-
10.10.2008, 10:14 #16
- Регистрация
- 02.11.2006
- Адрес
- Донецк
- Возраст
- 66
- Сообщений
- 3,929
- Поблагодарили
- 2546
- Поблагодарил
- 231
Ну, методика преподавания как самоё тут вряд ли виновата. Учить ученика, не имеющего желания учиться или не понимающего, зачем ему это по большому счету надо – вот где загвоздка.
Но по сути темы – на низких скоростях есть ёщё время напевать все эти «тёти Кати» и «дай-дай-закурить», а с повышением скорости напевы просто мешают. Проблема аналогична переводу с одного иностранного языка на другой. Скажем, переводчик русский, а переводит с английского на французский. Даже владея обоими языками в совершенстве, в начальной стадии вы все равно осмысливаете фразу через родной. Уже потом появляется автоматизм73! Александр (US2IZ/D1AZ)
-
10.10.2008, 13:18 #17
- Регистрация
- 01.07.2002
- Адрес
- Владимир
- Сообщений
- 7,916
- Поблагодарили
- 3989
- Поблагодарил
- 500
Мой приятель Стас Зеленов никаких "лент" в памяти не держит, зато принимает на скоростях, какие вашему "скоростнику" и не снились.
Это дар божий под названием ТАЛАНТ. Потому у него медалей за СРТ - два чемодана.
http://qrz.ru/callsign.phtml?callsign=ua3vbw
http://vladimir-city.ru/turizm/sport/?chempions-zel73! Андрей VZ
-
10.10.2008, 13:52 #18
- Регистрация
- 02.11.2006
- Адрес
- Донецк
- Возраст
- 66
- Сообщений
- 3,929
- Поблагодарили
- 2546
- Поблагодарил
- 231
Зеленов, Иванов - не о них разговор. Хотя и у них есть своя методика. Так человек устроен. Прием азбуки Морзе на слух не является безусловным рефлексом, а условные рефлексы всегда привязаны к чему-то. Выстраивание ассоциативных цепочек - в конкретном случае - превратилось у человека в ощущение "ленты". Так ему проще и понимать себя, и объяснить другому свое "видение".
73! Александр (US2IZ/D1AZ)
-
10.10.2008, 16:17 #19
- Регистрация
- 11.12.2005
- Адрес
- Москва, Россия (KO85QU)
- Возраст
- 71
- Сообщений
- 1,277
- Поблагодарили
- 969
- Поблагодарил
- 2
Люди бывают разных типов. У одного превалирует зрительная память, у другого слуховая, у третьего тактильная...так, что навязывать ученику способ восприятия морзянки дело неблагодарное...даже крайне вредное.
Вот тут и скрывается магия личности учителя. Он долже уметь разбудить в ученике его личную фантазию и стимулировать у него поиск наиболее подходящего для данного ученика типа восприятия.
Пару лет назад уже рассказывал, что имел возможность наблюдать за работой телеграфистов разных школ...и заметил, что те, кто учил морзянку только по ти - таа, по верности приема были заметно хуже тех, кто учил и ти-таа и смысловые напевы одновременно.
Хочу сказать, что смысловые напевы совсем не обязательно должны начинаться с той буквы которую учишь. ГЛАВНОЕ - напевы должны ТОЧНО передавать мелодию знака.
Смысл напева - вызвать у оператора ЯРКУЮ и однозначную реакцию на узнавание принятого знака! Особенно это важно на начальной стадии заучивания знаков.73! Владимир
-
10.10.2008, 16:41 #20
- Регистрация
- 21.09.2008
- Адрес
- sity
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 424
- Поблагодарили
- 30
- Поблагодарил
- 60
Сразу и всем!
Спасибо дорогие коллеги за участие в поиске истины,или точнее приближении к ней.
Премного Всем благодарен!!!!Последний раз редактировалось Русский; 06.12.2008 в 22:35.
-
10.10.2008, 16:58 #21
- Регистрация
- 11.12.2005
- Адрес
- Москва, Россия (KO85QU)
- Возраст
- 71
- Сообщений
- 1,277
- Поблагодарили
- 969
- Поблагодарил
- 2
-
10.10.2008, 19:01 #22
- Регистрация
- 16.11.2006
- Адрес
- Нижневартовск, Россия
- Возраст
- 69
- Сообщений
- 773
- Поблагодарили
- 252
- Поблагодарил
- 11
Из личного опыта: брал 130 знаков буквенного несмыслового текста, послали заменить радиста ушедшего в отпуск. А там смысловой текст- кошмар. Даже 110 не брал по началу,
женщины телеграфистки в Тюмени отнеслись с пониманием и не спешили с наращиванием моего приема смыслового текста, через неделю стал просить прибавлять скорость.
А вообще -то скорость приходит незаметно и 150-180 знаков при связи в соревнованиях это потихоньку, я вот стараюсь придерживаться 150 , потому что много телеграфистов имеется, для которых это потолок, и если молотить на скорости, то тебя вообще звать не будут.
А фосировать прим не стоит - главное работать постоянно и скорость прийдет сама!73. Олег (RA9JM)
-
11.10.2008, 11:08 #23
- Регистрация
- 29.07.2005
- Адрес
- Тюмень, Россия
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 3,116
- Поблагодарили
- 908
- Поблагодарил
- 116
Совершенно верно Владимир!
Учили мы и радистов для гр. флота, и разными метОдами.
Там, где обучение шло без напевов, - а нафига они им.., прием был значительно слабее, чем у тех, кого учили по стандартной методике.
Просто потом, при приеме смыслового текста, эти напевы потихоньку "уходят", и начинается прием слова.73. Александр (R9LZ) :: Наблюдатель с лицензией на передачу
-
11.10.2008, 21:34 #24
- Регистрация
- 22.10.2006
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 62
- Сообщений
- 50
- Поблагодарили
- 16
- Поблагодарил
- 0
Сперва о сути проблемы (я профессиональный психолог, занимаюсь различными методиками обучения, а поскольку еще и НАМ, то интересно было попробовать обучение CW).
С психологической точки зрения трудность обучения CW в том, что фонематическое звучание слова (т.е. прием на слух слов в виде телеграфной азбуки) не совпадает с привычной фонематикой устной речи. Загвоздка именно в том, что УСТНАЯ речь уже существует, поэтому при обучении возникает искушение "подогнать" звучание телеграфных сигналов под уже имеющуюся фонематическую. систему, т.е. сделать своеобразный "перевод", как с иностранного языка. Если бы у человека не существовало этой фонематической системы, то усвоение бы шло гигантским темпом! Мы в опытах брали практически глухих людей, которые не способны различать звуки речи, но еще слышат телеграф. Они усваивали все мухой, независимо от возраста. Плюс еще мотивация, конечно. Поэтому главная задача состоит не в том, чтобы выучить телеграфную азбуку, а в том, чтобы "забыть" привычное звучание слов. Поэтому подпорки в виде "напевов", и, тем более, счета знаков будут сильно тормозить процесс. Надо сразу пытаться запоминать звучание слов.
Далее, зависимости от поставленных задач способы наращивания скорости приема могут быть различны.
Если человек принимает преимущественно несмысловой текст с записью(работа в соревнованиях, прием несмысловых текстов в многоборье), то основной упор должен быть сделан на движение прием знака - немедленная запись с промежуточным запоминанием 4-5 знаков. (телеграфная азбука неравномерна, поэтому запись коротких знаков "буферизуется" и осуществляется во время приема более длинных знаков). Отличная программа для этого - Morse Runner. Тут есть тонкость. Естественно - позывные представляют собой осмысленную комбинацию знаков с точки зрения определения корреспондента. Но это определение должно осуществляться ТОЛЬКО после приема всего позывного, иначе будут ошибки - проверяли. При пользование Morse Runner-ом можно использовать две стратегии. Принимать позывной и немедленно записывать. Принимать весь позывной на слух и только тогда записывать.Второе сильно сложнее, поэтому можно поставить скорость поменьше. Тренироваться примерно по часу в день.
Если упор делается на прием смыслового текста, то необходимо принимать словами, точно так же, как мы говорим целыми словами, а не отдельными звуками. Мне очень понравилась идея прочтения "Красной Звезды" телеграфными знаками - действительно помогает. Собственно, при живой работе в эфире это и происходит - ходовые слова и сокращения опознаются как одно слово. Действительно можно попробовать думать "телеграфом" или рассказывать анекдоты, но лучше начинать с простых слов. Взять список Q-кода и в уме проигрывать его телеграфное звучание. Когда словарь будет составлять слов 100, то уже будут распознаваться и отдельные буквы.
73!
-
11.10.2008, 22:10 #25
- Регистрация
- 11.12.2005
- Адрес
- Москва, Россия (KO85QU)
- Возраст
- 71
- Сообщений
- 1,277
- Поблагодарили
- 969
- Поблагодарил
- 2
Самое интересное в этой Вашей "необходимости" на мой взгляд - ее УТОПИЧНОСТЬ. И полная практическая бесполезность...даже вредность. Через сколько лет Вы сможете заучить ВЕСЬ русский словарь, а за ним и английский или немецкий? А что будет делать оператор, если ему передали слово с одной или более ошибками?
По Вашей теории он просто не узнает слово
Твердо учите БУКВЫ...желательно с двойным напевом = ти таа и смысловым. Главное - помочь обучаемому создавать ЯРКИЙ и ОДНОЗНАЧНЫЙ образ принимаемого знака. А скорость обработки человеком поступающей информации БЕЗГРАНИЧНА ( в разумных пределах Как психолог, Вы можете помочь обучаемому СТАТЬ БЕЗГРАНИЧНО СМЕЛЫМ ПЕРЕД СКОРОСТЬЮ и ВСЕ!!! Этого достаточно для уверенной работы с телеграфом в любом виде.
Этой идее почти СТО лет. Помимо помощи в освоении телеграфной азбуки на начальном этапе этот метод позволяет ВКЛЮЧИТЬ в человеке РАСПРЕДЕЛЕННОЕ внимание, которое и позволяет человеку производить в голове необходимые переключения на больших скоростях.
Вся тонкость в том, что ЭТО НЕ ТАК - человек оценивает мелодию каждого знака в Q - коде.
Думать телеграфом НЕ ПОЛУЧИТСЯ, а вот рассказывать анекдоты - тут нет никаких трудностей. ГЛАВНОЕ - твердо усвоить ВЕРНЫЙ прием азбуки на начальном этапе.Последний раз редактировалось UA3AMY; 11.10.2008 в 22:34.
73! Владимир
-
11.10.2008, 22:40 #26
- Регистрация
- 07.06.2007
- Адрес
- Дрезден, Германия
- Сообщений
- 189
- Поблагодарили
- 1
- Поблагодарил
- 0
Otwet Russkomu
Для нарасчиwания скорости приема нушно "терпеное и труд wсе перетрут"Нушна систематитсчская тренироwка.Не шдите быстрых резулхтатоw.ДЛ3УФ ех РА9АSX.73.
Добавлено через 11 минут
Не нушно стсчитатх тотсчки и тире.Телеграф надо наутсчится пrиниматх по напеwу кашдого знака.Я снатсчала утсчился w 1963 году при Магнитогорском радиоклубе 4 месяца,а потом w 1965 году 9 месяцеw w Дшамбуле w курсантской счколе.ДЛ3УФПоследний раз редактировалось DL3UF; 11.10.2008 в 22:52. Причина: Добавлено сообщение
73. Владимир (DL3UF) :: Ex: RA9ASH
-
12.10.2008, 00:57 #27
- Регистрация
- 20.04.2006
- Адрес
- Волгоград
- Сообщений
- 174
- Поблагодарили
- 23
- Поблагодарил
- 14
Последний раз редактировалось RV4AP; 12.10.2008 в 01:00. Причина: Добавлено сообщение
-
12.10.2008, 09:57 #28
- Регистрация
- 11.12.2005
- Адрес
- Москва, Россия (KO85QU)
- Возраст
- 71
- Сообщений
- 1,277
- Поблагодарили
- 969
- Поблагодарил
- 2
Господи, как все запущено. Психолги не знают ЧТО им делать с морзянкой...преподаватели не понимают ЧТО происходит с курсантами....
В советское время в ткачихи не брали девочек с восьмикалссным образованием. Будете смеяться, но восьмикалссницам не хватало интеллекта для БЫСТРОЙ реакции при завязывании оборванных узелков на пряже
Я хочу сказать, что МОЗГ человека должен достичь определенного развития для быстрой реакции на внешние раздражители.
Думаю, что Ваши "курсанты" - еще дети. Отсюда и трудности при скорописи. Подождите - вырастут и "полетят"...
А пока выполняйте с ними ДИКТАНТ - чтайте БЫСТРО БУКВЫ(Анна, Брис...Василий), а они должны записывать за вами. Можно в виде игры - с отставанием на нужное количество букв...сначала- на одну.Последний раз редактировалось UA3AMY; 12.10.2008 в 16:19.
73! Владимир
-
12.10.2008, 14:02 #29
- Регистрация
- 18.08.2006
- Адрес
- Москва (RM)
- Возраст
- 75
- Сообщений
- 2,407
- Поблагодарили
- 1392
- Поблагодарил
- 308
На занятиях по телеграфу с детьми во Дворце Творчества на Ленинских горах я частенько рассказывал им приличные анекдоты . Первую половину устно, а конец (самое интересное) азбукой Морзе. Это было большим стимулом понять всё. Вы бы видели, как заинтересованно дети учились и старались понять(я на это и рассчитывал). -Так как ЗАСТАВИТЬ учиться нельзя, остаётся показать, как интересно в это можно поиграть. Мало кто откажет себе в этом удовольствии. Я твердо убежден, что нет таких, кому "медведь на ухо наступил".
А ещё, разбив группу на пары с помощью ПУРКа-24, предлагал ребятам на занятиях поиграть в "морской бой". Причем запрещал переговариваться устно. Слышен только стук ключей. И в добавок кто с кем был в паре- неизвестно. Свет выключал. Вот вам помехи, вот вы не знаете, с кем общаетесь, вот условия, близкие к реальным. Спросить можно только у меня. Обучение и с интересом шло полным ходом. Жаль Директор не понимал и не одобрял такой нетрадиционный способ подготовки радистов. Ему нужно было, как в школе. Но они же дети и, заметьте, сами приходили ко мне на занятия после школы, где им до смерти надоела Мария Ивановна со своими двойками и контрольными работами. А ещё: делим класс на две группы: СИНИЕ передают "секретную" радиограмму с координатами тайника, ЖЕЛТЫЕ должны найти. Каждый по очереди был радистом. Вы представляете, что такое для команды ребят проиграть? Крик, шум, выяснение, почему ты ещё не радист! И набегаются вдоволь, и сосредоточенно посидят в классе. Главное- результат. Что интересно, по окончании курса занятий НИ ОДИН не сказал мне, что учил он азбуку Морзе напрасно. Хотя не все стали Радистами.
Обратите внимание, разговоры на форуме и в радиолюбительской среде , что азбука Морзе уже не нужна современным радистам, ведут ТОЛЬКО те, кто эту самую азбуку и НЕ ЗНАЕТ и не пользуется.
Ну, а раз не знаешь, то неплохо было бы помолчать...или выучить.
Интересно, а если он её выучит и начнет пользоваться в эфире, изменит ли своё мнение? Как Вы думаете?
Александр
-
12.10.2008, 15:09 #30
- Регистрация
- 30.04.2002
- Адрес
- Липецк, Россия
- Возраст
- 55
- Сообщений
- 935
- Записей в дневнике
- 16
- Поблагодарили
- 64
- Поблагодарил
- 4
Александр --- скорее именно Вы --- ПСИХОЛОГ.
А не те , кто получили образование ("диплом") и говорят об этом в форуме.
Мотивация обучения --- это самое главное! И на этой стадии должен поработать Преподаватель.
Я, почитав Ваш пост, понял направление , как своего сына заинтересовать CW...
PS Пусть я сам не "хватаю звезд с неба" в смысле телеграфа, но
показать ребенку этот "иной мир" --- просто сильно хочется --- так же , как я его,в свое время, открыл для себя.
Главное открыть "окно" и показать направление ... А уж там как он сам захочет --- так и будет...
Только я еще не видел ни одного человека , коий работал в эфире CW , а после бросил и все забыл
Работавших в SSB и бросивших --- видел кучу!
Удачи!
RU3GA
АлександрПоследний раз редактировалось RU3GA; 12.10.2008 в 15:35.
73! Александр (RU3GA)
Социальные закладки