-
24.02.2009, 11:28 #61
- Регистрация
- 11.07.2007
- Сообщений
- 105
- Поблагодарили
- 8
- Поблагодарил
- 1
Тюнер
http://www.pa0fri.geerligs.com/ вот отличная ссылка по наводке UT3IM . Много полезной инфы.
-
24.02.2009, 18:06 #62
- Регистрация
- 18.12.2002
- Адрес
- Калуга-Город Герой!!
- Возраст
- 57
- Сообщений
- 27,341
- Записей в дневнике
- 33
- Поблагодарили
- 15294
- Поблагодарил
- 1610
А я думаю, что при такой схеме можно согласовать о-о-о-чень большой диапазон сопротивлений антенн. Если мы говорим о профессиональных и "околопрофессиональных" тюнерах. Несколько последовательных катушек, и куча кондёров, перебираемых релюшками. Если сопротивление антенны слишком велико, то емкости подключаются с одного конца, а если низко, то с другого. Тюнеры судовых передатчиков умудряются согласовывать 5-ти метровую верёвку на 1,6 мГц. Но это ерунда. Главное в этих тюнерах - автоматика, программное обеспечение, датчики тока, фазы и пр. Чтобы максимально сберечь выходной каскад от таких вот ситуаций.
73! Илья aka RX3X, bubble gum, ex RA3XE, UA0FBS, W3XXL
"Займитесь же делом каким-нибудь, хватит прожигать ценный невосполнимый ресурс (время) на пустопорожние споры.. На "Чебурашку" сходите чтоли.."(с)RX3X
Мои Альбомы
-
25.02.2009, 09:13 #63
- Регистрация
- 13.01.2003
- Адрес
- Жабомишодраківка
- Сообщений
- 13,850
- Поблагодарили
- 3917
- Поблагодарил
- 1415
Илья , а что в последнее время мощные каскады на пароходных передатчиках были транзисторные ?
А то у меня ещё из " той " жизни стоят перед глазами Ильмени и Ерши . Но там писАли , что до какой-то частоты мощность меньше а потом больше и шел намёк на короткую антенну .-73- Игорь
"Прощённый, но так и не понятый" (c)
-
25.02.2009, 09:50 #64
- Регистрация
- 18.12.2002
- Адрес
- Калуга-Город Герой!!
- Возраст
- 57
- Сообщений
- 27,341
- Записей в дневнике
- 33
- Поблагодарили
- 15294
- Поблагодарил
- 1610
Да, транзисторные, во всяком случае у меня. Японское JRC. Киловатт. Тюнер как раз по Т-образной схеме. Вернее по Т, Г и зеркальное Г схеме На любой вкус. Антенна 8 метров штырь с двумя 2-х метровыми "усами" наверху. Если прогонять по всему КВ диапазону, то конечно, провалы в настройке есть. Но на морских кусках нету.
73! Илья aka RX3X, bubble gum, ex RA3XE, UA0FBS, W3XXL
"Займитесь же делом каким-нибудь, хватит прожигать ценный невосполнимый ресурс (время) на пустопорожние споры.. На "Чебурашку" сходите чтоли.."(с)RX3X
Мои Альбомы
-
25.02.2009, 10:41 #65
- Регистрация
- 13.01.2003
- Адрес
- Жабомишодраківка
- Сообщений
- 13,850
- Поблагодарили
- 3917
- Поблагодарил
- 1415
Ну если JRC ...
А на фото " объект " на какую мощность " официально " рассчитан ? Уж релюшки какие-то маааааленькие . Или это оптический обман ? Коробка размером 2 на 4 метра ?-73- Игорь
"Прощённый, но так и не понятый" (c)
-
25.02.2009, 11:41 #66
- Регистрация
- 05.06.2002
- Возраст
- 73
- Сообщений
- 6,057
- Поблагодарили
- 1358
- Поблагодарил
- 313
В настоящее время уже никого не удивить автоматическим антенным тюнером.
Такой тюнер-автомат может встраиваться непосредственно в корпус трансивера, а также быть внешним устройством.
Внешние тюнеры подразделяются на настольные и удалённые.
Удалённые обычно используются для согласования несимметричного выхода трансивера с однопроводным фидером антенны, либо при непосредственном подключении к ним укороченных резонансных или антенн случайной длины. Такие устройства управляются от трансивера и используются на подвижных объектах (автомобиль), на воздушных и морских судах.
Настольный внешний тюнер-автомат может быть: с внешним управлением от трансивера и автономный (универсальный) вариант.
Работа автоматического антенного тюнера, так же как и ручного, основана на компенсации реактивных составляющих комплексного сопротивления антенны с помощью встроенных в тюнер подстраиваемых LC-элементов. При выполнении этого условия автоматически согласуется неизвестное входное сопротивление антенны-нагрузки с 50-омным выходом трансивера.
Сам алгоритм автоматической настройки является полным аналогом ручной: путём пошаговых изменений регулируемых параметров LC-элементов тюнера, свести КСВ между трансивером и тюнером к определённому минимуму. Этот минимум обычно оговаривается в инструкции по эксплуатации и в некоторых продвинутых моделях может выставляться программно (обычно не более 1,8).
Почему именно такая величина КСВ взята за основу? Дело в том, что при этом значении ещё не так опасен на пробой уровень напряжения обратной волны для транзисторов выходного каскада РА трансивера, как уход от реакции системы защиты ALC снижающей выходную мощность до безопасного уровня. Более того, в принципе добиться значения КСВ=1,0 возможно, но для этого требуется точная (плавная) установка компенсирующих значений регулируемых элементов схемы тюнера, что в свою очередь экономически не оправданно увеличивает число сегментов контроля, время цикла согласования и т.д.
Поэтому автоматические тюнеры с электродвигателями, хотя и тихоходы, позволяют более точно согласовать нагрузку, а модные сейчас релейные схемы - скоростные, но из-за невозможности бесконечно увеличивать число релейных контактов подключения LC-элементов (дискретность), ограничивает снизу точность согласования.
Теперь, что касается управления тюнером, его запуском.
Как уже отмечалось, выпускаются автотюнеры с внешним управлением, так и автономные варианты.
Сигнал управления тюнером с внешним управлением подаётся на него со специальных разъёмов трансивера (REMOTE, TUNER) и содержит в себе данные о диапазоне частот и сигналы пуск-стоп.
При нажатии на передней панели трансивера кнопки с надписью "TUNER" или "START" формируется сигнал трансиверу о снижении выходной мощности передатчика до 10Ватт (выбрано оптимальое значение), переводится трансивер в режим TX (аналог действия PTT). а так же переводится передатчик в режим излучения непрерывной несущей (имитация CW-нажатия).
Соответстующие данные (цифровой сигнал) поступают на схему тюнера автомата, которая питается от трансивера, производится запуск контроллера управления настройками, а точнее последовательным перебором (или вращением) изменяемых LC-элеменов. Причём это программно выполняется в той же последовательности, что и если выполнять согласование вручную!
Сигнал окончания процесса перебора (подбора) элеменов компесации не происходит до тех пор, пока с датчика обратной волны, при приемлемом КСВ, не поступит уровень напряжения обратной волны, которое регистрируется схемой сравнения и формирует уже цифровую команду СТОП (успешное окончание настройки).
Логично предположить, что если при всех манипуляциях с подключением (вращением) элементов результата КСВ по приемлемому уровню не достичь, то контроллер вновь запускает опрос переключений или просто останавливает цикл и "ругается" высвечивая соответстующий транспарант, светодиод или выдаёт звуковой сигнал.
Вот тут, эти контрольные (щадящие) 10 Ватт в момент настройки и спасут настроечные элемены тюнера от пробоя напряжением рассогласования и заодним будут являться фиксированным значением величины напряжения падающей волны в схеме сравнения с отражённой.
В внешнем автономном автотюнере, на его вход подаётся только ВЧ-напряжение по коаксиальному кабелю. Питание осущестляется от его собственного источника. Программа микроконтроллера управления при нажатии на нём (тюнере) кнопки ПУСК, нагружает вход на балластный эквивалент, чтобы регистрируемый цикл настройки был щадящим и по окончании запрограммируемого цикла уже согласованная с антенной цепь готова прокачать на выход всю мощность трансивера. Причём схема запуска на согласование может работать даже при первом нажатии PTT, т.е. срабатывает по присутствию на входе ВЧ-напряжения. Такие аппараты конечно дороже, но они универсального применения, т.к. не зависят от сигналов управления, которые между прочим, у каждой фирмы свои.
В заключении необходимо отметить, что автоматические антенные тюнеры могут согласовывать нагрузку отличающуюся от 50Ом не в значительных пределах, т.к. пределы изменения согласующих элементов конечны, громоздки дороги и электрически не прочны (размер, вес). При применении качественных, настроенных антенн КСВ внутри диапазона меняется незначительно. С этим рассогласованием успешно справляется автоматический антенный тюнер.
Что касается тюнеров ручных, хотя и процесс согласования ими занимает больше времени, но электрические параметры прочности радиоэлеменов и пределы изменения их значений позволяют согласовывать практически любые сопротивления нагрузок, в том числе и симметричные.Последний раз редактировалось UN7CI; 25.02.2009 в 13:45.
Борис
-
25.02.2009, 12:10 #67
- Регистрация
- 13.01.2003
- Адрес
- Жабомишодраківка
- Сообщений
- 13,850
- Поблагодарили
- 3917
- Поблагодарил
- 1415
Дополнение к статье . Если позволите . Никакой теории , сплошная практика .
Вот у меня на полочке стоИт FT847 . Тюнер-автомат к нему его родной , внешний - FC 20 . Правильный , с моторчиками и КПЕ .
По заводским установкам согласование с Z = 17-150 Ohm. ( 1:3 SWR ) . Но в сервисном меню есть вариант установки КСВ до 1:8 . Правда честно пишут при этом , что ОНО само пропорционально сбросит при этом выходную мощность .-73- Игорь
"Прощённый, но так и не понятый" (c)
-
25.02.2009, 12:43 #68
- Регистрация
- 18.12.2002
- Адрес
- Калуга-Город Герой!!
- Возраст
- 57
- Сообщений
- 27,341
- Записей в дневнике
- 33
- Поблагодарили
- 15294
- Поблагодарил
- 1610
Нет, размеры вполне приемлемые. Может даже поменьше, чем в соседней ветке "большому усилителю - большой коммутатор" На переднем плане фото тюнера виден краешек 50-омного разъёма, и часть вентилятора (как на БП компьютеров). Тюнер находится на верхнем мостике в ящике для САУ. Вывод медной трубкой, и далее тросик идёт к штырю. Передатчик 1 киловатт. Вся радиостанция размером с сейф, почти треть - блок питания. Схема сложения мощностей из нескольких модулей. Радиостанция в служебном помещении. Пульты управления дистанционные на мостике и в радиорубке. Приёмная антенна на кормовом портале. Ничего особенного, никаких 10-кратных запасов, а только 3-х кратные.. Релюшки, да, по виду хлипкие, но ведь настройка идёт при 10-15 ваттах, а когда настроился, то контакты уже замкнуты на удержание, и всё нормально.
Да, этому девайсу уже 15 лет, и на моей памяти отказов тюнера не было.73! Илья aka RX3X, bubble gum, ex RA3XE, UA0FBS, W3XXL
"Займитесь же делом каким-нибудь, хватит прожигать ценный невосполнимый ресурс (время) на пустопорожние споры.. На "Чебурашку" сходите чтоли.."(с)RX3X
Мои Альбомы
-
28.02.2009, 03:02 #69
-
28.02.2009, 10:03 #70
- Регистрация
- 15.08.2006
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 1,103
- Поблагодарили
- 339
- Поблагодарил
- 334
Кстати, впоследствие поигрался с положением нижнего отвода в пределах 1-2 витков и добавил включение доп. постоянного кондёра для 160м параллельно катушке http://users.tpg.com.au/users/ldbutl...oilZ1.8MHz.htm.
Мою Т-ант (72м) для 137 кГц тюнер прекрастно согласовывал на 160м. Работая на 5Вт в EU хихикали с моего QRP, с рапортами 559-599Последний раз редактировалось EW6BN; 28.02.2009 в 10:38.
73! Юрий EW6X (ex EW6BN) Если не QRP, то 100Вт@палка/верёвка
-
28.02.2009, 12:05 #71
Здорово!
Ну я на этой свалке 160м не работаю,в УМ даже П-Контура для него нет.
Никак температуру не згоню,вот и работа стоит,осталось то отводы подпаять к катушкам.
Обязательно отпишу,как будет работать...73! RA4PCU Анатолий
-
28.02.2009, 22:20 #72
Сегодня всё-таки доделал тюнер,и решил опробовать это детище,но сначала решил проверить на приём,регулируя оба КПЕ.Включил своего Дрозда на семёрке,как раз был хороший проход,отсоеденил свою антенну и подключил тюнер,полная тишина,покрутил оба КПЕ - результат нуль.Проверил весь монтаж,всё нормально.
Меня вот что смущает,откуда возьмётся приём,когда в схеме нет никакой связи антенны с трансивером,только лишь индуктивная между L1 и L2,но этого же вроде бы маловато будет...
В статье написано,что для несимметричной нагрузки,нижний вывод L2 - заземляется.У меня W3DZZ естественно питается кабелем,стало быть несимметричная.
Вот такие мои "успехи"...
Ещё возможно,что у меня первый КПЕ,как я писал ранее - продёрнутый,может быть ёмкости не хватает?73! RA4PCU Анатолий
-
28.02.2009, 22:35 #73
- Регистрация
- 15.08.2006
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 1,103
- Поблагодарили
- 339
- Поблагодарил
- 334
Анатолий не беспокойтесь индуктивной связи там хватает , думаю и продёрнутого кондёра тоже должно хватить.
Проверяйте правильность схемы, на 40м контура должны строиться ближе к мин. положениям обоих КПЕ.
Я тоже сделал его только для несимм. нагрузок - одна обмотка на земле, последовательно вообще не ставил.
Удачи и выздоравливайте!73! Юрий EW6X (ex EW6BN) Если не QRP, то 100Вт@палка/верёвка
-
28.02.2009, 23:23 #74
Спасибо Юрий!
Да я уже несколько раз всё проверил,всё в норме.Вспомнил ещё про этот кондёр - входной,он у меня был снят с моего УМ по причине искрения в районе керамической стоечки в одной из секций (КПЕ 12-495),очевидно этот дефект даёт о себе знать.Надо будет по переменно прогнать с одной секцией и с другой,может в этом причина...
Завтра на свежую голову буду разбераться.
Не по теме,что-то мне на мою электронную почту не приходит уведомление,первые дни приходило,а теперь пока не выйду на форум,не узнаю,что есть сообщения.73! RA4PCU Анатолий
-
01.03.2009, 14:34 #75
Просто мистика какая то
Всё проверено не однократно,не хочет мой тюннер работать даже на приём,я уже не говорю о передачи.Повторена схема один к одному.73! RA4PCU Анатолий
Социальные закладки