-
19.11.2003, 08:00 #31
- Регистрация
- 27.08.2003
- Адрес
- Усть-Каменогорск - Омск
- Возраст
- 50
- Сообщений
- 375
- Поблагодарили
- 13
- Поблагодарил
- 5
Возможно я сильно гоню, но никто вас не заставляет выполнять один урок за одно заняти, разделяйте на два!
-
19.11.2003, 18:35 #32
- Регистрация
- 29.09.2003
- Адрес
- гор. Аксай Ростовская обл.
- Возраст
- 52
- Сообщений
- 400
- Поблагодарили
- 25
- Поблагодарил
- 15
Когда я изучал телеграф, то мне очень помогла запись уроков с текстами на обычную аудиокассету с последующим постоянным прослушиванием на переносном плейере. Вдалбливалось аж бегом!
-
20.11.2003, 07:27 #33
- Регистрация
- 27.08.2003
- Адрес
- Усть-Каменогорск - Омск
- Возраст
- 50
- Сообщений
- 375
- Поблагодарили
- 13
- Поблагодарил
- 5
Тоже может оказаться полехзным, но постоянное стучание морзянки в ухах, сильно давит на мозг, как бы не перестараться, а то потом от нее не только в эфире, но каждый писк тошноту вызывать начнет..... Поэтому я рекомендую не более 2х часов в день тренировок и около часа пасивного прослушивания радиолюбительских сокращений....
-
21.11.2003, 11:38 #34
- Регистрация
- 27.08.2003
- Адрес
- Усть-Каменогорск - Омск
- Возраст
- 50
- Сообщений
- 375
- Поблагодарили
- 13
- Поблагодарил
- 5
Извеняюсь за вчерашнее отсутсвие, работа будь она не ладна.
Ну продолжим.
Урок 9.
Итак простая тренировка на повышение скорости 1 час.
Теперь вы владеете практически всем набором для работы в эфире, нехватает только знаков русского алфавита "ЧШЮЯ" и нескольких знаков препинания.
Вот я сижу и думаю как же вам преподать руские символы, и решил что с наращиванием скорости, вы самостоятельно их освоите, дело в том что русские символы в радиосвязи в основном проскакивают(именно редко проскакивают) только при связях со страннами бывшего СССР. И после изучения бывают что и забываются, из-за своей редкости.... Поэтому я небуду забивать ими Вам голову, изучите сами по мере необходимости.
Второй возникший у меня вопрос , как преподать знаки препинания, ведь я сам их освоил уже после того как начал активно использовать телеграф в эфире, и изучил их без всякой метода, просто они у меня звучали как два слипшихся обычных символа. Например часто используемый знак вопроса:
. . - - . . звуучал у меня в ухах как два символа "U" и "D", "у-нес-Лооо Дооо ми-ки", со временем я привык, и воспринимаю нормально такое звучание как знак вопроса.
Более редко используется дробная черта / , звучала у меня как "Тааак фи-ли-Мооон-чик", со временем также привык. Как преподать людям данные символы, ну ей богу не знаю....
Ну а теперь самый долгожданный этап нашего обучения.
ВКЛЮЧАЕМ ПРИЕМНИК, желательно на 20 м в ТЛГучастке.
Если ваша скорость безошибочного приема уже дошла до 35-40 зн.мин., то включайте приемник, а если нет сидите и тренируйтесь.
Итак если вы безошибочно уже принимаете 40 зн., то скорость 50-60 знаков вы уже слышите, и через знак да принимаете, ищем что то на диапазоне похожее на морзянку со скоростью не более 60 зн.в мин.(в принципе такие станции встречаются на 15м.), и пытаетесь ухватить напевы CQ CQ CQ CQ, как правило много операторов давольно долго бьют имено повторяющиеся CQ (что в будущем вас будет раздражать, и в душе вы таких операторов назовете чайниками). Так поймали наконец безумно повторяющийся напев, и внимательно слушаем дальше:
Как правило после CQ идет либо сочетание DX (один-два раза) либо DE (один раз) либо дальше выматывающее и раздражающее CQ CQ CQ CQ CQ CQ CQ CQ и т.д. Но если вы всетаки дождались наконец напев "DE", то все внимание сосредоточьте на приеме, попытайтесь ухватить первые два знака и цифру (либо один знак и цифру) , а если получится то и весь позывной. Как правило позывной повторяется несколько раз, и если вы засомневались то легко сможе допринять позывной либо проверить правильность, далее самостоятельно дослушайте его вызов.
Все первое свое наблюдательское наблюдение можно сказать вы сделали...
Слушаем дальше:
Как только оператор закончил вызов прислушаемся, его может ктонибудь вызывает, постораемся принять вызывающую станцию. Как правило идет сначало первый позывной потом DE потом позывной вызывающего, вот второй позывной вы должны принять. Может вызывающая станция сразу дать DE и свой позывной. Если ни кто невызвал, ждем пока проидет его новый общий вызов, и снова прислушиваемся....
Если же его вызвали а вы неприняли ждем ответа нашего оператора. Выглядит примерно так: второй позывной DE первый позывной(здесь проверяем второй позывной или пытаемся его принять).... Далее идут все возможные приветствия , лучше всего конечно принять все полностью, но наша цель дождаться 599 (либо другой рапорт, по крайней мере три цифры из потока информации выхватить.) Как правило это примерно выглядит так: RST is 589 589 589. Все ухватили рапорт, следующая информация либо имя либо город, как правило имя чаще. Ждем пока пройдет сочетание "name" или "QTH" и начинаем лихорадочно записывать, как правило дальнейшая информация несколько раз повторяется, из всего что вы запишите можно будет выделить имя или город... При этом откинув (если есть) предлог "is". Тем кто выполнял мои рекомендации по приему готовых сокращений, сделать свое первое наблюдение будет гораздо легче. Все остальное можно пропускать между ушей, но желательно конечно понять что все таки будет дальше....
Теперь отрабатываем прием с эфира радиограм других операторов. Если вы легко научились принимать рапорт и имя операторов, то можно переходить на передачу.
Передачу я рекомендую пока делать с помощью компьютера.
Итак нашли станцию с общим вызовом, если он не просит DX, то можно и позвать его, но для этого подождем все таки первую его связь, и принимаем его имя и город, когда он закончит работу со своим корреспондентом, и снова перейдет на общий вызов, пытаемся его позвать.... Если вам это удалось и оператор ответил именно вам, то вашей целью останется только принять его рапорт!
Перед тем как начать работу на передачу рекомендую на бумажке записать типовое QSO от других операторов, подставив только свой позывной, имя и город.
На этом я хочу закончить свой курс лекций. Конечно не все получилось как задумывалось, но я думаю для первого основного толчка в изучении CW этого будет достаточно. Завтра я уезжаю в командировку на две недели. Кто не закончил изучение алфавита и цифр, к этому времени уже должны закончить, кто то уже проведет свои первые связи, там посмотрим.
-
21.11.2003, 11:46 #35
- Регистрация
- 27.08.2003
- Адрес
- Усть-Каменогорск - Омск
- Возраст
- 50
- Сообщений
- 375
- Поблагодарили
- 13
- Поблагодарил
- 5
Теперь не только можно, но и нужно давать советы по переходу на прием с эфира. Так что все кто до этого терпеливо молчал, можете высказывать свои версии.
Те же кто изучает в данный момент, дайте хотябы знать когда все таки проведете свое первое КюэСО, или хотябы научитесь принимать с эфира....
-
21.11.2003, 12:36 #36
- Регистрация
- 30.04.2002
- Адрес
- Липецк, Россия
- Возраст
- 55
- Сообщений
- 935
- Записей в дневнике
- 16
- Поблагодарили
- 64
- Поблагодарил
- 4
Первоначальное сообщение от UN7JHS Андрей
Более редко используется дробная черта / , звучала у меня как "Тааак фи-ли-Мооон-чик",
Удачи!
-
21.11.2003, 13:45 #37
- Регистрация
- 27.08.2003
- Адрес
- Усть-Каменогорск - Омск
- Возраст
- 50
- Сообщений
- 375
- Поблагодарили
- 13
- Поблагодарил
- 5
Вполне согласен, но обучать как то этим знакам, я неумею....
По мере получения опыта радиолюбитель сам разберется что это за неведомые знаки, да и их можно отдать под самостоятельное изучение. Ну не знаю я пока как его засунуть в основной курс.
Насчет дроби я согласен и советую не лезть в тесты. А в обячной практике при переходе на эфир, если не понял что за позывной то и невызывай.
-
21.11.2003, 17:43 #38
- Регистрация
- 29.09.2003
- Адрес
- гор. Аксай Ростовская обл.
- Возраст
- 52
- Сообщений
- 400
- Поблагодарили
- 25
- Поблагодарил
- 15
В принципе довольно легко и правильно
Дробь как слитное DN , а вопрос как слитное UD т.е. доо-ми-ки-ноо-мер и у-нес-лоо-доо-мики.
А напевы к нашим неиспользуемым пяти буквам очень простые-
Ч- чааа-шааа-тооо-нет _ _ _ .
Ш- шааа-рааа-вааа-рааа _ _ _ _
Ю- ю-ли-ааа-нааа . . _ _
Я- я-мааал-я-мааал . _ . _
Э- э-ле-рооо-ни-ки . . _ . .
-
22.11.2003, 03:30 #39
- Регистрация
- 11.06.2002
- Адрес
- Екатеринбург
- Возраст
- 74
- Сообщений
- 106
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Добрый день, Андрей!
Великое Вам СПАСИБО. Я присматривался к изучению Азбуки Морзе. Она мне нужна для соблюдения тишины и, главное, для общения с иноземцамию. То, что встречал ранее, мне не нравилось, так как изучение-долбление с русского алфавита начинают и без привязки к принятым у радиолюбителей сокращениям.
И все-таки, имеет смысл левой рукой работать на ключе?
И еще вопросик. Если с нуля, то какой ключик-манипулятор приобрести?
ВасиличЪ.
-
22.11.2003, 05:26 #40
- Регистрация
- 22.10.2003
- Сообщений
- 103
- Поблагодарили
- 0
- Поблагодарил
- 0
Можно маленькую добавочку к вопросу ВасиличЪа--что такое ямбический ключ?чем он отличается от обычного?
-
22.11.2003, 10:50 #41
- Регистрация
- 30.04.2002
- Адрес
- Липецк, Россия
- Возраст
- 55
- Сообщений
- 935
- Записей в дневнике
- 16
- Поблагодарили
- 64
- Поблагодарил
- 4
Первоначальное сообщение от иван58
Можно маленькую добавочку к вопросу ВасиличЪа--что такое ямбический ключ?чем он отличается от обычного?
Классический манипулятор (механическая часть ключа) имеет один, так сказать, рычаг, который касается либо одного контакта (точки) , либо другого (тире). Однако почти все современные типы манипуляторов имеют ДВА рычага. Один отвечает за передачу точек , другой --- за передачу тире. Расположены они на очень близком расстоянии друг к другу , но тем не менее механически независимы. В отличие от классического типа здесь возможно замыкание ОДНОВРЕМЕННО и контакта "тире" и контакта "точки".
Теперь переходим к ямбу. Откуда название? Ямб -- это стихотворный размер , когда в строчке стихотворения ударные и безударные слоги чередуются через один. Пример: "Наша мама мыла раму"
Ямбический ключ (электронная его часть!) работает по такому алгоритму:
1. Если не замыкаются два контакта одновременно, то работа как на обычном ключе --- в одну сторону "точки" , в другую --"тире".
2. Если нажали "точку" и , не отпуская ее , нажали "тире" , то будет выдаваться последовательность "точка-тире-точка-тире-точка-тире" пока держите оба рычага.
3. Если нажали "тире" и , не отпуская ее , нажали "точку" , то будет выдаваться последовательность "тире-точка тире-точка-тире-точка" пока держите оба рычага.
Смысл всего этого --- сократить количество движений при передаче некоторых букв , например Ц, Я и т.д.
P.S.
Я не являюсь крутым телеграфистом , но люблю телеграф. Советую всем , кто начинает обучаться на электронном ключе --- начинайте учиться сразу левой рукой. Для вас сейчас нет разницы --- ни та, ни другая рука ничего не умеет. В последствии поймете разницу. Андрей здесь приводил доводы , что мол , все равно невозможно и передавать левой и писать правой одновременно. Довод этот , на мой взгляд, абсолютно не к теме. Одновременных действий не требуется. Но держать карандаш в правой руке, а манипулятор в левой гораздо удобнее.
Наблюдал одного оператора --- слушает эфир , берет карандаш , записывает позывной , бросает карандаш, берется за манипулятор , передает позывной , ему отвечают , бросает манипулятор , берет карандаш, записывает имя-город, бросает карандаш , берется за манипулятор, передает свои данные , бросает манипулятор , берет карандаш ну и т.д. ...........HI!
Надо отдать должное --- можно манипулировать не выпуская карандаш из руки. Приловчиться конечно можно, причем еще и пиво той же рукой отхлебывать . Но все же , если вы только начинаете тренироваться , то для вас разницы в руках нет --- обе ничего не умеют--- тренируйтесь левой.
Удачи!Последний раз редактировалось RU3GA; 22.11.2003 в 17:18.
-
22.11.2003, 13:34 #42
- Регистрация
- 29.09.2003
- Адрес
- гор. Аксай Ростовская обл.
- Возраст
- 52
- Сообщений
- 400
- Поблагодарили
- 25
- Поблагодарил
- 15
Я не являюсь крутым телеграфистом , но люблю телеграф. Советую всем , кто начинает обучаться на электронном ключе --- начинайте учиться сразу левой рукой. Для вас сейчас нет разницы --- ни та, ни другая рука ничего не умеет. В последствии поймете разницу. Андрей здесь приводил доводы , что мол , все равно невозможно и передавать левой и писать правой одновременно. Довод этот , на мой взгляд, абсолютно не к теме. Одновременных действий не требуется. Но держать карандаш в правой руке, а манипулятор в левой гораздо удобнее.
А вообще, в наше время передача осуществляется в основном с компьютера, особенно в соревнованиях, ключ применяется только при передачи чего либо не стандартного, так что особенно заморачиваться на этом, на мой взгляд, не стоит..
-
22.11.2003, 17:09 #43
- Регистрация
- 30.04.2002
- Адрес
- Липецк, Россия
- Возраст
- 55
- Сообщений
- 935
- Записей в дневнике
- 16
- Поблагодарили
- 64
- Поблагодарил
- 4
Первоначальное сообщение от RV6LSS
А вообще, в наше время передача осуществляется в основном с компьютера, особенно в соревнованиях, ключ применяется только при передачи чего либо не стандартного, так что особенно заморачиваться на этом, на мой взгляд, не стоит..
А вот почти не по теме.
Я тут ставил ребенку обучающие программы --- убогость , с точки зрения обучения, но красиво и интересно. Причем, "дитенок" проходит игру за пару дней, а потом через недельку опять ее грузит. Подхожу , спрашиваю : "Ну ведь все уже знаешь --- какой интерес?" Все равно , говорит, интересно и красиво. А картинки действительно очень классные, мультяшные, даже мне глаз радуют.
И вот дурная мысль мне в голову засела. "Игрушку" обучающую сделать. Только не всякой мути обучающую, а HAMRADIO.
Представьте, ребенок (подросток , парень , кто угодно, школьник , короче) из школы приходит и не DOOM II грузит, а , предположим , RADIOAMTEUR... А там принцип --- "коготок увяз --- конец птице" , т.е. первый раз сел --- охота снова --- охота дальше идти , но пока за первый урок зачетик не сдал , то на второй уровень не пропустят. Увлечь, показать , что для продвижения нужно не так много , но все же нужно... Конкретно по содержанию уроков (лучше не уроков , это по-школьному, --- УРОВНЕЙ ИГРЫ, это ближе им) : в каждом уровне , что б , увлечь сначала об экзотике , экспедициях, картинки, фотографии, пальмы, льды Антарктиды, степи и везде трансиверы , радиолюбители --- короче , экспедиции , романтика и т.д. Далее, немного о самой радиосвязи --- как, что , зачем --- Q - код , RST , что к чему... Далее, немного физики и радиотехники --- закон Ома, резисторы, конденсаторы, "преобразование вверх"(HI!) и т.д. В конце --- пару букв телеграфа для освоения. Причем закрепление материала в игровой форме --- то вещь на картинке найти надо , а тебе ее название телеграфом дают, то номинал резистора посчитать и ввести надо , что б дверь куда-то открылась. А дверь открылась , но там карта висит и надо страну по префиксу определить и дверь другая откроется , а там "CQWW идет" ---- пять позывных правильно запишешь --- перейдешь на следующий уровень...
Смысл в том , что бы ребенок из школы приходил и тут же к этой программе рвался --- что же там дальше??? А пройдя все уровни, молодой человек станет грамотным радиолюбителем со знанием телеграфа, основ радиотехники , английского языка да и клавиатуру освоит за это время...
Идея бредовая , конечно. Подобные "игрушки" пишутся за большие деньги.Последний раз редактировалось RU3GA; 23.11.2003 в 08:53.
-
22.11.2003, 20:01 #44
- Регистрация
- 18.05.2003
- Адрес
- Sillamae
- Возраст
- 77
- Сообщений
- 11,798
- Поблагодарили
- 3773
- Поблагодарил
- 2095
Не все будут работать в тестах с компьютером. Поэтому советую учиться работать CW сразу левой рукой.
У меня не было проблем. К стати телеграф учил в клубе в Усть- Каменогорске( откуда UN7JHS), где мальчик " пилил" левой рукой на коллективке (Паша Тютяев ех UL7JZ).
Манипулятор может быть любым. У меня Бенчер. Очень оригинальный видел давно и пробовал сенсорный. Где-то была опубликована его схема. Пальчиками играешь.
-
24.11.2003, 13:41 #45
- Регистрация
- 21.11.2002
- Адрес
- East Gwillimbury, Ontario, CANADA
- Возраст
- 53
- Сообщений
- 2,332
- Поблагодарили
- 288
- Поблагодарил
- 237
Для тех у кого нет траблов с языком бывшего вероятного противника ;-)
http://www.qsl.net/n9bor/n0hff.htm
must read it в общем ;-)
сам уже раз 10 перечитывал, занимательно и местами очень полезно IMHO
жаль ничего похожего на русском нету. Интересно, имело бы смысл ее на русский перевести ?
To UN7JHS
Очень правильная ветка. Было бы неплохо выложить ее куда-нибудь в инет, чтобы она не потерялась тут.
Перечитывая ваши постинги пришел в выводу что некоторые вещи делал неправильно при изучении. Например слушал эфир с первого занятия, довольно сильно напрягало. В общем, если бы прочитал это все в момент изучения, не пришлось бы ежиками давиться столько времени. Людям изучающим по описанной тут методике повезло гораздо больше ;-)
Социальные закладки