По-поводу НЕ антенн, мне больше всего понравился ответ И. Гончаренко, DL2KQ в гостевой книге на его сайте... Готов подписаться под каждым его словом.
Сообщение #369, написано в среду, 30 марта 2011 года, в 8:58
Вид для печати
По-поводу НЕ антенн, мне больше всего понравился ответ И. Гончаренко, DL2KQ в гостевой книге на его сайте... Готов подписаться под каждым его словом.
Сообщение #369, написано в среду, 30 марта 2011 года, в 8:58
Согласно теории, сопротивление излучения пропорционально l/(lamda*lamda). В моем экземпляре антенны длина цилиндров 30 см для 40-метрового диапазона. Я бы не смог связаться на SSB на 2500 км. Что касается кабеля (фидера), то он скорее является противовесом, чем излучателем.
Проволовка не знает, как вы её обзываете и какую функцию выполнять предписываете. Если по ней течёт переменный ток, то она излучает.
Согласен. И противовесы излучают, и АЭФ у большинства антенн имеется.
От того, как проволоку обзовешь, суть не изменится. Но (как утверждают сторонники EH) излучение противовесов не является основным, скорее паразитным. Как и у GP.
Но форум не о том. Критиковать EH - глупо. Это как констатировать, что дешевый старый ВАЗ 210X - отстой по сравнению дорогими с современными Mercedes или Ferrari. Но на дорогах России на них почему-то еще ездят некоторые. Как и на старых и дешевых иномарках (дешевых - по сравнению с современными, конечно).
Я просто утверждаю, что у EH есть некоторые достоинства, которых нет ни у полноразмерных антенн, ни у укороченных вертикалов. Для некоторых они могут оказаться решающими, примерно как цена автомобиля.
Offtopic. Была со мной история в свое время. Купил я Ford Focus. А два моих приятеля долго меня шпыняли, что я такой офисный ширпотреб купил. Ауди - минимальный достойный уровень приличного человека. И мне это впаривали вполне серьезно. К их компетентному мнению вполне можно было бы и прислушаться (один из них имеет автомобильное образование и работает в автосфере, другой - ярый фанат авто, меняет их, сравнивая), но я знал, что на тот момент у первого был тоже Focus, а у другого Renault Megane. На мой прямой вопрос они, не смущаясь, оба ответили, что когда накопят достаточно денег, то, конечно, купят Ауди.
Так вот к чему. Доходит до того, что некоторые противники EH в горячке заявляют, что EH - отстой по сравнению с Yagi и A4S.
Кто ? Где ? Когда ? Кроме апологетов ни у кого даже мысли такой не проскочило! Её можно сравнивать только с "микровертикалом" от DL7PE. Тот же размер и тот же АЭФ. Но, последний проще и надёжнее.
А какая половина у диполя работает как противовес с паразитным излучением?
А при каком значении сопротивления излучения можно-таки связываться на SSB на 2500 км?
А не связано ли явление проведения радиосвязи ещё и с сопротивлением потерь связанным (согласно теории) как с сопротивлением излучения, так и с КПД в конечном счёте? Как вы достигли "золотого сечения" позволяещего проводить такие связи?!
Во всех умных книжках, где объясняется антенный эффект фидера, указывается, что присоединение несимметричного кабеля к симметричному диполю не избавляет от АЭФ, в частности в хорошей статье на cqham.ru.
И Вы эту статью, несомненно, читали, и знаете ее не хуже меня, а может даже и лучше.
Поэтому симметрирование даже простого диполя в некоторых случаях полезно. Уменьшаются паразитные излучения и наводки, улучшается диаграмма направленности.
В случае диполя и большинства прочих антенн - полезно, поскольку заставляет ВЧ-ток распространяться не по любому подключенному к антенне проводу, а по предназначенному для него. Но только не в т.н. ЕН-антенне, где любая попытка симметрирования питания вызывает потерю её работоспособности. Вы же сами делали этот опыт, или забыли? Так, что любой паразитный АЭФ, вредный и подлежащий устранению в нормальных антеннах, является основным видом излучения в ЕН. Это доказано и теоретически и практически, и только апологеты, не стану называть фамилий, говорят что-то, вроде: "да, излучает немного, я даже колечко не стал ставить".
Вы не колечко поставьте, уважаемый г. Апологет, а запитайте антенну индуктивно, а не кондуктивно. Ведь по вашей теории, это без разницы, не так ли? И попробуйте на таком конструктиве напроводить связей.
Но промолчит г. Апологет, "не заметит" этого поста.
А откуда эта "разница в напряжении потенциалов" берется, если расстояние верхом и низом цилиндра значительно меньше длины волны ?
Теоретически оно конечно есть (длина цилиндра не равна нулю), но чтобы "вызывать ток в цилиндре, который создает поле H" - этого пожалуй маловато.
Может кто нибудь из обладателей ЕН замерит напряжение между концами одного из цилиндров ?
Да, я пробовал симметрировать антенну. И понятно, что если отсечь излучение фидера дросселем у основания антенны, то параметры сильно ухудшатся. Но они так же ухудшатся у любого микровертикала без противовесов. Пытаться обмануть физику процессов бесполезно.
Я не утверждал, что EH-антенна хорошо работает с коротким фидером. Чтобы избавиться от болтовни я назвал тему "Практика...", надеясь, что разговор пойдет о том, на каком расстоянии от антенны можно запирать дросселем излучение фидера. Теоретики, начитавшиеся умных книжек, возражают: нет-нет, давайте чистый теоретически обоснованный научный эксперимент без излучающего фидера. Нижний цилиндр, конечно, кое-что может излучать, но только при условии, что кабель имеет не очень малую длину.
Теоретики опять орут: нет-нет, вся высота EH-антенны должна измеряться с кабелем.
Опять они, начитавшись теорий, не понимают некоторых важных вещей.
EH-антенна должна быть поднята над реальной землей, как любая КВ антенна. Но длина фидера и высота подъема - не одно и то же. Например, у меня, когда я провел связь на 2500 км, длина кабеля была 15 м, он лежал шел от трансивера по земле и потом поднимался на 4-5 м почти вертикально.
Авторы антенны утверждают лишь, что требования к подъему над землей у EH ниже, чем у полноразмерных антенн. И это достигается ценой некоторой потери эффективности, как и у всех малогабаритных антенн.
Теоретики опять орут, что некоторая потеря - это мягко сказано, ближе к эквиваленту нагрузки. Те, кто может получить лучшее, т.е. заплатить за лучшее, не будут идти на компромиссы.
Мотогонщик не будет серьезно относиться к велосипеду. Но я лично предпочитаю кататься на велосипеде, хотя скорости там и существенно ниже, чем у мотобайкеров.
Это совсем другие требования, и совсем другое удовольствие.
Спасибо за внимание.
Не обращайте внимания на теорию антенн. Все намного проще, на входе EH-антенны стоит повышающий трансформатор с коэффициентом более 10, плюс некоторая добротность колебательного контура (впрочем, не очень высокая, потому что энергия излучается), образованная обмоткой транса и емкостью между цилиндрами. Разница потенциалов не зависит от расстояния между цилиндрами, главное - чтобы не было пробоя.