-
17.06.2025, 05:45 #166
-
17.06.2025, 06:28 #167
- Регистрация
- 23.11.2014
- Адрес
- Балаково
- Возраст
- 64
- Сообщений
- 283
- Поблагодарили
- 132
- Поблагодарил
- 19
Такой "скворечник" создаст дополнительную боковую нагрузку на верхнее колено мачты при сильном ветре.Это все можно было сделать гораздо компактнее. Например треугольной формы и высотой примерно 50 см.
R4DM
-
17.06.2025, 15:04 #168
- Регистрация
- 15.01.2004
- Адрес
- Фрязино, Московская обл.
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 554
- Поблагодарили
- 38
- Поблагодарил
- 29
Вообще-то 45)). И они в общем раскладе разумеется учитываются). Но затаскивать их наверх сразу было бы по меньшей мере глупо).
Вот поэтому всё делается неспеша и поэтапно, с тщательной проверкой на каждом этапе. Варианты как облегчить конструкцию, уже говорил, есть. Но при этом появляются разные неудобства с повороткой. Что при этом окажется более узким местом - будем поглядеть на практике) А уже исходя из этого вносить изменения в нужном месте конструкции. Или не вносить)
Вот поэтому верхний ярус оттяжек крепится за него, и не снизу, а поближе к середине. А не за верхний фланец мачты.
Можно. Но имеет свои минусы. Треугольная форма была бы оптимальной. Но это на уголках, как у меня, не собирается - нужно варить. Варить алюминий - такое себе. Лично я не умею и не имею соответствующего оборудования. А обращаться к кому-то... Либо бюджет треснет, либо конструкция. Оно мне надо?)) Варить же из стали - при кажущейся компактности это будет конструкция намного тяжелее. Да и требования к качеству сварки - лично я не уверен, что смогу нормально такое сварить с первого раза. Опять же, если делать как у меня, с двумя демпферами и двумя подшипниками (когда поворотка полностью разгружена ото всех паразитных нагрузок), и чтоб поворотка свободно извлекалась - то получится конструкция примерно таких же размеров как у меня, сужение кверху погоды не сделает. А если оставлять только один демпфер и только один подшипник - да, конструкция уменьшается сильно - но а) потребует тщательной центровки поворотки (при заведомо порочном способе центровки повороток есу) б) увеличит радиальные ударные нагрузки и на поворотку, и на мачту (а радиальная нагрузка за счёт оттяжек великолепно преобразуется в вертикальную) и в) не даст свободно извлекать поворотку для обслуживания не снимая антенну. В такой вариант моя конструкция преобразуется на раз-два (цена вопроса - пара выходных) - но что-то пока не хочется, ибо слишком много теряю, а выигрыш по доле суммарной весовой нагрузки на мачту и по доле суммарной нагрузки от парусности - если повезёт, то процентов 10-20, не больше))).
Есть ещё совсем радикальный вариант - снять всё, что выше поворотки (всего-то пару десятков болтов открутить - делается за час, с перекурами и чаепитиями) ), а бум антенны крепить через переходную пластину непосредственно к крышке поворотки. Вот тут выигрыш и по весу, и по парусности, и по простоте конструкции реальный. Но что-то мне подсказывает, что при этом 3/4 5-диапазонных квадратов на 6-метровом буме убьют поворотку очень быстро. Хотя для двух квадратов такой конструкции было бы вполне достаточно. Но я два квадрата рассматриваю лишь как "аварийный" вариант на случай, если при большей антенне с механикой окажется совсем всё плохо.Илья
-
17.06.2025, 16:31 #169
- Регистрация
- 17.11.2009
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 430
- Поблагодарили
- 274
- Поблагодарил
- 966
Скорее всего надо ставить на самом верху троса,возле мачты. Чтобы когда снизу сматывали трос он по всей длине мог вращаться вокруг своей оси.А около анкеров как бы и незачем:крюк, за который трос цепляется, придерживаете чем либо, а обойму крутите. Второй крюк мертво за жесткую петлю анкера держится-не провернется.
- - - Добавлено - - -
Ну тут надо смотреть на материал и размеры . Их и самому можно на коленке нагнуть-сварить: петли из катанки 6мм, гайки усиленные (длинные, соединительные-кто как называет) на 14-2шт. болт автомобильный 10.9 прочности, каленый может- 10мм с гайкой самоконтрящейся.
-
17.06.2025, 18:23 #170
- Регистрация
- 15.01.2004
- Адрес
- Фрязино, Московская обл.
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 554
- Поблагодарили
- 38
- Поблагодарил
- 29
Если по уму - то именно так. Минус в том, что вблизи мачты вес такелажа добавляется к весу нагрузки 1:1. А внизу у анкеров - с учётом того, что трос гибкий и идёт под углом, к нагрузке добавляется только некоторая часть от веса такелажа. С другой стороны, если внизу весь крепёж М12/М16, и вертлюги под стыковку с ним нужны достаточно массивные, то сверху трос крепится более тонкими и лёгкими карабинами, и там вертлюги можно взять сильно поменьше/полегче - лишь бы не пластилиновые и держали на разрыв не меньше, чем карабины и заделка троса. Так что да, если взять качественные вертлюги, то можно поставить сверху, и тогда хотя бы трос будет сматываться без геморроя.
Ставить их много чтоб использовать в качестве зацепов при подъёме/спуске мачты всё ж опасаюсь - по совокупности с требуемого количества вес набегает приличный. Даже обычные зажимы для троса в сумме на 4 яруса оттяжек дают ощутимую прибавку к весу, а тут штуковина помассивнее всё же, плюс дополнительные зажимы. Тут надо что-то совсем лёгкое. Вот если бы нагнуть из 0,5 мм трубы овальные проставки по типу коушей, но замкнутые и симметричные, вокруг которых можно оборот троса делать, и в двух точках (на входе/выходе) зажимами прихватывать - оно бы задачу выполняло, но весило бы сильно меньше. Но без гибочного станка такое, по-моему, не сделать.
Как вариант да, причём можно ещё проще - берём две рым-гайки М8 (или даже М6), шпильку с резьбой на двух концах и гладким участком посередине (например, от авто - крепления карба, половинок раздатки и т.п.). Один конец шпильки закручиваем в рым-гайку (чтоб не раскрутилось, фиксируем на выходе из резьбы сваркой). Вторую рым гайку рассверливаем, чтоб проходила средняя часть шпильки, вставляем шпильку, а на выходе на шпильку накручиваем гайку и тоже сваркой фиксируем. Итого - почти всё из готовых деталей, сварки минимум, и уровня что левой ногой заварить можно, навыков особо не требует. Но по цене чуть дороже. Хотя... Вместо рым-гаек можно взять по отрезку стальной трубы со стенкой 2-3 мм, выгнуть овалом, насверлить отверстия, ну а дальше просто болт/гайка для фиксации, гайку проварить. Причём болт наверно даже и калёный не нужен - по прочности на разрыв, полагаю, 6 мм болт даже сыромятный будет посильнее, чем 4 мм трос, а если болт 8 мм - то тем более. Единственный минус - больно уж много этих штуковин нужно, времени надо прилично чтоб самому делать, а его вечно дефицит...
- - - Добавлено - - -
После установки скворечника призадумался в очередной раз, как лучше собирать антенну. Точка крепления бума получается на высоте около 5,5 м - чтоб собирать наверху, уже леса нужны, так что решил собирать на земле. Оттяжки четырёх верхних ярусов отцепляются и мешать не будут. Оттяжки нижней секции проходят под такими углами, что собрать на земле квадраты не дадут. Снимать их и надеяться только на лапы"трипода" как то стрёмно. Поэтому сделал для этой секции дополнительные оттяжки, закрепляемые к анкерам трипода, плюс временные оттяжки для скворечника, закрепляемые туда же (чтоб случайно своим весом или усилием от лебёдки при подъёме антенны не сломать чего ненароком ) ). Теперь с углами норм, и при сложенной мачте можно все штатные оттяжки отцеплять с чистой совестью. Ну и коль пошла такая пьянка - оставалось от предыдущей стройки пара мешков цементной смеси, не знал, куда девать - а тут сообразил - а не усилить ли мне слегонца анкеры трипода). Так что прокопал вокруг анкеров впритирку к бетону вглубь сантиметров на 25-30 канавку сантиметров несколько, и залил остатками цемента). Слегонца утрамбовал, потом землёй сверху присыпал (как раз по идее хорошо должно быть для высыхания, будет сохнуть более постепенно, чем под солнцем). Как цемент схватится, землю сверху водичкой полью и хорошенько утрамбую, после чего досыплю/заровняю - и можно спать чуть спокойнее).
Следующим шагом хочу доработать крепления такелажа к дальним анкерам. По простоте душевной заложил всего по одной рым-гайке (из соображений чтоб анкера забить как можно глубже) - по итогу цеплять имеющееся количество оттяжек неудобно, здоровенная гроздь получается из монтажных скоб и талрепов. Поэтому решил с помощью конструкции из стальных уголков и шпилек, прикрепляемой к анкерному столбу так, чтоб не двигалась, количество точек крепления увеличить. Так что... Пока по прогнозу сплошные дожди - можно засесть в гараже и неспешно задуманное выпиливать).Илья
-
17.06.2025, 19:03 #171
- Регистрация
- 24.03.2015
- Адрес
- Дзержинск
- Возраст
- 52
- Сообщений
- 9,904
- Поблагодарили
- 9507
- Поблагодарил
- 11299
Илья, все это , конечно, здорово, основательно, но по мне- так через чур... Поднять пару квадратов и без этой Кама Сутры можно, а в последствии, если аппетит во время еды придет- там и мачту другую. И проблемы кажутся многие надуманными. у меня мачтв Р-140, три яруса оттяжек, первый-нижняя секция ( но она в земле намертво) поэтому и без оттяжек стоять может, иттяжки из тросикс 4 мм разбитого орехами. Поднимаю и опускаю одир, много раз, но даже в головв не приходило с вертлюгами заморачиватся. Ложатся они на траву, ну при подьеме следить и иногда разделить их чтт бы нп перехлестывались. Ноэто особой сложности не доставляет....
Ну, делт хозяйское.... По мне- так скорее бы в эфир, хоть как-нибудь. )))73! Дмитрий. Since 1988 as UA3TJW
"RX, or NOT Tx!" Дожили! От Твиттера излечился, Инстаграм закрыт. Встречаемся на ПорнХабе....
Видео пайлапов из моего шэка. И не только.
https://youtube.com/@DXing_with_RT5T...tbwh9wvV01lGKD
-
17.06.2025, 19:16 #172
- Регистрация
- 15.01.2004
- Адрес
- Фрязино, Московская обл.
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 554
- Поблагодарили
- 38
- Поблагодарил
- 29
Ну и ещё - на днях проложил кабели в помещении, подвёл к выходу наружу. Пока для ВЧ сигнала и управления повороткой. Для антенного коммутатора чуть позже, пока не купил. По кабелям - тоже не без вопросов.
1. Кто как прокладывает кабели для удобства работы с телескопом? До мачты кабель будет идти поверху, из канала под чердачным окном, и прихватываться с помощью карабина к одной из рым-гаек оттяжек нижней секции мачты. А вот дальше - возможны варианты:
а) Дать кабелям висеть свободно вдоль мачты. При опускании телескопа, соответственно, чтоб по ним не топтаться, их придётся собирать в бухту, а при подъёме эту бухту распускать. Прям скажем, не сильно удобно.
б) Вокруг каждой из выдвигаемых секций мачты сделать по нескольку витков кабеля (каждая такая "мини-бухточка", соответственно, прихватывается хомутами к креплениям соответствующей секции мачты) - из расчёта, чтоб при подъёме мачты каждая "мини-бухточка" свободно растягивалась, а при спуске складывалась наподобие как складывается пружина. Интересно, кто-нибудь делал так? Лично меня в этом варианте смущает, что кабель будет давить на оттяжки, нарушая геометрию, и что при этом будет тереться внешней оболочкой об тросы, что в долгосрочной перспективе не есть гут.
Ну и, может, у кого-то есть свои идеи, или уже опробованные в деле варианты.
2. По кабелю для антенного коммутатора. Он должен быть максимально тонкий и лёгкий, но при этом хорошо переносить многократные изгибы (под разумными радиусами) в любую погоду. Из того, что на виду - ethernet-кабели для наружного применения. Но. Предлагаются только с одножильными проводами, с многожильными ни разу не увидел (хотя вроде как в природе такие существуют). Соответственно, вопросы:
а) Из опыта использования кто подскажет, будет ли ethernet-кабель "с одножильными жилами" служить в указанном выше режиме какое-то более-менее разумное время? Или это чисто времянка-расходник, а надо всё же только многожильный?
б) Может кто-нибудь подскажет конкретную марку кабеля, который он успешно использовал длительное время в вышеупомянутых целях и похожих условиях?
- - - Добавлено - - -
Почему пара квадратов?)) RQ-45 - это не пара, а чуть побольше) Я ж именно её рассматриваю как основной вариант. А под пару квадратов согласен, всё сильно проще. Но ломать - не строить) - если что-то пойдёт не так, упростить всё под пару квадратов - дело одного выходного дня)
По оттяжкам - сейчас пусть по максимуму, а в процессе, что окажется лишним - будет снято и употреблено под что-нибудь другое, или же просто ляжет в "ЗИП"). Как по мне, это сильно лучше, чем если в процессе окажется, что их не хватает) Моя мачта по умолчанию комплектуется производителем только двумя ярусами оттяжек - комплектация на 4 яруса была моим "капризом")) - так что вполне допускаю, что впоследствии количество оттяжек можно будет и сократить.
А насчёт эфира - он есть и никуда не девался) И в городе, и на огороде). Но хочется не просто в эфир, а чтоб эфир с задуманной антенной) на задуманной мачте)), и чтоб оно не рушилось, и чтоб этим было удобно пользоваться))
Можем, кстати, попробовать SKED устроить. Учитывая дистанцию - наверно оптимально было бы на 80 или на 40 м.
ЗЫ
"Другая" мачта под мои хотелки имеет такой ценник, который я себе, будучи человеком семейным, никогда не смогу позволить, даже если вдруг каким-то чудом нарисуются соответствующего размера излишки в бюджете))) - чисто последние остатки совести не позволят))). Так что рассчитываю исключительно на имеющуюся мачту, и менять её в обозримой перспективе ни на что не планирую. Максимум - если понадобится, то допиливать/дорабатывать имеющийся конструктив.Последний раз редактировалось RW3FY; 17.06.2025 в 19:21.
Илья
-
17.06.2025, 19:28 #173
- Регистрация
- 24.03.2015
- Адрес
- Дзержинск
- Возраст
- 52
- Сообщений
- 9,904
- Поблагодарили
- 9507
- Поблагодарил
- 11299
да я на любом диапазоне услышу.))
кабель нет необходимости в бухту скручивать, ложится он широкимикольцами на землю и все. У меня два провода идут, один медный многожильный на двигатель, в плотной белой оболочке, как он там правильно не помню, для наружных работ, и к нему примотан серый интернетный кабель- на сельсин. Крепятся они стяжками только к площадке поворотки, висят под собственным весом вертикально вниз. а далее- в траве вдоль границы грядок и вдоль дома к месту ввода в шэк он на первом этаже. за много лет кабели "втопталичь в дерн, их не так просто теперь вытащить. Коаксиальный, кстатм, вместе с ними до коммутатора в центре участка у главной мачты.73! Дмитрий. Since 1988 as UA3TJW
"RX, or NOT Tx!" Дожили! От Твиттера излечился, Инстаграм закрыт. Встречаемся на ПорнХабе....
Видео пайлапов из моего шэка. И не только.
https://youtube.com/@DXing_with_RT5T...tbwh9wvV01lGKD
-
17.06.2025, 19:51 #174
-
17.06.2025, 20:51 #175
- Регистрация
- 17.11.2009
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 430
- Поблагодарили
- 274
- Поблагодарил
- 966
-
18.06.2025, 05:25 #176
-
18.06.2025, 09:11 #177
- Регистрация
- 18.12.2002
- Адрес
- Калуга-Город Герой!!
- Возраст
- 57
- Сообщений
- 27,665
- Записей в дневнике
- 33
- Поблагодарили
- 16254
- Поблагодарил
- 1784
Доброго дня.
На телескопе на некоторых секциях есть защелки для крепления кабеля. Вот за них я и крепил. Получается кабеля в них немного свободны, но не болтаются от ветра во все стороны.
Лишнее, чессное слово..
Все проще. И вы не будете поднимать опускать каждый день..
Я покупал в Ркваде когда то, лан кабель для наружного применения, он был в экране, фольге, и сверху ПХВ.
Для поворотки был один кусок многожильный в ПХВ, его я пустил на самый верх, а потом просто вставки из нескольких двухжильных кабелей.. Не красиво, да.. но если больше ничего не было..
- - - Добавлено - - -
Вот, что нашел на компе, посмотрите, может пригодится ченить..
73! Илья aka RX3X, bubble gum, ex RA3XE, UA0FBS, W3XXL, 8B DXCC, 5B P-150-C
"Займитесь же делом каким-нибудь, хватит прожигать ценный невосполнимый ресурс (время) на пустопорожние споры.. На "Чебурашку" сходите чтоли.."(с)RX3X
Антенна: народная дельта, trx: IC7300, SunSDR2pro. УМа - нету. Мои Альбомы
-
24.06.2025, 23:07 #178
- Регистрация
- 15.01.2004
- Адрес
- Фрязино, Московская обл.
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 554
- Поблагодарили
- 38
- Поблагодарил
- 29
Всем привет!
На выходные в промежутке между дождями успел сделать пробный подъём мачты со скворечником. Вот что вышло:
Оттяжки в процессе подъёма не переставлял, поднимал с отмеренными по максимуму при предыдущем подъёме. Впечатления:
1. По сравнению с "пустой" мачтой усилие на лебёдке прибавилось, но пока не критичное, подъём идёт легко. Хотя немножко боязно на предмет не заметить зацепление оттяжки за что-нибудь и т.п.. Однако никаких проблем с этим не было. Просто развязал бухты тросов и разложил около анкеров, натягивались чётко, без петель, перепутываний и цепляний.
2. До высоты метров 12 мачта с ненатянутыми от слова совсем оттяжками стоит ровно и даже не шевелится, хотя умеренные порывы ветра были.
3. После 12 метров начинается небольшая болтанка верхней части. В основном даже не от ветра, а раскачка мачты как результат движения вверх. Хотя ветром тоже немножко шевелило, но буквально по нескольку см. Из-за этих колебаний мачты возросло усилие на лебёдке - при поперечных колебаниях верхних секций видимо прижим к дистанционным прокладкам возрастает из-за кратковременных перекосов, что увеличивает трение. В совокупности с колебаниями верхушки ощущение не очень. Но тросы всё равно натягивать не стал, оставил с довольно сильной слабиной. До полной высоты поднимать не рискнул, судя по расходу троса где-то примерно 14 метрами ограничился, может 15 (где-то половину верхнего слоя на катушке лебёдки не домотал) - итоговая высота точки крепления бума при этом 15,5...16,6 м - смотрится и на этой высоте уже внушительно). Дело к дождю шло, порывы ветра усиливались - решил что на этот раз хватит. В другой раз может и повыше попробую, и посмотрю за поведением мачты повнимательнее.
4. Опускается мачта очень легко. И больше без заеданий - наличие нагрузки не даёт секциям подклинивать. Тросы в этот раз свернул попроще, посмотрим, как в следующий раз будут расправляться.
Как итог - в целом результатом остался доволен. К возросшему усилию на лебёдке надо немножко привыкнуть (чтоб не бояться сломать что-нибудь или порвать трос). Порадовало, что хотя бы со скворечником можно делать подъём до достаточно большой высоты, вообще не перецепляя оттяжки и никак их не подтягивая. Несколько напрягла болтанка верхнего колена. Ничего другого при приближении к полной высоте и не ожидал, но всё же. Задумался, не стоит ли верхнюю секцию "отключить". Либо временно, либо вообще надолго/насовсем. Делается очень просто путём смены точек крепления троса этой секции. К чему при этом цепляться, в наличии имеется - и вернуть всё обратно в штатное состояние можно будет за несколько минут. Интересно проверить, как изменится (или не изменнится) усилие на лебёдке при подходе к полной высоте при таком варианте. Ну и исключив из кинематической схемы тонкое верхнее колено мачты как-то спокойнее) Вдвойне, потому что оно ещё и предыдущую секцию усиливать будет. Высота точки крепления бума при этом будет около 14,5 метров - как по мне, для ВЧ бэндов можно вполне и этим ограничиться - надёжность важнее. Ну и при таком раскладе нужно как минимум на один ярус оттяжек меньше - а это и снижение общей нагрузки на несколько кг, и упрощение процесса возни с тросами при подъёме. В общем, задумал в следующий раз попробовать. А заодно - уже можно цеплять на штатные места кабели, и пробовать делать подъём мачты с ними. Перед этими испытаниями хочу только доработать анкеры - сделать больше точек крепления для талрепов. А то по простоте душевной заложил на каждый анкер всего по одной рым-гайке - прицепиться получается без проблем, но выходят довольно несуразные гроздья из талрепов и такелажных скоб либо карабинов - громоздко и легко запутаться в порядке присоединения тросов. Железки необходимые пока дождик шёл выпилил, на днях докуплю недостающий крепёж, нарежу шпильки и можно собирать.
Вопрос к участникам:
Рым-гайки из строительных магазинов в самом деле ацтой, резьба какая-то хилая - не прихватить ли рым-гайки к шпилькам сваркой? Да и может не только к шпилькам, но и вообще к анкерам? Не намертво, а так, чтоб меньше шансов было, что сорвётся или раскрутится, но при необходимости можно было "расконтрить" с помощью болгарки?Илья
-
25.06.2025, 00:19 #179
- Регистрация
- 18.12.2002
- Адрес
- Калуга-Город Герой!!
- Возраст
- 57
- Сообщений
- 27,665
- Записей в дневнике
- 33
- Поблагодарили
- 16254
- Поблагодарил
- 1784
Еще фото:
- - - Добавлено - - -
А на участке ставил вертикал 21 м, сделал так:
- - - Добавлено - - -
Цепочки по 50 см - на всякий случай, если не хватило бы хода талрепа при растяжке. Да так и остались..
В талрепы внутри потом продел оцинкованную проволоку, сразу через все три, чтоб не самораскрутились случайно.
- - - Добавлено - - -
На мой выпуклый взгляд, скворечник обладает слишком большой парусностью.
В последние годА в средней полосе наблюдается увеличение и усиление штормовых ветров..Обледенения и прочие прелести..
73! Илья aka RX3X, bubble gum, ex RA3XE, UA0FBS, W3XXL, 8B DXCC, 5B P-150-C
"Займитесь же делом каким-нибудь, хватит прожигать ценный невосполнимый ресурс (время) на пустопорожние споры.. На "Чебурашку" сходите чтоли.."(с)RX3X
Антенна: народная дельта, trx: IC7300, SunSDR2pro. УМа - нету. Мои Альбомы
-
25.06.2025, 01:07 #180
- Регистрация
- 15.01.2004
- Адрес
- Фрязино, Московская обл.
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 554
- Поблагодарили
- 38
- Поблагодарил
- 29
У меня анкеры совсем мало из земли выступают, поэтому решил вширь крепления разносить - сфоткаю конструкцию как будет готово. Будет по три рым-гайки в горизонтальный ряд стоять. А чтоб не крутилось вокруг основной шпильки, там приспособа из куска профиля, уголка и двух дополнительных шпилек - как бы в обхват анкерного столба с прижимом к нему с четырёх сторон
- - - Добавлено - - -
По скворечнику - он насквозь продувается со всех сторон. С виду громоздкий, но по сравнению с парусностью предполагаемой антенны не должен сильно много добавить. Больше вес смущает - одно дело когда он сам по себе и другое когда ещё 45 кг добавится с переменным от погоды центром тяжести. Пока так оставлю, а дальше видно будет. Упростить/уменьшить в разы конструкцию там недолго, это заранее было предусмотрено, его для этого даже снимать не надо.
По обледенениям и ураганам - я исхожу из того, что если честно бороться со стихией, делая соответствующие запасы прочности - то мачту надо из рельсов делать с конструкцией по типу Эйфелевой башни. Всё прочее рухнет рано или поздно, и чем оно более стальное/массивное, тем с бОльшими последствиями). А потому мой выбор не бороться в лоб со стихией, а иметь возможность быстро таковой борьбы избегать)) Потому собственно и телескоп, и значительное внимание возможности манипуляций с ним не бегая кругами вокруг анкеров. Пока так, ну а дальше практика конечно покажет. Ветра тут реально сильные очень бывают, в лесу от буреломов местами пройти сложно, да и в городе бывало не раз когда деревья падали. Насчёт обледенений не знаю почему, но стороной пока все годы обходило. Аномалия какая то)). Видел тут ужасы, которые народ выкладывал, особенно 10-11 годы насколько помню - но тут почему то подобного ни разу не было. Хотя от некоторых пострадавших недалеко совсем вроде. А что люди выкладывали - мрак, бороться с этим без толку - надо просто опускать антенну при вероятности такого и при отъездах. Тут мне проще - от дома до огорода 3 км, на машине дольше мотор греть чем ехать)) Сложнее когда на работе. Но и тут за 2,5 часа добежать можно.Илья
Социальные закладки