Французская самоделка

Прошел месяц с момента публикации моей последней темы, посвященной комплекту для домашнего отдыха, который в 1922-м году выпускала английская фирма Burndept (Бёрндепт). Этот комплект, единственный в России, стоит на верхней полке в кабинете генерального директора ООО «Фирма РКК» Валерия Громова. Там собраны исключительно бытовые радиовещательные приемники начала 20-го века, и я показывал эту коллекцию далеко не всем посетителям моего Радиомузея.

Но время летит, моложе мы не становимся, так что я решил, пока силы еще есть, так сказать, «открыться миру» и описать всё то, что годами было скрыто за дверями моего кабинета. Там собрано более тридцати экземпляров радиоприемников и выносных громкоговорителей, которые можно увидеть на музейном сайте радиомузей.рф, если на его Главной странице кликнуть по клавише «ВСЕ ВИТРИНЫ Радиомузея», а затем нажать на кнопку «16».

Экспонаты расположены по всем четырем стенам кабинета, поэтому мы отсняли всё по кругу и разделили снимки на шесть частей, перемещая фотокамеру по часовой стрелке. Комментарии к образцам, показанным на кадрах «Фото 1» и «Фото 2», уже были даны. Сейчас речь о «Фото 3», на котором показаны две трети всех экспонатов, имеющихся в моем кабинете:

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-0  фото_3.jpg 
Просмотров:	4 
Размер:	174.0 Кб 
ID:	359217

Приемники, расположенные на самой верхней полке, я уже описал в трех последних темах, поэтому хочу перейти к приемникам расположенным на второй сверху полке:

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-1  фото_3-2.jpg 
Просмотров:	6 
Размер:	33.2 Кб 
ID:	359218

Второй слева там приемник прямого усиления NR 2W немецкой фирмы Blaupunkt, далее направо – три приемника Mende разных лет выпуска, от 1929-го по 1933-й годы. Далее показаны красивый выносной громкоговоритель английской фирмы Celestion образца 1926-го года и наш приемник прямого усиления БЧ-К, выпускавшийся в Ленинграде на радио-аппаратном заводе имени Казицкого с 1929-го по 1935-й год.

Но начнем мы с самого левого приемника, о котором нам почти ничего не известно. Судя по французским надписям на его деталях и узлах, приемник был произведен во Франции:

Название: x95-2  француз.jpg
Просмотров: 318

Размер: 32.4 Кб

Этот приемник был выигран на интернет-аукционе, и выиграл я его именно из-за его необычного внешнего вида. На форуме сайта radiomuseum.org, где я показал фотографию приемника, мне было сказано, что это скорее всего довоенный французский набор из серии «Сделай сам».

Приемник (точнее, его кусок) виден на моем аватаре, который был вырезан из вот этой фотографии:

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-2a--фото.jpg 
Просмотров:	4 
Размер:	256.9 Кб 
ID:	359220

Поскольку сказать об этом экспонате мне нечего, я решил обратиться к участникам форума в надежде, что кто-то сможет что-то пояснить. А я приведу несколько фотографий, сделанных как снаружи, так и изнутри приемника.

Общий вид снаружи уже был показан. Вот две шкалы настройки крупным планом:

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-3--лев_шкала.jpg 
Просмотров:	4 
Размер:	298.1 Кб 
ID:	359221

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-4--прав_шкала.jpg 
Просмотров:	7 
Размер:	323.8 Кб 
ID:	359222

На флажках обеих шкал написано «P.O REPERES G.O»

«P.O» это «Petites Ondes» или Средние Волны (СВ), а «G.O» это «Grandes Ondes» или Длинные Волны (ДВ). Как перевести с французского «REPERES», я не знаю.

Не понимаю также, зачем на приемнике две одинаковые шкалы, причем без каких-либо указаний на частоты или названия городов, и где переключатель диапазонов. Может быть, одна из шкал это для СВ, а другая – для ДВ.

Вот вид нашего приемника изнутри:

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-5--изнутри_808.jpg 
Просмотров:	11 
Размер:	261.8 Кб 
ID:	359223

Как видно, в нашем приемнике четыре радиолампы (А415, А442, А441 и В443), все они производства голландской фирмы «Philips Miniwatt». Лампа А415 это триод, лампы А442 и А441 – тетроды, а В443 – пентод. Он появился на рынке позже всех, в 1927-м году, так что наш приемник можно смело отнести к периоду после 1928 года.

Вот как выглядели эти радиолампы:

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-6  t1_a415.jpg 
Просмотров:	4 
Размер:	51.2 Кб 
ID:	359224

Название: x95-7  t2_a442.jpg
Просмотров: 195

Размер: 32.5 Кб

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-8  t3_a441_5pin.jpg 
Просмотров:	4 
Размер:	82.2 Кб 
ID:	359226

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-9  t4_b443.jpg 
Просмотров:	4 
Размер:	54.2 Кб 
ID:	359227

Вот еще два фото французского приемника изнутри:

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-10--view_in1.jpg 
Просмотров:	6 
Размер:	269.8 Кб 
ID:	359228

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-11--view_in2.jpg 
Просмотров:	5 
Размер:	230.3 Кб 
ID:	359229

По центру там стоят три трансформатора (или колебательных контура ??), которые крупным планом показаны ниже:

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-12--tr1.jpg 
Просмотров:	4 
Размер:	201.3 Кб 
ID:	359230

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-13--tr2.jpg 
Просмотров:	6 
Размер:	222.0 Кб 
ID:	359231

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-14--tr3.jpg 
Просмотров:	5 
Размер:	224.0 Кб 
ID:	359232

Как видно на снимках изнутри, у левой стенки приемника расположена девятивольтовая батарея:

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-15--батарея.jpg 
Просмотров:	4 
Размер:	287.8 Кб 
ID:	359233

Наконец, вот отверстие в задней стенке с французскими надписями, сделанными от руки:

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	x95-16--дырка.jpg 
Просмотров:	4 
Размер:	206.1 Кб 
ID:	359234

Слово «Diffuseur» это, вероятно, «Громкоговоритель», а «Cadre» это, вероятно, «Шасси». Точнее сказать не могу, потому что французского языка не знаю.

Похоже, что наш беспородный француз был здорово побит жизнью, чего стоят те же обкусанные провода, которые там и сям видны на внутренних фото.

Однако я не хочу ничего расследовать, как не хочу пытаться снять схему приемника и уж, тем более, запустить его в работу. Пусть он останется единственным непонятным экспонатом в радиовещательной коллекции Радиомузея Валерия Громова…

* * *

Итак, мы закончили описание единственного «неопознанного» экспоната из коллекции Радиомузея. Оно далось мне тяжело, недаром я целый месяц не мог решить, как именно подать этот материал. Дальше будет куда легче, ведь все оставшиеся экспонаты из моего кабинета (кроме двух детекторных приемников) описаны на сайте radiomuseum.org и в разделе «Радиовещательные коллекции» на сайте Радиомузея.