 В. Токами в трёхфазной обмотке можно не заморачиваться, они маленькие и в обоих случаях будут одинаковые.
Исх. данные: R обмотки питания сельсина 275 Ом (одного), R двух проводов можно взять за 2 Ом (условно).
Закон Ома раньше выглядел так J=U/R
Вообще - то это формула для цепи постоянного тока, для переменного немного другая.
_______________
Виктор, ut7ub
Ваше заявление несколько самонадеянно.
Один из отличительных признаков отличия датчиков от приёмников - нагрузочная способность.
Например, к датчику БД-1404А можно подключить 3 приёмника БС-1404 и 1 приёмник БС-405.
К датчику БД-1501А можно подключить 16 приёмников БС-1404 и 2 приёмника БС-1405.
А вот для того, чтобы сиё можно было проделать и подключают приёмники к датчикам параллельно, питая их соответственно напряжением 110 вольт.
Есть и другие различия между приёмниками и датчиками, например, приёмники имеют пониженный уровень шума.
А вы просветите, в чем заключается конструктивное отличие БД-404А и БС-404А? и сравните их электрические параметры. Причиной шума сельсинов есть люфт в подшипниках. Разбирал оба сельсина, никакой разницы нет.
Это емкостной токосъемник. А не подходит потому, что его проходная емкость, если не ошибаюсь, где-то 15пФ.
Да нет, вот именно такой, с шариком, токосъём-то и подходит для нас, а емкостной, он другой: там " стакан в стакане". и именно 15 пф, правда, посеребренные стаканы. Вот такой токосъем, на шарике, я и пользовал лет 10, пока не кончились шарики из запасов...Правда, приходилось мириться с тем, что фигня эта была 75 ом, а теперь просто петля с указанием "точки безопасности(ЮГ)" на индикаторе поворота.
Все правильно, я ошибся. Сам когда-то такой искал.
Да лежит он, бедолага, правда пружинки от трубочек направляющих проржавели, и посеребрение с них куда-то...А вот крутится-будь здоров! "Глаз лежит" на него, может, во что-то и преобразуется...Правда, беда в том, что на этой поворотке ещё и УКВ антенна...
Можно наверху поставить переключатель и управлять по центральной жиле кабеля и через корпус редуктора.
Нашёл у себя немного инфо. по редуктору, может кому-то пригодится.
А по нижнему разъему токосъемника найдется у кого нибудь информация?
На всех приводах постоянного тока, с независимым питанием. применяют защиту от обрыва поля. интересно кто ни будь себе устанавливал?
При обрыве в цепи обмотки возбуждения может случиться беда.
Уже рассказывал, что у меня трудится НРЗ-шка очень долго, крутит TH2MK3 на ферме-мачте. Были штатные токосьёмы. Один емкостной, другой контактный, посредством подпружиненного шарика. Шарик посеребрёный. Когда запас шариков исчерпался, сделал через это отверстие кабельную петлю. Юг-"нулевой меридиан". Емкостной не подходит, слишком высокая частота изделия. 100 вольт возбуждение, 18 вольт управление. Единственная беда-"поёт" сельсин-приёмник. Старое оно всё, а новый сельсин стОит, как из платины с позолотой.
PS Разьёмы токосъёмников типичные "военные", разборные полностью, но как-то "не понравились, заменил на 50 омные SO.
Там можно использовать простой хромированный шарик. А вот нижний разъем найти пока не могу.
При обрыве обмотки возбуждения при независимом питании , за счёт остаточной намагниченности статора эл. двигатель идёт "в разнос" до механического разрушения.
И по работе сталкивался с приводами постоянного тока. Везде для защиты стояло РОП реле обрыва поля.На лекции по "Эл. машинам" уговорили преподавателя на время отключить "возбуждение" Двигатель мгновенно взвыл, через несколько секунд его отключили- он останавливался несколько минут. На всю жизнь запомнил.
Так простой хромированный шарик и не подошел... Слишком велико сопротивление его оказалось...Вобщем, вояки посоветовали или искать штатный, или "вывести из эксплуатации". Выбрал второе.
ищу механизм вращения сельсинов , может у кого есть в "закромах"??? последний который "для себя держал " )))
Это такая шпилечка с двумя безлюфтовыми шестернями? Было, но отдал. давно.
Почему "Не..."? Работал, и сейчас работаю, а то, что шестерёнки с той оси отломали по-дурости, это видел своими глазами, поэтому и отдал...
Завтра гляну, может ещё остались после разбора Р-130... Не уверен, но посмотрю, отпишусь потом. Безлюфтовые.
Так нюанс в том, что частоты 14-21-28, но не постоянный ток. Пробовал, поэтому и снял. Может, в чём другом дело было.
А как это проявлялось?
Во-первых, "развалилась" настройка антенны (тогда была VK2AOU, 20-15-10). Во-вторых, начали появляться "провалы", т.е пропадание контакта, в-третьих, хромированый шарик напрочь стёр серебрение на посадочных местах. Гальваники рядом нет, домашним гальванизированием не занимаюсь, поэтому и вот так...
Все имеет свое сопротивление. Я образно написал, что сопротивление 0ом, так как было сказано, что шарик имеет большое сопротивление. У меня был редуктор П-10 и я знаю, как это изделие эсплуатировалось в войсках, так как сам служил в аэродромной связи. Антенна вращалась сутками и сосотояние серебрения щеточных токосьемников всегда желало быть лучше и никто на это не обращал особого внимания. Главное вовремя смазывать.
В токосьемнике UA4AII, по всей видимости, ослабла прижимная пружина.
"Образно", в технике во всём должна быть точность.
ВЧ контакты у редукторов РЛС П-8, П-10, П-12 сделаны из фосфористой бронзы, серебрения там никогда не было.
Вложение 124895
Правильно, только у меня рабочая поверхность была цвета серебра, а по дорожке щетки проявлялся желтый цвет. Может это было и не серебро.
А при чём здесь П-токосьёмы? У НРЗ совершенно другой тип, один из контактов (трубчатый) неподвижный, а второй, тоже трубчатый, подпружинен. Торцы обоих частей слегка разведены для помещения между ними контактного шарика. Насчёт "...ослабленной пружины...". Когда последний шарик стёрся, а был он обмеднённый и покрытый серебром, пытался неоднократно найти заменитель. И стальные, хром-никель, и латунные (ну, нет гальваники под боком), и чуть ли не самодельные... Не пошли. В результате стёрто покрытие на трубчатых частях контактов, а это начало приводить с пропаданию контакта. Посему, отправил "на вечное хранение". До сих пор "петлеобразный" токосьём трудится из 50-омного мериканьского кабеля.
PS Щёток там никаких нет, как и дисков из фосфористой бронзы, поскольку это НРЗ-12М
Действительно, ведь антенна не локатора которую надо постоянно крутить, сделал петлю из кабеля и ни каких проблем.
Эксплуатация редукторов РЛС подразумевает раз в пол года чистку ВЧ контактов, не делая этого на поверхности копится грязь от трения двух поверхностей и на приём появляется шорох.
у меня токосъёмника не было и не видел . Только представляю , что за сутки работы в составе РЛС количество оборотов НРЗ превысит количество поворотов радиолюбительской антенны за годы , в разы !))) . ( только если , не пользователь UA3V**, который у меня, работая в тесте, двойной квадрат !!! пытался поправить на 5-10 градусов на каждого корреспондента )))))) . )
последний !!! а " скока изведено" ))) до того ??? .
В комплекте был десяток, вот он за 15 лет и закончился. Кстати, шестерёнки уже кто-то приватизировал, видать понадобились, я их попарно связывал...Жаль...
Здравствуйте! Столкнулся с проблемой, двигатель СЛ-521 нет реверса, (стоит в поворотке П-12) На данный момент двигатель демонтирован из редуктора. На якорь-( клеммы Я1 и Я2) подаю напряжение 110В, на М1 и М2 подаю напряжение возбуждения. Пробовал менять полярность на якоре и на обмотке возбуждения, двигатель вращается только в одну сторону, при реверсе начинает нагружать источник питания.
Если двигатель вращается, значит он исправен.
Что бы был реверс, сделайте так