-
27.08.2019, 16:51 #196
- Регистрация
- 22.01.2003
- Адрес
- пос. Керчикский, Россия
- Возраст
- 60
- Сообщений
- 13,176
- Поблагодарили
- 5567
- Поблагодарил
- 228
Нельзя для оценки надежности редуктора для Яги применять ветровую нагрузку (площадь парусности) параболы. Особенно если учитывать, что как правило сейчас добрая половина антенн ставится на редуктор через опорные подшипники, поэтому ветровая нагрузка прилагается к мачте. Антенна к точке вращения крепится как правило в центре тяжести. А центр тяжести почти совпадает с центром парусности. Поэтому антенна по отношению к ветру получается более-менее сбалансированной. Самый главный фактор, который разбивает червяки, срезает шпонки, в нашем случае момент инерции антенны. Я как то считал моменты инерции двух антенн на 28. Это 5 эл. с бумом длиной 6м и стек 2х3 с бумами по 3м. У 5-ти элементов момент инерции впритык получился для МЭО-16, а у 2х3 насчитался в 2.4 раза меньше!
73! Василий, ex RZ6MX
-
27.08.2019, 20:00 #197
- Регистрация
- 09.04.2009
- Адрес
- г.Пермь
- Возраст
- 70
- Сообщений
- 570
- Поблагодарили
- 165
- Поблагодарил
- 111
Василий, не соглашусь. Редукторы портит в основном только ветер. Даже дохлый редуктор может раскрутить большую антенну (конечно если применяется плавный старт/стоп).
Для моей RB456+RB223W подсчитал момент инерции (включая маст, оба бума, все элементы и площадки крепления элементов). Получилось 1040 кг*м^2. Так если эту систему крутить с установившейся скоростью 0,105 рад/c (1 оборот за 60 с) со временем разгона/торможения 1 с, то необходим редуктор всего с 110 Н*м на валу. Если разгон будет 3 с, то потребуется редуктор всего лишь с 36 Н*м. А если оборот будет происходить за 2 мин, то даже 18 Н*м справится с этой задачей.
Действие ветра вообще не поддается никаким расчетам. Как считать площадь антенн? Суммировать сечения бумов и элементов? А как будет влиять этажность антенн, плотность расположения элементов? Строительные Снипы дают только эмпирические формулы и коэффициенты. Ранее я тоже прикидывал, что ветер идет фронтально на антенну и почти не создает вращающий момент. Но на самом деле на ветру она очень не слабо телепается! Т.е. порыв ветра может создать весьма серьезное ускорение...
Да, если маст и вверху и внизу стоит в подшипниках, то снимается очень большая нагрузка от действия плеча силы (ветер-ветровая площадь антенн-плечи маста) на вал редуктора. Но все равно остается ветровой динамический момент, который передается, скажем, через цепную передачу на вал редуктора. Порывы ветра никак не вписываются в наши расчетные 1-3 с...Сергей, UA9FFV
-
27.08.2019, 20:46 #198
- Регистрация
- 22.01.2003
- Адрес
- пос. Керчикский, Россия
- Возраст
- 60
- Сообщений
- 13,176
- Поблагодарили
- 5567
- Поблагодарил
- 228
Это самое интересное и в очень многих практических случаях игнорируемое. Далеко не все используют плавный старт/стоп. Я в том числе на 100%. И пожалуй тут важнее именно стоп. Потому что резкий старт приводит к нагрузке не на механику редуктора, а на режим работы двигателя. А вот резкий останов двигателя и инерционное вращение антенны как раз и вызывает трещины в заглушках, в которые упирается червяк.
Про ветер. Повторяюсь, мы привыкли антенны крепить в центре тяжести. У вращаемого диполя центр тяжести совпадает с центром парусности. И вращающие моменты, действующие со стороны ветра на две половинки диполя взаимно компенсируются. Но Яги зачастую имеют такую структуру расположения элементов на буме, что центр тяжести не совпадает с центром парусности. Отсюда появляется ветровая расбалансировка.73! Василий, ex RZ6MX
-
27.08.2019, 21:11 #199
- Регистрация
- 09.04.2009
- Адрес
- г.Пермь
- Возраст
- 70
- Сообщений
- 570
- Поблагодарили
- 165
- Поблагодарил
- 111
Я так думаю, что одинаково важен как старт, так и стоп. Покой и равномерное вращение - суть одно и то же. Все равно разгонять инерционную систему из состояния покоя до установившейся скорости или от установившейся скорости тормозить до нуля. В обоих случаях нагрузка на вал будет одинаковой.
Согласен на счет не симметрии. Но и сам ветер частенько так закручивается...
Сподобился бы кто-нибудь смастерить на ESP8266 измеритель скорости ветра и силы. Нужны реальные замеры момента на масте от действия ветра разной скорости на конкретную антенну. Потом эти замеры можно аппроксимировать и для ураганных порывов.
Я было сам загорелся, но увидев стоимость тензодатчиков быстро угас. А городить самопал уже не хочется.Сергей, UA9FFV
-
27.08.2019, 22:18 #200
- Регистрация
- 07.12.2008
- Возраст
- 59
- Сообщений
- 1,827
- Поблагодарили
- 2946
- Поблагодарил
- 1129
Постепенно уходим от темы однако. Упомянутая ветровая разбалансировка легко "лечится" установкой на бум так называемого "плавника".В условиях ограниченного пространства приходилось крепить антенны на редукторе исходя из минимизации радиуса поворота. А это и не центр тяжести, и не центр парусности. Потом уже как-то это балансировать. Вот от чего противоядия не придумал, так это от воздействия на антенну, размеры которой близки или выходят за габариты крыши, восходящих потоков образующихся при столкновении ветра со стеной здания и действующих строго снизу вверх. Даже при установке антенны в 30 метрах от крыши, выходящие за габариты концы мощного, но длинного бума "забрасывает" вверх очень сильно.
Последний раз редактировалось RW9USA; 27.08.2019 в 22:26.
73, Борис.
-
27.08.2019, 22:32 #201
- Регистрация
- 09.04.2009
- Адрес
- г.Пермь
- Возраст
- 70
- Сообщений
- 570
- Поблагодарили
- 165
- Поблагодарил
- 111
Вот-вот, Борис, такие антенны крепить мастом на редуктор - смерти подобно. Тем более если есть второй этаж.
Моя крутилась ровно год. Потом свернуло 20 мм вал. Сейчас поставил меж двух подшипников и вращаю через цепь. Правда не поставил натяжитель. Да и шпонка уже раздолбанная. Старт и стоп - шимом 4096 мс (64 цикла по 1 мс прирост)Сергей, UA9FFV
-
28.08.2019, 19:10 #202
- Регистрация
- 24.03.2015
- Адрес
- Дзержинск
- Возраст
- 51
- Сообщений
- 9,689
- Поблагодарили
- 9159
- Поблагодарил
- 11105
Ну, с 404 повороткой , вроде, разобрался.))
Теперь небольшой ОФФ.
Вот такая конструкция стояла на мачте у прежнего владельца ( RN3TJ sk 2019), вроде как работала, и сельсин- в шэке стоял 400 герцовый, самолетный, и это "фигня" тоже скорее всего от самолёте, Виктор авиатехником был.
Что за мотор, чем питается? Никому не попадалось подобное?73! Дмитрий. Since 1988 as UA3TJW
"RX, or NOT Tx!" Дожили! От Твиттера излечился, Инстаграм закрыт. Встречаемся на ПорнХабе....
Видео пайлапов из моего шэка. И не только.
https://youtube.com/@DXing_with_RT5T...tbwh9wvV01lGKD
-
28.08.2019, 19:20 #203
- Регистрация
- 07.12.2008
- Возраст
- 59
- Сообщений
- 1,827
- Поблагодарили
- 2946
- Поблагодарил
- 1129
-
28.08.2019, 19:27 #204
- Регистрация
- 24.03.2015
- Адрес
- Дзержинск
- Возраст
- 51
- Сообщений
- 9,689
- Поблагодарили
- 9159
- Поблагодарил
- 11105
Офигеть!!! А я тут колхоз устраиваю. Так что, если что, будет родной мотор!))
73! Дмитрий. Since 1988 as UA3TJW
"RX, or NOT Tx!" Дожили! От Твиттера излечился, Инстаграм закрыт. Встречаемся на ПорнХабе....
Видео пайлапов из моего шэка. И не только.
https://youtube.com/@DXing_with_RT5T...tbwh9wvV01lGKD
-
28.08.2019, 19:34 #205
- Регистрация
- 07.12.2008
- Возраст
- 59
- Сообщений
- 1,827
- Поблагодарили
- 2946
- Поблагодарил
- 1129
-
28.08.2019, 19:58 #206
- Регистрация
- 10.08.2010
- Адрес
- Пермь, пос. Югокамск
- Возраст
- 66
- Сообщений
- 4,770
- Поблагодарили
- 1775
- Поблагодарил
- 2873
Не надо радоваться
Очень медленно крутится , без переделки .
А когда переделаешь - может мощи не хватить .
Думаю моторчик от стеклоочистителя более лучший вариант .
п.с. Купил моторчик от камаза ... за 1000 руб .
Присобачил - в одну сторону 30 секунд , в другую 20 секунд .
Пробовал просто на поворотке без нагрузки .
Но моторчик сильно греется .
Видимо поэтому и 1000 руб.
Фотки потом сделаю .Сергей (RL9F) DXCC HR№1 MIX , HR CW , HR SSB . Challenge 2800+
-
28.08.2019, 20:00 #207
-
28.08.2019, 20:14 #208
- Регистрация
- 16.02.2015
- Сообщений
- 7,855
- Поблагодарили
- 2395
- Поблагодарил
- 449
Как ни странно, если комуто это не известно, но мощи и в оригинале не хватает. У меня одна такая поворотка крутит 3х20,3х15 и 4х10. Двадцаточный рефлектор слегка задевает крону березы, самую верхнюю её часть, самые тонкие веточки и ... тормозит всю конструкцию, да так что моторчик перегорает в труху. Так же у поворотки есть еще одно слабое место - это пластиковые ( или какие там..) демпферы между редукторами. Они тоже - в труху через не так много лет... Так что поворотка по большому счету - так себе. У неё только одно предназначение - это крутить параболу с высокой точностью, и только не на постоянной основе.
Последний раз редактировалось R3DE; 28.08.2019 в 20:27.
-
28.08.2019, 20:23 #209
- Регистрация
- 24.03.2015
- Адрес
- Дзержинск
- Возраст
- 51
- Сообщений
- 9,689
- Поблагодарили
- 9159
- Поблагодарил
- 11105
Вот у Виктора этот моторчик через ещё одну шестерню такого же диаметра на валу здоровенного подшипника и вращал "Ягу".
Ладно, лишним не будет, разберемся. А Газелевский моторчик двухскоростной, подключал я через длинный провод, порядка 40 метров в бухте, на высокой скорости большое падение напруги, а на более низкой скорости- просадки почти нет. На низкой скорости на выходе получается 1 оборот в минуту, на второй, "быстрой" обмотке было в два раза быстрее, но напрямую к блоку питания.73! Дмитрий. Since 1988 as UA3TJW
"RX, or NOT Tx!" Дожили! От Твиттера излечился, Инстаграм закрыт. Встречаемся на ПорнХабе....
Видео пайлапов из моего шэка. И не только.
https://youtube.com/@DXing_with_RT5T...tbwh9wvV01lGKD
-
28.08.2019, 20:39 #210
- Регистрация
- 16.02.2015
- Сообщений
- 7,855
- Поблагодарили
- 2395
- Поблагодарил
- 449
Думается ни какой другой мотор не сможет крутить лучше "родной" конструкции.
Но ...делайте... "изобретайте"..
Социальные закладки