-
09.03.2013, 15:49 #1
- Регистрация
- 27.10.2012
- Сообщений
- 3,552
- Поблагодарили
- 10698
- Поблагодарил
- 6330
Связи со станциями /AM
В отличии от /MM, когда ты идешь себе и идешь на яхте или на судне покрупнее, временем особо не ограничен, да и антенны обычно есть куда приспособить, с /AM получается несколько другая картина.
САМОЛЕТ: Если ты пассажир, то попроще, а если за штурвалом, то можно секулить лишь тогда, когда включился автопилот, да и то не стоит отвлекаться.
С борта самолета мне приходилось работать только два раза – в 1991-м летали по четвертому району Штатов из Северной Каролины в Алабаму, а оттуда – в Теннеси, Атланту и еще куда-то, и второй раз – с мелкого гидросамолета – AH0M/am при облете Бермудского Треугольника. В первом случае работа велась только на VHF, а во втором – только на 14 MHz SSB. И то, и другое мероприятие длились недолго, так что прочувствовать все нюансы работы с борта самолета я толком не успел.
Было бы очень интересно услышать, какой опыт работы с борта у тех из нас, для кого штурвал – профессия. Может быть, ребята из клуба "Пятый океан" расскажут о своем опыте: R3AR, RV6LMG, OH9FTW, UZ9RR, UA3DHU, RV3D, R3DG, RV3AKQ, UA3ADX, UA3DHV.
Александр RA3ICK открыл тему "RA3ICK/am" на форуме, но, смотрю, в 2009-м обсуждение затихло. Помнится, частенько работал с борта собственного самолета уже, увы, ушедший от нас король Иордании Хуссейн – как JY1/am.
ВЕРТОЛЕТ: с вертолетом потруднее: в воздухе этот пепелац может находиться меньше, чем самолет, да и очень уж много шума верхушка создает, но все равно можно работать, особенно если использовать ларингофон и наушники "David Clark". Ну и, конечно, если ты сам не за штурвалом – с вертолетом-то шутки плохи, нужно постоянно быть на стреме, и не до радио. Несколько сот связей мне удалось провести с вертолета на 20-ке как VP2M/AH0M/am, а вот работал ли кто еще с вертолетов – я не знаю, было бы интересно сравнить ощущения. Я же, как только вижу вертолет, сразу вспоминаю "Мимино".
ВОЗДУШНЫЙ ШАР (Hot Air Balloon): с этим дело полегче, хотя форсунка шумит, но терпимо. Мой приятель Александр Комиссаров (увы, не HAM), бывший в начале 90-х президентом ассоциации воздухоплавателей СССР, частенько поднимался со своей командой то с Красной Площади, то с Манежной, то по Союзу с разных городов, так что была возможность полетать. CQ-лили мы над Москвой и над Питером в начале 1990-х позывным EK0RR/am, зимой, был лютый холод, и хоть от форсунки тепло, ноги мерзли очень – на высоте мороз-то ощущается посильнее, чем внизу. Помню, что, когда поднялись повыше, очень поразился тому, как громко идут Штаты на восьмидесятке: такое впечатление было, что это двадцатка, а не восьмидесятка. Мы не были первые в мире в этом начинании, да и в Советском Союзе тоже.
Если я не ошибаюсь, впоследствии Андрей RW3AH летал на воздушном шаре в Швейцарии. А вот на сайте UX5UO обнаружилась такая QSL:
Возможно, Вячеслав UT8NT, менеджирующий EM0NFF/am, расскажет, как было дело в октябре 2009-го.
Любит полетать на воздушном шаре и ирландец Aidan EI5HW. Как пилот самолета, он работает на УКВ другим позывным: EI2HOT/am, возможно, этим самым позывным он работает и с воздушного шара. Написал ему, доложу здесь, когда ответит, а пока вот о нем небольшой пост.
А еще в разделе статей на QRZ.ru есть интересная статья Михаила RA3DEM "УКВ-ретранслятор на воздушном шаре" и статья Георгия UY5XE "Полет радиофицированного аэростата", хотя в данном случае речь идет явно о воздушном шаре, а не об аэростате, но так было опубликовано в журнале "Радио всем" в 1929-м году.
АЭРОСТАТ: Помните, как Бумбараш висел на аэростате над позициями? Аэростат – это почти тот же воздушный шар, только привязанный. 17-го марта 1928-года Дмитрий Липманов 20RA работал в эфире с аэростата, поднятого над Москвой.
ДИРИЖАБЛЬ: Не знаю – кто и когда работал с борта дирижабля, но наверняка это происходило. Дирижабль – это мечта, идеальные условия для работы /AM: летишь себе неспешно, ровно, за штурвал и шум волноваться не нужно, времени навалом – почти как с /MM. К сожалению, после катастроф с дирижаблем "Акрон" у побережья Нью-Джерси в апреле 1933-го и с дирижаблем "Гинденбург" в мае 1937-го года (опять же, в Нью-Джерси), строительство и использование дирижаблей на несколько десятков лет почти сошло на нет, но в последние десятилетия дирижабли снова возвращаются: в 1993-м Долгопрудненское КБ начало работу над дирижаблем DP-6000, в пассажирском варианте способном взять на борт 144 пассажира. Ведутся в России и другие разработки, да и американцы не зевают: супервысотный дирижабль от компании Aerospace способен подняться до высоты 29 тысяч метров, а недавно проходили испытания военного разведывательного дирижабля LEMV.
Собственно, еще Циолковский пытался (неудачно) добыть денег у царского правительства для постройки дирижабля. Также хватало предшественников и последователей, и вообще история создания дирижаблей – это отдельная интереснейшая тема. Но вот работал ли кто с дирижабля? Кто-нибудь в курсе?
ДЕЛЬТАПЛАН, как и мотодельтаплан, на первый взляд, особо не располагает к работе, то интересно узнать – может все же кто работал? У Тимура Шаова есть замечательная песня "Полет на дельтаплане".
СКАЙ ДАЙВИНГ (sky diving): Остался у нас скай-дайвинг + парашют. Что ж, когда летишь, то не до CQ, ясное дело, но чисто теоретически интересно: как это можно осуществить? Видимо, VHF walkie-talkie с гарнитурой-ларингофоном – и несколько десятков связей за прыжок можно успеть провести: и до раскрытия купола, и после. Зависит, конечно, от высоты выброса и от высоты раскрытия купола. За время такого вот прыжка, которым удивил мир Felix Baumgartner, можно успеть поработать со многими, особенно если будут ожидать на частоте и работать дисциплинированно.
А вот совсем экстрим, тут уж не до радио:
Полетаем?
-
09.03.2013, 16:17 #2
- Регистрация
- 13.12.2008
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 83
- Сообщений
- 2,232
- Поблагодарили
- 5953
- Поблагодарил
- 371
Ромик , я в 1974 году не удержался и нагло провел пару связей с борта вертолета МИ-24 позывным UA3ACM . Работал на "десятке" FM с радиостанции Р-828 , за что получил втык от Лени Лабутина UA3CR . Все равно у меня грозились забрать позывной из-за пресловутой "формы" , правда , тогда пронесло !
Вроде бы и Теодорыч работал с германского "цепеллина" ! Я где-то читал об этом .
Работать с "бортами /АМ" приходилось с Геннадием UA3ADX/AM и Юрием RA3AOA/AM на "двадцатке" SSB .
Самая интересная связь была на "двойке" с Геннадием Зубаревым RA3AL , когда он прыгал с парашютом !Геннадий Шульгин (RZ3CC)
-
09.03.2013, 16:40 #3
- Регистрация
- 24.04.2007
- Адрес
- Новороссийск
- Сообщений
- 13,529
- Поблагодарили
- 4976
- Поблагодарил
- 1837
В моём активе тоже есть несколько десятков QSO с пассажирских лайнеров.
Работал на 145.500 на рейсах Магадан-Иркутск, Магадан-Москва, Москва-Краснодар, Краснодар-Анталия.
Больше всего понравилось над центром России, огромные пайлапы на двойке, зона покрытия в радиусе 500км, преимущественно со стороны борта самолёта.
Работал на обычную портативку расположенную у иллюминатора.
Вот часть лога с рейса Москва-Краснодар
24-Sep-2011 14:47:43 145500.0 FM RW3OH 59 59
24-Sep-2011 14:48:01 145500.0 FM RW3OP 59 59
24-Sep-2011 14:48:23 145500.0 FM RA4ATL 59 59
24-Sep-2011 14:48:43 145500.0 FM RN3QGA 59 59
24-Sep-2011 14:49:30 145500.0 FM RU4AJ 59 59
24-Sep-2011 14:49:49 145500.0 FM RK3QH 59 59
24-Sep-2011 14:50:06 145500.0 FM RN3QGP 59 59
24-Sep-2011 14:50:35 145500.0 FM RN3QKN 59 59
24-Sep-2011 14:52:41 145500.0 FM RN3KM 59 59
24-Sep-2011 14:54:27 145500.0 FM RW3QUZ 59 59
24-Sep-2011 14:56:49 145500.0 FM RA3QM 59 59
24-Sep-2011 14:57:37 145500.0 FM RW3OK 59 59
24-Sep-2011 15:00:10 145500.0 FM RU3GX 59 59
24-Sep-2011 15:01:02 145500.0 FM UB3GAL 59 59
24-Sep-2011 15:02:06 145500.0 FM UA3RSG 59 59
24-Sep-2011 15:02:32 145500.0 FM UA3RUF 59 59
24-Sep-2011 15:06:11 145500.0 FM UA3RD 59 59
24-Sep-2011 15:08:07 145500.0 FM UA3GCS 59 59Последний раз редактировалось R7CA; 09.03.2013 в 16:46.
Андрей ex: UA0IAK, RA4CF, UA0IT.
-
09.03.2013, 16:46 #4
- Регистрация
- 02.03.2006
- Адрес
- Хмельницкий
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 724
- Поблагодарили
- 125
- Поблагодарил
- 517
Вот видео о полете на воздушном шаре в г.Каменец-Подольском
http://video.mail.ru/mail/ut7nw/_myvideo/5.html
А вот фото UT7NW во время полетаПоследний раз редактировалось UT7TA; 09.03.2013 в 16:52.
UT7TA
-
09.03.2013, 16:56 #5
- Регистрация
- 24.04.2007
- Адрес
- Новороссийск
- Сообщений
- 13,529
- Поблагодарили
- 4976
- Поблагодарил
- 1837
Здесь http://almanachtur.ru/forum/showthread.php?t=590 подробно описан перелёт Магадан-Иркутск-Владивосток-Хабаровск-Магадан
Андрей ex: UA0IAK, RA4CF, UA0IT.
-
09.03.2013, 17:27 #6
- Регистрация
- 30.04.2010
- Адрес
- New-Troitsk
- Возраст
- 65
- Сообщений
- 1,735
- Поблагодарили
- 617
- Поблагодарил
- 492
В 2006 давал "Общий вызов" на портативку с борта "Новокузнецк-Москва" на 433,500 - тишина.
Была одна связь на двойке с самолётом, который пролетал над Магнитогорском (02.07.2008 года, 16-07, частота 145500 кГц, модуляция FM, RA3VO/am, RS59, высота полёта 7600 м, расстояние около 250 км). Самолёт летел в Астану делать погоду (разгонять облака) на время праздника. Моя аппаратура - диполь, FT-8800. На борту - портативка, 1 Вт, антенна внешняя самолётная (недиапазонная).Последний раз редактировалось RA9SVY; 09.03.2013 в 17:42.
-
13.03.2013, 21:37 #7
- Регистрация
- 27.10.2012
- Сообщений
- 3,552
- Поблагодарили
- 10698
- Поблагодарил
- 6330
Гена, порадовал, спасибо. А с кем сработал тогда с вертолета – не помнишь?
Теодорыч с дирижабля – очень даже может быть, вполне логично. Это, наверное, вопрос к Жоре UY5XE – должно что-то быть в давних журналах.
UA3ADX и RA3AOA написал, может заглянут сюда. RA3AL молодец какой! Ты QSL получил за это QSO? Как же он вел под куполом аппаратный журнал, согласно регламенту?
Добавлено через 2 минуты
Андрей, спасибо. Лог интересный. А какой эфир был над нулевыми районами, можно такой же лог выложить сюда?
Добавлено через 55 секунд
Юрий, вот бы подробности этого мероприятия узнать: по какому поводу летали, как долго, и вот бы на пару страничек лога посмотреть, если возможно.
Добавлено через 1 минуту
Сергей, интересно, получена ли QSL от RA3VO/am за это QSO, чтоб скан сюда повесить? Разогнали они тогда облака?Последний раз редактировалось 3W3RR; 13.03.2013 в 21:37. Причина: Добавлено сообщение
-
13.03.2013, 22:00 #8
- Регистрация
- 27.02.2011
- Адрес
- Предгорье Кавказа LN04JJ
- Возраст
- 63
- Сообщений
- 1,423
- Поблагодарили
- 533
- Поблагодарил
- 350
Я работал с борта дельталёта(пассажиром) на "двойке",летали в горной местности...при высоте полёта 500-700м зона покрытия на "четвертушку" и 5 вт небольшая,порядка 100-150 км...Всё происходящее было экспромтом,без спец.гарнитуры и шлема...лётный ЗШ и ларинги-не очень айс...Надо закрытый шлем,типа мотоциклетного-шумно очень...Знаю,подобные QSO проводили другие "дельталётчики" Володя RU6BD и Саша RU6AY...
73!...Сергей
-
13.03.2013, 22:03 #9
- Регистрация
- 23.01.2012
- Адрес
- Тюмень и ХМАО п.Коммунистический
- Возраст
- 68
- Сообщений
- 4,457
- Поблагодарили
- 1760
- Поблагодарил
- 1151
Последний раз редактировалось R9LI; 13.03.2013 в 22:10.
R9LI & R9JM Василий. FT-8 Nevermore! Nevermore WEBSDR!
-
13.03.2013, 22:48 #10
- Регистрация
- 03.10.2011
- Адрес
- Минеральные Воды
- Возраст
- 60
- Сообщений
- 1,010
- Поблагодарили
- 453
- Поблагодарил
- 6316
73! Вадим R7GA ex UA6GJ ex RA6WA
-
13.03.2013, 23:05 #11
- Регистрация
- 24.11.2005
- Адрес
- Поле в лесу
- Возраст
- 51
- Сообщений
- 3,413
- Поблагодарили
- 1919
- Поблагодарил
- 592
В начале 2000-ых годов достаточно часто и много работал как RU3DNN/AM.
В логе было более 3000 QSO. Работал на двойке, FM. По территории западная Европа - Япония. Слушал намного больше, т.к. была возможность много где побывать. Над территориями "враждебных" стран на передачу не работал, знал, что будут "слушать" .
Частично впечатлениями уже на форуме делился:
1. Летели мы как то из Владивостока в Кам-Рань (это Вьетнам). Была там наша база... Борт Ил-62, рядом японские F-16 сопровождают, так как шли "тропой Хоши-Мина", влево-вправо 12 км и нарушил границу JA или HL. Так вот.. Я бездельничал, была портативка, внешняя щелевая антенна, борт питание, работа на CQ на ВСЕХ частотах 2-х метрового диапазона ни к чему не привела, не знают япошки английского даже для обычного QSO, хотя пытались. Диапазон забит! И чуть южнее острова JA слышу - кто-то зовёт, проклятая FM-модуляция! Вот если SSB, то... Удалось точно услышать "RU3DNN/AM..Guam..Phil..RST 57..".
Рапорт давать не стал, не понял я его позывного! А обидно, расстояние очень хорошее было, самолёт шел на эшелоне 9600-10200 м. Как показывает мой опыт работы с борта самолёта, радиус слышимости около 800 км при высоте 10 км для ЧМ. В SSB не работал.
2. Пошел я на полёты как то вечером, напросился со мной Сергей RV3DSA полетать. Летали "по коробочке", высота 600. Знали, что вечером будет хорошая элевация на МКС, были и распечатанные "кеплеры" под рукой. Станцию на двойку, конечно с собой! Летаем, слышим, работают! Но xxxx.. NA1SS, женский голос чётко проводит QSO с европейцами. Звали, звали.. Но, увы.. не докричались. Насколько я знаю в радиолюбительской истории не было ещё QSO станции на борту самолёта с МКС..
Реально же дальность примерно 300-350 км на высоте 9-10 км.
Рассылал QSL, один из вариантов ниже. К сожалению чистых не осталось, выдаю скан "возврата", увы..73! Павел ru3dnn.ru
-
13.03.2013, 23:31 #12
-
13.03.2013, 23:45 #13
- Регистрация
- 24.11.2005
- Адрес
- Поле в лесу
- Возраст
- 51
- Сообщений
- 3,413
- Поблагодарили
- 1919
- Поблагодарил
- 592
Сообщение от RK1NA73! Павел ru3dnn.ru
-
14.03.2013, 00:19 #14
- Регистрация
- 03.11.2008
- Сообщений
- 607
- Поблагодарили
- 344
- Поблагодарил
- 132
На борту ЯК-40 рейсом Калининград - Краснодар будучи пассажиром с местом у иллюминатора я провел вот такую интересную радиосвязь на 430 Мгц! Портативка VX1R как сейчас помню мощностью 1 Ватт. Ну, а в дальнейшем UT5NM "сопровождал" борт минут 30 направляя свою многоэлементную антенну на цель Спасибо ему! Есть что вспомнить. Ну еще связи с UR5XBN UR5BFA на двойке.. Стюардесса криво на меня смотрела первые полчаса на взлёте. Соседей рядом не было. Ощущения от тех радиосвязей на всю жизнь
-
14.03.2013, 00:23 #15
- Регистрация
- 30.07.2006
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Сообщений
- 10,138
- Записей в дневнике
- 5
- Поблагодарили
- 2545
- Поблагодарил
- 719
Валентин, RX1AG :: Посетите мои страницы -- https://rx1ag.narod.ru/ARCHIVES/AUDIO/audio_01.htm -- песни о радио
|
Социальные закладки